Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ»




Скачать 362.66 Kb.
НазваниеРазработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ»
страница1/3
Дата08.11.2012
Размер362.66 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛАБОТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РУССКО – ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРОЕКТ


РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


«Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ »


Автор :

Моцная Татьяна Анатольевна - учитель физики.


Алабота 2011


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, выбор учащимися учебных предметов, введение альтернативных учебников, свобода учителей в отборе содержания учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, создание современных педагогических технологий вызвало необходимость принятия определенных мер по сохранению базового единства образовательного пространства. В этой связи возникла проблема стандартизации образования.

Государственный стандарт физического образования представлен следующими структурными компонентами:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике;

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по физике;

  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физике;

  • Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике;

  • Кодификатор ЕГЭ по физике 2010 года;

  • Спецификация ЕГЭ по физике 2010 года;

  • Форма бланков ответа;

  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ.


Уровень знаний и умений выпускников должен соответствовать упомянутым требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала новая форма проведения выпускного экзамена – единый государственный экзамен в 11(12) класс, который, в свою очередь, является одной из перспективных форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающей непрерывность и преемственность образования.

Многолетний эксперимент с Единым государственным экзаменом, стартовавший еще в 2001 году, для выпускников школ завершился.

С 2009 года Единый государственный экзамен приобретает статус обязательного и будет являться единственной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школы.

Данная форма проведения итоговой аттестации школьников имеет ряд преимуществ. Для учащихся – это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз (11(12) класс), для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов.

Кроме того, при помощи ЕГЭ достигнуто существенное снижение нагрузки на выпускников, поскольку они освобождены от необходимости дважды сдавать экзамены, дана возможность абитуриентам поступать в вузы вне зависимости от места их проживания.

Особенность программ единого государственного экзамена заключается в том, чтобы оценить комплексные знания ученика по тому или иному предмету. То есть, подготовка к ЕГЭ в обязательном порядке затрагивает все аспекты школьной программы предмета, а не отдельный курс определенного класса как это принято на выпускных экзаменах.

Подготовка к ЕГЭ - задача достаточно ответственная, поскольку результаты тестирования отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение.

Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, обучающиеся, изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. С этой целью необходимо создание программы для расширения, углубления и обобщения знаний и умений учащихся.


Разработка и внедрение системы подготовки учащихся к ЕГЭ является существенной частью научно-методической работы учебного заведения и каждого учителя


Итоговая аттестация в форме ЕГЭ (11, 12 класс) проводится на основе соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ. Приоритетность форм аттестации находит отражение в таких документах как:

  1. Закон « Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

  2. Базисный учебный план.

  3. Обязательный минимум содержания образования.

  4. Концепция модернизации образования российской школы.



Актуальность введения системы подготовки выпускников к ЕГЭ определяется следующими обстоятельствами:

  • главным инструментом оценки достижений учащихся стал единый государственный экзамен, результаты которого отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение;

  • система подготовки выпускников к качественной сдаче ЕГЭ не совершена;

  • большинство старшеклассников считает, что обучение в пределах урочной системы образования недостаточно для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ и отдают предпочтение заниматься дополнительно: в факультативах, на элективных и подготовительных курсах;

  • примерно 60% выпускников определились в предметах по выбору;

  • в перспективе предполагается, что будет выстроена цельная система оценки качества знаний учащихся. Государственный экзамен охватит всех выпускников школ и учреждений профессионального образования, выпускников средней школы (9 класс) и младшей школы (4 класс).

Новые формы итоговой аттестации потребовали разработки методических рекомендаций по улучшению качества подготовки учащихся к выпускным экзаменам и совершенствования методической системы. Необходимо определить основные направления, найти дидактические методы построения системы подготовки к сдаче ЕГЭ. Таким образом, перед учителем стоит проблема создания системы работы, позволяющей обеспечить качественную подготовку обучающихся к единому государственному экзамену.


ЦЕЛЬ:

Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по физике в формате Единого Государственного Экзамена.


ЗАДАЧИ:

  • Разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;

  • Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по физике;

  • Внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;

  • Изучить нормативно-распорядительную и инструктивно-методическую базы ЕГЭ;

  • Реализовать комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;

  • Обеспечить учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией.



ГИПОТЕЗА

Исходя из того, что мною будет создана и реализована система подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике, это позволит:

– повысить качество подготовки выпускников 11 класса к сдаче итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ;

– создать условия повышения прочности физических знаний и умений обучающихся по окончанию средней школы;

– создать условия для более успешной сдачи ЕГЭ, и более широких возможностей при выборе выпускниками дальнейшего обучения;


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА:


принцип инновационности – введение и освоение новых компонентов обучения в образовательный процесс;

принцип согласованности – все компоненты подготовки к итоговой аттестации отражены в содержании, формах организации и согласованности их деятельности;

принцип целевого единства – компоненты системы подготовки к итоговой аттестации направлены на единый результат – качественная подготовка к итоговой аттестации по физике выпускников 11 классов;

принцип научности – инновационные идеи в проекте научно обоснованы, имеют опору на соответствующие Законы, положения и инструкции Министерства образования и науки РФ, теоретические положения, научные концепции;

принцип конкретности – проект имеет четкую цель и называет ожидаемые результаты.


МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Методы:

  1. Диагностики

  2. Анкетирования

  3. Исследования

  4. Изучения

  5. Описания

  6. Моделирования

  7. Анализа

  8. Проектирования

Средства:

  1. Уроки

  2. Консультации

  3. Компьютер

  4. Интернет – ресурсы

  5. Индивидуальные встречи

  6. Консультации психолога

  7. Элективные курсы


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ОДНИМ ИЗ вариантов качественной подготовки выпускников школы к сдаче экзамена по физике в форме ЕГЭ является программа, которая включает следующие компоненты:

  1. Проблемно – ориентированный анализ.

  2. Основные направления реализации программы

  3. Этапы реализации и план действий.

  4. Организационная структура управления реализацией

программы.

  1. Результаты программы.

  2. Контроль за реализацией программы.


1. ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ


При анализе:

  • содержания Контрольно – измерительных материалов итоговой аттестации по физике, которые позволяют наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы, соответствующий стандарту;

  • содержания курса физики, изучаемого в общеобразовательной школе;

  • уровня знаний учащихся по физике в 10 – 11 классах;

  • потребностей учащихся и родителей к уровню приобретаемых знаний;

  • анкетирования выпускников об отношении к аттестации в форме ЕГЭ;

Обнаружились следующие противоречия:

  • между уровнем знаний по физике, выпускников 11 классов на настоящий период и уровнем требований, предъявляемых в заданиях по физике на итоговой аттестации в формате ЕГЭ;

  • между желанием выпускников дополнительного получения знаний и неумением заниматься самостоятельно;

  • между необходимостью повышения качества подготовки выпускников для успешной сдачи итоговой аттестации в новых формах и отсутствием системы работы в этом направлении.


Большая часть выпускников 11 класса не имеет должного уровня подготовки к итоговой аттестации.

Однако следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся: повышение внимания к надпредметным умениям, формируемым и используемым в процессе изучения физики, к экспериментальным навыкам, особенно важным для учащихся, намеренных продолжить обучение в дальнейшем. Эти противоречия диктуют необходимость создания некой программы, позволяющей систематизировать подготовку выпускников к ЕГЭ.


2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


      1. Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ.

      2. Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ всех участников образовательного процесса.

      3. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ.




Деятельность

Направления

Содержание

Организация информационной работы (информационная деятельность)

С педагогами

выработка совместных рекомендаций на МО по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по физике;

Знакомство на МО с нормативно-правовыми документами по ЕГЭ; о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области.

С обучающимися

Изучение нормативно – правовых документов ЕГЭ:

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по физике;

  • Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике;

  • Кодификатор ЕГЭ 2010 по годам;

  • Спецификация ЕГЭ по физике по годам;

  • Форма бланков ответа;

  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ;

Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

С родителями

Беседа с родителями «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ».

Индивидуальное консультирование для родителей.

Информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ.

Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность)

С обучающимися

  1. Составление учебно – методического плана консультаций (приложение 1);

  2. Составление учебно – методического плана повторения материала (приложение 2);

  3. Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;

  4. Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);

  5. Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.).

  6. Составление «листа самоконтроля» по каждому ученику на основании выполненных работ (приложение 3);

  7. Проведение пробного экзамена;

  8. Контроль текущих оценок по физике;

  9. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

  10. Индивидуальные консультации.




С педагогами

Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга.

Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ.

Организация психологической готовности

С обучающимися

Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, выработать индивидуальный стиль.

Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Отработать навыки уверенного поведения.

Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим.

Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок.

Обучать навыкам конструктивного взаимодействия.


С родителями

Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам. Режим работы, отдыха и питания»




    1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА







Название этапа

Мероприятия

Сроки реализации

1

Диагностический

1. Анализ результатов ЕГЭ предыдущего года и результатов поступления в вузы и сузы;

2.Входной контрольный срез по физике в 10 и 11 классах;

3.Диагностика владения учащимися тестовой технологией;

4.Диагностика степени информированности обучающихся о ЕГЭ по физике (приложение 4)


Сентябрь

2

Организационный

1.Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ:

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по физике;

  • Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике;

  • Кодификатор ЕГЭ по физике;

  • Спецификация ЕГЭ по физике;

  • Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по физике;

  • Форма бланков ответа;

  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ;

2.Составление тематического плана консультаций к ЕГЭ;

3. Определение оптимальных форм и методов работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ;

4. Подбор сетевых ресурсов для подготовки обучающихся к ЕГЭ.


Октябрь

3

Практический

1. Включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы (в течение года);

2. Введение в систему повторения темы по которым в прошлом году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню;

3. Организация и проведение контрольных срезов по основным темам (согласно кодификатору);

4. Дифференцированная работа с обучающимися.

6. Пробный экзамены по физике в 11 классе ( по демо версии);

7.Реализация программы психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ;

8. Информационная работа с учащимися, родителями;

9. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

10. Индивидуальные консультации;

11. Ведение элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» (для учащихся 10 классов).


В т\г

В т\г


В т\г


В т\г


В т\г

Февраль, май

В т\г


В т\г


В т\г


2 полугодие

4

Аналитический

1. Анализ пробного экзамена;

2. Сравнительный анализ диагностик


Февраль

Апрель

Май



Наряду с индивидуальными консультациями , применением тестовых заданий, тренировочных работ считаю, что основными видами деятельности учащихся на уроках в 11 классе

являются семинарские (30% учебного времени) и практические занятия (70% учебного времени), что способствует развитию способностей самостоятельного конструирования знаний и умений. Структура деятельности учащихся на уроках повторения вытекает из структуры контрольных измерительных материалов по физике единого государственного экзамена. Каждый учащийся выполняет задания по всем основным содержательным разделам курса физики базового, повышенного и высокого уровней сложности.


Организация учебной деятельности учащихся построена по следующим принципам:

  1. Укрупнение дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.

  2. Задания базового и повышенного уровней сложности выполняются учащимися самостоятельно дома (домашнее задание индивидуально). На семинарских занятиях учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят коррекцию теоретических знаний и умений решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи (задания части А и В).

  3. Задания высокого уровня сложности выполняются учащимися индивидуально на практическом занятии. На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки решения задач, предполагающих применение знаний сразу из двух-трёх разделов физики в измененной или новой ситуации (задания части С). На практическом занятии используются только индивидуальные формы работы с учащимися.

  4. Формирование положительной самооценки учащегося. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических работ. Результаты отражаются в “Листе самоконтроля учащегося».

  5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя. Формирование учебной деятельности идет таким образом, чтобы каждый ученик все занятие занимался активной учебной деятельностью, а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников. Выполнение пробного экзамена происходит в режиме реального времени единого государственного экзамена (это формирует у учащихся умение рационально распределять количество времени на выполнение заданий части А, В и С).

Деятельность обучающихся во время повторения материала можно разбить на этапы, систематизирующие работу.


Этапы работы с обучающимися при повторении материала и подготовке к ЕГЭ






Этап

Умения и навыки учащихся

Методы, приемы и средства работы с учащимися

I.

Предварительный
(создание психологического комфорта)

Психологическая поддержка учащихся, работа с родителями

- Психологическое тестирование
- тренинги
- беседы

- консультации


II.

Подготовительный
(накопление теоретического материала)


-  знание теорий, основных законов, формул
- формирование межпредметных связей (с математикой и др. естественными науками), умений переноса знаний из одной предметной области в другую
-  формирование математического аппарата

- поурочное составление краткого справочника школьника,

использование системы опорных конспектов
- Анализ тематических тестов по индивидуальной карте
- Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания
- Самодиагностика по компьютерным тестам
- Работа в группах и парах при решении задач
- индивидуальные консультации


III.

Практический (формирование умений и навыков решения задач)

-  отработка практических умений и навыков решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных
-  формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком экспериментальной установки

-  отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи;
-  работа с лабораторным оборудованием формирование экспериментальных умений и навыков

IV.

Углубленный (отработка умений и навыков решения комбинированных задач и применение знаний в измененной ситуации)

формирование умений и отработка навыков решения типовых задач ЕГЭ:
- поэлементный анализ условия задачи (разбивка условия на вспомогательные подзадачи)
-  установление связи между элементами задачи
-  составление общего решения (соединение элементов в единое решение)
-  отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера
-  формирование таких мыслительных операций, как: логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания.

-  индивидуальный подход
-  алгоритмизация решения задач разных типов
-  выделение общих подходов при решении (от простого к сложному)
  1   2   3

Похожие:

Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учащихся в форме егэ
Государственной итоговой аттестации. Возможно, сейчас вы не работаете в выпускных классах, однако эффективная подготовка школьников...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» icon«подготовка школьников к егэ» Курс лекций по физике
Егэ по физике. Включает все основные разделы стандартной школьной программы по физике, задачи по которым включаются в реальные варианты...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» icon«подготовка школьников к егэ» Курс лекций по физике
Егэ по физике. Включает все основные разделы стандартной школьной программы по физике, задачи по которым включаются в реальные варианты...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» iconПодготовка учащихся к итоговой аттестации по физике (егэ)
Егэ в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» icon«Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации»
Ким единого государственного экзамена; в план экзаменационной работы; г демонстрационный вариант егэ по физике
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» iconПлан мероприятий по повышению качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации и проведения егэ и гиа в Алей­ском районе в 2012 году
Подготовка нормативно-правовой и инструктивной базы но проведению государственной итоговой аттестации
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» iconПлан мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников в 2011/2012 учебного года
...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» iconО проведении краевых диагностических работ по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в форме егэ в 2011-2012 учебном году
Хся к государственной (итоговой) аттестации в форме егэ в 2011-2012 учебном году в целях повышения эффективности управления качеством...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» iconО проведении государственной (итоговой) аттестации
«Об установлении сроков проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме», в целях установления форм и порядка проведения...
Разработки программы «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ» icon16 февраля 2011 г в школе №29 состоялся семинар учителей русского языка и литературы Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов
«Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по русскому языку в новой форме»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница