Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении. Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Всякое философия – мировоззрение, но не всякое мировоззрение – философия. Понятие мировоззрения – парадоксальное понятие. Философия это теоретически сформулированное мировоззрение. Выделяют три стороны мировоззрения – познавательная (когнитивная = картина мира), ценностная, поведенческая. Ценность – значимость какого либо объекта для жизнедеятельности какого-либо субъекта. Ценность как фундамент для постановки цели. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей. Мировоззрение человека зависит как от объективных, так и от субъективных факторов – его принадлежности к определённой социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Личного мировоззрение не бывает.
| Билет 5 Отношения философии и мифологии: от пребывании в бытии к рациональному мироотношению. Современная мифология. На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных противоречий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, вненаучной формой познания. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: — эмоционально-образная форма; — очеловечивание природы; — отсутствие рефлексии.
| Билет 6 Философия и религия, знание и вера. В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные представления, как известно, выражаются в учении о Боге. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму определенные "сверхразумные" догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Постановка такой задачи ведет к образованию особого философского направления - религиозной философии (теологии, теоретического богословия). Решение этой задачи есть уже дело не религии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское: философским оказывается не оно само, а его обоснование. Таким образом, философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует и множество философских учений, несовместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами. В религии вера: вера, авторитарность мышления В философии: аргументация, автономность мышлении. Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении.
|
|
Билет 2. Самоопределение человека и исторические типы мировоззрения. Историч типы мир-ия: 1. повседневного опыта 2 религиозное 3 научное 4 философское. Мировоззрение формируется не осознанно – имеет неупорядоченный характер. Личного мировоззрения не бывает. Религиозное – восстановление связи человека с Богом. Теология – богословие. Проблемы: 1 существует ли Бог? 2 как познать Бога? 3 как я должен жить исходя из своих представлений? Религия для широких масс, а научное и философское для узкого круга элиты. Научное Р-Ф-Н природу необходимо позновать из нее самой.
| Билет 3 Происхождение и функции философии. Особенности рациональной картины мира. Философия – любовь к мудрости.1 каковы значения и смысл философии? 2почему философствуют? 3 кому и зачем нужна философия? Философия – одна из областей духовной культуры человечества(=искусство,религия). Философия и наука появляется одновременно в 6 в до н.э. в Древней Греции. Ф – культура ума. Средство формирования мышления. Лейбниц (разума-воля-чувство способности человека). Ф – мысль своей эпохи. Ф – живая душа культуры. Философий много, а наука одна. Ф – имеет личностный характер. Рефлексия – деятельность самопознания. Ф – средство рефлексии. Ф – одна из форм общественного сознания(полит,эконом,религ,моральное,философ) Идеология – соц-полит сознание. Функции философии: 1. Мировоззренческая, она связана с критической. Поиск решения сложных философских вопросов 2. Методологическая (исследование закономерностей развития, использования понятий; разработка самых общих научных принципов) 3 Согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного
| Билет 4 Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания. Философское сознание: 1ф-практическое(здравый смысл) 2 ф-религиозное 3.ф- художеств 4 ф-теоретическое(исследует основные отношения человека к миру) И.Кант 1 что я могу знать? 2что я должен делать? 3 на что я смею надеяться? 4 что такое человек? Разделы: 1Онтология – учение о бытие, сущнем 2 гносеология (теория познания) познаваем ли мир? природа человеческого знания? Истина? 3 Методология – учение о методе познавательной и практической деятельности человека. 4 Социальная философия – учение об обществе. Человек есть общественное и социальное существо. Арист: «человек – политическая обезьяна» 5 Аксиология – учение о ценностях 6 . Философская антропология – учение о человеке. Синтезирует все образы человека. 7 История философии.
|
| Билет 7 Философия и наука, предельный (пограничный) и открытый характер философской проблематики. Первые греческие философы были одновременно и учеными. Философия представала как наука наук, мать всех наук. Со временем наука отделилась от философии. Философия обладает собств. понятийным аппаратом и стремится к открытию закономерностей. Частные науки (физика, химия, математика, биология, медицина и др.) не интересуются целостным отношением мышления и бытия, а исследуют специфический, конкретный срез реальности. Философия же универсальна, ее интересует мир в целом. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существ. объективно. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов. В философии особую значимость приобретают аксиологические ориентации. Философии не свойственна научая однозначность. Она стремится выяснить исход. предпосылки любого знания, важен не только достигнутый результат, но и путь к нему. Наука опирается на факты и их эксперим-ю проверку. Философия, напротив, отстоит от сферы повседневности и уносится в сферу поиска смысла жизни. Конкр. науч. дисц. Могут развиваться, не учитывая опыт др. форм общ. сознания. А в философии в качестве базы и исход. пункта обобщений принимается совокупный опыт духов. развития человечества, всех форм общ. сознания: науки, искусства, религии, права и др. Философии много, а наука едина. В отличие от науки философия стремится быть ближе к обыденному здравому смыслу и не отказывается от понятного языка в пользу абстрактных символов науки. Общее в философии и науке: Специфические формы обоснования, Знания в теоретической форме, Логическая доказательность выводов, Ориентированы на разум, противоположный религии. Различия: 1Философия – вечность проблем, 2 Философия – плюрализм, наука – одна истина 3 Наука: подтверждение истины – практика, философия – логическое обоснование, 4 В науке предмет – познание объекта, в философии – человек.
| Билет 8 Становление древнегреческой философии: от натурфилософии до Сократа. АФ возникла на рубеже 7-6 вв. до н.э. АФ (VI-IV) принадлежит попытка рационального постижения окружающего мира.. АФ начиналась как натурфилософия, философия природы, как поиск начала, субстанции мира, основы всех вещей и явлений, не исследуется природа блага, справедливости и т.д.. У Фалеса это вода, у Гераклида субстанцией бытия выступает огонь, неизменный во всех превращениях. Мир по Гераклиду – логос, мировой закон. Мир вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в Огонь. Впервые от конкретных природных стихий (вода, воздух, земля, огонь) в истолковании субстанции к бытию как таковому перешли элеаты. Центральное понятие их философии – бытие. Согласно Пармениду, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как ему возникнуть неоткуда, до него не было другого бытия. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет. Крупный шаг вперед в этом направлении сделал Демокрит: бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом.(атомистика). Пифагор идеальное число, миром правят числа. Идеальный значит умопостигаемый. Космоцентризм — идея единства человека и космоса, часто называют досократовским. Именно он послужил началом европейской философии, именно они первыми поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
|
Билет 9 Афинская школа: возникновение основных традиций философского мышления (Сократ, Платон, Аристотель). Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Сократ говорил о человеке как разумном, мыслящем существе, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Философия, по Сократу, может рассматриваться как нравственная деятельность, ведь знание само по себе есть добро. Платон - неоплатоники-христиане ( идея благо – единое - Бог). Школа просуществовала более 900 лет, математика подготовка к философии. Человеческое бытие – творческий процесс. Тезисы теории идей: 1 идея вещи – смысл вещи.2 идея вещи есть эмерджент. 3 идея вещи – образец для возникновения 4 идея вещи не вещественна 5 идея вещи – субстанция (существует самостоятельно).Лосев – 5 не выдержало проверку временем. Аристотель создал многие области науки (физика,астрономия,зоология,этика, политика,метафизика,логика и ее законы «А=А», «не(А и не А), «А или не А»). 1 учение об идеях бесполезно для познания 2 мир идей обособлен от мира вещей (не оказывает на него влияние) 3 между каждой отдельной вещью и ее идеей должно быть нечто общее для них 4 теория идей не способна объяснить развитие идеи. Развитие – превращение возможности в действительность. Ошибка в гипостазировании – приписывании самостоятельных свойств объектам которые не могут существовать самостоятельно. В период формирования и развития АФ сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается прежде всего как бытие человека. На смену натурализму приходит антропологизм, но обе эти тенденции развивались в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – космос, важной составной частью которой является человек.Платон – идеалистический и Демокрит – материалистический. |
|
|
|
| |