Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы




Скачать 187.89 Kb.
НазваниеАктуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы
Дата09.11.2012
Размер187.89 Kb.
ТипДокументы

  1. Долинцева Наталья Владимировна

  2. НМОУ «Гимназия № 59» 654054, г. Новокузнецк, Кемеровская область, ул. Косыгина, 73

  3. Учитель русского языка, литературы и МХК, зам. директора по УВР

  4. Стаж работы в должности 21 год

  5. Использование проектного метода на уроках русского языка.

  6. Проектная деятельность, инновационное продуктивное обучение, работа в группах, метод творческого проектирования, информационный проект, исследовательский проект, ролевой проект, творческий проект.

Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Этому полностью соответствует проектный метод, поскольку он всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, учит школьника мобилизовать, обобщать, интегрировать свои знания и умения и использовать дополнительные источники получения информации. Актуальность такого подхода к процессу обучения в том, что он позволяет разрешить противоречия между:

-падением интереса к русскому языку, и как следствие снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль и требованиями к образованию современного общества;

-формальным способом обучения и индивидуальными способностями учащихся;

-объяснительно-иллюстративным способом и деятельностным характером учащихся.

В условиях проектной работы в системе индивидуального образования школьник учится разрешать образовательные ситуации – формулировать прикладную проблему, расширять интуицию, личностное знание, искать и анализировать информацию, добиваясь нужного ему результата. Мне, как учителю русского языка, было интересно внедрение данного подхода к обучению, поскольку открывало большие возможности для продуктивного и творческого характера деятельности. А в этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной) работы на уроке. При этом я понимала, что данный метод больше подходит учителям-предметникам технического направления. Но все же возможность самостоятельно ставить и определять задачи самим учеником, программирование им самим своей собственной деятельности, рефлексия каждого этапа, формирование осознанного понимания проблем, способствующих саморазвитию ученика, повлияло на мой выбор использования именно проектного метода на уроках русского языка. Такая организация работы – это выход на более высокий уровень творческой деятельности, что позволяет соединить учебную работу с исследовательской.

Наше образовательное учреждение уже много лет работает над проблемой выявления, развития и сопровождения одарённых обучающихся. Основной целью является создание условий для формирования творческой, одарённой личности, готовой к самоопределению. Для реализации данной цели перед педагогом стоит задача создать комфортные условия для успешного обучения каждого ученика, способствовать формированию учебной мотивации и эффективное применение дифференцированного подхода в обучении с целью повышения качественной успеваемости.

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательном учреждении требует грамотного, научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов-новаторов во главе с управленцами. Какие проблемы могут возникнуть при внедрении проектного обучения в условиях классно-урочной системы? Это согласование тематических планов курсов предметов, мониторинг формирования ЗУНов, необходимых для выполнения учебного проекта, подбор учебных проектов в соответствии с особенностями класса, задачами учебно-воспитательного процесса. Для учителя – это:

-умение составить учебно-тематический план курса, в котором используются учебные проекты;

-умение подготовить учащихся к работе над проектом;

-разработка учебного проекта;

-осуществление проекта;

-оценка выполненных задач в результате выполнения учебного проекта.

И все же в защиту использования данного метода хотелось бы сказать следующее: проектный метод формирует навыки сотрудничества, он может быть выполнен глубоко и разносторонне, на каждом этапе работы над проектом учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, может активно включиться в работу на определенном этапе, а элемент соревнования между проектными группами повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество обучения. Так, на уроках русского языка по итогам выполнения заданий с использование проектного метода, более 70% учащихся получили более высокий балл, чем за выполнение этого же задания в традиционной форме.

Сущность опыта или предлагаемой инновационной составляющей опыта

Для меня решающим фактором внедрения метода проектного метода стали изменения, происходящие в современном образовании. Изменилась роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель должен стать организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению поставленных задач. Чего я хотела достичь в своей работе, реализуя данный метод? Это желание оптимизировать процесс обучения, это развитие творческих способностей учащихся, это организация сотрудничества с детьми, умелое управление их активной познавательной деятельностью на уроке, и как следствие повышение уровня и качества обучения через осмысление задачи, через генерирование идеи, через умение взаимодействовать с другими учащимися в группе, через анализ собственной деятельности.

Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. Д. Дьюи, У. Килпатрик (ученик Дьюи), С. Шацкий, А. Макаренко пытались преодолеть характерное для традиционной школы расчленение содержания образования на мало связанные друг с другом куски учебных предметов. Для меня современное прочтение и ценность этого метода обучения видится в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания, развитие активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности школьников. Данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Она позволяет учителю русского языка сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью. Это особенно важно для учителя русского языка, поскольку, формируя «критическое мышление» у обучающегося, предлагая активное и сознательное усвоение материала, добиваешься:

  • умения передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков, схем;

  • умения сжимать и обобщать информацию, создавать свои структуры;

  • умения мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;

  • умения находить главные, ведущие принципы любого явления.

Проекты удобны тем, что они разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад, мультимедиапрезентация, творческий отчет, лингвистическая сказка, видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, макет, карта, коллекция, экскурсия, серия иллюстраций, сценарий, защита на ученом совете, справочник, словарь, учебное пособие, пакет рекомендаций и т.д.

Я всегда строю проектное обучение с опорой на принципы личностно-ориентированного развивающего обучения, так как считаю, что через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной учеником самостоятельно организуется его собственная работа, в которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения и рефлексия.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образования.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:

  • наличие социально значимой проблемы (задачи) – исследовательской, информационной, практической;

  • планирование действий по разрешению проблемы;

  • исследовательская работа учащихся.

Результатом работы является «продукт», т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный «продукт» должен быть представлен в виде презентации.

В процессе обучения русскому языку я использую метод проектов на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по какой-либо теме. В этом случае уроки русского языка превращаются в дискуссионные, исследовательские, в которых решаются интересные, практические проблемы.

Я в своей деятельности чаще всего использую информационный, творческий, ролевой и исследовательский проекты. По моим наблюдениям, 5-6 классы с их потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7-8 классы любят работать над творческими проектами, 9-10 классы успешно справляются с исследовательскими проектами, так как у них уже хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Преимущество я отдаю групповым проектам, так как проект при этом будет выполнен более глубоко и разносторонне, у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, и каждый учащийся может быть активно включен в определенный этап работы.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления. Примером информационного проекта являются в 5 классе – «Язык – важнейшее средство общения. Как было написано первое письмо», «Функциональные стили», и др.; 6 класс – «Этимология фразеологии», «Из истории наименований (профессий, воинских званий)», «Старые слова в новом значении», «Фразеология в нашей жизни» и др.; 7 класс – «Из истории лингвистической терминологии», «Речевой портрет школьника», «Из истории слов», «Неизвестное об известном» и др.; 8 класс – «Смеховая функция русской фразеологии», «Из истории заимствованных слов», «Языковая эволюция понятия» и др.; 9-11 классы – «Словарь культуроведческой лексики», «Безлично-оценочные предложения», «Модальные компоненты составных сказуемых», «Эпитет как путь к постижению художественного текста» и др.

Приведу пример работы над информационно-исследовательским проектом в 7 классе, требующим 3-4 уроков русского языка или развития речи. Название проекта «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений известных современников).

Цель проекта – привить учащимся навыки эффективного публичного выступления, необходимые для презентации результатов своей учебной и проектной деятельности; способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся. Учащиеся в процессе подготовки проекта изучают литературу по теме, знакомятся с классическими образцами публичных речей, представляют свой проект по определенным правилам. В процессе подготовки школьники знакомятся с некоторыми разработками темы, основными риторическими приемами; узнают о некоторых правилах работы с аудиторией, получают опыт разработки темы и развернутого плана.

Форма отчета – презентация проекта в виде публичного выступления. На первом уроке определяются цели и задачи исследования, состав проектных групп, распределяются задания – сбор информации по элементам проекта. На втором уроке принимаются отчеты и анализ членами проектной группы собранной информации, определяются результат работы форма презентации. На третьем и четвертом уроке (уроки спаренные) – презентация проекта «Мастерство публичного выступления», обсуждение и оценка данного исследования.

Таким образом, работа над проектом имеет пять этапов:

  • «погружение» в проект;

  • организация деятельности;

  • осуществление деятельности;

  • презентация проекта;

  • оценка проекта.

Я даю оценку реализации данного проекта по следующим критериям:

-актуальность и значимость темы;

-исследовательский характер работы;

-умение работать с первоисточниками;

-грамотность и логичность изложения;

-полнота раскрытия темы;

-ответы на вопросы;

-соблюдение регламента

-мастерство презентации (культура речи, наглядность и др.).

Разработку критериев оценки каждой проектной работы делаем вместе с учащимися. Они обязательно получают оценочный лист с критериями оценки проекта задолго до защиты.

В ролевом проекте участники играют определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это персонажи картин, изображенные или выдуманные герои, осложняемые ситуациями, придуманными участниками проекта. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Будет ли разрешен спор, улажен конфликт, неизвестно. Примером реализации ролевого проекта может стать уроки по повторению раздела «Морфология» в конце 7 класса. Данный проект можно представить в виде лингвистического спектакля. Распределяю роли в группах: глагол – старец в боярской одежде с густой бородой, все время хмурит брови и вредничает; имя существительное – господин во фраке с бабочкой, в лице спокойствие и скромность; имя прилагательное – возвышенная поэтическая натура, мастерица на комплименты; имя числительное – энергичный и расчетливый молодой человек, все время считает; местоимение – молодой вертлявый человек, пышно разодетый, ни минуты не может сидеть на месте; предлог, союз, частица – личности с уязвленным самолюбием, всю жизнь стремящиеся на первые роли.

Среди героев есть еще междометие.

Делю учащихся на 3 проектные группы, каждая из которых должна выбрать 3 героев для лингвистической сказки. В группах готовится теоретический материал о каждой из частей речи, сообща составляется сценарий такого урока. На втором уроке – реализация проекта. Моя задача как учителя – руководство проектом: мотивирование, консультирование, координация всего группового процесса, экспертиза.

Основная цель такого проекта – систематизировать знания о данных частях речи в ролевой игре, полученные при изучении раздела «Морфология». За основу можно взять сказку о некой стране, жители которой хотят решить извечный спор, кто достоин стать королем, которому будут подчиняться все жители королевства, с кем будут согласовываться все действия и к чьему мнению будут прислушиваться в случае разногласий.

Такая форма урока с использованием ролевого проекта позволила вовлечь в работу весь класс, повторить сухие теоретические сведения о частях речи и их грамматических значениях в игровой увлекательной форме, раскрыла творческие способности детей, дала возможность получить высокие оценки за обобщение материала по разделу «Морфология».

Ролевой проект дает возможность для получения дополнительных знаний, для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся при этом могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач. Он способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; развиваются творческие способности при решении поставленных проблем.

Можно использовать ролевой проект при подготовке к сочинению на уроках развития речи. Примером могут служить: «Сочинение-рассказ по картине Ю.М. Ракши «Маленькие купальщики», «Сочинение-рассказ по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» в 6 классе и др. Остановлюсь подробнее на последнем. Лучше провести данный ролевой проект на сдвоенном уроке развития речи.

Цель: познакомить шестиклассников с построением рассказа на основе ролевого проекта; повторить особенности диалогической речи и разговорного стиля; обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

В начале урока провожу беседу по картине со словарно-стилистической и орфографической работой. Затем объявляю о ролевом проекте под названием «В гостях у художника». Предлагаю учащимся оживить картину, обыграть эпизод из жизни мальчиков. Предварительно вспоминаем особенности построения жанра рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Делю класс на 4 проектные группы. Предлагаю продумать: как могли оказаться мальчики около дома художника, какой разговор мог состояться между ними. Происходит распределение ролей: автора (1 группа), старшего мальчика (вторая группа), младшего мальчика (третья группа) и художника (четвертая группа). Каждая проектная группа разрабатывает текст для роли заданного персонажа, выбирает главного героя для игры. К середине второго урока происходит реализация такого проекта. Домашнее задание: написать сочинение-рассказ по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». Благодаря ролевому проекту учащиеся по желанию пишут сочинение или от лица героев-мальчиков или от лица художника.

Использование ролевых мини-проектов возможно на многих уроках развития речи по подготовке к сочинению по картине. Это роли экскурсоводов (в картинной галерее), экскурсантов, переводчиков, смотрителя музея, журналиста, а если картина «заговорила», то автор-ведущий, персонажи картины. Учащиеся 5-7 классов очень любят такие проектные формы уроков.

Творческий проект предполагает свободный подход к оформлению результатов. Например, «Письмо сказочному герою», «Когда говорят предметы», «Секрет названия» и др. Примером использования метода творческого проектирования может стать подготовка к сочинению в 8 классе. Формулирую тему проекта: «Сочинение по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Основная цель подготовить учащихся к сочинению в жанре репортажа о памятнике культуры, изображённом на картине. Заранее обучающиеся были разделены на 3 группы: 1-я проектная группа собирала материал по исторической справке, рассказывающей об истории данного храма, 2-я проектная группа готовила материал о художнике Герасимове, изобразившем данный памятник древнерусской культуры, 3-я проектная группа готовила материал о жанре репортажа в публицистике (это информационный проект).

Все три группы на уроке презентуют свой материал (демонстрация плаката – продукта, выполненного на основе информационных технологий). Потом провожу беседу по картине с подробным анализом, словарной работой, составлением плана. Во второй половине урока даю задание в игровой форме.

- Представьте себе, что у нас 3 редакции, каждая редакция получает задание. 1 проектная группа ребят получает задание написать репортаж от лица репортера с места события. 2 группа – репортаж-интервью с поломниками. 3 группа репортаж-интервью у мамы и дочери (герои, изображенные на картине). Начинается работа в группах с использованием материалов к сочинению. На втором уроке ведется наработка тренировочного материала в проектных группах. Это работа над композицией сочинения и над содержательно-речевой составляющей. К концу урока каждой группой должны быть предложены 3 образцовых варианта сочинения в трех группах. Домашнее задание: используя собранные материалы и образец-текст, написать сочинение-репортаж о памятнике культуры.

Исследовательский проект по русскому языку – это научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом можно использовать методы социологического опроса, эксперимента, моделирования. Например: в 5 классе «Основная мысль текста. «В чем соль?», «Когда слова становятся крылатыми?», 6 класс «Почему мы так говорим?», «Диалектизмы Кемеровской области и их особенность», 7 класс «Стилистическая функция синонимов с точки зрения эмоционально – экспрессивной оценки», «Термины и их сочетаемость», «Сколько значений у слов? Контекст и его роль», 8 класс «Основное (прямое) и производное (переносное, вторичное) значение слов», «Каламбур как результат переосмысления слов?», «Словесная игра или парадокс», 9 класс «Речевые ошибки из-за неумелого использования многозначности слов», «Стилистические функции антонимов в русском языке», и др.

Примером использования исследовательского проекта может стать работа на обычном уроке русского языка Это, как правило, мини-проект, который укладываются в один урок. Например, работа над мини-проектом «Создание словарного портрета слова». Я провожу ее через прием учебного концептуального анализа (с выявлением культурного смысла слов) в небольших группах, ее продолжительность 15-20 минут (10 минут на подготовку, 5-10 минут на презентацию каждой группы). Цель учебного концептуального анализа слова – формирование системного знания о понятии, существующем в сознании ученика как носителя русской культуры. Примером может служить (слово на уровне словаря), создание контекстуально-метафорического портрета (слово на уровне словосочетания и микротекста) и создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста и в диалоге культур). На уроках русского языка это выглядит так:

1 группа устанавливает лексическое значение слова (по словарям);

2 группа «собирает» ключевые признаки слова;

3 группа – проводит анализ сочетаемых свойств слова (народно-поэтических и книжно-литературных формул).

Я добавляю информацию на основе этимологического и историко-культурного анализа.

Таким образом, из ассоциативных, словообразовательных, этимологических связей, формируются базовые знания школьника.

Можно также использовать при работе над исследовательским мини-проектом «Создание словарного портрета слова» прием построения полей смыслов. Это могут быть загадки, пословицы, словосочетания, афоризмы, фразеологизмы, включающие понятие конкретного слова. Последовательность такова:

  • презентация слова (готовится в проектных группах);

  • определение эмоционального отношения к слову;

  • заполнение «полей смыслов»;

  • дополнение «полей смыслов»;

  • описание одного из «полей смыслов».

Использование метода проектов на уроке позволило выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Такие задания готовят и к профессиональному самоопределению, так как при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: где я могу применить свои знания? (многие обучающиеся моего гуманитарного класса планируют дальнейшее обучение на факультете «Журналистика», являются юнкорами общегимназической газеты «Эврика»).

Прогнозируемый результат:

  • формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении;

  • развитие исследовательских, самооценочных и рефлексивных общеучебных умений и навыков;

  • формирование различных компетенций, т.е. умения, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к предмету;

  • формирование коммуникативных умений и навыков;

  • развитие творческих способностей;

  • умение систематизировать, анализировать материал;

  • хороший результат итоговой аттестации как результат большого проектного опыта школьника;

Прогнозируемый результат достигается через:

  • мотивацию деятельности ученика;

  • создание психологического комфорта;

  • ориентацию на личность обучаемого;

  • формирование среды для развития мыслительных способностей учеников;

  • овладение определёнными мыслительными операциями;

  • развитие потребностно-мотивационной сферы учащихся;

  • развитие способности к осознанному проектированию и рефлексии.

Результат деятельности:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • стойкий интерес к предмету;

  • комфортное состояние в учебном процессе;

  • умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор;

  • сформированность коммуникативной компетенции;

  • сформированность информационной компетенции;

  • сформированность рефлексивных, поисковых, менеджерских и презентационных умений и навыков;

  • рост качества обученности;

  • положительные изменения в чувствах, эмоциях, практической деятельности;

  • увеличение количества учащихся, принимающих участие в НПК, олимпиадах, конкурсах (табл. 1., табл. 2.).

Таблица № 1

Участие в научно – практических конференциях

Уровень

2006/07 уч. год

2007/08 уч. год

2008/09 уч. год




Кол-во учас-ов

Лауреаты

Кол-во учас-ов

Лауреаты

Кол-во учас-ов

Лауреаты

Школьный

2

2

3

2

4

4

Муниципальный

1

-

1

1

2

1

Федеральный

-

-

2

-

2

1


Таблица № 2

Участие в олимпиадах и конкурсах

Уровень

2006/07 уч. год

2007/08 уч. год

2008/09 уч. год

Кол-во учас-ов

Результат

(место)

Кол-во учас-ов

Результат

(место)

Кол-во учас-ов

Результат

(место)

Школьный

2

1 – I,

2 - II

2

1 – II,

2 - III

4

1 – I,

1 – II,

1 - III

Районный

2

1 - II

2

1 – I

2

1 - II

Муниципальный

2

1 - II

2

-

2

1 - II

Федеральный













2

Диплом лауреата


Необходимые условия внедрения педагогического опыта

Только широкий профиль педагога может обеспечить проектную (индивидуальную и групповую) деятельность ученика в разных образовательных ситуациях. Это развитая способность самому учить новому, осваивать инновационные информационные ресурсы современного образования на основе свободного владения проектной деятельностью и методиками групповой работы с детьми. Деятельность учителя должна стать не столько обучающей, сколько развивающей. И базироваться она должна на владении разнообразными тактиками педагогической поддержки – консультирования, взаимодействия, сотрудничества и на практическом знании основ проектной деятельности, на развитом проектном мышлении педагога.

Я считаю, что разбудить творческие силы учащихся может только творчески работающий учитель, осознающий одну из важнейших задач обучения русскому языку.


Список литературы

  1. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

  2. Арефьева, О.В. Теория и методика обучения русскому языку в таблицах: учебно-методическое пособие / О.В. Арефьева. – Йошкар-Ола, 2007. – 26 с.

  3. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку : учебное пособие для вузов / Т.М. Воителева. – М. : Дрофа, 2006. – 319 с.

  4. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  5. Вахрушева, Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М. Вахрушева // Русский язык. – 2007. - № 14. – С. 35-36.

  6. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6. – С. 39-47.

  7. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

Похожие:

Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4
Анализ исходного состояния деятельности общеобразовательной школы №4 г. Гусиноозерска 2002-2006 гг
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconИсследование эффективности методов управления человеческими ресурсами в компаниях. Анализ состояния проблемы управления персоналом на примере гуп «генеральная дирекция единого
Анализ состояния проблемы управления персоналом на примере гуп «генеральная дирекция единого заказчика» юго-восточного административного...
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconОбщая характеристика работы актуальность проблемы
Актуальность проблемы. В настоящее время в России по данным Министерства природных ресурсов зарегистрировано около 65 тыс гидротехнических...
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconАнализ подходов к решению проблемы правильности математических знаний
Представление о правильности математических знаний менялось с течением времени. Цель настоящей работы — предложить такой анализ современного...
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconОпыта
Актуальность опыта, степень новизны, ведущие ключевые идеи, на решение каких актуальных проблем он направлен, длительность функционирования,...
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconДисциплины
Схема процесса управления с использованием исходного и конечного состояния в организации
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconI. Методология и анализ состояния проблемы стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности
Оглавление
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconОпыта Песни Невинности и Опыта Показывающие два противоположных состояния души человеческой songs of innocence *
Песни Невинности и Опыта Показывающие два противоположных состояния души человеческой
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconОрганизация повторения при подготовке школьников к егэ как условие повышения качества образования Условия возникновения проблемы, становление опыта
Овия возникновения проблемы, становление опыта. Осмысление проблемы качества образования в рамках модернизации Российского образования,...
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы iconПаспорт программы 2 Введение 4 Информационная справка о школе 5 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы 15
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование 17
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница