КОРОЛЕВСКИМ И НСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ и социологии Утверждаю:
Проректор КИУЭС по учебной работе
В.В.Нефедьев
« » 2011г.
Кафедра математики и естественнонаучных дисциплин Донской А.Д., Сабо С.Е., Сахарова Н.А. Тарасенко В.Н. Концепции современного естествознания Сборник заданий для выполнения контрольных работ студентов ФЗО Королев, 2011
Донской А.Д., Сабо С.Е.,Сахарова Н.А., Тарасенко В.Н. Концепции современного естествознания: Методические указания для выполнения контрольных работ студентами ФЗО. - КИУЭС, 2011, 32 с.
Рецензент: к.т.н., доцент Мацнев Н.П.
Сборник заданий для студентов заочной формы обучения включает в себя вопросы по 10 темам, разбитые на 50 вариантов контрольных работ (по 10 вопросов) и тестовые задания по каждой теме. Приведен список основной и дополнительной литературы. Сборник подготовлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Вопросы заданий охватывают широкий спектр вопросов современного естествознания, включая вопросы описания и моделирования неравновесных систем с сильными обратными связями, на основе синергетического подхода.
Для студентов и преподавателей специальностей 080109,080105,080502 65, 080500 65, 0303301,080504, 080507, а также для интересующихся проблемами естествознания
Тема : 2. Наука в контексте естественно- научной и гуманитарной культур. Задания к контрольной работе. 11. Наука, становление и эволюция науки, основные характеристики научного знания.
12.0сновные закономерности развития науки.
13. Основные формы научного знания, единство процессов его дифференциации и интеграции.
14.Эмпирический и теоретический уровни науки.
Математика, её характерные особенности как науки.
Математическая гармония Природы.
Отличие науки от других доминантных направлений культуры.
Противоречия современной науки. Квазинаука.
Пародигмальная концепция развития науки Т. Куна и концепция методологии научно- исследовательских программ И. Покатоса.
Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.
Тестовые задания. 1 .Основной научный принцип естествознания гласит:
а) знания о природе должны допускать эмпирическую проверку;
б) решающий аргумент принятия определённой теории должна являться гипотеза;
в) в основе принятия теоретической модели природного явления должна лежать
определённая концепция;
г) теоретические модели, включающие законы, описывающие явления Природы, могут не допускать эмпирической проверки.
а) свойствах совокупности предметов и явлений;
б) пространственных формах и отношениях взятых в отвлечении от их содержания;
в) синергетических закономерностях естествознания;
г) количественных интерпретациях общих законов Природы.
Наука от искусства отличается своей более выраженной:
а) абстрактностью
б) виртуальностью;
в) рациональностью;
г) коммуникативностью.
4. От философия наука отличается:
а) тем, что её выводы допускают эмпирическую проверку;
б) повышенной степенью абстрактности;
в) тем, что в ней большее знание имеет вера, чем чувственная реальность
г) стремлением к слиянию с объектом исследования.
Из диалектически связанных характерных черт науки, какая пара наиболее выражает суть науки:
а) преемственность и критичность;
б) системность и незавершённость;
в) рациональность и чувственность;
г) универсальность и фрагментарность.
Объектом науки в период «неклассического естествознания» является:
а)мегамир, включающий совокупность виртуальных частиц;
б)Мир, включающий совокупность виртуальных частиц;
в) микромир, включающий совокупность элементарных частиц и античастиц;
г) макромир, включающий преимущественно планету Земля и ближний Космос.
Понятие «Культура» включает в себя в качестве базисного начала:
а) философские концепции;
б) явления и объекты;
в) мировоззренческие схемы;
г) совокупность искусственных порядков и обьектов, созданных человеком.
В современном обществе в культуре доминирует:
а) идеология;
б)наука;
в) мировоззрение;
г) информационные структуры.
Естественно научная культура представляет собой совокупность знаний об:
а) обществе и личности;
б) природе и космосе;
в)природе и обществе;
г)биосфере и техносфере.
10. Гуманитарная культура представляет собой совокупность знаний об:
а) философии, науке и религии;
б) обществе, природе и искусстве;
в) философии, искусстве и религии;
г) цивилизации, науке и космосе.
Вопросы вынесенные на экзамен.
Какие естественные науки относятся к точному естествознанию?
Главная структурная единица науки.
Чем объясняется всеобщий характер законов Природы?
Дайте характеристику двум моделям развития науки.
В чём заключается математическая гармония Природы?
Происхождение человека и культуры.
Культура и её законы развития.
Культура: личность и общество.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Литература.
Аль-Ани Н.М. Методология и философия науки. СПБ, 2000.
Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные
Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2006
Грядовой Д. И. Концепции современного естествознания М., 1999.
Кедров Б. М. Классификации наук. М., 1985.
Кузнецов В. И. и др. Естествознание. М., 1996.
Наука в культуре М., 1997
Наука в их взаимосвязи. М. 1988
Сноу Ч. П. Две культуры. М. 1973
Философия и методология науки. Под ред. Купцова. М. 1997