«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы




Скачать 293.81 Kb.
Название«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы
страница1/3
Дата07.11.2012
Размер293.81 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Комитет управления образования администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»


ОПЫТ РАБОТЫ


Учителя русского языка и литературы

МОУ « СОШ №4 города Валуйки»

Исионовой Елены Алексеевны

«Использование технологий интенсивного обучения Т. Я. Фроловой как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка»


2009 год


Содержание


I. Информация об опыте……………………………………………………….2


1.1. Условия возникновения и становления опыта

1.2. Актуальность опыта

1.3. Педагогическая идея опыта

1.4 Длительность работы над опытом

1.5. Диапазон опыта

1.6. Теоретическая база опыта

1.7. Новизна опыта


II. Технология опыта……………………...……………………………………7


III. Результативность опыта……….…...…………………………………….14


VI. Библиографический список………………………………………………24


V. Приложение к опыту ………………………………………………………25


I. Информация об опыте


    1. Условия возникновения и становления опыта.

Муниципальная общеобразовательная школа №4 города Валуйки представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся обычные дети. Функционирует школа как социокультурный и ресурсный центр развития и саморазвития субъектов образовательного процесса.

Приоритетной целью школы является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, обладающей прочными знаниями, в том числе и русского языка.

С 2005 года в рамках начат региональный эксперимент по интенсивному обучению правописания Т. Я. Фроловой.

Значение учебного предмета в школьной программе определяется не только ролью соответствующей науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, но и его значением и возможностями в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Мы, словесники, преподаем особые предметы, где обучение и воспитание – неразрывное единое целое, где общение с книгой предполагает общение с жизнью, с людьми.

Работая в школе более 17 лет учителем русского языка и литературы, замечала, что многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а ведь свободное владение родным языком – надежная основа в его жизни, труде, творческой деятельности.

Современный урок немыслим без практической направленности и личностно-ориентированного подхода. Совершенствуя учебно-познавательную мотивацию на уроках русского языка и литературы, стимулирую деятельность учащихся посредством инновационных технологий, ориентирующих учащихся на самостоятельный выбор оптимального способа решения орфографической или пунктуационной задачи.


    1. Обоснование актуальности перспективы ПО

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Востребованность интенсивного изучения курса русского языка, в том числе орфографии и пунктуации, в средних общеобразовательных учебных заведениях определяет актуальность исследования.

Считаю свой опыт актуальным, так как он нацелен на повышение практической направленности преподавания русского языка и литературы, привитие прочных умений и навыков, осуществление перспективного обучения, самоанализа и саморегуляции учебно-познавательной деятельности учащихся.


1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является обучение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, что позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения и закрепления материала.



    1. Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение 3 лет, поэтапно, с момента обнаружения противоречий до момента выявления результативности.

Первый этап (2006-2007 учебный год) - формирование орфографических , пунктуационных и грамматических навыков по методике Фроловой.

Второй этап (2007-2008 учебный год) – систематизация навыков, закрепление усвоенного материала на проектной основе обучения,

Третий этап (2008-2009 учебный год) – формирование навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач на государственной итоговой аттестации.

    1. Диапазон опыта

Диапазон опыта «Интенсивное обучение правописанию» достаточно широк. Он не вмещается в жесткие рамки учебного времени, урока, а органично переплетается с внеклассной и внеурочной работой, позволяет использовать материал, направленный на духовно-нравственное воспитание личности. Такая взаимосвязь стала средством повышения мотивации учения и развития мышления школьников, позволяет им со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации


    1. Теоретическая база опыта

На протяжении 15 лет я работаю по УМК М. М. Разумовской, включая в программу элементы методики интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой. Опережающее обучение позволяет осуществлять перспективное обучение, включение в работу трудных вопросов курса, обеспечивать резерв времени, осуществлять индивидуальный подход. Технология интенсивного обучения орфографии и пунктуации направлена на формирование практических навыков путем преодоления интерференции, на ограничение объема изучаемого материала, разгрузку памяти, освобождение времени для повторения.



    1. Новизна опыта состоит в системе обобщённо-сопоставительных правил, направленных на предупреждение ошибок в процессе обучения орфографии и пунктуации, на формирование орфографических знаний, умений и навыков, ориентируясь на минимальный объём базовых теоретических знаний и умений, актуализируемых на основе транспозиции в связи с изучением норм правописания; на обеспечение закрепления навыков системой попутного повторения и системой упражнений, мотивирующих применение орфографических знаний и умений при создании собственного речевого высказывания.



Данный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и региональную и федеральную политику в области образования.

Опыт позволяет структурировать учебную программу, осуществлять комбинацию известной методики. Он предусматривает изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Вместе с тем он позволяет использовать повторение орфограмм на пунктуационной основе, а освоение пунктуационных правил при попутном повторении орфографического материала. В результате ученику легче осознать орфографические и пунктуационные правила как проявление законов фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, так как закрепление навыков правописания проводится на уровне обобщенно-сопоставительного правила. Это позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка, обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся.


II. Технология опыта


Цель: повышение практической направленности обучения русской орфографии и пунктуации на основе обобщённо-сопоставительных правил и блоков правил, содержание и методика изучения которых обеспечат предупреждение ошибок русской орфографии и пунктуации.


Задачи:


- представить орфографию и пунктуацию в системе, усилить обобщающее значение теории;


-организовать попутное повторение в виде стройной научной системы;


-создать условия для формирования практических навыков грамотного письма путем преодоления интерференции перспективно и одновременно в ограничении объема изучаемого материала;


-облегчить сложные разделы, освободить от длинной цепочки рассуждений путём использования алгоритмов;


-углублять знания учащихся по определённой теме;


-обеспечить развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и творческой инициативы учащихся.


Методы:

  • Теоретический анализ методической, психолого-дидактической литературы с целью формирования концептуальной базы исследования;

  • анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых проблем: действующих программ и учебных пособий по русскому языку для учащихся;

  • наблюдение за процессом преподавания орфографии и пунктуации русского языка;

  • опытно-экспериментальная разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы;

  • осуществление корректировки внедряемой технологии по результатам проведения контрольных срезов её практической эффективности;

  • анкетирование учащихся;

  • констатирующие срезы с целью определения качества орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.


Работа учителя – это постоянный педагогический поиск, изучение и осмысление передовых методов и технологий, создание собственной творческой лаборатории, позволяющей существенно повысить эффективность и качество обучения русскому языку. Работая в школе много лет учителем – словесником, с болью отмечала, что, покидая стены школы, многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а ведь свободное владение родным языком – надежная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Как поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и требованиям современного общества, как усилить практическую направленность обучения русскому языку, как повысить эффективность каждого урока?

Известно, что универсальных методик преподавания не существует. То, что дает блестящие результаты у одного, не становится эталоном, образцом для остальных, и в первую очередь потому, что за каждой авторской программой стоит яркая индивидуальность, творческий метод которой не тиражируется. Сегодня возрастает роль каждого отдельно взятого учителя, его умение найти себя, свой почерк, свое лицо.


Стремление добиться высоких результатов в языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.


За долгие годы работы я пришла к выводу, что необходимо искать новые формы и методы обучения орфографии и пунктуации. Так я пришла к методике Фроловой Т. Я.


Обучение орфографии и пунктуации проводится на основе обобщенно-сопоставительных правил. Учащимся сложно запомнить и усвоить большой объем правил, изучаемых разрозненно. Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения.


Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило позволяет снять проблему взаимосмешивания – интерференции правил. Например, изучение орфограмм, имеющих общий опознавательный знак – шипящий на конце слова, позволяет объединить восемь частных правил в одно, где единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для имени существительного – рода и числа.
  1   2   3

Похожие:

«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconДля муниципальных нужд Муниципальный заказчик: администрация муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» объявляет о проведении запроса котировок
Наименование муниципального заказчика: Управление финансов и бюджетной политики администрации муниципального района «Город Валуйки...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы
Капба Людмила Степановна, учитель русского языка и литературы, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»., город Старый...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconВыпускная работа Романовой Людмилы Ивановны учителя русского языка и литературы маоу сош №10 г. Великого Новгорода слушателя курсов «Обучение универсальным учебным действиям в процессе работы с текстами разных стилей на уроках русского языка и литературы»
Выпускная работа Романовой Людмилы Ивановны– учителя русского языка и литературы маоу сош №10 г. Великого Новгорода
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconВыступление учителя русского языка моусош №7 Е. Н. Сеиловой на заседании городского методического объединения учителей русского языка и литературы
Выступление учителя русского языка моусош №7 Е. Н. Сеиловой на заседании городского методического объединения учителей русского языка...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconНаучно исследовательская работа учителя русского языка и литературы
«Историко-лингвистический комментарий при изучении темы «Наречие» в школьном курсе русского языка»
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconУчебно-тематический план-программа по курсу “Практическая риторика” (для 10-го класса)
Составители Т. А. Игнатьева, Т. И. Киселева, О. Л. Тальянова (учителя русского языка и литературы, преподаватели риторики, г. Губкинский),...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы
Повышение качества преподавания русского языка, литературы, мхк через внедрение информационно-коммуникационных технологий и совершенствование...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconКалендарный план работы гоу сош №551 на ноябрь 2010 года №
Гулякова Т. И. Прошкина И. П. 67. 01. 11. 201015: 30Семинар-практикум для молодых учителей русского языка и литературы "Использование...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconУрок по литературе учителя русского языка и литературы
Воспитывать патриотические чувства при осознании самобытности русского искусства
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы iconСамоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы моу «сош №16» Присяжнюк Екатерины Геннадьевны
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы моу «сош №16»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница