Урок в 8 м классе по теме " Реформы Александра Второго"




НазваниеУрок в 8 м классе по теме " Реформы Александра Второго"
Дата07.11.2012
Размер85.6 Kb.
ТипУрок
ГОУ "Новгородский региональный центр развития образования"


Урок в 8 - м классе по теме " Реформы Александра Второго"


Выполнила:

Смирнова Светлана Геннадьевна,

учитель истории и обществоведения

МОУ СОШ п. Парфино

Новгородской области

выпускница курсов,

«Активные и интерактивные

методы преподавания истории»


Цель урока: помочь ученику высказать отношение к реформам Александра Второго через разрешение проблемной ситуации - реформы Александра Второго: крепостнические или Великие?

Задачи урока:

1. Выработать умение у учащихся четко раскрывать содержание и особенности великих реформ 60 - 70-х годов, 2. Способствовать формированию умения анализировать, развивать историческое мышление.

3. Развивать в учениках представление о равенстве всех людей, уважение чужих прав и свобод; поддержать учеников на пути нахождения компромиссного решения в любой ситуации; толерантной позиции; научить их принимать совместные решения.

Оборудование урока:

1. Учебник: Данилов А. А, Косулина Л. Г " История России 19 в",М, 2004 г.

2. Портреты Александра Второго, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева и других государственных деятелей России.

3. Комплекты заданий для групповой работы.


Опережающее домашнее задание: изучение материалов о личности Александра Второго и проводимых им реформах.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Осознание учащимися темы и формулировка цели урока.

3. Формирование групп для работы.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах.

5. Подведение итогов работы групп.

6. Заключение.

7. Оценка работы учащихся. Домашнее задание с рекомендациями по его выполнению: обязательной и вариативной части.


Ход урока.

Эпиграф к уроку: " Его сердце обладало инстингтом к прогрессу". ( Ф. Тютчев )

Введение.

Учитель: " Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?"

Ученики: " Об Александре Втором".

Учитель: " В феврале 1855 г. умер Николай Первый, и Россия вступила в новую эпоху. На первый взгляд казалось, что ничего кроме смены на императорском престоле не произошло. По-прежнему шла Крымская война, и впереди еще были падение Севастополя и позор Парижского мира; по-прежнему благосостояние общества и государства покоилось на принудительном труде миллионов полурабов. Но все это было не более, чем инерцией предыдущего, николаевского царствования. Не пройдет и года, как новый император начнет разворачивать тяжелый и неповоротливый российский корабль на новый курс.

После поражения в Крымской войне стало совершенно ясно, что старая Россия просто нежизнеспособна...

А вдохнуть новую жизнь могли только реформы. Назовите тему урока".

Ученики называют тему урока : " Реформы Александра Второго".

Учитель: " Отношение к реформам Александра Второго у современников и потомков противоречивое. Для одних реформы - крепостнические, являющиеся обманом народа, для других - Великими, самыми удачно продуманными реформами в истории России. Сформулируйте цель нашего урока".

Ученики формулируют цель урока: " Высказать свое отношение по проблеме: Реформы Александра Второго - крепостнические или Великие?"

Формирование групп.

Формируются 5 групп по названию реформ: крестьянская реформа, местного самоуправления,судебная реформа, военная реформа, реформы в области просвещения. Порядок формирования групп таков. Каждый ученик получает карточку и по ней определяет свою группу.

Карточки для группы " Крестьянская реформа ": отрезки, надел, выкуп, уставная грамота, мировой посредник.

Карточки для группы " Реформы местного самоуправления ": земство,земская управа, городская дума, земское собрание, городской голова.

Карточки для группы " Судебные реформы": мировые судьи, суд присяжных, гласность, состязательность, открытость.

Карточки для группы "Военные реформы": рекрутская повинность, всеобщая воинская повинность, Д. А. Милютин, Устав 1874 года, нарезное оружие.

Карточки для группы " Реформы просвещения": классическая гимназия, реальная гимназия, Высшие женские курсы, вольнослушатель, автономия для университетов.

Работа в группах.

Каждая группа выполняет задание и заполняет таблицу.

Реформы в России во второй половине 19 - века. (приложение № 1)


Задание для группы №1 « Крестьянская реформа «

1. Изучите материал учебника на с. 125 – 129 и документ «Речь Александра Второго в Государственном совете 28 января 1861 года « и самостоятельно заполните графу « Крестьянская реформа « в соответствии с пунктами таблицы.

2. Какова роль Александра Второго в проведении реформ?

3. Сделайте вывод о значении крестьянской реформы для развития страны?


Задание для группы №2 « Реформа местного самоуправления «

1. Изучите материал учебника на стр. 130 – 132 и документ « Из положения о губернских и уездных земских учреждениях « на стр 140 и самостоятельно заполните графу « Реформы местного самоуправления « в соответствии с пунктами таблицы.

2. Какие черты личности, на ваш взгляд, проявились при проведении этих реформ?

3. Сделайте вывод о значении реформы местного самоуправления для развития страны?


Задание для группы №3 « Судебная реформа «

1. Изучите материал учебника на стр. 133 – 134 и документ « О новом суде ( из воспоминаний популярного певца П. И. Богатырева ) на стр. 140 и самостоятельно заполните графу « Судебная реформа « в таблице.

2. Как проводимая реформа характеризует императора?

3. Сделайте вывод о значении судебной реформы для судьбы страны?


Задание для группы №4 « Военные реформы»

1. Изучите материал учебника на стр. 134 – 135 и самостоятельно заполните графу « Военные реформы « в таблице.

2. Какова роль Александра Второго в проведении реформы?

3. Сделайте вывод о значении военной реформы для России?


Задание для группы №5 «Реформы в области просвещения «

1. Изучите материал учебника на стр. 135 – 136 и самостоятельно заполните графу «Реформы в области просвещения «.

2. Как проводимая реформа характеризует императора?

3. Сделайте вывод о значении реформы просвещения для страны?


Подведение работы групп.

Каждая группа выступает с результами проведенной работы. Группы анализируют «+» и « – « реформ, высказывают свое мнение на роль императора в проведении реформ.

Разрешение проблемной ситуации.

На коллективное обсуждение выносятся два вопроса:

1. Сделайте выводы о значении реформ в истории России.

2. Выскажите свое отношение по проблеме: реформы крепостнические или Великие?

Возможные варианты ответов учеников. Реформы начались с отмены крепостного права в России. В результате крестьянской реформы крестьяне получили личную свободу. Однако цена за освобождение была весьма высокой: экономическая зависимость от помещиков,сохранение временно обязанного положения в

течение длительного времени, выкупные платежи в течение 49 лет! В результате реформ в России были созданы органы местного самоуправления, которые занимались местным хозяйством,народным образованием, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Земства и городские думы были под контролем губернаторов, большинство в них составляли дворяне и буржуазия. Тем не менее, несмотря на ограниченность, реформа была все же прогрессивной и полезной для населения. Судебная реформа дала России новый суд: состязательный, гласный, бессословный, независимый. Появился суд присяжных от всех сословий. Военная реформа уничтожила ненавистную рекрутчину в России. Предпринятые меры по техническому перевооружению армии укрепили обороноспособность страны. Реформы просвещения были так же очень необходимы стране для её развития по капиталистическим «рельсам». Открывались новые школы, гимназии. Было положено начало женскому высшему образованию, университеты получили автономию.


Возможный вывод:

Реформы второй половины 19 – века, несмотря на «минусы», непоследовательность проведения и сохранение крепостнических черт, не зря называют Великими. Это были действительно глубокие и серьёзные преобразования в социальной, экономической, политической и духовной жизни России. Они стали «переломом» в истории России. Велика и личная роль Александра Второго в проведении преобразований.Требовались огромное личное мужество, решительность, справедливость,любовь к России для проведения их в жизнь.


Завершение урока.

1 марта 1881г. около двух часов дня император, возвращаясь со смотра войск, выехал из Михайловского дворца. Александр находился в прекрасном расположении духа. Утром он подписал документ, который должен был стать ещё одним шагом в реформировании страны: проект Конституции для России.

Взрывы террористов прервали и жизнь императора и дальнейшие преобразоания в стране. В духовном завещании император писал: « Я умираю с пламенной любовью к нашей славной России, которой служил по крайнему моему разумению верой и правдой. Жалею, что не мог сделать всего добра, которого столь искренне желал».

Но в оценке нас, живущих в 21 веке, он сделал для России больше, чем кто-либо другой. И главное, он ликвидировал позор России – крепостное право, дал надежду на торжество справедливости. И не случайно в июне 2005 г. рядом с Храмом Христа Спасителя был открыт памятник Александру Второму, как свидетельство возрождения России.


Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: Стр126 -139,раскрыть суть реформ.

Для желающих мини – размышление « Мое отношение к русскому царю Александру Второму»

Литература для подготовки к уроку:

1. Оснос О. А. « Реформы Александра Второго»- « Кафедра Исаакиевского Собора», №3, 2007г.

2. История России в портретах. – Т.1- стр. 86 – 102

3. Великие реформы в России 1856 – 1874г. Сборник. – М., 1992г.


Приложение № 1

Таблица


Реформы в России во второй половине 19в


Название реформы

Время проведения

Причины проведения реформы

Основные документы

Основное содержание реформы

«Плюсы»

«Минусы»

Значение реформы

Крестьянская

реформа
























Реформы

местного самоуправления
























Судебная

реформа
























Военная реформа
























Реформы в области

просвещения
























Похожие:

Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок по истории в 8 классе на тему: « Крепостное право на крестьян отменяется навсегда»
Александра II; сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права; путем анализа основных положений реформы...
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок презентация по биологии в 8 классе на тему
Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:...
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок алгебры в 11 классе по теме «Методы решения уравнений»
Урок можно проводить при повторении курса алгебры и подготовки к егэ, а также как обобщающий урок по теме «Решений уравнений»
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок литературы в 11 классе
Представленный урок является вторым в системе уроков литературы в 11 классе по изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок в 10 классе по теме: “My Discovery of Scotland”
Образовательная цель: Познакомить учащихся с обычаями и традициями, символикой Шотландии; Обобщить лингвострановедческий материал...
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок по истории в 8 классе
Заявление Александра II о предпочтительности освобождения крестьян «свыше, нежели снизу»
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок разработан по теме изучаемой в 10 классе для учителей, работающих по учебнику О. С габриеляна «Химия» 10 класс. Представленный урок имеет автономный характер, его одного достаточно для
Данный урок разработан по теме изучаемой в 10 классе для учителей, работающих по учебнику О. С габриеляна «Химия» 10 класс
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок алгебры в 7 классе по теме
Цели урока: Обобщить знания учащихся по теме: «Степень с натуральным показателем»
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок по биологии в 9 классе по теме
Задачи: Познакомиться с творческими работами учащихся (проектами), обобщить и углубить их знания по данной теме
Урок в 8 м классе по теме \" Реформы Александра Второго\" iconУрок по алгебре и началам в 10 классе «егэ на «5»!»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница