Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания




Скачать 123.15 Kb.
НазваниеРабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания
Дата05.09.2012
Размер123.15 Kb.
ТипРабочая программа
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия


«Утверждаю»

Декан факультета ФАР______

____________Борисов В.А.

(подпись) (фамилия, и. о.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине Концепции современного естествознания

(наименование дисциплины)

специальность ______071900 Информационные системы в экономике

(номер и наименование направления)

Форма обучения __________________очная_____________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Кафедра _______физика________________________

Лекции ______________ 24___ час.

Практические занятия ___ -_ _ час.

Лабораторные занятия __ 10 __ час.

Индивидуальные занятия _ - _ час.

Самостоятельная работа __66 __ час.

Всего часов____ 100___час.

Программу составил _____________________ Шувалов В.В.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Рабочая программа рассмотрена на_____________________________

(заседании кафедры, методическом

____________ научно-методическом семинаре кафедры ___________

семинаре, заседании методической комиссии)

"____" ______________ 2000 г.

Заведующий кафедрой________________________ _ Пиралишвили Ш.А.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Согласовано

Зав. кафедрой Экономики Денисов А.П.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Рыбинск, 2001г.


Рыбинская государственная авиационная технологическая академия


«Утверждаю»

Декан факультета ФАР______

____________Борисов В.А.

(подпись) (фамилия, и. о.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине Концепции современного естествознания

(наименование дисциплины)

специальность ______340100 Управление качеством

(номер и наименование направления)

Форма обучения __________________очная_____________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Кафедра _______физика________________________

Лекции ______________ 44___ час.

Практические занятия ___24 _ час.

Лабораторные занятия __ - __ час.

Индивидуальные занятия _ - _ час.

Самостоятельная работа __- __ час.

Всего часов____ 68 ___час.

Программу составил _____________________ Шувалов В.В.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Рабочая программа рассмотрена на_____________________________

(заседании кафедры, методическом

____________ научно-методическом семинаре кафедры ___________

семинаре, заседании методической комиссии)

"____" ______________ 2000 г.

Заведующий кафедрой________________________ _ Пиралишвили Ш.А.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Согласовано

Зав. кафедрой ТАДиОМ Безъязычный В.Ф.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Рыбинск, 2001г.

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия


«Утверждаю»

Декан факультета ФАР______

____________Борисов В.А.

(подпись) (фамилия, и. о.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине Концепции современного естествознания

(наименование дисциплины)

специальность ______340100 Управление качеством

(номер и наименование направления)

Форма обучения __________________очная_____________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Кафедра _______физика________________________

Лекции ______________ 34___ час.

Практические занятия ___ -_ _ час.

Лабораторные занятия __ - __ час.

Индивидуальные занятия _ - _ час.

Самостоятельная работа __- __ час.

Всего часов____ 34 ___час.

Программу составил _____________________ Шувалов В.В.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Рабочая программа рассмотрена на_____________________________

(заседании кафедры, методическом

____________ научно-методическом семинаре кафедры ___________

семинаре, заседании методической комиссии)

"____" ______________ 2000 г.

Заведующий кафедрой________________________ _ Пиралишвили Ш.А.

(подпись) (фамилия, и. о.)

Согласовано

Зав. кафедрой ТАДиОМ Безъязычный В.Ф.

(подпись) (фамилия, и. о.)


Рыбинск, 2001г.


1. ПРЕДИСЛОВИЕ


Рабочая программа по дисциплине “Концепции современного естествознания” составлена в соответствии с “Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования”.


1.1. Цель преподавания дисциплины.

Сформировать у студентов целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимание возможностей современных научных методов познания природы и умение использовать их на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций, знакомство со стереотипами современного научного мышления.


1.2. Задачи дисциплины.

1.2.1. Сформировать представление о естествознании как части единого духовного пространства человека.

1.2.2. Приобретение знаний и умения использовать понятия и законы естественных наук для углубленного понимания и анализа процессов и явлений, происходящих в неживой и живой природе, в сфере материального производства.

1.2.3. Рассмотрение ключевых проблем естествознания, отражающих общие законы диалектики: единства устойчивости и изменчивости, отношений дискретного и непрерывного, необходимого и случайного, абсолютного и относительного, количества - качества, конкретного - абстрактного и т.д.

1.2.4. Формирование представлений об универсальности поведения нелинейных систем (в том числе экологических, социально-экономических).

1.2.5. Формирование знаний в области основ синергетики и общей космологии.

1.2.6. Формирование знаний о природе человека, о мире живой и неживой природы, о единстве человека и природы, проблемах охраны природы и рационального природоиспользования.

1.2.7. Формирование навыков проблемного анализа состояний и динамики систем и разрешения проблемных ситуаций.


1.3. Рекомендации по изучению курса.

Курс призван сформировать знания студентов в сфере наиболее общих, имеющих ключевое значение для человеческих идей, направлений научного познания и практики. Сюда входят концепции К.Э.Циолковского о человечестве как активной творческой силе, преобразующей космос, переход человечества на качественно новый уровень развития - инфирмационный, концепция глобализма и коэволюции, концепция В.В.Вернадского о ноосфере, антропный принцип и его аспекты. Необходимо отразить также основные принципы синергетики и достижения революционного характера в комплексе наук о живом - генетике, молекулярной биологии, генной инженерии, биофизике, биохимии.

Содержание теоретического курса строится таким образом, чтобы данные конкретных наук составляли фон факторов, раскрывающих общие идеи курса.

При чтении курса предполагается исклучить идеологическую предвзятость. Рабочая программа составлена с учетом на преемственность содержания курса дисциплины и специальных курсов.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Введение. Естествознание как феномен культуры.

Естественно-научная и гуманитарная культуры. Целостность духовного пространства человека. Неразрывность гуманитарной и естественно-научной традиций. Специфика естествознания. Научный метод. Естественно-научная культуры как целостная система представлений о природе и человеке, характеризующая уровень развития общества.


2.2. Основные этапы развития естествознания.

Античная натурфилософия, ее основные принципы. Средние века и Возрождение. Новое время. Н.Кузалий, Н.Коперник, А.Везалий, Декарт, Фр.Бэкон. И.Ньютон - творец классической физики. Развитие ньютоновских традиций в XVIII - XIX веках. Становление материалистических школ. Гольбах, Бюффон. Ключевые открытия XIX века. Кризис в физике на рубеже XIX и XX веков и его истоки. Панорама современного естествознания и тенденции его развития.


2.3. Основные концептуальные понятия и мировоззренческие основы современного естествознания.


2.3.1. Материальное единство мира.

Материя как категориальное понятие философии и естествознания. Вещество и поле. Корпускулярная и континуальная традиции описания природы. Диалектика прерывного и непрерывного. Корпускулярно-волновой дуализм. Физический вакуум. Неисчерпаемость материи.


2.3.2. Материя, движение, пространство и время.

Движение, пространство, время как формы существования материи. Принципы относительности. Пространство, время и движение в классическом и современном естествознании.

2.3.3. Концепция универсальности взаимодействия.

Действие и взаимодействие в классическом естествознании. Концепции дальнодействия и близкодействия. Концепция “голой” частицы. Современная концепция взаимодействия как основы движения и развития. Принцип развития в свете ньютоновской и эволюционно-синергетической парадигмы.


2.3.4. Принципы симметрии и законы сохранения.

Геометрические симметрии и общее определение симметрии. Понятие абстрактной группы. Симметрии в макромире: однородность пространства, изотропность пространства, однородность времени, эквивалентность инерциальных систем отсчета. Законы сохранения, обусловленные симметрией пространства-времени. Два аспекта временной симметрии. Математические симметрии. Симметрия Клейна. Группа симметрии и проблема разрешимости уравнений в радикалах (теория Абеля). Математические симметрии в физике. Принцип соответствия как выражение симметрии. Симметрия в химии. Понятие о стереохимии. Симметрии в биологии. Филотаксис.Симметрия в микромире. С-, СР-, СРТ-симметрии. Симметрия ядерных сил.


2.3.5. Корпускулярная и континуальная традиция в естествознании.

Математическое понимание континуальности. Апории Зенона. Ситуации в философии и естествознании. Проблема делимости пространства и времени. Проблема делимости материи. Связь проблемы делимости материи с проблемой размерности пространства. Корпускулярно-волновой дуализм излучения и частиц материи и его экспериментальные подтверждения. Принцип неопределенности Гейзенберга. Принцип дополнительности Бора. Уравнение Шредингера. Квантование в микромире. Симметричные и антисимметричные волновые функции. Тождественность микрочастиц как выражение симметрии. Виртуальные процессы и виртуальные частицы. Физический вакуум. Квантовые эффекты в макромире.


2.3.6. Системы и состояния в естествознании.

Общая типология систем. Динамические системы: системы с сосредоточенными параметрами (дискретные системы), системы с рассредоточенными параметрами.

Дискретные динамические системы и проблемы описания их состояний.Обобщенные координаты. Обобщенные импульсы. Интегралы движения. Системы голономные и неголономные. Общие принципы исследования состояний. Методы аналогий, подобия, топологическая однородность. Математический эксперимент и проблема его объективности. Модель Ферми-Паста-Улама. Математическое моделирование движений и проблема устойчивости.

Системы с рассредоточенными параметрами. Процессы и явления в средах. Волновые движения. Волны и передача информации. Явления переноса в физических, биологических и других системах.

Кибернетические системы и их общая характеристика.

Информационные системы и их общая характеристика.


2.3.7. Статистические закономерности в природе.

Античные и классические представления об уникальности причинности. Необходимость и случайность как форма реализации причинно-следственных связей. Случайность как философская категория. Случайные события. Понятие вероятности случайного события. Статистические закономерности. Примеры статистических закономерностей. Приложение статистических закономерностей к анализу ситуаций. Энтропия и информация. Принцип возрастания энтропии.


2.3.8. Диалектика единства “порядок-беспорядок”. Элементы синергетики.

Формирование понятий о порядке и беспорядке в современном естествознании. Равновесный и неравновесный порядок. Недетерминированный и детерминированный хаос. Стохастические системы. Переход нелинейной системы от динамического поведения к сложному на примере одномерного отображения. Странный аттрактор. Критерий Фейгенбаума и универсальность в поведении нелинейных систем. Системы со свойствами динамического хаоса: солитоны, лазеры, турбулентность, реакции Белоусова-Жаботинского, морфогенез. Самоорганизация в системах.


2.4. Принцип системной организации.

Структурные уровни организации: микро-, макро- и мегамиры.


2.4.1. Атом как основа мира. Сложное строение атома и атомного ядра. Элементарные частицы и их классификация. Границы соприкосновения физики и химии. Химические процессы, реакционная способность. Эволюционная химия как современный этап развития химической науки.


2.4.2. Земля - колыбель человечества.

Общая характеристика Земли как планеты Солнечной системы. Современные концепции развития геосферных оболочек и их общая характеристика. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Типы географической Среды. Климат и его динамика.


2.4.3. Элементы космологии.

Солнце и солнечная система. Звезды. Галактики. Метегалактика как единое целое.


2.5. Человек и Вселенная.


2.5.1. Атрибутивные свойства живого и разума. Неравновесность, полифункциональность, специфика биофизических и биохимических процессов. Мезоморфное состояние как материальная основа живого. Соотношение биологического и социального в человеке.


2.5.2. Биосфера.

Концепция биосферы в работах Зюсса, Леруа, Вернадского. Функции биосферы. Свойства биосферы и ее динамика. Проблема соотношения энергии и смерти в динамике биосферы.


2.5.3. Концепция В.И.Вернадского о ноосфере.

Место человека в эволюции Земли и Солнечной системы. Взаимосвязь космических факторов с процессами на Земле и с жизнедеятельностью человека. Научное и народно-хозяйственное значение космических исследований. Общие представления о космических программах. Проблема аномальных явлений природы. Понятие о работах К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского. Человек как активная творческая сила, преобразующая космос. Концепция единой культуры. Концепция В.И.Вернадского о ноосфере как вершине философии русского космизма.


3.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Лаборатория физических основ механики


3.1. Знакомство с методами измерения физических величин и методикой оценки погрешностей.

3.2. Изучение законов вращательного движения на маятнике Обербека.

3.3. Изучение гироскопического эффекта.

3.4. Определение времени удара и энергии удара.

3.5. Изучение законов движения тел по наклонной плоскости.

3.6. Моделирование распределения Гаусса.


Лаборатория молекулярной физики


3.7. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей.

3.8. Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса.

3.9. Изучение процесса плавления и кристаллизации металлов.

3.10. Определение коэффициента линейного расширения твердых тел.

3.11. Определение отношения СР / CV методом адиабатического расширения.


Лаборатория электричества


3.12. Определение удельного сопротивления проводника нихромовой проволоки.

3.13. Изучение зависимости полезной мощности и КПД источника тока от нагрузки.

3.14. Определение диэлектрической проницаемости диэлектрика.

3.15. Исследование электрических полей.

3.16. Изучение законов Кирхгофа для электрических и магнитных цепей.


Лаборатория колебаний и волновых процессов


3.17. Определение границ видимого света.

3.18. Изучение нормальной дисперсии.

3.19. Определение показателя преломления жидких сред с помощью рефрактометра.

3.20. Определение концентрации оптическии активных растворов с помощью кругового поляриметра.


Лаборатория физики твердого тела


3.21. Изучение законов фотоэффекта.

3.22. Изучение спектра излучения атома водорода.

3.23. Изучение молекулярных спектров поглощения растворов.

3.24. Определение энергии активации примесной проводимости полупроводника.

3.25. Изучение свойств p-n перехода.

3.26. Определение диэлектрической проницаемости вещества.


4. ЛИТЕРАТУРА


4.1. Фролов В. Химия. -М.: Высш. школа, 1986. - 475 с.

4.2. Лучинский Г.П. Курс химии. -М.: Высш. школа, 1985. - 372 с.

4.3. Романцева Л.М., Лещинский З.Л., Суханова В.А. Сборник задач и упражнений по общей химии. -М.: Высш. школа, 1991.- 288 с.

4.4. Белов С.В. и др. Охрана окружающей Среды. -М.: Высш. школа, 1991.- 310 с

4.5. Родинов А.И. ,Стадницкий Т.А. Экология. -М.: Высш. школа, 1988.-415 с.

4.6. Глинка Л.М. Общая химия. -М.: Высш. школа, 1985.-709с.

4.7. Одум Ю. Экология. -М.: Мир, 1986. Т. I. -328с.

4.8. Современное естествознание в системе науки и практики/Под ред. Ю.В. Сачкова, Т.А. Торолевич./ -Минск.: Наука и техника, 1990.-180с.

4.9. Пахомов Б.Я. и др. Союз философии и естествознания на современном этапе. -М.: Знание, 1987.-87с.

4.10. Система, симметрия, гармония. -М.: Мысль, 1988.-86с

4.11. Проблемы пространства и времени в современном естествознании. -С-Пб.: ЛГУ,1991.-112с.

4.12. Смирнов И. Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс.-М.: Мысль, 1974.-64с.

4.13. Естествознание: системность и динамика (методологические очерки).-М.: Наука,1990.-120с.

4.14. Зеленков А.И. ,Водопьянов П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. -Минск.: Изд-во “Университетское”,1987.-160с.

4.15.Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: МГУ,1980.-414с.

4.16. Введение в экологию/Под ред. Ю.А. Казанского/. М.: Наука, 1992.-516с.

4.17. Биофизика/Под ред. Б.Н. Трусова и О.Р. Кольс/ -М.: В.Ш. ,1968.-465с.

4.18. Фейгенбаум М. Универсальность в поведении нелинейных систем//УФН.-1983.-141: 2-С.343-347.

4.19. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. Очерк./Под общей ред. А.И. Ракитова/.-2-е изд. -М.: Политиздат, 1990.-460с.

4.20. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. -М.: Политиздат, 1988.-200с.

4.21. Ф.Энгельс. Диалектика природы.-М.:Политиздат, 1987.-210с.

4.22. Фокс Р. Энергия и эволюция жизни на Земле. -М.: Мир. 1992.-216с.

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с Федеральным государственным образователь- ным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп.
Концепции современного естествознания [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconРабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать...
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания icon«Концепции современного естествознания»
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов Министерства...
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconРабочая программа По дисциплине «Концепции современного естествознания»

Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconРабочая программа дисциплины (модуля) Концепции современного естествознания
Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках...
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconПрограмма курса «Концепции современного естествознания»
Курс «Концепции современного естествознания» является одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе факультета Политологии мгимо...
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания
Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного...
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconПрограмма курса «концепции современного естествознания» Пояснительная записка Дисциплина «Концепции современного естествознания»
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconРабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания»
История и теория естествознания – это важнейшая часть духовной культуры общества, и знание фундаментальных естественнонаучных понятий...
Рабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания»
«Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница