«Лексика»




Скачать 149.74 Kb.
Название«Лексика»
Дата08.11.2012
Размер149.74 Kb.
ТипКонтрольная работа
Здравствуйте, меня зовут Елена Олеговна. Я учитель русского языка и литературы Кисловской средней общеобразовательной школы.

1 слайд.

Я хочу представить вам презентацию методической разработки раздела программы 6 класса по русскому языку «Лексика и фразеология. Культура речи».

Почему именно этот раздел?


2 слайд.

В русском языке все разделы взаимосвязаны, и нет разделов важных и неважных. И в каждом разделе есть трудности усвоения детьми той или иной темы. Так опыт показывает, что в разделе «Лексика» наибольшие затруднения у учащихся вызывают понятия об устаревших, новых, профессиональных и заимствованных словах. Устаревшие слова нередко не воспринимаются учащимися как архаизмы, так как дети со многими из них встречаются на уроке литературы. Неологизмами школьники считают любые незнакомые им слова. Профессиональным учащиеся называют всякое слово, употребляемое людьми, владеющими той или иной профессией. Не умеют видеть характерные особенности заимствованных слов.

Также можно отметить низкий интерес к русскому языку как к предмету.

Еще одной из причин выбора именно этого раздела является тот факт, что по теме «Лексика» очень мало наглядности (хотя в кабинет поступило более двухсот таблиц), затруднительна работа со словарями.

Ну и еще в этом году у меня 6 класс и тема «Лексика» изучается в начале первой четверти, то есть я конкретно могу показать результаты изучения данного раздела программы.


3 слайд.

Таким образом, ведущая идея работы: определить достигнутые методические успехи в умении активизировать творческую деятельность учеников на уроке, в формировании у учащихся навыков и приемов самостоятельного познания.

  • Задача работы: показать, как на примере изучения лексических понятий создавать условия для развития познавательной активности, способности к самообразованию и саморазвитию.



4 слайд.

Поурочное планирование по разделу:

Лексика и фразеология
(10 часов + 3 ч. на развитие речи)


  1. Повторение изученного по лексике в 5 классе.

  2. Р.р. Словари. (см. презентацию к уроку)

  3. Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. (см. презентацию к уроку)

  4. Жаргонизмы и эмоционально-окрашенные слова.

  5. Устаревшие слова. Новые слова – неологизмы. (см. презентацию к уроку)

  6. Исконно русские и заимствованные слова. (см. презентацию к уроку)

  7. Фразеологизмы. (см. презентацию к урокам)

  8. Источники фразеологизмов.

  9. Р.р. Сжатое изложение по упр. 75.

  10. Повторение по теме «Лексика».

  11. Контрольная работа по теме «Лексика».

  12. Анализ контрольной работы.

  13. Р.р. Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя».

5 слайд.

Цели и задачи раздела.

Познавательные: 1. сформировать понятия о языковых явлениях, изучаемых в данном разделе;

2. показать учащимся богатство русского языка, вызвать интерес к языковым явлениям;

3. научить правильно употреблять в речи изучаемые языковые понятия;

4. научить пользоваться различными видами словарей.

Развивающие:1. развивать умение видеть незнакомые слова;

2. развивать умение целесообразного использования изучаемых понятий в речи;

3. развивать логическое мышление и речь;

4. формировать умение использовать различные источники для получения необходимой информации.


Воспитательные: 1. воспитывать бережное отношение к языку и стремление овладеть его богатствами;

2. воспитывать привычку обращаться за разъяснением незнакомых слов к учителю и пользоваться словарем.


6 слайд.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Восприятие и освоение учебного материала учащимися 6 класса происходит благодаря развитию понятийного, словесно-логического, абстрактного мышления. Младший подросток может оперировать понятиями, рассуждать о свойствах и качествах предметов, строить гипотезы, планировать деятельность и усваивать огромные массивы информации. Но они часто ошибаются, быстро забывают. Умственная деятельность и его поведение зависят от состояния его мотивационной сферы. Таким образом, главная задача уроков в 6 классе – активизировать познавательную деятельность.


7 слайд.


Для активизации познавательной деятельности в своей работе я использую современные образовательные технологии: информационно-коммуникативная технология (ИКТ), технология исследовательского обучения, проблемного обучения и технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Особое внимание при изучении данного раздела я уделила использованию ИКТ, так как я уже говорила, что очень мало наглядности по теме «Лексика».


8 слайд.

Использование ИКТ позволяет:

  • 1.Значительно сэкономить время на уроке .
    2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
    3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

9-10 слайды.

Например, при изучении нового материала, вот так наглядно и с примерами можно представить новую тему урока.


11 слайд.

При изучении темы «Устаревшие слова» использование ИКТ позволяет наглядно увидеть устаревшую вещь и сразу же узнать лексическое значение этого слова, не затрачивая времени на поиски в словаре.


12 слайд.

Такая же работа может быть проведена и при изучении неологизмов.


13 слайд.

Значительно позволяют сэкономить время на уроке и внести элементы занимательности вот такие лингвистические игры. И опять же не тратим время на поиски лексического значения слова в словаре.


14 слайд.

Вот еще один пример внесения в урок элементов занимательности. Заполнение чайнворда.


18 слайд.

Значительный объем информации (новых понятий и терминов) может быть усвоен при использовании таких форм познавательной деятельности как:

  1. фронтальная (обеспечивает контакт с классом, привлекает их внимание и интерес);

  2. групповая (работа в постоянных группах от 3 до 4 человек по решению познавательных задач, что порождает взаимную ответственность и внимательность);

  3. индивидуальная (предпочтительна при анализе текста, составлении схем, планировании деятельности во время выполнения заданий, заполнении таблиц).



19 слайд.

Методы обучения.

  • Информационно-репродуктивный (рассказ, чтение учебника, демонстрация учебных таблиц, моделей, в том числе и с использованием компьютера). Это способствует развитию памяти, формирует умение оперировать понятиями и терминами.

  • Объяснительно-репродуктивный способствует формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему заданий).

  • Из методов проблемного обучения используется частично-поисковый, метод проблемного изложения, что позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.

  • Исследовательский метод. Самостоятельные исследования повышают интерес к изучаемой теме, способствует развитию творческих качеств, навыков поиска новой информации.

  • Методы технологии критического мышления: метод мозговой атаки (разбивка на кластеры), метод инсерта (маркировка текста), метод синквейна.

Для стимулирования интереса к учению применяются познавательные игры и дискуссии.

Методы контроля и самоконтроля – это устный и письменный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос, устная проверка знаний, программированный контроль, письменные работы, контрольные работы).


20 слайд

Система знаний включает в себя:

  1. Знания из гуманитарных наук (о родном языке и роли русского языка в жизни общества, о развитии русской культуры речи).

  2. Знания из конкретной предметной области:

  • о разделах русского языка;

  • о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении языка;

  • система понятий из области лексики и фразеологии, стилистики;

  • о видах словарей, о строении словарной статьи;

  • сведения об основных нормах русского литературного языка.



21 слайд

Тема второго урока в изучении данного раздела «Словари».

Цель урока.

  • Познакомить учащихся с различными группами словарей и их назначением.

  • Формировать умения работать со словарем.

Как это сделать? На помощь нам опять приходят информационно-коммуникативные технологии.


22 слайд

В начале урока знакомим с памяткой «Как пользоваться словарем»


23-24 слайд

ИКТ позволяет показать словарь, дать представление о его назначении, показать образец словарной статьи.


25-26-27 слайд

В конце урока проверяются и закрепляются знания учеников о словарях.


28 слайд

Наша задача также является научить ребят пользоваться различными источниками для получения информации, поэтому домашним заданием было подготовить сообщение о слове (на выбор: богатый, ленивый, праздник, финиш), используя словарные статьи различных словарей или интернет.


29-30 слайд

И вот какие языковые справки были найдены учениками в интернете.


31 слайд

Основополагающий вопрос ко всем темам этого раздела – можно ли утверждать, что язык – «живой организм»? (изменчивый, развивающийся).

Ответы на этот вопрос мы получим в конце изучения данного раздела, но этот вопрос, конечно, звучит в начале и в конце каждого урока .


32 слайд

Чтобы подготовить учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем на уроках используется метод проблемного изложения, так называемый «Мозговой штурм».


33 слайд

  • Для чего нужно изучать малоупотребительную лексику?

  • Как слова из других языков попадают в русский язык?

  • Зачем нужны языку заимствованные слова?

  • Могут ли слова рождаться и умирать?

  • Каких слов в языке больше: устаревших или новых?

  • Почему устаревшие и диалектные слова нужны языку?

  • Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга?

  • Есть ли у слов свои секреты?

  • Как и почему появляются новые слова?

  • Каким представляется нам язык будущего?

Ребята должны выдвигать гипотезы о поставленной проблеме.


34 слайд

  • Я стараюсь из каждого раздела по одной теме организовать исследовательскую работу учащихся, которая требует достаточно длительной подготовки (ребята были разделены на команды, и каждая команда выполняла свое исследование). В этом разделе мы проводили исследования по теме «Жаргоны в нашей речи» по следущим направлениям:

  • Опрос родителей на предмет использования профессиональной лексики, наличия жаргонов в их профессии;

  • опрос местных жителей деревни о той лексике, которую они используют в своей речи (диалекты);

  • опрос детей и взрослых на предмет использования в их разговорной речи жаргонов;

  • составление словаря (профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов);

  • моделирование ситуации общения с использованием необщеупотребительной лексики).



35 слайд

Вопросы учебной темы:

. Что такое ЖАРГОНИЗМЫ?

Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга?

Для чего необходимо изучать малоупотребительную лексику?


36 слайд

Ребятами были выдвинуты следущие гипотезы:

  • Мы предположили, что употребление жаргонов в речи свидетельствует о низкой культуре человека.

  • Жаргонные словечки характеризуют говорящего.

  • Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь.

  • Жаргонизмы делают нашу речь богаче и выразительнее.

  • Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых.

  • Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.

  • Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми.



37-47 слайд

Вот как выглядят результаты исследованийучащихся.


48 слайд

Домашнее задание

  • Задается на выбор:

  • написать эссе на тему «Жаргоны в нашей речи»;

  • написать синквейн;

  • составить обобщающую схему-кластер по теме.



49 слайд

Вот одно из сочинений ученика 6 класса.

Жаргоны в нашей речи

  • Все мы хотим быть модными и современными. Даже в нашей речи есть «модные словечки». Это жаргоны. Я считаю, что в кругу своих друзей я могу употреблять некоторые из них. Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь. Когда я стану взрослым, я не буду говорить на «модном» языке, потому что меня сочтут за малограмотного, некультурного человека.



50 слайд

Синквейн – пятистрочный стих, который требует синтеза информации в кратких выражениях, т.е. это один из вариантов рефлексивного задания на уроке или дома.

(Правила)

  1. В первой сторочке – тема названа одним словом.

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прил.).

  3. Третья строчка – описания действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Вывод – яркое образное выражение по теме.



51-52 слайд

Вот еще примеры использования этого метода на уроках по теме «Лексика».


53- 54 слайд

Также на уроках используется метод разбивки на кластеры – это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно думать по поводу какой-либо темы. (Правило - запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой). Работа над кластером может быть как индивидуальной, так и групповой; в свободной форме или по шаблону (например, с пропусками для слабых учеников)


55 слайд

Также при изучении новой темы используются схематические рисунки, которые развивают зрительную память.


56 слайд

Анализ рисунков, например, при изучении фразеологизмов.


57-58 слайд

На основе анализируемых рисунков дома ребята сами попытались изобразить фразеологизм в рисунке, и вот что получилось.


59 слайд.

Конечно на всех уроках по русскому языку мы должны работать над орфограммами. Например, используется вот такой вид работы.


60 слайд

Вот такие задания необходимы при изучении темы «Фразеологизмы» для закрепления полученных знаний.


61 слайд

Конечно же в 6 классе необходимы элементы игры на уроке, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.


62 слайд

При изучении темы «Диалектизмы» можно использовать вот такой наглядный материал.


63 слайд

Так же при изучении темы «Диалектизмы и их роли в создании художественных произведений» используем анализ текста, например, стихотворения Есенина. ИКТ позволяет быстро, не тратя времени на поиски в словаре, узнать значение диалектного слова.


64-66 слайд

Вот примеры групповой работы на уроке.


67 слайд

Задание по редактированию текста.

68 слайд

Анализ высказывания Белинского.


69 слайд

Домашнее задание после изучения темы «Профессиональные слова» может носить профильный характер, учитывать интересы учащихся и их подготовку к будущей профессии.


70 слайд

В конце изучения раздела снова возвращаемся к основополагающему вопросу раздела «Можно ли сказать, что русский язык – «живой организм». Ребятам было предложено написать небольшое сочинение-рассуждение. Вот одно из них.

  • Все мы знаем, что наш великий русский язык живёт и развивается, то есть на смену устаревшим словам приходят более новые слова. И это необходимо, так как наука и техника набирают высоту, ученые делают новые открытия, о которых никто никогда не знал. Таким образом в нашем русском языке появляются новые слова. Технологии тоже не стоят на месте, и поэтому появляются такие неологизмы, как плеер, DVD, CD, MMS, сотовый телефон и т.д. Много новых слов проникают к нам из других языков. Например, дилер, менеджер, маркетинг, телефакс, бионика, файл, компьютер, джойстик, компакт-диск, теле-шоу. И таким большим потоком новых слов как бы выносит из нашего русского языка устаревшие слова, как пионер, алтын, ланиты, чертог, простолюдин, выя, говеть и т.д. Я думаю, что многие уже не знают этих слов, и мне их становиться жалко. Но я понимаю, что так надо.

  • Таким образом, язык – существо живое, поэтому он может заболеть, прихватить какой-нибудь злой вирус. Такими вирусами в настоящее время можно считать излишние заимствования. Многие употребляют такие слова, как блокбастер, тинейджер, постер, консенсус, и не понимают значения этих слов. Нужны ли они русскому языку? Мы можем обойтись и без них, так как они вполне заменимы нашими родными словами. Мода на «престижные» иноязычные слова ведет к засорению языка. Еще одной настоящей болезнью языка является употребление жаргонизмов и бранных слов. Заболев в детстве этой болезнью, очень трудно вылечиться от нее в будущем.

  • «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев)



71-73 слайд

  • Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • Учащиеся знают:

  • 1) Понятие лексикология; лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; омонимы, синонимы и антонимы.

  • 2) Какие бывают словари, как строятся словарные статьи.

  • 3) Различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные и слова ограниченного употребления).

  • 4) Нормы употребления диалектной, профессиональной лексики, жаргонизмов и эмоционально-окрашенных слов.

  • 5) О профессиональных словах, сфере их употребления.

  • 6) О заимствованных словах, как их использовать в речи.

  • 7) О причинах устаревания и появления новых слов в русском языке.

  • 8) О фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

  • Учащиеся умеют:

  • обобщать и систематизировать (составлять кластер, синквейн);

  • сопоставлять и противопоставлять изучаемые языковые явления;

  • выполнять лексический и комплексный разбор слова;

  • 4) правильно употреблять слова в речи;

  • 5) пользоваться различными видами словарей;

  • 6) работать в группе;

  • 7) находить нужные сведения на рисунке и в тексте учебника;

  • 8) выдвигать гипотезы;

  • 9) грамотно и четко отвечать на вопросы, выступать по заданной теме;

  • 10) выполнять самостоятельные исследования.



74 слайд

Контроль знаний учащихся по теме проходил в следующих формах: лексически диктант, тестирование (обучающее и контрольное), контрольная работа.

Вот результаты проверки знаний учащихся.


76 слайд

Конечно же при изучении каждого раздела программой предусмотрены уроки развития речи. Это урок-изложение (текст о В.И.Дале). Урок-подготовка к домашнему сочинению по картине Герасимова «После дождя».

Покажу отдельные элементы этого урока с использованием ИКТ.

Похожие:

«Лексика» iconТермінологічна лексика в системі професійного мовлення методичні вказівки та завдання
Термінологічна лексика в системі професійного мовлення: Мето­дичні вказівки та завдання для самостійної роботи студентів з курсу...
«Лексика» iconПояснительная записка Предметноориентированный элективный курс «Нормы речи. Лексика»
Предметноориентированный элективный курс «Нормы речи. Лексика» рассчитан на 10 часов. Курс предназначен для учащихся 9-х классов
«Лексика» icon«Лексика»

«Лексика» iconТест 1 Лексика Соответствие в парах: соотнесите английский вариант с русским 1

«Лексика» iconКонтрольная работа для учащихся 10-х классов включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», и «Письмо»

«Лексика» iconУчебная литература
Русский язык. Грамматика, лексика, орфография, речевое развитие. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение, 2008 г
«Лексика» icon«Лексика и фразеология» ответы
Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным...
«Лексика» iconМ.,СПб,2012
Английский язык: егэ 2012: Грамматика и лексика. Письмо/С. В. Мичугина, Ю. А. Смирнов
«Лексика» iconТема: Колоративная лексика в поэме И. А. Бунина «Листопад» Лебедева Алина, моу сош №1
Научный Зубарева Мария Юрьевна, учитель русского языка и литературы
«Лексика» iconЯзыку для поступающих в вузы Москва «оникс 21 век»
Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1 орфография, 2 пунктуация, 3 лексика и стилистика, 4 грамматический разбор
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница