Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы




Скачать 309.63 Kb.
НазваниеАдаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы
страница1/3
Дата11.11.2012
Размер309.63 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Адаптационный период в школе


Замысел и концептуальные подходы

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.


Каковы же задачи адаптационного периода?

Для первоклассников:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);

- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.

В пятых классах следует обратить внимание на:

- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;

- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие;

- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.

В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Как показал анализ, чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

- разработка психологом школы варианта программы для работы с каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);

- осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

- создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;

- обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

- привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

- промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

- обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;

- проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

- итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

- проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода;

- подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».

Управленческий аспект

Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Если задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания адаптационного периода, то целью работы административной команды должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.

Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:

• подготовительный (май, июнь, август);

• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);

• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь).

Задача администрации в ходе адаптационного периода заключается в обеспечении четкой координации работы педагогического коллектива.

Директор школы:

• издает приказ о проведении адаптационного периода и его подготовке;

• своевременно назначает классных руководителей;

• контролирует выполнение приказа и его административное обеспечение;

• проводит итоговое обсуждение проведения адаптационного периода;

• составляет итоговую справку о результатах проведенной работы.

Заместитель директора по учебной работе обеспечивает:

• специальное расписание для 5-х и 10-х классов, которое позволяло бы классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися этих классов в ходе учебного дня, а после его окончания проводить мероприятия;

• наличие кабинетов на весь учебный день для каждого из 1-х, 5-х и 10-х классов.

Заместитель директора по воспитательной работе:

• координирует действия учителей физкультуры, ИЗО, руководителей кружков и факультативов;

• курирует работу начинающих классных руководителей.

• организует итоговые мероприятия в параллелях
1-х (конкурс рисунков на асфальте), 5-х ("Веселые старты»), 10-х (….) классов;

• участвует в анализе по процессу адаптационного периода;

• организует итоговую выставку материалов, посвященных достижениям учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов в процессе адаптационного периода.

На подготовительном этапе решаются организационные и методические задачи. К ним относятся:

• своевременное назначение директором школы классных руководителей 1-х, 5-х, 10-х классов (при этом необходимо учитывать соответствие доминирующего стиля работы классного руководителя с классом тому, к которому данный класс наиболее привык);

• проведение психологами школы совместно с заместителями директора по учебно-воспитательной работе семинаров для будущих классных руководителей;

• обеспечение библиотекарем будущих классных руководителей методической литературой;

• привлечение заместителями директора по учебно-воспитательной работе педагогов (не классных руководителей) к решению задач адаптационного периода.

• продумывание и подготовка заместителями директора по учебно-воспитательной работе совместно со специалистами-предметниками и руководителями кружков итоговых мероприятий для параллелей 3 (4)-х и 9-х классов. Это может быть система мероприятий в конце учебного года, где ребята знакомятся с новой ситуацией обучения в предстоящем году, осознание специфики новой возрастной ступени.

О работе в процессе собственно адаптационного этапа речь пойдет ниже. А постадаптационный этап - это время «сбора урожая». Его целесообразно разбить на два подэтапа.

1. Собственно аналитический - это анализ результатов адаптационного периода, проводимый психологами совместно с классными руководителями и заместителями директора по воспитательной работе. Последние организуют итоговую выставку наиболее интересных материалов, созданных при работе с классами (стенды, результаты анкетирования, проекты классов, рисунки и др.).

2. Аналитико-проектировочный (проектный), проводимый директором школы на основании результатов предыдущей части. Целью является формулирование итогов аналитической работы (составление итоговой справки) и определение путей решения вопросов и проблем, обозначившихся при подготовке и проведении адаптационного периода.

В результате построенного таким образом адаптационного процесса педагоги достигают:

- снижения собственной тревожности перед незнакомыми учащимися, быстрее привыкают к новому классу;

- понимания тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята при поступлении в школу, переходе на вторую или третью ступени обучения в ней;

- утверждения доброжелательной атмосферы в классных коллективах, при которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги.

Они приобретают опыт взаимодействия с учениками, способствующий взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга. Кроме того в процессе адаптационного периода учителя имеют возможность уточнить цели и задачи работы с тем или иным классом на предстоящий год.

Психологическое обеспечение адаптационного периода

Работа психолога начинается с подготовки к семинару-практикуму, который проводится в конце учебного года или в августе, когда известны классные руководители будущих 1-х, 5-х и 10-х классов. Цель семинара-практикума - помочь учителям осознать смысл адаптационного периода и принять его идеи.

Предлагаем возможный вариант проведения такого семинара. Разговор с педагогами можно начать с метафоры или притчи, которая поможет учителям настроиться на работу, «оторваться» от текущих дел. (Например, «Притча о быстрой лошади». «Мудрец спросил у торговца лошадьми: «Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?» - «Потому что бежит в десять раз быстрее». - «Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели...». Торговец задумался - и сбавил цену». (Кротов В. Г. Массаж мысли. М., 1997.)

Адаптационный период - это время в начале года, когда есть возможность выбрать направление в педагогической работе на этот год и с этими детьми.

Далее учителям можно предложить ответить на вопрос: «Представьте себе ситуацию: Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?» (Участники семинара пишут ответы индивидуально, затем обмениваются мнениями в группе и представляют общий ответ, где все мнения учтены. Группы состоят из классных руководителей 1-х, 5-х и 10-х классов, то есть всего три группы.)

Важно, чтобы педагоги осознали чувства ребенка, оказавшегося в новой ситуации, его трудности, так как от соответствующей позиции классного руководителя зависит эффективность адаптации школьника. Поэтому следующее задание может быть таким: «Представьте себя на месте ребят, пришедших в 1-е, 5-е и 10-е классы. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в школу, попадая в новый класс?» (Учителя работают в группах так же, как и при выполнении предыдущего задания.) Вот как на вопрос о трудностях школьников ответила группа классных руководителей 10-х классов:

1) стены новой школы;

2) отношения между «новичками» и «старожилами»;

3) неизвестность требований учителей в старшем звене школе;

4) личность классного руководителя;

5) проблема общения между юношами и девушками;

6) смысл обучения в средней школе;

7) испытание границ допустимых нарушений;

8) преподнесение себя.

Психологу важно обсудить с учителями те аспекты школьной жизни, которые вызывают трудности. Прослушивая ответы всех групп, педагоги отмечают возрастную специфику возможных трудностей школьников, выделяют общие трудности, независимые от возраста.

«Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?»- таким может быть следующий вопрос обсуждения. По сути, предлагается определить возможные задачи адаптационного периода. Когда ответы готовы, ведущий просит проранжировать их в порядке значимости: выявляются первостепенные задачи. Группа учителей 1-х классов на последний вопрос ответила так:

• снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;

• познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

• познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе;

• познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.

В конце семинара-практикума мы предлагаем участ-никам письменно продолжить предложения. Сначала ведущий диктует 1-е предложение («Я сомневаюсь, что во время адаптационного периода...») и просит дать 3-5 вариантов ответа. Это задание поможет классным руководителям «проговорить» свои опасения, связанные с адаптационным периодом. Затем психолог диктует второе предложение: «Я надеюсь, что во время адаптационного периода...» и предлагает продолжить последнее в 3-5-ти вариантах.

Следующий этап работы психолога и классных руководителей также связан с подготовкой к адаптационному периоду. В конце августа психолог проводит совещания с группами учителей (отдельно - 1-х, 5-х и 10-х классов), на которых:

• определяются психологические особенности каждого возраста;

• обсуждаются цели и задачи адаптационного периода для каждой возрастной группы;

• обсуждается оптимальная позиция педагога и степень его включенности в работу в ходе адаптационного периода.

Психологу желательно наметить ежедневные встречи с классными руководителями во время адаптационного периода, смысл которых заключается в оказании поддержки педагогу психологом. Такие встречи можно начать с проговаривания чувств и переживаний учителей. Психолог может задать вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что вас сегодня порадовало?», «Что огорчило?», «Что оказалось неожиданным?», «А что чувствовали ребята сегодня: что их порадовало, что расстроило, что удивило?»

Затем обсуждаются трудности, возникшие в течение дня у ребят и самого педагога, обговаривается тактика дальнейшего взаимодействия учителя и класса.

В конце адаптационного периода (примерно в конце первой учебной четверти) проводится совещание групп классных руководителей (отдельно - 1-х, 5-х и 10-х классов) для обмена впечатлениями между педагогами об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода. Через несколько дней после этого классные руководители и психолог встречаются, с тем чтобы провести итоговый анализ адаптационного периода. В совместной работе определяются психолого-педагогические задачи для продолжения работы с конкретным классом, которые могут составить основу плана воспитательной работы классного руководителя на предстоящий учебный год, и содержание необходимой помощи психолога в работе с классом и отдельными детьми.

Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительского собрания.

Психолог помогает классным руководителям:

• настроиться на идею сотрудничества с родителями;

• определить стратегию работы с родителями в течение года;

• предлагает различные формы взаимодействия с родителями для создания возможности сотрудничества.

Какими могут быть задачи первого родительского собрания?

• снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;

• поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;

• выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;

• определить трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании;

• договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.

В конце собрания педагог рассказывает о системе просвещения родителей в школе, о возможности выбора психологических тем классных родительских собраний и регулярных встреч с психологом.

Динамика адаптационного периода

Адаптация первоклассников

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель прежде всего ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества (например, 1-го класса «А»).

Пример из практики. В конце первого дня обучения в одном из 1-х классов родилась сказка про любопытных гномов, которые любят трудиться и учиться. В другом классе появился образ муравейника, где каждый житель помогает другому делать общее важное дело и все они живут по определенным правилам. А 1-й класс «В» «строил» свою школу, где каждый нашел себе место, и придумал эпитеты для своей школы на букву «В». Все это было нарисовано, и каждый ребенок с помощью учителя вписывал свое имя в общую картину. В ходе этой работы ребята учились выражать собственное мнение, фиксировать свое желание что-то сказать, знакомились с первыми школьными правилами, учились обращаться к учителю и однокласснику.

Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята получают первый опыт учебного сотрудничества в группах. Группа в данном случае работает прежде всего как механизм поддержки ребенка в новой ситуации. Режим дня в каждом классе выстраивался по-своему. Ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В одном классе первоклассники показывают пантомиму, в другом - рисуют, а в третьем - подбирают картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Каждая группа строит свой план школьного дня и обосновывает его. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. В результате работы на этом этапе дети осмысливают опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками.

На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.

Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Ребята работают в парах, в группах, стараясь договориться в ситуации столкновения мнений. Самым непростым делом для первоклассников оказывается спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга, искать аргументы и доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. В конце работы ребята оценивают, насколько аргументированно они спорили и отстаивали свое мнение, анализируют встретившиеся трудности. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.

На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. Затем в школьном дворе они участвуют в конкурсе рисунков на асфальте. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики».

Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

  1   2   3

Похожие:

Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconА. В. Костина традиционная, элитарная и массовая культуры. Концептуальные подходы к исследованию
Традиционная, элитарная и массовая культуры. Концептуальные подходы к исследованию
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconОбраз матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Вы прочитали повесть «Тарас Бульба». Каков был замысел Гоголя при создании повести? Как Гоголь осуществил свой замысел? (его замысел...
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconМеждународная Ассоциация «Развивающее обучение»
Проектирование модуля организации образовательного процесса в адаптационный период
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconСодержание том
Концептуальные подходы и основные стратегические направления демографической политики 47
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconОбразовательная программа гоу сош №985 г. Москва
Модуль Ведущие концептуальные подходы, приоритетные направления в образовании школы
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconШкольные трудности у учащихся первых классов. Важные аспекты воспитания в адаптационный период
Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconПамятка для родителей
Памятка содержит правила, позволяющие ребенку быть успешным в учении, избежать серьезных срывов и болезней, сделать более благоприятным...
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы icon694051, Сахалинская область, г. Долинск, ул. Хабаровская 13, тел. 24198
Цели и задачи школы в области развития образования. Основные концептуальные подходы к обновлению школьного образования
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconПрограмма дисциплины «Адаптационный курс информатики» Для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Адаптационный период в школе Замысел и концептуальные подходы iconПрограмма дисциплины «Адаптационный курс информатики» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница