Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»




НазваниеИнструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
страница1/6
Дата08.11.2012
Размер0.69 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»


В 2009-2010 учебном году обучение биологии в общеобразовательных учреждениях области осуществлялось в условиях завершения реализации программы модернизации Российского образования.

Перед школой была поставлена задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создания равных возможностей в получении качественного образования.

Основными результатами модернизации в биологическом образовании области можно назвать следующие.

1. Усиление вариативности обучения.

Усиление вариативности наблюдается в возможности использования различных УМК по биологии, различных методов и технологий обучения.

Учителя имеют возможность выбирать пути повышения профессионального роста и квалификации.

Произошли изменения как в структуре, так и в содержании биологического образования области.

В структуресоздание благоприятствующей обучению биологии нормативной базы, введение 2-х уровневого обучения в старшей школе: базового (1 час в нед.) и профильного (3 часа в нед.) уровней;

В содержании - введение новой системы оценки качества биологического образования (ЕГЭ); разработка и активное использование элективных курсов по биологии. В образовательных учреждениях Белгородской области используются такие элективные курсы, как «Будь здоров! Всегда здоров!», «Тайны живой природы», «Почему мы не похожи друг на друга», «Приусадебный участок» и многие другие.

Пути дальнейшего совершенствования содержания биологического образования и процесса обучения биологии заключаются в следующих направлениях:

  • ориентация на стандарты нового поколения и отражение в курсе классических и современных достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, молекулярной биологии, расшифровка генома человека);

  • повышение внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем, связанных с познанием человеком «самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья;

  • расширение знаний по санитарии и гигиене как основы здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространения СПИД(а);

  • усиление прикладной направленности содержания за счет раскрытия связи теории с практикой, показ применения научных достижений в реальной жизни (защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия и др.);

  • разгрузка содержания биологического образования, сокращение описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесение сложных теоретических понятий из основной школы в старшую школу.

2. Расширение возможностей индивидуализации процесса обучения.

Это реализуется через разработку программ для одаренных детей, дистанционные программы для разнообразных категорий детей.

С целью предоставления возможности каждому обучающемуся развить свои индивидуальные возможности в области ежегодно проводятся районные (городские) и областные олимпиады по биологии.

3. Развитие интегративности и комплексности.

Интеграция естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов биологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сути.

Так, на территории Белгородской области ряд школ проводит интегрированные уроки биологии с литературой, иностранным языком, историей и др. предметами.

4. К результатам модернизации в биологическом образовании области можно отнести открытость, предполагающую доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля через систему регионального мониторинга.

5. Прогностичность актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

6. Растущая настоятельная потребность педагогов в повышении уровня профессиональной компетенции, удовлетворяемая через:

  • курсы повышения квалификации по новым программам;

  • дистанционное обучение;

  • использование учебных компьютерных программ.

7. Развитие опытно-экспериментальной (научно-исследовательской) работы.

Практикоориентированный подход в преподавании биологии требует усиление внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в ходе проведения лабораторных и практических работ, выполнения исследовательских заданий. Так, в примерной программе предусмотрено увеличение числа лабораторных и практических работ, которые целесообразно проводить при изучении нового материала, организуя исследовательскую (а не репродуктивную) деятельность учащихся.

Научно-исследовательская работа школьника во многом может дать объективную оценку его знаний. В настоящее время требуется не обучать знаниям, а обучать творческим умениям их приобретения. Итогом урока должен быть продукт деятельности ученика: гипотеза, карта, знак, образ, план, опорный конспект. Интересным и значимым становится то занятие, на котором школьник открывает для себя законы, закономерности, понятия, принципы построения, гипотезы, теории биологической науки. Полезным оказывается использование триады вопросов: «Что? Как? Почему?», а также внедрение метода проектов.

8. Увеличивается число школ, использующих мультимедийные технологии при обучении биологии.

Состояние дел в сфере общего среднего образования кардинально изменилось в связи с принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании», который закрепил новые тенденции в развитии российской школы: многообразие форм обучения, вариативность учебных планов и программ, учебников и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

9. Непрерывность и преемственность, которые вытекают из постепенности и поэтапности формирования биологической ответственности личности. Следовательно, это предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, их преемственной связи и развитии. Преемственность прослеживается и в использовании УМК.

Цели биологического образования

В основной и полной школе (на базовом уровне) биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности.

На профильном уровне в полной средней школе биологическое образование направлено на подготовку учащихся к продолжению биологического образования, овладение знаниями и умениями, необходимыми и достаточными для поступления в вуз.

В силу названного в системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призваны решить эту проблему.

  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии

Федеральные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г № 2783;

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  3. Приказ Минобрнауки РФ от от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  5. Федеральные примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Региональные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства

  1. Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  2. Закон Белгородской области «О внесении изменений в закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  3. Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана ее реализации»;

  5. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  6. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области 13.05.2010 год № 9-06/2729-ВА «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году»;

  7. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области» 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА;

  8. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения по рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2010г № 819;

  9. Методические письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании предметов в 2010-2011 учебном году.

10. Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 27.02.2009г. № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов»

  1. Характеристика стандартов второго поколения

В настоящее время, при разработке учебно-методических комплексов, учебных программ, контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации в новой форме в 9-х классах (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии, как основа используется следующий документ:

1) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

Однако в соответствии с постановлением Минобрнауки от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» запущен механизм разработки, открытого обсуждения и принятия стандартов второго поколения.

Главная задача стандартаэто формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности. Основные содержательные ориентиры развития системы образования, т.е. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» определены следующим образом:

  • информационно-коммуникационные системы;

  • индустрия наносистем;

  • живые системы;

  • рациональное природопользование;

  • энергетика и энергосбережение;

  • безопасность и противодействие терроризму.

Более подробно с концепцией стандартов второго поколения по биологии можно познакомиться, используя следующие источники:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. — М.: Просвещение, 2010. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний. — М.: Просвещение, 2009.

С учетом необходимости доработки стандартов второго поколения по биологии и примерных программ, говорить о перспективах их внедрения в общеобразовательные учреждения можно только с 2014 года.

IV. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету: Федеральным базисным учебным планом (ФБУП) 2004 г. в 2010/2011 учебном году предусмотрено изучение учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования в 6- 9 классах в количестве:

2 ступень (основное общее образование)

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Биология

Природоведение

(2 часа/неделя)

11

2

2

2

1 Возможно преподавание курса «Краеведение» 1 час в неделю (биологический и географический модули). Программа «Краеведение» предлагалась в методических письмах по биологии и географии 2006 – 2007 учебного года.

3 ступень (среднее (полное) общее образование):

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

10 класс

11 класс

1

Биология

(базовый уровень)

1

1

2

Биология

(профильный уровень)

3

3


В старшей школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения. Профильное обучение обеспечивается не только за счет изучения биологии из расчета 3 часа в неделю, но и введением в образовательный процесс предметно-ориентированных и межпредметных элективных курсов.

Профильный уровень рассчитан на выбор учащимися соответственно их личным склонностям, способностям и потребностям и ориентирован на подготовку к следующему этапу образования – профессиональному или профессиональной деятельности.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

Профильное обучение предполагает разные варианты изучения биологии.

Биология в профильной школе представлена в базовых предметах физико-химического, универсального профилей по 2 часа за два года. В химико-биологическом, биолого-географическом, агротехнологическом профилях биология представлена в профильных предметах до 6 часов в каждом профиле.

Место биологии в ФБУП профильной школы

Профиль

Уровень

Кол-во часов


Физико- химический

базовый

2 часа за 2 года

Универсальный

базовый

2 часа за 2 года

Химико- биологический

профильный

6 часов за 2 года

Биолого- географический

профильный

6 часов за 2 года

Агротехнологический

профильный

6 часов за 2 года




  1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом, изучается интегрированный курс «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах);

  • представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами химии и биологии (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).

  1. В некоторых профилях (физико-химическом, универсальном) по 1 часу в неделю в 10 и 11 класcах.

  2. В профилях, где биология является профилирующим предметом, на ее изучение отводится по 3 часа в неделю в 10 классе, 3 часа в неделю в 11 классе.

Элективные курсы по биологии могут

- дополнять и углублять содержание профильного курса;

- развивать содержание базового курса, обеспечивая дополнительную подготовку для прохождения итоговой государственной аттестации;

- способствовать развитию познавательных интересов в области биологии.

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы подразделяются: на предметно-ориентированные, межпредметные, профессионально-ориентированные.

Для работы в старшей школе рекомендуем использовать следующие элективные курсы:

  1. Анатомия и физиология нервной системы : 10 – 11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.В. Петунин. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 128 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).

  2. Анатомия и физиология нервной системы : 10 – 11 классы : методическое пособие / О.В. Петунин. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 96 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).

  3. Основы биотехнологии : 10-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Никишова. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 160 с. – (Библиотека элективных курсов).

  4. Основы биотехнологии : 10-11 классы : методическое пособие / Е.А. Никишова. – М. : Вентана-Граф, 2009. – 144 с. – (Библиотека элективных курсов).

  5. Микробиология : 10-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Я.С. Шапиро. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 272 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).

  6. Микробиология : 10-11 классы : методическое пособие / Я.С. Шапиро. – М. : Вентана-Граф, 2009. – (Библиотека элективных курсов).

  7. Экология в экспериментах : учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Федорос Е.И., Нечаева Г.А. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 384 с. – (Библиотека элективных курсов).

  8. Экология в экспериментах : 10-11 классы : методическое пособие / Нечаева Г.А., Федорос Е.И. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 112 с. – (Библиотека элективных курсов).


На основе федерального компонента государственного стандарта для основного и среднего (полного) общего образования составлены федеральные примерные программы по биологии. В них раскрывается содержание и рекомендуемая последовательность изучения тем образовательного стандарта по биологии, примерное распределение учебных часов по разделам курса, конкретизируется содержание практической части программы в соответствии с требованиями к уровню обученности учащихся. По усмотрению учителя отдельные лабораторные работы (практические работы), предусмотренные авторской программой, могут быть заменены демонстрационными опытами (практическими работами), указанными в примерной программе по биологии. В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических и контрольных работ варьирует. Однако учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум лабораторных работ, который указан в примерных программах по биологии, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и полного (общего) среднего образования по биологии.

В преподавании курса «Биология» в общеобразовательной школе проведение письменных контрольных работ не предусмотрено стандартом.

При разработке рабочих учебных программ допускается расширение конкретизации и детализации содержания.

Для преподавания курса «Биология» в соответствии с образовательными стандартами могут быть использованы учебники по биологии, рекомендованные и допущенные и Министерством образования и науки Российской Федерации, включенные в Федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год.

При этом рекомендуется руководствоваться следующими документами:

* приказ МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

* стандарт общего среднего образования по биологии;

* письмо Министерства образования и науки Российской федерации. Департамента государственной политики в образовании «Об использовании учебников разных лет выпуска» от 09 ноября 2009 г. № 03-2235;

*Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., Айрис Пресс, 2006 г.;

* Программы элективных курсов. Биология.10-11классы. Профильное обучение. Сборник №3. М., Дрофа. 2008 г.;

* Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях -www.edu.ru в разделе «Документы министерства». Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/. (Приложение 1)

Из шести УМК, рекомендованных в Федеральном перечне, образовательные учреждения Белгородской области работают по трем, которым соответствуют следующие программы:

1. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. (42,3 %)

2. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова // Программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008.(45,8 %)

3. В. М. Константинов, В. С. Кучменко, И. Н. Пономарева // Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана - Граф, 2005. (11,9 %)

Каждый авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с федеральными государственными стандартами по биологии и примерными программами по биологии.

Если общеобразовательное учреждение в 6-9 классах реализует курс «Экология» за счет школьного компонента (1 час в неделю), то следует руководствоваться программой по экологии:

  • Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2004.

В Приложении 2. приведен перечень учебно-методических комплектов по курсу «Экология» издательства Вентана-Граф, позволяющих расширить экологическую составляющую курса «Биология» в основной школе.

При реализации процесса обучения биологии в рамках отдельной ступени общего образования желательно не использовать учебники разных авторских линий, так как они имеют разную структуру школьного курса (линейную или концентрическую) и предполагают разные технологии преподавания предмета (традиционную, технологию развивающего обучения, проблемное обучение, технологию критического мышления, технологию развития творческих способностей и т.д.)

V. Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.

Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ (образовательная программа образовательного учреждения) определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:

  • базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;

  • образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;

  • образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.);

  • авторская программа;

  • дополнительная образовательная программа обучения и др.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году» Вступление (обоснование)
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница