«Теория игр и исследование операций»




Скачать 117.79 Kb.
Название«Теория игр и исследование операций»
Дата08.11.2012
Размер117.79 Kb.
ТипИсследование


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники (ТУСУР)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


______________Л.А. Боков

“_____” _________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Теория игр и исследование операций» для направления 010500

«Прикладная математика и информатика» (бакалавр)

Факультет - систем управления

Профилирующая кафедра - автоматизированных систем управления

Курс четвертый
Семестр седьмой

Учебный план набора 2005 и последующих лет


Распределение учебного времени:

Лекций 18 час.

Практических занятий 18 час.

Всего ауд. занятий 36 час.


Самостоятельная работа 15 час.

Общая трудоемкость 51 час.


Зачет 7 семестр


2011

Дисциплина “Теория игр и исследование операций” входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Преподавание дисциплины обеспечивается профилирующей кафедрой.

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 010500 − «Прикладная математика и информатика», утвержденного 23.03.2000г


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры АСУ.

Протокол  № _____ от “______” _________________2011 г.


Разработчик,

профессор кафедры АСУ В.Г. Астафуров


Зав. обеспечивающей

кафедрой АСУ, профессор А.М. Кориков


Рабочая программа согласована с факультетом, профилирующей и выпускающей кафедрами


Декан ФСУ П.В.Сенченко


Зав. профилирующей

кафедрой АСУ, профессор А.М. Кориков


Зав. выпускающей

кафедрой, профессор А.М. Кориков


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины состоит в изучении основных понятий, утверждений и методов, играющих фундаментальную роль в моделировании процесса выработки решений, овладение методикой операционного исследования, усвоение вопросов теории и практики построения и анализа операционных моделей в различных областях.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения курса студенты должны знать:

основные задачи операционного исследования и методы их решения, понятие математической модели операции и их классификацию;

структуру алгоритма решения задачи методом динамического программирования;

методы моделирования случайных величин и процессов с заданным законом распределения на ЭВМ;

основные понятия теории игр и методы решения матричных игр.

Студенты должны уметь:

решать задачи линейного (ЛП) программирования графическим методом, проводить анализ решения задачи ЛП на чувствительность к принятой модели на основе графического решения и с помощью двойственной задачи;

моделировать случайные события, величины и случайные процессы на ЭВМ;

упрощать игровые задачи путем исключения дублирующих и заранее невыгодных стратегий, решать матричные игровые задачи различными методами.

Базовыми дисциплинами для изучения курса "Теория игр и исследование операций" являются: "Теория вероятностей и математическая статистика", "Системный анализ", а также математические дисциплины.

2. Содержание дисциплины

2.1. Теоретические занятия (лекции). Общий объем – 18 часов

2.1.1. Введение (1 час).

Цели и задачи курса, его взаимосвязь с другими дисциплинами специальности. История предмета, основные понятия и определения. Рекомендуемая литература.

2.1.2. Общая постановка задачи исследования операций (3 час)

Математические модель задачи принятия решений (операция). Принципы построения математических моделей и их классификация: детерминированные и вероятностные модели, игровые модели. Общая постановка задачи исследования операций: детерминированный случай и оптимизация в условиях неопределенности. Оценка операций по нескольким показателям эффективности (понятие векторной оптимизации). Способы свертки векторных критериев эффективности.

2.1.3. Задачи математического программирования (5 час.)

Классификация задач математического программирования. Линейные модели, примеры задач линейного программирования (ЛП). Методы решения задач ЛП. Двойственные задачи ЛП, их свойства. Анализ решения задачи (ЛП) на чувствительность к принятой модели на основе графического решения задачи и с помощью двойственной задачи (ЛП). Задачи динамического программирования: общая постановка и схема решения. Задачи сетевого планирования и управления: сетевые модели, оптимизация на сетях, алгоритмы решения сетевых задач.


2.1.4. Имитационное моделирование (3 час.)

Использование метода численного моделирования для решения задач исследования операций. Датчики случайных чисел. Моделирование событий, дискретных и непрерывных случайных величин, случайных процессов. Оценка точности характеристик, полученных методом численного моделирования. Моделирование систем массового обслуживания.

2.1.5. Элементы теории игр (6 час.)

Предмет, задачи и основные понятия теории игр. Формы представления игр. Антагонистические игры: определение матричной игры, решение матричных игр в чистых и смешанных стратегиях, решение игр mn сведением к паре двойственных задач линейного программирования. Игры многих лиц: общие понятия, конечные бескоалиционные игры, кооперативные игры.

2. Практические занятия (18 часов)

2.2.1. Анализ решения задачи линейного программирования на чувствительность к принятой модели и защита индивидуального задания (4 часа)

2.2.2. Метод динамического программирования. Решение задач распределения ресурсов (2 часа)

2.2.3. Расчет временных параметров сетевых графиков (2 часа)

2.2.3. Моделирование дискретных и непрерывных случайных величин с заданным законом распределения (2 часа)

2.2.4. Моделирование системы массового обслуживания с заданными параметрами (2 часа.

2.2.4. Решение матричных игр в чистых и смешанных стратегиях, решение игр mn сведением к паре двойственных задач линейного программирования (4 часа)

2.2.4. Заключительное занятие, подведение итогов (2 часа)

2.3. Темы, предлагаемые для самостоятельного изучения (2 час.)

2.3.3. Позиционные игрыосновные понятия и методы их решения (2 час.)

2.4. Формы самостоятельной работы



п/п

Наименование работ


Кол-во

часов

Формы

контроля

1.

Проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям

9

Опрос, зачет

2.

Выполнение индивидуального задания на тему «Анализ решения задачи линейного программирования на чувствительность к принятой модели» и оформление отчета

4

Зашита отчета

3.

Изучение материала, отведенного на самостоятельную проработку

2

Опрос с оценкой качества




Всего часов самостоятельной работы по учебному плану

15





3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная литература

  1. Шапкин А.С., Мазаева Н.П. Математические методы и модели исследования операций: учебник для вузов / 4-е изд. - М.: Дашков и К°, 2007.

  2. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Исследование операций: учебник для вузов / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. М. : Проспект, 2006.

  3.  Вентцель Е.С. Исследование операций (задачи, принципы, методология) М.: Наука, 1988.

  4. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр: учебное пособие для вузов / М.: Высшая школа, 1998; М.: Книжный дом "Университет", 1998. 301 с.

3.2. Дополнительная литература

  1. Астафуров В.Г. Исследование операций: методические указания по выполнению лабораторных работ. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2007.

  2. Давыдов Е.Г. Исследование операций: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990.

  3. Таха Х.  Введение в исследование операций в 2х томах, перевод с английского М.: Мир, 1985.

  4. Вагнер Г. Основы исследования операций в 3х томах М. Мир, 1972.

8. Оуэн Г. Теория игр М.: Мир, 1971.

9. Соболь И.М. Метод Монте-Карло. М.: Физматгиз, 1960.

3.3. Задачники

10. Зайченко Ю.П., Шумилова С.А. Исследование операций (сборник задач). Киев: Высшая школа, 1984.

11. Кудрявцев Е.М. Исследование операций в задачах, алгоритмах и программах. М.: Радио и связь, 1984.


Применение рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Контроль обучения  зачет.

Максимальный семестровый рейтинг – 100 баллов.

Текущий контроль изучения дисциплины включает в себя следующие элементы:

  • контроль за усвоением материала – собеседования, контроль за выполнением домашних заданий на практических занятиях, проведение 3 контрольных работ;

  • выполнение и защита индивидуального задания.

Для стимулирования планомерности работы студента в семестре в раскладку баллов введен компонент своевременности, который применяется для студентов, своевременно выполнивших индивидуальное задание.

В таблице 4.1 приведено распределение баллов в течение семестра.


Таблица 4.1

Элементы учебной деятельности

Максимальный балл на 1-ую контрольную точку с начала семестра

Максимальный балл за период между 1 КТ и 2 КТ

Максимальный балл за период между 2 КТ и на конец семестра

Всего за

семестр

Посещение занятий

8

5

5

18

Выполнение индивидуального задания

-

20

-

20

Контрольные работы

10

14

14

38

Подготовка к практическим занятиям (выполнение домашних заданий, собеседования)

6

6

6

18

Компонент своевременности

-

6

-

6

Итого максимум за период:

24

51

25

100

Нарастающим итогом

24

75

100






Студент, выполнивший все запланированные в рабочей программе лабораторные и контрольные работы, индивидуальное задание и набравший сумму 60 и более баллов, получает зачет «автоматически». После окончания семестра студент, набравший менее 60 баллов считается неуспевающим, не получившим зачет.


Таблица 4.2 – Пересчет баллов в оценки за контрольные точки

Баллы на дату контрольной точки

Оценка

Не менее 90% от максимальной суммы на дату КТ

5

От 70% до 89% от максимальной суммы на дату КТ

4

От 60% до 69% от максимальной суммы на дату КТ

3

Менее 60% от максимальной суммы на дату КТ

2



Преобразование суммы баллов в традиционную оценку и в международную буквенную оценку (таблица 4.3) происходит один раз в конце семестра только после подведения итогов изучения дисциплины, т. е. после успешной сдачи экзамена.


Таблица 4.3 – Пересчет итоговой суммы баллов в традиционную и международную оценку

Оценка (ГОС)

Итоговая сумма баллов, учитывает успешно сданный экзамен

Оценка (ECTS)

5 (отлично)

90 – 100

А (отлично)

4 (хорошо)

85 – 89

В (очень хорошо)

75 – 84

С (хорошо)

70 – 74

D (удовлетворительно)

3 (удовлетворительно)

65 – 69

60 – 64

E (посредственно)

2 (неудовлетворительно)

Ниже 60 баллов

F (неудовлетворительно)



Похожие:

«Теория игр и исследование операций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория игр и исследование операций»

«Теория игр и исследование операций» iconАннотация рабочей программы «Теория игр и исследование операций»
В. од. 1 учебного плана бакалавров по направлению специальности 010400 «Прикладная математика и информатика». Дисциплина реализуется...
«Теория игр и исследование операций» iconПрограмма дисциплины «Методы оптимизации» Цикл опд общепрофессиональные дисциплины Специальность 01. 02. 00 прикладная математика Принята
Данная дисциплина опирается на дисциплины “Математический анализ”, “Алгебра и геометрия”, “Дифференциальные уравнения”, “эвм и программирование”,...
«Теория игр и исследование операций» iconОсновная образовательная программа магистратуры по профилю «Исследование операций и оптимизация»
Нормативные документы для разработки магистерской программы «Исследование операций и оптимизация»
«Теория игр и исследование операций» iconКоалиционные игры. 8 Модели непрерывных игр. 9 Вопросы на понимание содержания занятия 10
Теория игр теория, которая изучает методы определения оптимальных стратегий управления поведением в системах, для которых характерно...
«Теория игр и исследование операций» iconВ основу настоящей программы положены следующие дисциплины: теория управления, автоматизированные системы управления, исследование операций, системный анализ
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: теория управления, автоматизированные системы управления, исследование...
«Теория игр и исследование операций» iconВ основу настоящей программы положены следующие дисциплины: теория управления, автоматизированные системы управления, исследование операций, системный анализ
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: теория управления, автоматизированные системы управления, исследование...
«Теория игр и исследование операций» iconЕстественные науки математика 22. 18я73 в 19 Васин А. А. Исследование операций
Васин А. А. Исследование операций: учебное пособие для вузов / А. А. Васин. М.: Иц «Академия», 2008
«Теория игр и исследование операций» iconПрограмма магистрского экзамена
Специальность «Теория управления и исследование операций» базовой кафедры «Управление и вычислительные системы»
«Теория игр и исследование операций» iconТемы вашего учебного проекта
Особенно важная взаимосвязь существует между теорией графов и теоретической кибернетикой (особенно теорией автоматов исследованием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница