Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История»




Скачать 326.99 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История»
страница1/3
Дата11.11.2012
Размер326.99 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Историко-филологический факультет

Кафедра истории России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

050400 ДПП.05 ИСТОРИЯ РОССИИ (XVI – первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению

050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История»

Аннотация

Дисциплина «История России (XVI – первая половина XIX вв.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История»; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.).

Составные компоненты учебно-методического комплекса:

-аннотация к Учебно-методическому комплексу

-рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена)

-материалы, устанавливающие порядок и содержание текущей, промежуточной, итоговой аттестации по дисциплине

Автор-составитель учебно-методического комплекса

д.ф.н., к.и.н., профессор кафедры истории России ИФФ ТГПУ

Сазонова Н.И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


рабочая Программа дисциплины


050400 ДПП.05 ИСТОРИЯ РОССИИ (XVI – первая половина XIX вв.)


ТОМСК 2011


1. Цели и задачи дисциплины

Целью данного курса является изучение студентами истории России в период с правления и централизаторской деятельности Ивана Грозного до коренных преобразований российского государства и общества в первой половине XIX века.

Задачи курса предполагают формирование у слушателей целостного видения истории России в указанный период, умение анализировать ситуации в историческом процессе, умение работать с историческими документами, понимания характера отношений общества и государства в России и общих тенденций в изменении этих отношений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса слушатели должны:

  • знать основные этапы и ключевые проблемы данного периода истории России;

  • владеть фактическим материалом, навыками работы с историческими источниками;

  • уметь анализировать фактический материал, обобщать его, делать выводы, вычленяя особенности исторического развития России.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

270

2

Аудиторные занятия

90




Лекции

54




Практические занятия (ПЗ)

36




Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных работ







Самостоятельная работа

180




Курсовая работа







Расчетно-графическая работа







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля




зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины


4. 1. Разделы дисциплины и виды занятий



№ темы


Наименование разделов


Всего часов



Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

11

Россия в первой половине XVI века.

4

2

2




2

Первый этап правления Ивана IV. Реформы 1549-1560 гг.

4

2

2




3

Опричнина Ивана Грозного.Внешняя политика России XVI в.

4

2

2




4

Смутное время в России.

4

2

2




5

Политическое и социальное развитие России в XVII в. Формирование абсолютизма.

4

2

2




6

Раскол Русской православной церкви

4

2

2




7

Внешняя политика России в XVII в

4

2

2




8

Реформы Петра I

4

2

2




9

.Эпоха дворцовых переворотов

4

2

2




10

Результаты преобразований в России в первой половине XVIII в

4

2

2




11

Социально-экономическое развитие России во 2 половине XVIII в.

4

2

2




12

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

6

4

2




13

Внутренняя политика правительства в первой половине XIX века.

4

2

2




14

Внешняя политика России в первой половине XIX века. Место России в системе международных отношений.

4

2

2




15

Российская империя в начале XIX века. Развитие промышленности.

4

2

2




16

Общественная мысль в России 1 пол. XIX в.

8

4

4







ИТОГО:

72

36

36





4.2 Содержание разделов дисциплины

Тема 1 Россия в первой половине XVI века.

Географическое положение России, Ближайшие ее соседи. Население и этнический состав. Характерные черты социально-экономических отношений.Вопрос о престолонаследии в московской княжеской семье в первой трети XVI века. Династический кризис. Малолетство Ивана IV. Правление триумвирата. Борьба за власть Елены Глинской. Мятежи удельных князей. Борьба боярских партий в 1538-1545 гг.

Централизаторская политика московского правительства в период боярского правления.


Тема 2 Первый этап правления Ивана IV. Реформы 1549-1560 гг.

Понятие «Избранная Рада». Вопрос о ее составе и причинах формирования. Общественно-политическая мысль России в середине XVI века. Развитие идей самодержавной власти и представительства сословий. Начало складывания сословно-представительной монархии. Финансовая, военная, судебно-административная и церковная реформы.

Прекращение деятельности Избранной рады. Причины и результаты.


Тема 3 Опричнина Ивана Грозного. Внешняя политика России в XVI в.

Причины появления Опричнины: Историография вопроса. Основные этапы. Цели и социальная природа опричной политики. Роль личности царя в формировании внутриполитической линии. Вопрос о времени завершения Опричнины и «Перебор людишек» в 1575-1576 гг. Существование опричного двора до 1587 г. Последствия Опричнины. Кризис российского общества. Основные направления и цели внешнеполитической деятельности России. Отношения с Казанским ханством, Крымом и Османской империей. Захват Казани и его внешнеполитические последствия. Присоединение Астраханского ханства. Реакция Османской империи. Первые конфликты с Крымом. Засечная черта. Отношения России с Сибирским ханством. Поход Ермака.

Общая характеристика Русско-литовских отношений в первой половине XVI в. Предпосылки и причины Ливонской войны 1558-1583 гг. Основные Этапы. Результаты. Русско-шведская война 1589-1595 гг.

Общая характеристика результатов внешней политики России в данный период.


Тема 4. Смутное время в России.

Предпосылки структурного общественно-политического кризиса в России. Основные этапы. Результаты Смуты. Феномен самозванчества в России.

Социально-экономическое развитие России в конце XVI в. Писцовые книги. Введение «Заповедных лет». Указная и безуказная теории в историографии.

Крестьянское и холопское право а России на рубеже XVI-XVII вв. Урочные лета. Социально-экономическое развитие России после Смуты.

Последствия Смутного времени в экономике России. Особенности развития сельского хозяйства, промышленности, торговли. Особенность российской мануфактуры в XVII в. Отхожие промыслы. Ярмарки. Торговые уставы 1653, 1667 гг.

Формирование основных сословий в России. Чины служилые и тяглые люди. Подчинение сословий государству. Их искусственный характер. Сближение по статусу вотчины и поместья, социальные причины этого процесса. Сближение по статусу холопов и крестьян.

Тема 5. Политическое и социальное развитие России в XVII в. Формирование абсолютизма

Социальные конфликты после Смуты. Восстания народов Поволжья. Городские восстания 1648 г. Соляной бунт в Москве. Восстания 1650 г. во Пскове и в Новгороде. Медный бунт 1662 г. Результаты городских восстаний в России. Восстание стрельцов 1682 г. Движение казаков под руководством С.Разина: предпосылки, причины, результаты. Религиозная составляющая в восстаниях второй половины XVII в.

Особенности формирования абсолютизма в России. Снижение роли боярской думы. Рост влияния приказов и приказной бюрократии. Соборное Уложение 1649 г. – законодательное оформление абсолютизма в России. Первые шаги в подчинении церкви государству. Деятельность Монастырского приказа. Спор о превосходстве духовной власти над светской между Патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем.


Тема 6. Раскол Русской православной церкви.

Обмирщение общественного сознания в России. Зарождение индивидуализма. Формирование светских жанров в литературе: сатира, публицистика, автобиография. Появление научных исследований. Перевод европейских научных трудов. Формирование школьного и высшего образования. Эволюция живописи. Появление портретного жанра. Изменения в иконописи. С. Ушаков. Религиозность в России в первой половине XVII в. Вопрос об исправлении книг. Влияние украинского духовенства. Внешнеполитический фактор в церковных преобразованиях. Кружок ревнителей древнего благочестия: идеи, состав, разногласия. Основное содержание реформ Никона. Идеи его оппонентов. Социальный резонанс преобразований. Влияние раскола церкви на культурное развитие России.

Тема 7. Внешняя политика России в XVII в.

Внешнеполитическое положение России после Смутного времени. Основные направления и цели внешней политики России. Смоленская война 1632-1634 гг. Русско-польская война 1654-1667 гг. Присоединение Украины к России. Русско-шведская война 1656-1661 гг.

Отношения с Крымским ханством и Османской империей. «Азовское сидение» 1637-1641 гг. Чигиринские походы 1677-1678 гг. Крымские походы 1687, 1689 гг. Азовские походы 1695, 1696 гг. Поиск союзников против Турции в рамках «Великого посольства». Константинопольский мир 1700 г.

Освоение в Сибири в XVII в. и взаимодействие с местными пролитическими образованиями, тюркскими государствами и Китаем. «Албазинское сидение.» Нерчинский договор 1689 г. Развитие торговли с Китаем.

Тема 8. Реформы Петра I.

Предпосылки реформ. Связь преобразований с деятельностью первых Романовых. Бессистемность реформ Петра I.

Военные реформы. Реформы системы управления. Военно-служилая реформа. Реформа тяглого населения. Введение подушной подати. Паспортная система. Церковная реформа. Подчинение церкви государству.

Преобразования в сфере культуры и быта.

Характеристика экономического положения России накануне реформ. Изменения в сельском хозяйстве, кризис и упадок. Промышленность: своеобразие мануфактурного производства в России. Историография развития промышленности в России первой четверти XVIII в. Финансовые реформы. Проблема развития внутренней и внешней торговли в правление Петра I.

Основные направления внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Русско-турецкие отношения в 1695-1715 гг. Формирование антишведской коалиции. Международная обстановка в Европе на кануне Северной войны. Первый этап войны (1700-1709).

Второй этап войны и внешнеполитические контакты России в Европе. Проекты антироссийских блоков в Северной и Центральной Европе.

Мирный процесс. Аландский мирный конгресс 1717-1718 г. Ништадтский мир 1721 г.

Персидский поход 1722-1724 гг.

Тема 9. Эпоха дворцовых переворотов

Предпосылки и причины дворцовых переворотов. Попытки решения вопроса о престолонаследии. Альтернативы общественно-политического развития России: «затейка» верховников и позиция дворянства. Внутренняя политика Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра III. Итог эпохи дворцовых переворотов.

Внешняя политика России в 1730-х – 1750-х гг.

Тема 10. Результаты преобразований в России в первой половине XVIII в. Территория страны. Численность, размещение, социальный и национальный состав населения России. Земледельческое и промышленное освоение новых районов. Сельское хозяйство. Тенденции развития крепостного помещичьего хозяйства. Ужесточение режима крепостного права. Дальнейшее расширение дворянских привилегий. Крепостническое законодательство. Финансово-экономические проекты П.И.Шувалова и их реализация. Указ о винокурении. Организация дворянского банка. Положение крестьянства.

Тема 11. Социально-экономическое развитие России во 2 половине XVIII в.Начало разложения феодально-крепостнических отношений и складывание капиталистического уклада. Рост товарного хозяйства. Развитие промышленности, промыслов. Торговли. Капиталистическая и крепостническая мануфактура. Кадры мануфактурных рабочих. Рост крестьянского промыслового отхода в города. Внутренняя и внешняя торговля. Отмена внутренних таможен. Экономическое и сословное положение купечества. Развитие городов. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Петр III. Манифест о вольности дворянства. Упразднение тайной канцелярии.

Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России, его сущность и особенности. Социальная политика и крепостническое законодательство. Секуляризация церковного землевладения, ее цели и значение. Реформа Сената. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.: цели ее созыва, состав, требования дворянства, купечества, казаков, государственных и приписных крестьян. Создание Вольного экономического общества. Общественно-идейная борьба третьей четверти XYIII в.

Тема 12. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Основные направления внешней политики Российской империи во второй половине XVIII в. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кучюк-кайнарджийский мир. Утверждение России на Черном море. Строительство городов и портов. Черноморский военно-морской флот. Рост международного авторитета России. Участие в первом разделе Речи Посполитой. Буржуазная революция в США и декларация о вооруженном нейтралитете.

Тема 13. Внутренняя политика правительства в первой половине XIX века. Своеобразие российской монархии как дискуссионная проблема. Содержательный смысл понятий «абсолютизм» и «самодержавие» – общее и особенное. Российская монархия. Ее отличительные признаки и обусловившие их объективные факторы (природные, внешнеполитические, социальные, культурные). Правление Александра I. Условия начала правления Александра I .Личность Александра I. Формирование его политических взглядов в контексте культуры и идеологии Просвещения. Задачи правления – установление правового государства на основе упорядоченных законов и разделения властей. Первые административные преобразования – создание министерств и реформирование Сената. План реформ М.М.Сперанского. Причины его неудач.

Политика Александра I в области просвещения, ее обусловленность временем: потребность в подготовленных специалистах и образованных чиновниках, стремление поставить под контроль идеологические процессы. Автономия университетов, создание стройной четырехзвенной системы образования.

Отказ от либеральных реформ после войны 1812 года. Курс на упрочение самодержавной власти. Теоретической обоснование нового курса в записке Н.М.Карамзина «О старой и новой России». Проявление нового курса в сфере аграрно-крестьянской политики и образования. Политика в отношении Царства Польского и устройство военных поселений.

Тема 14. Внешняя политика России в первой половине XIX века. Место России в системе международных отношений. Основные направления внешней политики. Их социальная, экономическая и политическая обусловленность. Цели и задачи внешнеполитической деятельности, ее имперский характер. Стремление расширить доступ на мировой рынок, попытки установить гегемонию в центральной Европе и на Востоке, активная роль в подавлении революционных движений. Противоречивость характера внешней политики. Ее агрессивность, колониальная направленность и прогрессивное содержание, содействие освобождению народов Балканских стран и Закавказья.

Участие России в III (1805 г.) и IV (1806-1807 г.) антифранцузских коалициях. Тильзитский мир – преддверие к новой войне с Францией. Континентальная блокада и польский вопрос - основные пункты новых русско-французских противоречий.

Война 1812 года. Борьба за руководящую роль на Европейском континенте. Планы, дипломатическая и военная подготовка сторон. Ход и исход войны. Бородино – победа или поражение? Контрнаступление и заграничные походы русской армии. Причины и обстоятельства поражения «Великой армии» Наполеона. Падение Парижа (1814 г.) Парижский мирный договор.

Место России в послевоенной Европе. Венский конгресс (1814-1815 гг.), Венская система договоров как переломный момент в формировании институтов европейской дипломатии. Восточный вопрос во внешней политике России. Его суть и активизация попыток решения в период правления Николая I. Деятельность русской дипломатии на Ближнем Востоке. Русско-иранская (1826-1827 гг.) и Русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны. Туркманчайский и Адрианопольский мирные договоры. Активизация российской агрессии на Кавказе (Чечня и Дагестан). Крымская война (1853-1856 гг.) Начало политической и военной изоляции России. Первая (1840 г.) и вторая (1841 г.) Лондонские конвенции. Причины, повод и условия начала и дальнейшего хода войны. Основные театры военных действий. Локализация действий в Севастополе. Причины локализации. Исход войны. Парижский мирный договор. Причины поражения и влияния его на внутри – и внешнеполитическую жизнь России.

Тема 15. Российская империя в начале XIX века. Развитие промышленности. словия экономического развития: огромная территория, богатство природных ресурсов и возможность технических заимствований у стран Западной Европы – факторы, стимулирующие процесс модернизации. Вместе с тем суровые природные условия (бедные подзолистые почвы, неблагоприятные климатические условия, короткий вегетационный период) обусловливали медленные темпы экономического развития, сдерживали модернизационные процессы в целом и создавая необходимость наличия мощных силовых структур как опоры государственной власти и, соответственно, самодержавную, деспотическую форму государственной власти.

Сельское хозяйство. Категории крестьян. Монопольная земельная собственность государства и дворян-помещиков как основа феодально-крепостнического производства. Своеобразие феодализма в России. Динамика развития помещичьего и крестьянского хозяйства. Факторы стимулирующие и факторы сдерживающие процесс их развития.

Личная зависимость крестьян, их прикрепление к наделам. Следствие этих факторов – упрощенная форма феодальных отношений, отсутствие сложной иерархической структуры.

Помещичье хозяйство. Состояние и тенденция развития. Категории помещиков, устройство их хозяйств. Стимулы их развития. Факторы, сдерживающие модернизацию хозяйства - отсутствие внутренней необходимости его реформирования.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 12 «Архивоведение»
Дпп. 12 «Архивоведение» для образовательной программы по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси»
Для специальности/направлению: 050400 «Социально-экономическое образование», профиль «050401Социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование»
Гос впо 2005 «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование»
Гос впо 2005 «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в.)
Учебно-методический комплекс «История русской литературы: первая половина XX в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconУчебно-методический комплекс курса по специальности 050400 «Социально-экономическое образование»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» положение о выпускных квалификационных работах
Положение о выпускных квалификационных работах и программа междисциплинарного экзамена по направлению 050400. 62 Социально-экономическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconМетодическое пособие предназначается для студентов I курса заочного отделения исторического факультета направление: «050400. 62 социально-экономическое образование»
Для студентов I курса заочного отделения направление: «050400. 62 социально-экономическое образование»
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева»
Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников тгпи им. Д. И. Менделеева по направлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 050400. 62 Психолого-педагогическое образование профиль 050400. 62. 03. «Психология и педагогика начального образования»
Основная образовательная программа (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница