Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы




НазваниеОбобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы
страница1/4
Дата09.11.2012
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Инновационный проект


Система

обобщающих занятий

по русскому языку

в 12 классе вечерней школы


Выполнила – учитель

русского языка и литературы

МОУ ЦО

г.Саров

Нижегородской области

Васькова Ольга Валерьевна.



  1. Идея проекта.

Актуальность.

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее образование и среднее (полное) общее образование, создаёт основу для последующего образования и самообразования, формирования общей культуры личности обучающегося. Учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы в учреждении осваиваются в следующих формах: очной, очно - заочной, по индивидуальным планам, экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт. Предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования не ограничивается.

Почему учащиеся приходят в вечернюю школу? Для многих из них это единственный выход после длительного перерыва или из-за необходимости работать продолжить свое образование и подняться на более высокий уровень. Школа имеет сбалансированный режим работы, что позволяет учащимся совмещать учебу с работой. Сильной стороной вечерней школы является гибкость форм обучения, умелое сочетание урочной и зачетной системы, индивидуальные и групповые занятия, доброжелательный подход к ученикам, помощь в социальном становлении. Т.к. контингент школы достаточно «пестрый», то и средства для обучения разнообразны. В одном и том же классе приходится работать с отдельными группами, проводить больше консультаций для слабых ребят. Некоторым учащимся приходится давать специальные, индивидуальные задания. Работающие учащиеся вечерней школы имеют право пользоваться одним льготным днем в неделю, который по усмотрению администрации предприятия может оплачиваться. Кроме того, при сдаче выпускных экзаменов, учащиеся 9,12 классов получают оплачиваемый отпуск, соответствующий продолжительности экзаменов.

Средний возраст учащихся 20-25 лет, а это уже сформированные личности, у которых множество семейных проблем, времени на полноценное получение образования у них нет. Задача, стоящая перед школой, усложняется не только тем, что необходимо дать знания, но и помочь вспомнить то, что когда-то уже изучалось, помочь подготовиться к сдаче итоговой аттестации.

Исторически сложилось так, что в нашу школу приходят люди с различным уровнем подготовки, с большим перерывом в учебе, со значительными пробелами в знаниях. Для многих из них характерна низкая грамотность, пониженный уровень интеллектуального развития, они слабо владеют навыками литературной речи, не умеют организовать процесс обучения. В этих условиях очень важно запланировать работу так, чтобы наверстать упущенное в прежние годы, восстановить в памяти уже изученный материал, привести все знания в систему.

Учитывая, что современному обществу нужны не только пишущие без ошибок выпускники, а выпускники, владеющие функциональной грамотностью (то есть способные понимать, передавать и эффективно использовать текстовую информацию в ежедневной, профессиональной и общественной жизни), то задача учителя-словесника в современной вечерней школе усложняется вдвойне.

С 2008 года на территории РФ введен обязательный ЕГЭ по русскому языку, а значит, ответственность учителя за качество знаний выпускников значительно возрастает и без системного подхода к обучению не обойтись.


Цель проекта.


Главная цель данного проекта: показать, как в современной вечерней школе, учитывая способности и возможности обучающихся, организовать систему обобщающих занятий и подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи.


Специфика обучения в вечерней школе предполагает строго продуманную систему повторения и обобщения изученного материала в старших классах. Правильная организация обобщающих занятий позволяет систематизировать и углубить знания, поставить отработку умений и навыков на более прочную теоретическую основу. Перед учителем стоят задачи:

  1. Провести диагностику начальных знаний учащихся и определить круг тем, требующих обобщения и систематизации.

  2. Подобрать теоретический материал, позволяющий быстро и доступно повторить нужные сведения.

  3. Определить оптимальные формы, методы и приемы преподавания, учитывая специфику учреждения: дефицит времени, разную степень подготовленности учащихся, возрастную и профессиональную неоднородность обучающихся.

  4. Продумать содержание каждого занятия и форму его проведения.

  5. С целью повышения эффективности занятий использовать современные образовательные технологии.

  6. Организовать контроль качества усвоения материала.

  1. Концепция проекта.


Работая в вечерней школе, учитель сталкивается с такой проблемой, как систематические пропуски занятий учащимися. Причины могут быть самые разные: нежелание учиться, маленькие дети, слабое здоровье, посменная работа и многие другие. В таких условиях очень трудно организовать работу в условиях классно-урочной системы, но дать знания по общеобразовательной программе необходимо, ведь впереди итоговая аттестация – Единый Государственный Экзамен, где требования к нашим учащимся предъявляются такие же, как к выпускникам гуманитарных гимназий и лицеев.

Как же построить образовательный процесс, чтобы выпускник вечерней школы соответствовал требованиям, предъявляемым к уровню выпускника общеобразовательной школы?

Изучая и применяя в своей работе различные приемы и методы преподавания русского языка, я остановила свой выбор на технологии модульного обучения.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике:

  1. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий, причем, не эпизодических, а системных.

  2. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л. С. Выготским. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития, что достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной (постоянной или сменного состава), групповой.

  3. В основании модульной технологии находится программированное обучение. Во-первых, планирование действий каждого ученика в определенной логике; во-вторых, опора на активность и самостоятельность действий; в-третьих, учет индивидуализированного темпа работы; в-четвертых, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль.

  4. Интенсивный характер модульной технологии требует оптимизации процесса обучения: достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.


Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности, работая с предложенным ему индивидуальным планом, включающим в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

В-первых, содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов.

Обязательными учебными элементами являются следующие:

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым учащимся индивидуальных задач и целей.

2. Контроль знаний:

- «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, - промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель,

- экспертный, т. е. контроль учителя.

3. Целевая программа действий.

4. Дополнительный материал.

5. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

6. Дифференцированное домашнее задание.

При составлении технологической карты учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей.

Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы как диктант, тест, таблицу, работу с терминами, со схемами, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний.

Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ – 2). Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля.

Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе.

В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик может получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Используя модуль, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание. Важным критерием построения модуля является структура деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение.

В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме».

В конце модуля ученик должен сам оценить свою работу. Работая над модулем, он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем. Баллы заносятся в листок контроля, он дается каждому ученику перед началом урока. По этому листу учащийся сам выставляет себе оценку по количеству набранных баллов.

Что же дает модульное обучение?

Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.

Поскольку управление учеником осуществляется через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Учитель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально. Это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.

Чтобы сделать процесс обучения интересным, привить учащимся любовь к своему предмету, повысить мотивацию к обучению, уроки обобщающего типа я провожу, опираясь на технологию моделирующего обучения, в основе которой лежит образно-чувственное восприятие изучаемой темы. Задача учителя на таких уроках – создать атмосферу творчества и свободы выбора, дать учащимся возможность «пережить» предложенную тему и поделиться своими мыслями и чувствами с классом. Суть таких уроков заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, предлагая учащимся образно-выраженный замысел, идею и подсказывая способы деятельности для работы с имеющимся материалом. Учащиеся свободны в выборе вида деятельности, способов предъявления результатов, в выборе партнеров и места работы. Состояние комфорта для учащихся любого уровня подготовки создает отсутствие оценок, это исключает пассивность учащихся. В обстановке свободного обмена мнениями каждый чувствует себя способным к творчеству, пропускает через себя чужой опыт, прислушивается к другим, чтобы найти свое, приложить к своему опыту что-то новое, добытое в процессе творческого поиска.

Основа таких уроков – технология педагогических мастерских.

Принципы построения педагогической мастерской:

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2. Равенство всех, включая мастера.

3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Отбор содержания учебного материала для мастерской происходит с учетом основной идеи мастерской, соответствующей замыслу учителя. Отсюда следует и логика построения заданий, использование текстов различных стилей, разнообразие заданий по формам и видам работы. Обязательным условием является обращение к личному опыту учащихся. Основными особенностями организации деятельности детей будет являться поисковая, исследовательская деятельность, тесно связанная с проявлением творческих способностей ребят. Результат мастерской может быть как внутренним (эмоциональные переживания; формирование ценностных отношений к содержанию темы; новые вопросы, требующие размышления), так и внешним (творческая работа, представленная в разных формах; ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской; тексты и т.д.).

Данная система работы направлена на формирование у учащихся следующих умений при работе с текстом:

• анализировать текст с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя;

• воспринимать и осмысливать знания с целью самостоятельного видения проблемы;

• критически оценивать и корректировать свою деятельность;

• коммуникативные умения (конструировать оригинальные способы решения проблемы, задачи (составление текста));

• исследовательские умения.


3. Инновационный опыт.


В начале учебного года каждый учитель составляет в соответствии с учебной программой тематическое планирование. Я разбиваю учебную программу на блоки и определяю количество тем в каждом блоке, это служит основой для планирования модульной программы, определения целей и содержания учебного процесса.

Суть такой работы заключается в том, что я ориентируюсь не на привычную классно-урочную систему, а на сложившуюся в вечерних школах зачетную систему. Это значит, что к определенному числу учащиеся должны отчитаться о проделанной работе по изученным темам.

Я работаю по программе А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык в старших классах: Практический курс», т. к. в основе нее лежит комплексная работа с текстом, позволяющая повторять, обобщать, систематизировать, углублять и расширять знания учащихся о языковой системе, отрабатывать и совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся. Целенаправленный отбор текстов в учебнике-практикуме способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку. В программе не дано распределения отдельных тем по классам, не указано число часов на изучаемые темы; это дает возможность учителю изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять учебные часы и определять конкретные формы занятий, ориентируясь на особенности школы, класса, учебный план, уровень подготовки учащихся.

Учитывая, что у большинства моих учащихся значительный перерыв в учебе, и опираясь на диагностику начальных знаний, проводимую в начале 10 класса, я пришла к выводу, что обзорное изучение тем для нашей школы неприемлемо. Поэтому содержание учебного материала было распределено мной на 3 года (учащиеся вечерних школ в отличие от других общеобразовательных учреждений проходят программу старшего звена (10-11) за 3 года – 10,11 и 12 классы), и планирование выглядит следующим образом:

10 класс О русском языке, о русской речи.

Текст как речевое произведение.

Система языка.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Лексика. Фразеология.

Состав слова и словообразование.

11 класс Морфология.

12 класс Синтаксис.

Пунктуация.

Подготовка к экзаменам.

Таким образом, постепенно от простого к сложному учащиеся изучают новые темы, повторяя при работе с текстом уже пройденный материал.

Например, в 11 классе при прохождении темы «Имя прилагательное» любой ученик без особого труда справиться с заданиями:

  1. Определите тип и стиль текста.

  2. Найдите сложные слова и объясните их правописание.

  3. Выпишите словосочетания, в которых зависимыми словами являются прилагательные. Произведите разбор одного из словосочетаний.

  4. Подберите синонимы к словам…

  5. Докажите, что прилагательное старый – многозначное слово.

А в 12 классе, изучая синтаксис сложного предложения, учащиеся могут сделать любое задание по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и разбору простого предложения.

Однако вынуждена признать, что строя занятия только по данному пособию, невозможно полноценно подготовить детей к единому государственному экзамену. Учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык» - это учебник-практикум, в нем нет правил, необходимых для повторения и систематизации орфографии и пунктуации, а также отсутствуют грамматические нормы русского языка, поэтому для качественной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ я использую дополнительную литературу:

  1. Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова.

Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.

  1. Д.Э. Розенталь. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы.

  2. Е.Г. Чендулаева. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).

  3. М.А. Денисова, Е.В. Лагутина, М.В. Василенко. Русский язык в таблицах.

5-9 класс.

Очень важным в работе учителя является организация учебного процесса с учетом особенностей и возможностей учащихся. Поэтому обучение в вечерней школе предусматривает различные формы обучения: очную, очно-заочную, работа по индивидуальным планам и экстернат. При составлении тематического планирования я должна предусмотреть все формы обучения (Приложение 1).

После составления тематического планирования важно составить календарно-тематическое планирование, т. к. основная форма контроля это зачет, который должен быть сдан к определенной учителем дате. Определяется место и значение обобщающих уроков в системе преподавания русского языка в 12 классе (Приложение 2).

Когда тематическое планирование составлено, я приступаю к разработке модульной программы, где число модулей соответствует количеству тем.

Каждый модуль – это спроектированная деятельность учащегося для достижения определенной образовательной цели. Работая в течение 6 лет по модульным технологиям, я имею свой четкий план действий по составлению модульной программы, своеобразный алгоритм:



  1. Определить Комплексную дидактическую цель модульной программы;

  2. Разбить ее на Интегрирующие дидактические цели, определив количество модулей;

  3. Приступить к разработке технологической карты, выделив из Интегрирующих целей Частные, на основе которых выделяются Учебные Элементы (УЭ);

  4. Каждый учебный элемент продвигает учащихся к конечной цели:

  • УЭ-0 – отражает Интегрирующую дидактическую цель, чтобы учащиеся имели представление, чему они научаться, выполняя работу по модулю.

  • УЭ-1 – выявляет уровень знаний по теме, входящая диагностика для активизации учащихся.

  • УЭ-2 – коррекция знаний, работа с теоретическим материалом.

  • УЭ-3 – осознание теоретического материала, через составление собственной таблицы, схемы, алгоритма или свода правил.

  • УЭ-4 – применение своей таблицы в практической деятельности.

  • УЭ-5 – упражнение на закрепление.

  • УЭ-6 – творческое применение полученных знаний.

  • УЭ-7 – рефлексия, возврат к началу модуля и осознание Интегрирующей дидактической цели, определение достигнутого, итоговая диагностика.

  1. После выполнения каждого УЭ учащиеся проверяют себя по предложенной форме контроля: сверка с образцом, взаимопроверка, экспертный контроль (учителем), обсуждение в группе и др.

  2. В конце работы обязательна самооценка по заранее обговоренной схеме: оценивается каждый учебный элемент; нет ошибок «5», за каждую ошибку 1 балл снимается; находите среднеарифметический балл – это ваша оценка за урок.

  3. Домашнее задание учащиеся получают в зависимости от оценки:

«2» - выполнить работу по модулю еще раз, прочитать теоретические сведения по теме, выполнить упражнение на закрепление и творческое задание;

«3» - прочитать теорию по теме, выполнить упражнение на закрепление;

«4» - упражнение творческого характера;

«5» - освобожден от домашнего задания.

  1. Обеспечить каждого учащегося модулем, необходимым теоретическим материалом и предоставить возможность сверять выполненную работу с образцом.

  2. Регулярно осуществлять контроль, проверять тетради и корректировать работу учащихся.


Урок по модульной технологии начинается всегда с объявления темы и представления целей, а дальше учащиеся работают самостоятельно, а учитель консультирует и организует проверку.

В качестве примера хочу привести разработку модульной программы «Сложное предложение» и несколько модулей из разработанной программы (Приложение 3).


В результате обучения по модульной технологии повысилось качество знаний учащихся, уровень мотивации, увеличился объем работы, уменьшилась нагрузка, укрепились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация труда.

Основывать свою работу только на модульной основе я считаю нецелесообразным, потому что учащиеся должны уметь работать у доски, правильно излагать свои мысли, обсуждать темы в парах, группах, в классном коллективе. Для этого в моей работе предусмотрены уроки обобщения в форме творческих мастерских применения знаний. Как правило, такие уроки проводятся перед каникулами.

В 2008-2009 учебном году мной было запланировано 5 уроков обобщающего типа:

  1. Конец октября – «Как вас понимать?!»

Концепция: Учащимся предлагаются тексты для анализа, где много односоставных и неполных предложений (это отрывки из диалогов), нужно попытаться восстановить смысл текста, объяснить, почему возникли затруднения и сделать вывод, какую роль играют неполные предложения в речи и по их важно правильно использовать, а также вспоминаются способы передачи чужой речи.

  1. Декабрь – «Я вас не боюсь!»

Концепция: На примерах текстов учащиеся вспоминают изученные темы, составляют вопросы, проводят блиц-опрос, выполняют практическую часть, оценивают работы друг друга, а экспертная комиссия делает выводы, что ребята усвоили, какие темы нужно повторить и как эту работу нужно организовать.

  1. Середина февраля – «Такое непростое простое предложение»

Концепция: Показать на примере анализа текста, что в простом предложении скрыто много опасных моментов (обособленные члены, сравнительные обороты, вводные конструкции и т.д.). В результате работы учащиеся составляют кластер «Простое предложение? – Непростое!» (Приложение 4 )

  1. Конец марта – «Обучая, люди учатся»

Концепция: на основе пробного ЕГЭ провести анализ выполненных работ части С; для этого создать «экспертные» группы, которые будут оценивать работу по баллам и напишут рекомендации автору сочинения-рецензии (Приложение 5).

  1. Апрель-май – «Экзамен – без проблем!!!»

Концепция: Показать в различных учебных ситуациях (тесты, устный опрос, анализ текста), что учащиеся могут справиться с любым заданием и успешно сдадут экзамены.

В поиске новых форм проведения уроков, я поняла, что творческая мастерская очень подходит мне и моим учащимся. Это не просто новый вид урока – это новая, гуманистическая философия в отношениях учителя и учеников.

“Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрос­лых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия” (Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? СПб, 2002.)

По типам бывают мастерские творческого письма (или просто — письма), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие.

Мастерская строится по определенному алгоритму, но учитывая, что учащиеся вечерней школы часто пропускают занятия, то мои мастерские должны укладываться в один урок (45 мин.). Я определила для себя ключевые и наиболее важные этапы мастерской:

1. Индуктор (психологический настрой на урок). Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе учитель ставит задачу перед учащимися. Есть два необходимых условия индуктора: он всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связан со смыслом дальнейшей деятельности.

2. Самоконструкция (запись слов по ассоциации). На этом этапе каждый работает самостоятельно. Мешать друг другу нельзя. При индивидуальной работе у каждого ученика есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение проблемы, не подвергаться воздействию мыслей других учеников.

3. Социоконструкция (работа в группе: обсуждение предлагаемых гипотез и выбор наиболее вероятной; создание коллективного решения поставленной проблемы).

4. Социализация (представление результатов работы групп, обмен вопросами, очень важно выслушать каждого участника мастерской).

5. Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше).

6. Рефлексия (отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций, самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и её результатов)

7. Творчество (создание творческой работы на основе полученных знаний)


Алгоритм мастерской, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий “прорыв” — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.
  1   2   3   4

Похожие:

Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРабочая программа по русскому языку среднего (полного) общего образования
Т. В. Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах»...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconИнформационно-аналитическая справка по итогам диагностической контрольной работы по русскому языку в 11 классе
«О проведении контрольных работ по математике и русскому языку в муниципальных общеобразовательных учреждениях» 26. 10. 2011 г проведена...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку для абитуриентов, поступающих
Вступительное испытание по русскому языку проводится в письменной форме тестирование. Вопросы экзаменационного тестирования составляются...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРабочая программа По русскому языку
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов, автор-составитель...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе «Государственного стандарта общего образования по русскому языку», «Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРабочая учебная программа по русскому языку в 10 классе
Программы по русскому языку для 10-11 классов оу (составителя Власенкова А. И.). – М.: Дрофа, 2001
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРазработка урока презентации на тему: Практикум по русскому языку в 11 классе
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconПрограмма Спецкурса по русскому языку Система подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе. Автор: Насонова Е. Ю., учитель литературы Томск 2010 Пояснительная записка. Спецкурс «Система подготовки к егэ по русскому языку»
С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы...
Обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница