Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8




Скачать 173.99 Kb.
НазваниеМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8
Дата05.09.2012
Размер173.99 Kb.
ТипЛекция



Шадура А.Ф.

Модульный курс IV

«Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога»



ЛЕКЦИЯ № 8.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОМОЩИ.


План лекции:

1. Синдром дефицита внимания: понятие и диагностика.

2. Этапы коррекционной работы:

2.1. Этап 1: формирование мотивации изменений;

2.2. Этап 2: обучение технологиям саморегуляции.

2.3. Этап 3: структурирование времени.

3. Техники управления вниманием.

Вопросы для самопроверки.


  1. Синдром дефицита внимания: понятие и диагностика.


Данная технология помогает обрести успешность в усвоении школьной программы детям со слабой способностью к самоконтролю. В подавляющем большинстве случаев отсутствие или слабость самоконтроля обусловлены особенностями нервной системы ребенка: ее слабостью, высокой подвижностью нервных процессов или тем и другим вместе. Эти особенности проявляются в виде чрезвычайной подвижности, импульсивности, быстрой утомляемости, невнимательности. Этот феномен описан в литературе как синдром дефицита внимания (далее – СДВ).

Первоначальный запрос (от учителей или воспитателей) может быть следующим:

Ребенок постоянно вертится, или разговаривает во время урока, или регулярно нарушает дисциплину.

Ребенок часто «отсутствует» на уроке, т.е. не слышит объяснения учителя, не работает вместе с классом.

Ребенок демонстрирует безразличие к учебе.

Ребенок учится неровно: может выдать прекрасный ответ, а может не подготовиться к уроку. Создается впечатление, что он учится ниже своих возможностей.

Ребенок старается, готовится, но по письменным контрольным и самостоятельным всегда получает «2».

У этих нарушений могут быть разные причины. Но все они так или иначе связаны с проблемой произвольной регуляции деятельности.

Главным методом диагностики СДВ является экспертная оценка поведенческих проявлений ребенка по специальным критериям. В качестве эксперта могут выступать учителя и воспитатели. Данные, полученные от экспертов, дополняются собственными наблюдениями психолога и результатами его беседы с ребенком на первом этапе работы. В качестве критериев оценки я предлагаю использовать отредактированный перечень симптомов СДВ из классификации Американской Психиатрической Ассоциации DSM-IV. Диагностические критерии представлены в виде двух списков симптомов: невнимательность и гиперактивность /импульсивность. Диагноз СДВ с гиперактивностью требует присутствия, как минимум, четырех симптомов из каждого списка или, по крайней мере, восьми симптомов из всего перечня. Диагноз СДВ без гиперактивности требует, как минимум, четырех симптомов невнимательности и не более трех симптомов гиперактивности/импульсивности.

Критерии для диагностики СДВГ.

Невнимание.

- Легко отвлекается на посторонние стимулы.

- Неспособен качественно выполнять домашнее задание или какую-либо другую деятельность без непосредственного руководства взрослого.

- Делает уроки очень долго.

- Часто создается впечатление, что ребенок не слушает, что ему говорят.

- Часто теряет предметы, необходимые для занятий или игр, в школе и дома (игрушки, карандаши, книги, инструменты).

- Часто не может сконцентрироваться на деталях учебных заданий (пропускает отдельные куски, неправильно читает задание и т.п.).

- Часто затрудняется в организации целенаправленной деятельности (занимается «ничем»).

- Часто переходит от одного незавершенного занятия к другому.

- Часто отвлекается при выполнении заданий или игре.

Гиперактивность/импульсивность.

- Часто встает со своего места в классе или в других ситуациях, где положено сидеть на одном месте.

- Часто сначала делает, а потом думает.

- Часто с трудом дожидается своей очереди в игре или других ситуациях.

- Часто отвечает, не дослушав вопрос до конца.

- Часто не может играть тихо, спокойно.

- Часто много бегает или ползает, когда это не адекватно ситуации.

- Часто подвергает себя опасности, не задумываясь о возможных последствиях (например, выбегает на улицу, не посмотрев по сторонам).

- Часто совершает беспокойные движения кистями и стопами или ерзает на месте (у подростков может проявляться просто во внутреннем ощущении беспокойства).

- Часто перебивает других, вмешивается в чужие разговоры или игры.

- Очень много говорит.

Для уточнения диагноза конкретного ребенка этот список симптомов предъявляется родителям и/или учителям, и они отмечают те пункты, которые характерны для его поведения. Следует помнить, что не всякий гиперактивный ребенок испытывает серьезные проблемы. Есть дети, которые справляются с этой ситуацией самостоятельно. Поэтому я не сторонник фронтальной диагностики СДВ. Помощь должна быть уместной.

Данные диагностики можно использовать при беседе с ребенком. Лучше всего делать это при помощи гипотетических вопросов: «А бывает так, что тебе трудно усидеть на одном месте во время урока?»; «Ведь иногда смотришь в книгу и ничего не можешь понять?» Гипотетические вопросы укрепляют ваш контакт с ребенком, помогая ему почувствовать, что его понимают.

После того как диагноз поставлен, следует проверить, нет ли у ребенка серьезных органических нарушений, требующих специализированной помощи. Для этого прекрасно подходит известная методика «Таблицы Шульте» (см. Приложение 1). Если время выполнения задания увеличивается к 4-й – 5-й таблицам более чем на 60%, ребенка необходимо показать психоневрологу. Во всех остальных случаях можно переходить к коррекционной работе.


  1. Этапы коррекционной работы.


2.1. Этап 1: формирование мотивации изменений: установление терапевтического альянса, заключение контракта на работу по изменению ситуации.

Любое изменение поведения ребенка возможно лишь в том случае, если он действительно захочет его изменить. Дети часто не осознают трудности учителей и родителей как свои. Поэтому первая задача психолога – переформулировать проблему таким образом, чтобы ребенок признал ее действительно своей. При этом психологу следует активно вести диалог, поскольку ребенок часто не в состоянии внятно формулировать свои мысли по этому поводу: «Тебе ведь неприятно получать двойки?»; «Когда постоянно ругаются и делают часто несправедливые замечания, так обидно!»; «Пятерки получать приятно, правда же?». Вопросы-предположения помогают ребенку определять свои внутренние состояния и укрепляют терапевтические отношения. Ведь обычно «эти взрослые» требуют от ребенка объяснений: «Почему ты это сделал?». А он часто действительно не знает почему! И невозможность ответить вызывает у ребенка чувство бессилия, которое снижает способность к самоконтролю. Для того чтобы научиться управлять собой, ребенок должен почувствовать себя сильным. Поэтому в речи психолога должны присутствовать обороты типа «я знаю, что ты можешь…», «я уверен, что у тебя получится…» и т.п.

Пока ребенок не знает, как ему избавиться от проблем, которые он осознал. Но теперь он готов заключить контракт на совместную с психологом (хорошо бы такой контракт заключить и с педагогами/родителями) работу по изменению ситуации. При этом важно подчеркнуть, что главную роль в процессе изменений будет принадлежать именно ребенку, а психолог только подскажет, что нужно делать.

2.2. Этап 2: обучение технологиям саморегуляции.

«Сейчас я покажу тебе одно простое упражнение, которое поможет тебе сосредоточивать свое внимание. Я буду делать его вместе с тобой. Встань, пожалуйста, напротив меня и вытяни руки перед собой. Кисти рук висят свободно. А теперь сосредоточь все свое внимание на своих руках. Почувствуй их. Если тебе трудно сосредоточиться, закрой глаза. А теперь представь себе, что твои руки начинают расходиться в разные стороны. Просто представляй это и наблюдай за тем, что будет происходить. Оставайся сосредоточенным на руках». Примерно через минуту: «Остановись. Что ты почувствовал (что происходило?)?». Если ребенок затрудняется ответить, следует ему помочь: «Было ощущение, что руки как будто сами начинают расходиться (или что их как будто кто-то тянет в стороны?)? Очень хорошо. Интересно, правда? А были ли у тебя в голове какие-либо мысли? Нет. Замечательно! Согласись, что очень часто именно посторонние мысли мешают сосредоточиться на работе. И вот ты от них избавился. Сам! В том, что руки начинают двигаться сами по себе, нет никакого чуда. Ведь представляя движение, ты тем самым посылал им сигнал, и они стали двигаться наилучшим образом. И ты полностью контролировал это движение, наблюдал за ним. Но самое главное: ты в этот момент был полностью сосредоточен на руках. И теперь это состояние сосредоточенности легко можно перенести на любую деятельность, например на выполнение домашней работы. А теперь попробуй сам сделать еще один вариант этого упражнения: Стоишь прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Сосредоточься на них и представь, что они поднимаются через стороны вверх. Словно крылья. Попробуй… Что ты чувствовал? Очень хорошо. Очень важно, что ты делал все это сам.

Я попрошу тебя обязательно делать это упражнение каждый день перед тем, как садиться за домашние задания. Это поможет тебе настраиваться на работу. А еще эта тренировка поможет тебе в дальнейшем и в других ситуациях, даже во время урока. Когда твой организм запомнит это состояние сосредоточенности, ты сможешь легко вызывать его, не прибегая уже к поднятию рук. Но пока что важно делать его каждый день, чтобы оно получалось у тебя легко. Договорились?»

Это упражнение называется «Левитация рук», оно предложено доктором Хасаем Алиевым, автором метода саморегуляции «Ключ», и зарекомендовало себя как прекрасный инструмент для сосредоточения.

Это первое задание для ребенка. Полезно спросить его о том, нужно ли, чтобы кто-то напоминал ему о необходимости выполнять упражнение. Как правило, дети отвечают «нет». (Мы не можем в этом случае проследить, выполнял ребенок упражнение или нет. Но мы должны доверять ему. Ребенок должен сам проверить свои силы.)

А вот еще один небольшой прием, помогающий вернуть и поддержать сосредоточенность во время урока. Он называется «Волшебный карандаш». Вам понадобится простой карандаш (я обычно беру новый и заточенный). В конце встречи с ребенком, уже после того как мы договорились с ним о нашем помогающем взаимодействии, я говорю ему следующее: «Я хочу подарить тебе одну вещь, которая поможет не отвлекаться или возвращать внимательность во время урока. Сейчас ты внимателен, и твой организм запоминает это состояние. Я подарю тебе этот карандаш. С одной стороны, это просто хороший карандаш, которым ты можешь выполнять разные задания. Но он также будет помогать тебе возвращать при необходимости это состояние собранности и внимательности, которое у тебя есть сейчас. Если ты почувствуешь, что твое внимание «уплывает», просто сожми карандаш в кулаке. Ты можешь также внимательно посмотреть на его кончик, как бы собирая свои силы в этой точке, чтобы потом перенести их на учебу. Держи, он теперь твой помощник».

2.3. Этап 3: структурирование времени.

Как правило, дети с СДВ выполняют домашние задания неоправданно долго. Часто они вообще ничего не могут сделать без помощи взрослого. Эти проблемы необходимо решить в первую очередь.

Каждый подросток предъявляет претензии на равноправие со взрослыми. Он сам хочет быть взрослым и самостоятельным. И это закономерное стремление мы используем в нашей работе. «Итак, начиная с сегодняшнего дня, ты делаешь уроки сам!» Конечно, перед этим необходимо обсудить с ребенком, готов ли он попробовать такую самостоятельность. И если ему все же нужна помощь взрослого, то нужно обязательно определить границы этой помощи. Обязательно определяется последовательность выполнения заданий, периодичность и продолжительность пауз для отдыха. Обычно это 10 минут спустя час работы. Настоятельно посоветуйте не отдыхать с помощью телевизора или компьютера – только после сделанной работы! И обязательно – «настройка» с помощью нашего упражнения.

В идеале, детям с СДВ очень полезен четкий режим дня, задающий внешнюю структуру жизнедеятельности. Если выполнение требований полновесного режима по каким-то причинам невозможно, следует использовать частичное структурирование (например при выполнении домашних заданий).

Внешнее структурирование очень важно для детей с СДВ именно в силу характера проблем. Но существенно то, что ребенок строит эту структуру сам!


3. Техники управления вниманием.


Очень важно обсудить с ним все детали его трудностей при выполнении домашних заданий. Некоторые дети панически боятся больших устных текстов, хотя не признаются в этом даже самим себе. (С этим часто связана низкая успеваемость по таким «легким» предметам, как история, ботаника, география или литература.) Но вы-то знаете, что так может быть! Читаешь, читаешь, а все впустую! Посоветуйте разбивать текст на небольшие куски (отмечая их карандашом) и ставить задачу прочесть не весь текст сразу, а только первый кусочек. Осилив его, переходить к следующему, и так до конца. Успех прочтения каждого отрывка придает дополнительные силы и позволяет удерживать внимание.

Еще одно правило для выполнения домашних заданий - не спешить. Скажите ребенку о том, что, поскольку он теперь сам управляет своим временем, он может позволить себе не торопиться! Его внимательность теперь будет экономить ему время. Наш опыт показывает, что в результате следования этим нехитрым рекомендациям у ребенка высвобождается колоссальное количество времени.

В конце этапа необходимо еще раз вместе с ребенком определить, какая роль отводится взрослым в новой системе жизнедеятельности. В чем взрослые будут помогать ему, как раньше, и что ребенок теперь будет делать сам. Очень важно договориться о границах ответственности между ребенком и взрослым. Важно, чтобы эти договоренности предусматривали обязательное обращение за помощью друг к другу в случае необходимости, а также принятую обеими сторонами систему контроля. Контроль необходим, особенно на первых этапах коррекции. Например, учителю следует контролировать точное записывание домашнего задания, воспитателю – выполнение этих заданий в полном объеме и т.п. Важно объяснить ребенку, что этот контроль обусловлен теми трудностями, которые у него возникают из-за особенностей его нервно-психической организации, и имеет своей целью обеспечение наилучшей реализации способностей ребенка.

Главная задача психолога на этом этапе – не вступая в конфронтацию с родителем (воспитателем, учителем), провести работу по изменению актуальной жизненной ситуации ребенка, для того, чтобы создать условия для поддержания его устойчивой работоспособности. И чтобы произошли изменения, необходима работа по изменению установок и паттернов поведения взрослых.

Поведение взрослых должно становиться все менее регламентирующим и все более поддерживающим. В этой работе активно используются различные методы убеждения и механизмы прямого и косвенного внушения. В работе со взрослыми психолог должен умело использовать свой авторитет специалиста, ставя успешность реализации целей помощи в прямую зависимость от выполнения своих рекомендаций. В то же время такое воздействие на взрослых должно быть своевременным и ни в коем случае не чрезмерным: важно постоянно подчеркивать значимость вклада родителей в процесс изменений, их главенствующую роль в процессе воспитания.

Необходимо четко проговорить со взрослыми круг их обязанностей, связанных с контролем. Они контролируют лишь то, что позволяет ребенок. Иногда взрослый никак не хочет отказаться от какой-то своей функции, чтобы передать ее ребенку. Тогда нужно искать компромисс путем совместного обсуждения. Психолог может дать учителю конкретные рекомендации и поддерживать его, обсуждая с ним попытки использования специальных приемов для помощи ребенку во время урока.

Вот некоторые из этих рекомендаций. Важно на первых этапах работы ориентировать ребенка не столько на моментальное изменение, сколько на наблюдение за собой, чтобы увидеть и осознать те препятствия, которые мешают ему реализовывать свои способности. На каком уроке он начинает уставать? В чем выражается эта усталость на уровне чувств, телесных ощущений и мыслей? Помогают ли новые приемы и в каких случаях? Что мешает применять их регулярно? Обсуждение этих и других вопросов, связанных с самонаблюдением, позволяет построить наиболее адекватную стратегию помощи.


Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите этапы психологической помощи при гиперактивности.

2. Какие усилия необходимы от взрослых, постоянно общающихся с ребенком, чтобы достичь устойчивых позитивных изменений?

3. Назовите способы структурирования времени ребенка.

4. Как можно мотивировать гиперактивного ребенка на сотрудничество с психологом и изменения?

Приложение 1.


Таблицы Шульте.




5


14


12


23


2


16


25


7


24


13


11


3


20


4


18


8


10


19


22


1


21


15


9


17


6





21


12


7


1


20


6


15


17


3


18


19


4


8


25


13


24


2


22


10


5


9


14


11


23


16





9


5


11


23


20


14


25


17


19


13


3


21


7


16


1


18


12


6


24


4


8


15


10


2


22





22


25


7


21


11


6


2


10


3


23


17


12


16


5


18


1


15


20


9


24


19


13


4


14


8





14


18


7


24


21


22


1


10


9


6


16


5


8


20


11


23


2


25


3


15


19


13


17


12


4

Похожие:

Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Опишите преимущества и недостатки медицинской и психологической моделей психотерапии в применении к работе психолога интернатного...
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Особенности организации и содержательного наполнения профессиональной деятельности психолога в модели «психолог-консультант»
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3
Понятие и содержание психолого-педагогического статуса учащегося на разных этапах обучения
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconОтчет о работе педагога психолога Ю. А. Осиповой за 2010-2011 учебный год
Работа школьного педагога-психолога в 2010-2011 учебном году велась по следующим направлениям
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconН. С. Кукарев Психологические и психотерапевтические технологии в работе современной библиотеки
Курс «Психологические и психотерапевтические технологии в работе современной библиотеки» является составной частью учебной дисциплины...
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 icon«Утверждаю» Председатель пк гоу сош №1173
Участие в I туре окружного этапа конкурса "Кабинет педагога-психолога 2012" «Организация и использование профессионального пространства...
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconРазвитие логопедической помощи детям в республике хакасия
Охватывает всех нуждающихся в ней детей и требует увеличения; учителя – логопеды республики имеют трудности в работе, влияющие на...
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconКабинет педагога – психолога
Кабинет педагога психолога целесообразно разместить на пер­вом этаже оу, чтобы к нему было легко добираться. Кабинет должен быть...
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» модульный курс III
Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – Спб.: "Социально-психологический центр", 1996. – 380 с
Модульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» лекция №8 iconОтчет педагога психолога моу виткуловской сош о проделанной работе в первую смену летнего лагеря «Родные истоки»
Отчет педагога – психолога моу виткуловской сош о проделанной работе в первую смену летнего лагеря «Родные истоки»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница