Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень




Скачать 70.87 Kb.
НазваниеСтандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень
Дата05.09.2012
Размер70.87 Kb.
ТипДокументы
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Профильный уровень

Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) обще­го образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, иде­ях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, ор­ганизм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в био­логической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные науч­ные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологичес­кими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, экспе­римент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и твор­ческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследо­ваний, решения биологических задач, моделирования биологи­ческих объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономер­ностей живой природы, необходимости бережного отношения

исследований

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

(* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не вклю­чается в Требования к уровню подготовки выпускников)

Биология как наука, методы научного познания

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими наука­ми*. Объект изучения биологии - биологические системы. Общие при­знаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Клетка

Цитология - наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн - основопо­ложники клеточной теории. Основные положения современной кле­точной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаи­мосвязи строения и функций молекул.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фото­синтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генети­ческая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом; приготовление микропрепа­ратов, их изучение и описание; опыты по определению каталитической активности ферментов; сравнительная характеристика клеток расте­ний, животных, грибов и бактерий, процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у растений и животных.

Организм

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы сис­темы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых расте­ний и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворе­ние. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональ­ное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие за­родыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генети­ка. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. 'Генетическая терминология и символика. Закономерности наследова­ния, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Законо­мерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаи­модействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная из­менчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных забо­леваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных рас­тений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивос­ти. Методы селекции, их генетические основы. Особенности се­лекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых

в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач; построение вариацион­ного ряда и вариационной кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в био­технологии.

Вид

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его крите­рии. Популяция - структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современ­ной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция - элементарная едини­ца эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Фор­мирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвер­генция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологи­ческого регресса.

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхожде­ния человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфо­логическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэ­волюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различ­ных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.

Экосистемы

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на ор­ганизмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространствен­ная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пище­вых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.

Биосфера -глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о био­сфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Гло­бальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Проведение биологических исследований: наблюдение и выяв­ление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в эко­системах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изме­нений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение • экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кисло­рода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.








Похожие:

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconПоурочное планирование уроков физики в 10 классах (профильный уровень) (умк мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н.)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004...
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconРабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень)
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В. В. Пасечника, полностью...
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconПример рабочей программы курса «Общая биология» 11 класс (профильный уровень) Автор: методист гоу яо иро немцева Т. В
Рабочая программа составлена на авторской и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)...
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconОбразовательные стандарты, примерные программы
Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию. Профильный уровень
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconРабочая программа по алгебре и началам анализа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень).
Рабочая программа по алгебре и началам анализа составлена на основе авторской программы для среднего (полного) общего образования...
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconОбразовательные стандарты, примерные программы
Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Профильный уровень
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconПрофильный уровень
Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconПрограмма по биологии для 10-11 классов
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconСписок статей периодических изданий. Базисный план для среднего (полного) общего образования. Базовый уровень, профильный уровень. // Профильная школа. 2004
Базисный план для среднего (полного) общего образования. Базовый уровень, профильный уровень. // Профильная школа. – 2004. №1. –с....
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень iconРабочая программа педагога деминой Нины Алексеевны, учителя высшей категории по биологии 10 класс «Общая биология»
Программа Захарова В. Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница