Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература»




Скачать 479.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература»
страница1/4
Дата09.11.2012
Размер479.22 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

лицей имени В.Г.Сизова

Утверждаю

Директор лицея

_____Ермоленко В.А.

«30_августа» 2011

Приказ №240-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

__ ________Литература____________

Класс__10 А, Б, В класс

базовый уровень

Учитель Беляева А.Г.

Уч. год_2011-2012



Обсуждена и согласована на

методическом объединении

учителей русского яз. и литературы

Протокол №______6_____от14.05.2011г.


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №__7________

от«_20__»___05______2011 г.













ЛИТЕРАТУРА

1. Ю.В.Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М., Просвещение, 2010.

2.И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 19 века. 10 класс. 1 полугодие. М., ВАКО, 2003.

3. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века. 10 класс. 2 полугодие. М., ВАКО, 2003.

4. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература 19 века. Вторая половина. В 2-х частях. М., Владос, 2000.

5. Русская литература 19 века. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.И.Лысого. М., Просвещение, 2001.

6.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М., Астрель, 2001.

7.Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецова. Литература. 10 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2000.

8.Русская литература 19 века в вопросах и ответах. Тесты, проверочные материалы. Составители: Я.В.Темиз, М.И.Мещерякова. М., 1999.

9. Я иду на урок литературы. 10 класс. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2000.

10. А.Н.Семёнов. Русская литература в вопросах и ответах. 12-19 век. 9-10 классы. Пособие для учителя. М., Владос, 2000.

11.В.Ф.Чертов. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы 19 века. 10 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.


2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я Коровиной. – М.: Просвещение, 2008)..

2.2. Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


2.3. Цели и задачи обучения в 10 классе.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея.

Согласно учебному плану лицея на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю. Всего 102 часа в год.

2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно функционального анализа.

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.


2.6. Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.


Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Алгебра 10» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра – 10» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Физика»
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка нормативно-правовые документы
Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09. 03. 2004 г
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка нормативно-правовые документы
Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09. 03. 2004 г
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка нормативно-правовые документы
Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09. 03. 2004 г
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка нормативно-правовые документы
Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09. 03. 2004 г
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Пояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физика» для 11-го класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница