МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано | Утверждаю |
___________________ Руководитель ООП по направлению 240100 проф. Н.М. Теляков |
_______________________ Зав.кафедрой ПТПЭ проф. Теляков Н.М. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАЗДЕЛЕНИЕ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СМЕСЕЙ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИРОДНЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ И УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Направление подготовки: 240100 Химическая технология
Квалификация (степень) выпускника: магистр, специальное звание «магистр» Форма обучения: очная
Составители: заведующий каф. ПТПЭ Н.М.Теляков ассистент каф. ПТПЭ А.А. Дарьин
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины Учебная дисциплина «Разделение многокомпонентных смесей в технологии природных энергоносителей и углеродных материалов» — дисциплина базовой части общенаучного цикла профиля «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» второго уровня высшего профессионального образования магистратуры. Целью дисциплины является формирование знаний в области технологий разделения многокомпонентных смесей, широко применяющихся в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и коксохимической промышленности для выделения отдельных углеводородов из смесей и для селективной очистки нефтепродуктов, а также умений и навыков для обеспечения выполнения расчётов соответствующих технологических переделов для выполнения части проектных разработок.
Задачами дисциплины являются: - Овладение навыками сбора и анализа научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта, - Понимания технологической и технической части процессов разделения многокомпонентных смесей в технологии переработки природных энергоноcителей и углеродных материалов, аппаратурного оформления. - Освоение основных методик расчета процессов разделения - Формирование культуры мышления, постановки цели и выбора путей её достижения. Готовности самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии. Способностей использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Готовности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности. Способностей понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
2. Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Разделение многокомпонентных смесей в технологии природных энергоносителей и углеродных материалов» второго уровня высшего профессионального образования магистратуры. Дисциплина является предшествующей для изучения последующих всех дисциплин профессиональной части.
3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих Профессиональных компетенций: способен - владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК- 6). способен осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-7); способен налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств (ПК-13); способен проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования (ПК-14); готов к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК- 15); готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-25); способен разрабатывать проекты (в составе авторского коллектива) (ПК-26); готов использовать информационные технологии при разработке проектов(ПК-27); способен проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (в составе авторского коллектива (ПК-28).
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: — основные закономерности химических и физико-химических процессов, процессов массопереноса применительно к технологическим процессам, агрегатам и оборудованию; — основы теории процесса в химическом реакторе, методологию исследования взаимодействия процессов химических превращений и явлений переноса на всех масштабных уровнях, методику выбора реактора и расчета процесса в нем; основные реакционные процессы и реакторы химической и нефтехимической технологии;
Уметь: — определять основные статические и динамические характеристики объектов; выбирать рациональную систему регулирования технологического процесса; выбирать конкретные типы приборов для диагностики химико-технологического процесса; — рассчитывать и анализировать процессы внешнего и внутреннего теплообмена в аппаратах различного технологического назначения, выбирать рациональные температурные и тепловые режимы работы оборудования; — применять методы анализа и обработки экспериментальных данных, систематизации научно-технической информации;
Владеть: — методами математической статистики для обработки результатов активных и пассивных экспериментов, пакетами прикладных программ для моделирования химико-технологических процессов; — методами расчета и анализа процессов в химических реакторах и эффективности работы химических производств; — навыками расчёта и проектирования оборудования различного технологического назначения; — навыками работы с современными программными средствами подготовки конструкторско-технологической документации; — определения технологических показателей, методами выбора химических реакторов;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | XI | Аудиторные занятия (всего) | 60 | 60 | В том числе: | | | Лекции | 10 | 10 | Практические занятия (ПЗ) | 50 | 50 | Семинары (С) | - | - | Лабораторные работы (ЛР) | - | - | Самостоятельная работа (всего) | 48 | 48 | В том числе: | - | - | Курсовой проект (работа) | - | - | Расчетно-графические работы | - | - | Реферат | - | - | Другие виды самостоятельной работы | - | - | Выполнение домашнего задания | - | - | Оформление лабораторных работ | - | - | Вид промежуточной аттестации: зачёт, экзамен | экз. | экз. | Общая трудоемкость час зач. ед. | 144 | 144 | 4 | 4 |
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | 1 | 2 | 3 | 1. | Основные понятия и определения | Фазовое равновесие и селективное разделение веществ. Термодинамика смешения. Активность и коэффициенты активности. Фазовая устойчивость и равновесие. Смешение и избыточная энергия Гиббса. Требования к моделированию равновесия многокомпонентных систем. Типы модельных уравнений. Параметры, характеризующие процессы разделения. Емкость растворителей и фактор разделения. Зависимость результатов разделения от параметров процесса. Термодинамические уравнения для расчета параметров процессов разделения. Классификация процессов разделения с использованием разделяющих агентов. Термодинамическая характеристика селективности. Экстракционное разделение углеводородов. Сопоставление процессов разделения с использованием селективных растворителей. | 2. | Межмолекулярные взаимодействия и функции смешения | Межмолекулярные взаимодействия и селективное разделение веществ. Специфические взаимодействия. Избыточные термодинамические функции бинарных смесей углеводородов с селективными растворителями. Связь между избыточными функциями. Влияние межмолекулярных взаимодействий на значение и знак избыточных функций смешения. Селективные растворители и насыщенные углеводороды. Селективные растворители и ненасыщенные углеводороды.
| 3. | Селективность и химическое строение растворителей и разделяемых углеводородов | Зависимость селективности от структуры разделяемых углеводородов. Зависимость селективности от структуры растворителей. Новые селективные растворители для разделения углеводородных систем. Селективность и растворяющая способность смесей растворителей по отношению к углеводородам. | 4. | Оформление процессов разделения углеводородов с использованием селективных растворителей | Промышленные селективные растворители. Азеотропная ректификация. Экстрактивная ректификация. Жидкостная экстракция. Экстрактивная кристаллизация. Абсорбция. | 5. | Технологии и оборудование, использующиеся в процессах разделения многокомпонентных смесей. Разделители. | Устройство для разделения углеводородных смесей. Устройство для разделения несмешивающихся жидкостей. Устройство для разделения трехфазной смеси. Аппарат для разделения и дегазации жидкости. Устройство для разделения смесей с различной плотностью.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1. | Процессы массопереноса в системах с участием твёрдой фазы | + | | | | | + | 2. | Теплоперенос в гетерогенных системах | + | + | + | + | + | + | 3. | Технология и оборудование нефти и газа | + | + | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п | Наименование раздела дисциплины | Лек- ций | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семи-наров | СРС | Всего часов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Основные понятия и определения | 2 | 22 | | | 18 | 44 | | Межмолекулярные взаимодействия и функции смешения
| 2 | | | | 6 | 8 | | Селективность и химическое строение растворителей и разделяемых углеводородов
| 2 | 2 | | | 6 | 8 | | Оформление процессов разделения углеводородов с использованием селективных растворителей
| 2 | 6 | | | 8 | 16 | | Технологии и оборудование, использующиеся в процессах разделения многокомпонентных смесей. Разделители.
| 2 | 20 | | | 10 | 32 |
6. Лабораторный практикум Не предусмотрен учебным планом
7. Практические занятия (семинары) № п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий (семинары) | Трудо-емкость (час.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1, 3, 5 | Метод расчета рабочих режимов процессов ректификации многокомпонентных смесей. Расчет сложных колонн. | 6 | 2 | 1, 2 | Метод независимого определения концентраций. | 6 | 3 | 1, 5 | Метод потарелочного проектно-проверочного расчета. | 4 | 4 | 1, 4 | Методы расчета гетероазеотропных комплексов. | 6 | 5 | 1, 5 | Расчет и оптимизация промышленных ректификационных установок. | 6 |
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрены учебным планом
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
Потехин В.М., Потехин В.В. Основы теории химических процессов технологии органических веществ и нефтепереработки: Учебник для вузов. – «-е изд., исп. и доп. – СПб: ХИМИЗДАТ, 2007. – 944с. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. – М.: Гилем, 2002. 672с. Скобло А.И., Молоканов Ю.К., Владимиров А.И., Щелкунов В.А. Процессы и аппараты нефтегазопереработки и нефтехимии: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Недра- Бизнесцентр», 2000. — 677 с: ид. ISBN 5-8365-0035-5 Зиберт Г.К., Седых А.Д., Кащицкий Ю.А., Михайлов Н.В., Демин В.М. Подготовка и переработка углеводородных газов и конденсата. Технологии и оборудование: Справочное пособие. – М.: ОАО «Недра-Бизнесцентр», 2001 – 316 с.: Г.-Й. Биттрих, А.А. Гайле, Д. Лемпе, В.А. Проскуряков, Л.В. Семенов. Разделение углеводородов с использованием селективных растворителей. – Л.: Химия, 1987. – 192с.
б) дополнительная литература Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2009. – 368с. Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. Учебно-медодическое пособие для повышения квалификации работников нефтеперерабатывающей промышленности. Часть 1. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2000. – 224с. Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. Учебно-медодическое пособие для повышения квалификации работников нефтеперерабатывающей промышленности. Часть 2. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2001. – 415с. Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. Учебно-медодическое пособие для повышения квалификации работников нефтеперерабатывающей промышленности. Часть 3. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2003. – 504с. Петлюк Ф.Б., Серафимов Л.А. Многокомпонентная ректификация. Теория и расчет: М., Химия, 1983. Серия «Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии» Сарданашвили А.Г., Львова А.И. Примеры и задачи по технологии переработки нефти и газа. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Химия, 1980. – 256с. Кузнецов А.А., Кагерманов С.М., Судаков Е.Н. Расчёты процессов и аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности. – 2-е изд., пер. и доп. – Л.: Химия, 1974. – 344с. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу процессов иаппаратов химической технологии. – 13-е изд. стериотипное. – М.: Альянс, 2006. – 576с. в) программное обеспечение Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Использование материалов и приборов лаборатории кафедры печных технологий и природных энергоносителей, показ видеоматериалов. Использование студентами для самостоятельной работы разработанных на кафедре учебников и учебных пособий. Для реализации практических занятий по дисциплине кафедра располагает компьютерным классом.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по каждой дидактический единице во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами, целью которых является приобретение студентом компетенций, знаний и умений, установленных ФГОС ВПО для направления 240100 «Химическая технология». Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы (посещение теоретических и практических занятий, своевременное выполнение заданий по самостоятельной работе).
Разработчики:
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» | Профессор кафедры печных технологий и переработки природных энергоносителей | Н.М. Теляков | Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» | Ассистент кафедры печных технологий и переработки природных энергоносителей | А.А. Дарьин |
|