Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся




Скачать 88.78 Kb.
НазваниеУроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Дата09.11.2012
Размер88.78 Kb.
ТипУрок

Использование информационных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся


Ахметшина Р.М.,

учитель высшей квалификационной категории

МОУ «Кадетская школа милиции № 81 «Калкан»

г. Набережные Челны Республики Татарстан

Повышение качества образования – актуальная проблема не только для России, но и всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысление цели и результата образования. Цель стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации и содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010года»

Информационно - коммуникативные компетентности обучающихся - одни из ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях. Особую значимость приобретает развитие информационно – коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возникает необходимость развития умений ориентироваться в информационном обществе. Они включают в себя не только сформированные представления о компьютерной среде, ресурсах интернета, владение компьютером, но и умение высказать свое мнение, проявление активности в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение детьми навыков общения и взаимодействия

В процессе преподавания математики для формирования информационно – коммуникативной компетентности обучающихся я использую информационные технологии, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для меня. Современные компьютерные модели вписываются в традиционный урок и позволяют мне организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний – решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний – исследование; урок применения ЗУН – компьютерная практическая работа.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении математики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Компьютерные модели позволяют обучающимся изменять начальные условия работы на уроках и самостоятельно представлять различные презентации. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности, делая обучающихся не только наблюдателями, но и ее активными участниками.

Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но сегодня все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя:

- компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков;

- учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся;

- компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник. Его очень легко создать, используя редактор таблиц Excel;

- компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ;

- компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.

С появлением в школе компьютера меня, как учителя математики, заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Мне удалось систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах, учебниках.

На следующем этапе в практику работы мною были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был соответственно накоплен материал, который я сейчас использую на уроках математики.

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках контроля знаний обучающихся.

Информационные технологии на уроках математики я использую в следующих вариантах:

- Самый распространенный вид – мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков по отдельным главам, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5-2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видеофрагменты.

- Следующий вид использования информационных технологий на моих уроках математики - мультимедийные таблицы. Традиционные таблицы сегодня не актуальны Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п. Им на смену пришли интерактивные таблицы, которые ярче, образнее и незаменимы. Такие таблицы удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать, размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки.

- Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет: math.ege., alexlarin.narod.ru. и др. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный, они могут быть представлены в виде установления соответствий, кратких ответов. Их можно использовать на различных этапах урока. Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. К примеру, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа созданная презентация дает возможность обучающимся, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Для решения проблемы развития вычислительных навыков обучающихся использую тренажер «Отличник», «Геометрия не для отличников»

- Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные дидактические игры. Для примера я выбрала две игры: «Хочешь ли ты сдать ЕГЭ на «отлично»?», «Морской бой по теме «Логарифмы». Эти игры составлены совместно с обучающимися – их творческие проекты

- Для развития интереса к предмету использую викторины. Как пример я выбрала две викторины:

  • «Путешествие по стране логарифмов». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу задания различного типа на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к озвучиванию ответов. Такие викторины могут содержать задания – шарады, кроссворд, вопрос-ответ и др.

  • Историко-математическая викторина по теме «Производная» по типу «Своя игра». На слайд выводятся разделы, где содержатся вопросы по баллам, которые может набрать команда. Обучающиеся решают задания различного уровня сложности, отвечают на вопрос и, в случае правильного ответа, получают баллы. Выигрывает игрок или команда, набравшие большее количество баллов. По желанию учителя могут быть использованы разнообразные виды викторин, которые делают урок интересным, помогают добиваться главной цели – усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала, развития познавательного интереса.

На своих уроках я использую кроссворды, которые готовятся как творческое домашнее задание, либо использую готовые формы. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в интересном для них виде деятельности.

- Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ГИА и ЕГЭ, то есть использование информационных технологий оправдано. Поэтому в своей практической деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ по математике, провожу тестирование в режиме on-lain. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ГИА и ЕГЭ, содержат такое же количество заданий. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить», и идет обработка результатов. В итоге обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть, как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения по тому или иному вопросу, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз просмотреть изученный материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Работа на тренажерах позволяет более эффективно подготовить обучающихся к ЕГЭ.

Самое важное на уроке – это общение учителя и обучающегося, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная интерактивная доска. Доска – поле информационного обмена между учителем и учеником. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Много практических заданий на уроках математики мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 5 групп: «Найди лишнее данное», «Кроссворд», «Вставьте слово», «Соотнесите», «Отметьте». На уроке даю классу из любой группы задания и прошу обучающихся у доски выполнить задание: вставить пропущенное слово, отметить что-то в тексте, разгадать кроссворд, соотнести формулы и т.д. Обучающимся нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный, и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.) документ. Конечно, нельзя сказать, что результаты обучающихся повысятся, благодаря работе с интерактивной доской, но наблюдения показали, что они стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке: активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование информационных технологий помогают обеспечить устойчивую мотивацию у обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.

Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых, тема проекта должна нести в себе исследовательский элемент. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИКТ и математике), но реально его выполнение затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, историю и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. Могу сказать, что обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие. Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • облегчает процесс усвоения материала обучающимися;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор обучающихся;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышает интерес к изучению математики, успеваемость, качество знаний; идет более полное усвоение учебного материала;

  • идет овладение умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

  • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

Таким образом в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Похожие:

Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся icon«Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
Компетентностный подход в современном образовании. Справочник заместителя директора школы. №1, 2009, с. 85
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся icon«Педагогические условия становления ключевых компетентностей школьников как средство социализации». Поскольку на сегодняшний день единый список ключевых компетентностей отсутствует, коллективом школы за основу были взяты компетентности, определённые в материалах "Стратегия модернизации содержания об
В современной школе уже стало традицией обсуждать и решать вопросы организации жизнедеятельности учащихся, определять основные направления...
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconУрок экологии в 6 классе на тему: Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconИ межкультурной коммуникации
Элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции...
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconКонспектировать и реферировать текст
...
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconПрограмма развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия»
...
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconУроках математики в 7 9 классах как средство активизации познавательной деятельности учащихся
...
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconГрафическое структурирование учебного материала как один из методов формирования ключевых компетентностей
Хритошина Юлия Николаевна, учитель истории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся iconУроках математики
В настоящее время одной из главных задач образования является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся. Выделены следующие...
Уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся icon5. Руководство учебными исследованиями
Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница