Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка




Скачать 83.45 Kb.
НазваниеФилиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка
Дата09.11.2012
Размер83.45 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ГОУВПО «МЭИ(ТУ) В ГОРОДЕ ВОЛЖСКОМ


Кафедра социально-гуманитарных наук


ЗАЯВКА

на участие в конкурсе студенческих научных проектов

в 2004 году


Методика повышения качества учебного процесса в

выпускных классах средней школы с целью улучшения

результатов сдачи ЕГЭ и последующего поступления

высшие учебные заведения г. Волжского


Автор:

Мавзолевский Дмитрий Владимирович, студент филиала ГОУВПО «МЭИ(ТУ)» в г. Волжском, 2 курс, группа ЭОП 1-03.


Волжский 2004

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Наименование проекта: «Методика повышения качества учебного процесса в выпускных классах средней школы с целью улучшения результатов сдачи ЕГЭ и последующего поступления высшие учебные заведения г. Волжского».

2. Направление конкурса: «Социальные проблемы г. Волжского».

3. Цель проекта: Разработка, апробация и последующее внедрение обновленной системы подачи учебного материала в выпускных классах средних школ г. Волжского, подготовка пакета рекомендаций по соответствующей адаптации учебных программ.

4. Основные задачи проекта: по итогам проведения системного анализа действующих учебных программ и доминирующих методов обучения в выпускных классах средних школ г. Волжского определить приоритетные направления их оптимизации; актуализировать поддержку и качественного развития среднего образования в социальной политике Городской Думы г. Волжского; путем оптимизации структуры учебных программ муниципальных общеобразовательных учреждений по основным и факультативным дисциплинам способствовать повышению качественного уровня образования волжан, повысить их конкурентоспособность в процессе поступления в высшие учебные заведения г. Волжского, Волгоградской области и других регионов РФ.

5. Результаты проекта на текущий год: проведение независимой (по отношению к федеральным и муниципальным учреждениям) научной экспертной оценки эффективности методики подачи учебного материала и формулирование предложений по реальному улучшению работы школ в части подготовки старшеклассников к эффективной сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы; опытная апробация сформулированных предложений и последующее внедрение их в учебный процесс путем проведения курсов обучения новой методике учителей средних школ г. Волжского (организуется при соответствующих вузах города).

6. Конечные результаты: за счет повышения качества усвоения учебного материала и адресной ориентации на поступление в определенные вузы г. Волжского достигается не только увеличение запаса реальных знаний школьников к моменту их выпуска, но и их профильная адаптация, что значительно повысит шансы молодых волжан в борьбе за конкурсные госбюджетные места в высших учебных заведениях.

7. Требуемые инвестиции проекта:для реализации экспертного этапа проекта требуется 80 тыс. рублей – оплата работы постоянной межвузовской экспертной группы ученых, оплата работы технических сотрудников группы, покупка расходных материалов (канцтовары), возмещение стоимости работы (на стадии экспериментальной проверки выводов экспертной группы) компьютерного класса и автоматизированных учебных тренажеров в одном из вузов города Волжского.

8. Сроки выполнения проекта: экспертный этап выполняется в течение 2005 года, этап внедрения результатов работы экспертной группы в учебный процесс в школах г. Волжского зависит от социальных программ муниципальных властей.

9. Данные о координаторе проекта: Мавзолевский Дмитрий Владимирович - студент филиала ГОУВПО «МЭИ(ТУ)» в г. Волжском, 2 курс, группа ЭОП 1-03.


АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА



Целью данного проекта является оптимизация методов передачи учебного материала школьникам города Волжского.

Область применения: в ходе реализации социальной политики Городской Думы и администрации г. Волжского; в ходе реформы системы образования.

Необходимо: в ходе работы межвузовской экспертной комиссии пересмотреть структуру передачи учебного материала ученикам, где основной функцией определить их мотивацию и опыт; создать в школах центры психологического отдыха; создать в школах альтернативные методы обучения Internet, видео - аудио библиотеки).


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



За последнее десятилетие в уровне подготовки абитуриентов отмечается прогрессирующее снижение качества (особенно речь идет о сельских районах регионов России), что создает работу преподавателям вуза – им приходится работать с неподготовленным контингентом. Адекватна ли существующая в Волгоградском регионе система образования современным запросам развития общества? На данный вопрос невозможно дать однозначно положительный ответ. Возрастает необходимость что-то изменять в системе образования, адаптировать ее пригодной к современному миру и использовать новые технические средства обучения и психологические методики: Internet, видео-аудио аппаратура, компьютеры, и работа школьных психологов. Новые методы подачи материала и его закрепления также должны помочь повысить уровень образования в школах. Обозначенные проблемы призвана уточнить, актуализировать и предложить эмпирически проверенные варианты решения создаваемая в рамках проекта межвузовская научная комиссия из числа ученых города Волжского (с возможным привлечением студентов и старшеклассников как основных участников образовательного процесса).

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА


В случае получения нашим проектом финансовой поддержки, предлагаем сформировать городскую межвузовскую экспертную группу, в которую войдут представители всех основных (государственных) вузов г. Волжского, по 1-2 специалистам в области естественно-технических и гуманитарных наук от каждого вуза. Список вузов может уточняться решением Совета ректоров (директоров) г. Волжского, а кандидатуры делегируемых в экспертную группу представителей определяет Ученый совет конкретного вуза. На первом этапе своей работы комиссия изучает методы преподавания в профильных (закрепленных за каждым вузом) школах и выявляет «узкие места», резервы роста и оптимизации учебного процесса в целях улучшения подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ. На втором этапе члены экспертной группы с использованием технологии компьютерного моделирования (лабораторию информатики для работы экспертной группы готов предоставить филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском) учебного процесса предлагают непосредственные программы и рекомендации, повышающие эффективность учебного процесса в старших классах школ нашего города.

Потенциал повышения качества среднего школьного образования представляет собой широкий спектр мер, направленных в том числе на мотивацию к обучению и более широкое внедрение эвристических (активных) форм взаимодействия с учебной аудиторией. На протяжении истории западной цивилизации мы наблюдали переход от сократического метода обучения (маевтика) к шаблонно-лекционному, а далее и к простой выдаче учебной литературы с последующим контролем (в форме тестов) усвоенного материала. В стандартной российской школе на современном этапе учебный материал передается следующим образом: новая тема, обработка типовых заданий у доски, домашняя работа на новую тему, 2-3 недели на изучение, контрольная работа и новая тема, через 3 месяца повторение пройденного материала. Как правило, учитель не старается заинтересовать учеников данным процессом. В результате - плохие знания, отсутствие дисциплины и нехватка высококвалифицированных кадров.

В качестве предварительного шага можно рекомендовать экспертной межвузовской комиссии обратить внимание на нижеследующие методы, которые могут быть применены для исправления ситуации.

1. Изменяется система подачи учебного материала. Учебный материал необходимо (как бы это банально не звучало) подавать интересно - использовать во время обучения теле-аудио аппаратуру, наглядные макеты. Кроме моторной памяти записывания нужно подключать зрительную память, слуховую (мягкую музыку) и т.д. - чем больше использует ученик чувств, тем легче его мозг усваивает новую информацию.

2. С детьми работают психологи. Если проводить со школьниками периодические психологические тесты для выяснения их будущей профессии и талантов, то можно на основе этих тестов формировать классы и более рационально давать материал: дети, заинтересованные в своей профессии, будут сами лучше стараться усвоить материал, который понадобится им в жизни. Можно рационализировать программу обучения для таких детей. Также психологи могут определять психологические проблемы усвоения материала и предотвращать их (например, старого учителя заменили новым, и дети, привыкшие к предыдущему учителю, испытывают конфликт и трудности с общением, что ведет к ухудшению показателей учебы).

3. Новая система контроля и закрепления материала. Если после нового материала (напр. по математике) на каждой следующей учебной паре выполнять порядка 30 заданий, из которых 20 по предыдущим темам и 10 по новой, то это даст подготовку к тестовой форме и формату ЕГЭ, приучит школьников не бояться заданий (пусть делают хотя бы 20-25) и также поможет закрепить пройденный материал на практике и повторить пройденное.

Таблица 1.

Шкала перевода системы оценивания при ЕГЭ

в стандартную оценочную систему, практикуемая вузом г. Волжского.


Предмет вступительного экзамена

Баллы ЕГЭ


Оценка по 5-бальной

шкале



Математика и физика

85 - 100

5 (отлично)

75 - 84

4 (хорошо)

50 - 74

3 (удовлетворительно)

0 - 49

2 (неудовлетворительно)

Русский язык

50 - 100

«Зачет»

0 - 49

«Незачет»



4. Вводятся новые системы разгрузки и отдыха школьников, такие как, комнаты отдыха (рекреации), секции.

Если провести хотя бы подобные этим небольшие изменения в системе образования, то город Волжский в перспективе получит умную, активную, образованную молодежь. Особо отметим тот факт, что Лицей № 3 г. Волгограда, который следовал некоторым из этих принципов, имел нижеследующие результаты (статистика по выпуску 2003 года: 102 выпускника, на ЕГЭ получено всего две тройки, остальные оценки в рамках «хорошо» и «отлично»; 15 серебряных и 5 золотых медалей; все выпускники поступили в ВУЗы, причем 85% на бюджетную основу). Подобные программы развития качества школьного образования необходимо разрабатывать и внедрять в школах г. Волжского, иначе наша молодежь со временем значительно утратит конкурентоспособность в борьбе за право обучения на госбюджетных местах престижных вузов.

Похожие:

Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconФакультет социального управления кафедра гуманитарных и социальных наук Специальность
Статус дисциплины: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconФакультет социального управления кафедра гуманитарных и социальных наук Специальность
Статус дисциплины: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconВопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук
«Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук» для аспирантов специальностей
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconСоциально-философский анализ феномена языковых игр
Туркулец А. В., доктор философских наук, профессор, Хабаровская государственная академия экономики и права, кафедра гуманитарных...
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconУрюпинский филиал гоу впо «Волгоградский государственный университет» Факультет социально-гуманитарных и экономических наук
...
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconПояснительная записка Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук гу вшэ, (спб филиал), А. В. Куприяновым
Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук гу вшэ, (спб филиал), А. В. Куприяновым
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconБушев Александр Борисович, Александрова
Филиал гоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», кафедра гуманитарных дисциплин
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconУрюпинский филиал гоу впо «Волгоградский государственный университет» Факультет социально-гуманитарных и экономических наук
Курс «Муниципальное право Российской Федерации» в соответствии с учебным планом изучается на юридическом факультете университета...
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка iconШней торговли кафедра гуманитарных и социальных наук
Всемирная история” подготовлен в соответствии с требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню...
Филиал гоувпо мэи(ТУ) в городе волжском кафедра социально-гуманитарных наук заявка icon-
Дальневосточный юридический институт мвд россии кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница