Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса»




Скачать 110.62 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса»
Дата07.11.2012
Размер110.62 Kb.
ТипКонспект
Конспект интегрированного урока история + литература
для 5 класса по теме «В театре Диониса»

Ирина Борисовна Эсеналиева,
учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5
Кочубеевского района Ставропольского края



Название учебно-методического комплекса: «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» (Е. В. Саплина, М. Ю. Брандт)

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Цели урока:

1. Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов.

2. Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.

3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Учебное оборудование: карта, схема театра, иллюстрированный материал, тесты, карточки устного ответа.

Используемые технологии: интеграция, элементы специальных заданий (карточки устного ответа, тестовые задания, сигнальные карточки, иллюстративный блок, постановка сценки.) поисковая работа учащихся.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей.



- Ребята, вы все были в театре, а сегодня вы узнаете о его устройстве, познакомитесь с первыми драматургами и с их произведениями. В следующий раз посетив театр вы сможете себя назвать знатоками мифа об образовании театра и его устройстве, но для этого необходимо внимательно меня и Татьяну Николаевну слушать и выявить самое главное, чем гордились афиняне и что они восхваляли не только в театре , но и в жизни!? Но чтобы приступить к этой интереснейшей теме я хочу чтобы вы мне напомнили где находится Греция, какие важные события вам известны, форма правления, кое что мы вспомним из древнегреческого ремесла, и о том как учили таких же детишек как вы там в Греции.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Работа с картой.

Кто выйдет к карте и покажет расположение Греции на карте, Афины, Спарту? (Греция находится на юге Балканского полуострова, она разделена на 3 части: Южная, Средняя, Северная.)

– Какой полуостров считается южной Грецией? (Пелопоннес)

– Где находятся Афины? (В Аттике)

– Спарта? (На полуострове Пелопоннес в Лаконии)

2. Самостоятельная работа учащегося по расположению дат на линии времени.

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры

594 г. до н. э. – реформы Солона в Афинах

480 г. до н. э. – Саламинская битва

ДО Н.Э. Н.Э.

776 594 480

(один учащийся работает у доски, а второй проверяет и оценивает)

Соотнести даты и события:

около 1200 г. до н. э. – Троянская война

490 г. до н. э. – Марафонская битва

3. Подготовка устного ответа по карточке.

Карточка №35

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

– Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?

– Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

– Чему учили детей?

– До какого возраста обучали детей?

– Что тебе нравится, а что нет в афинской системе обучения?

Работа с терминологией:

Полис, демократия, народное собрание, ареопаг, греческий алфавит.

Работа с сигнальными карточками по иллюстрациям краснофигурных и чернофигурных ваз.

На помощь троянцам пришли амазонки — женщины-воительницы. По преданию, жили они где-то по берегам Азовского моря или в Малой Азии. Царица амазонок Пенфесилея (Пентесилея) погибла в сражении с Ахиллом, которой был очарован отважной красавицей. Роспись чернофигурной амфоры мастера Эзекия. 540–530 гг. до н. э. Британский музей, Лондон.



Устные ответы по карточкам.

Фронтальный опрос по литературе

Как звали самого известного поэта Древней Греции? (Гомер)

– Какие поэмы были им написаны? («Илиада», «Одиссея»)

Да, в древнегреческой школе большое внимание уделялось поэзии. Прививали любовь к стихам Гомера и др. поэтов. В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили наизусть «Илиаду» «Одиссею».

Проверим, как вы усвоили эти поэмы.

Я читаю отрывок из поэмы, а вы должны определить, к какой поэме он относится, и кто мог сказать эти слова.

  1. Друга не мог защитить я,
    Далеко от родины милой пал он,

    И в этой беде я на помощь ему не явился!
    Им как своей головой, дорожил
    И его погубил я!


(«Илиада», Ахиллес)

– А какое крылатое выражение вам известно с именем этого героя? (Ахиллесова пята)

– Объясните, что это значит (работа по фразеологическому словарю).

2. В страхе великом тогда проходили мы тесным проливом
Там перед входом пещеры она сожрала их кричащих.


(«Одиссея», Между Сциллой и Харибдой)

Это выражение тоже используется в жизни, и вы, работая со словарем, должны были найти объяснение выражения.



  1. Переход к изучению новой темы.

Многие из вас любят театр, но не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами древних греков.



  1. Изучение новой темы.

Миф о зарождении театра

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бо­га Диониса — покровителя виноделов. В одном из мифов расска­зывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный тол­пой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия — Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки наде­вали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными маска­ми. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь площади. Вперед выходил запева­ла. Он нараспев рассказывал о странствиях Диониса, о его встре­че с пиратами и других приключениях, а остальные ряженые хо­ром подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. Сценки, разыгры­ваемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителя­ми — все население города.

Знакомство с устройством греческого театра по схеме

(с.41, «Мифы народов мира»)

Описывая устройство греческого театра, учитель в соответ­ствии с учебником вычленяет три его части:

3) места для зрителей (по-гречески «театр», позже этим словом стали называть все со­оружение);

2) орхестра (круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине);

1) скене.

4) проход

В театре была прекрасная слышимость (акустика). Если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала зву­ки, человеческий голос.

Актеры и хор выступали на орхестре перед скене. Хор обя­зательно участвовал во всех театральных представлениях. Акте­рами были только мужчины, игравшие все роли, включая женские. Обычно в каждом представлении участвовало не более трех акте­ров. В пьесе могло быть много действующих лиц, и тогда каждый актер исполнял несколько ролей. Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые волосы, худые впалые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми; юношей изображали безбородыми. Раба можно было узнать сра­зу – его черты выдают негреческое происхождение.


«Повторите, как возникли театральные представления», — пред­лагает учитель. Обобщая ответы, он подчеркивает, что древние греки могли посмотреть спектакли только на праздниках в честь Диониса, а их было несколько в году: главный, как было сказа­но, отмечался в марте, кроме того, устраивались в декабре и январе.

Здание театра и театральные представления. В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представ­лений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в не­большом, был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, напри­мер, было больше десяти театров).

Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Напри­мер, афинский театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих го­родах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были больших размеров, чем в наши дни. Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра. (Вспомните, каким было отношение греков к театральным пред­ставлениям. Как часто они устраивались?)

Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спек­таклей. Чем объяснить, что театральные постановки не устраи­вались вечером, как это принято сейчас? Если учащиеся идут по неверному пути (несколько спектаклей можно посмотреть, на­чав показ только утром), учитель предлагает подумать, почему греки не могли устраивать вечерних представлений. (Не было хо­рошего искусственного освещения, и массовые зрелища можно бы­ло проводить только при свете солнца.)

За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем буквой (А, Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр разделяется лестницами, расходящи­мися лучами. В указанном на месте можно было занять любое место, начиная со второю ряда. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, кото­рую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым (т. е. таким, каким он неудачно изображен на учебной картине «Греческий театр»).

Большую часть зрителей составляли мужчины граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними дела­ми, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших господ. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зри­телей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).

Трагедии и комедии. В Древней Греции было два главных вида представлений. Трагедиями назывались представления серьез­ного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц.

«Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов».

«Чем можно объ­яснить происхождение этого странного названия,— спрашивает учитель.

Вспомните, как возникли театральные представления?

Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхи­ла «Прометей прикованный».


Трагедии и комедии

Самые знаменитые из известных нам древнегреческих драматургов-трагиков – ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД.

ЭСХИЛ (525–456 г. до н. э.) был участником славных битв, а в трагедии «Персы» вдохновенно описал сражение при Саламине. И даже надгробная надпись прославляет его как воина и умалчивает о нем как о поэте. Нам это кажется весьма странным. Ведь драматург написал десятки пьес! Из них до нас дошли всего 7. и все же Эсхила считают по праву «отцом трагедии». Он первым превратил обрядовое действо в подобие театра. Сюжеты его трагедий просты и грандиозны, в них действуют величавые боги и полубоги, разыгрываются события, потрясающие судьбы целых племен и народов. Его любимый герой- Прометей, не склонивший головы перед жестоким тираном Зевсом.

Рассказывали, будто в детстве, заснув в отцовском винограднике, Эсхил увидел во сне Диониса, и он повелел ему стать трагическим поэтом.

Еще говорили, что представление его пьес приводили зрителей в ужас и трепет. Сиденья амфитеатра были еще деревянными, однажды во время спектакля они – видимо , от потрясения- рухнули, зрители в панике обратились в бегство, и многие из них пострадали.

Необычайной была и смерть Эсхила. Однажды сидя у подножия огнедышащего вулкана Этна, Эсхил увидел перелетающего над ним орла, держащего в когтях черепаху. Птица приняла лысую голову поэта за камень и сбросила на него добычу, чтобы разбить черепаший панцирь. Но разбилась голова Эсхила. Так по преданию, завершилась жизнь «отца трагедии».


СОФОКЛ (496–406 г. до н. э.). Уже в 468 г. на состязании драматургов он победил своего учителя.

Трагедии Софокла, из которых сохранилось всего 7, пользовались бешеным успехом. За «Антигону» автора избрали на важную военную должность. Он прожил долгую и счастливую жизнь и служил родине не только как поэт, но и как политический деятель. Но годы брали свое, Софокл старел. Один из его сыновей сообщил, будто бы отец выжил из ума и нуждается в опеке. Софокла вызвали в суд, где он, вместо оправданий, прочел отрывок из своей трагедии «Эдип в Колоне». Восхищенные судьи тут же единогласно признали, что талант и мудрость 90-летнего поэта нисколько не постарели от возраста. И посрамленный сынок убрался восвояси.

Сценка

Отрывок из трагедии Софокла «Антигона» (сценку показывает 11 класс)

В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря
Сквозь ревущий ураган.
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит, многоумный человек.
И, гордясь умом и знаньем,
Не умеет он порою
Отличить добро от зла.
Человеческую правду
И небесные законы
Ниспровергнуть он готов.
Но и царь непобедимый,
Если нет в нем правды вечной,
На погибель обречен:
Я ни чувств, ни мыслей,
Ни огня, ни кровли
С ним не разделю!

После сценки.

Услышав слова юноши «Принадлежать не может одному свободная земля

«НЕ рабы они у смертных, не подвластны никому!»- из трагедии Эсхила «Персы»

люди рукоплескали гордому ответу.

Объясните почему? (народное собрание, демос)


ЕВРИПИД (480406 г. до н. э.) – самый младший из трех великих драматургов. Написал больше сотни пьес и тем самым нажил себе великое множество врагов, потому что всегда говорил правду. Это никому не нравилось, даже зрителям. Говорят, что однажды, когда Еврипида освистали, он вышел на сцену и с достоинством сказал: «Я пишу трагедии затем, чтобы учить народ, а не затем, чтобы учиться у народа». И ему на старости лет пришлось покинуть Афины и переселиться в Македонию. Не прожив и 2 лет, он умер.

Ничуть не оцененный при жизни, после смерти Еврипид широко прославился. Поэтому до нас дошли целых 17 его трагедий, одна драма, и очень много отрывков из его пьес.

Он первым осмелился сказать о том, о чем молчали все – даже знаменитые афинские философы, то есть о том, что рабы – это такие же люди, как и полноправные граждане.


АРИСТОФАН (445385 г. до н. э.) – древнегреческий поэт, как его называли «отец комедии» Аристофан писал о роли театра так: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты».

Что имел в виду Аристофан?

В Греции театр был школой для взрослых, он учил их быть добрыми, сильными, упорными, надо всегда выполнять свой долг. Нельзя мстить мертвым. Аристофан любил игры в вопросы и ответы вот некоторые из таких вопросов загадок. Попытайтесь их разгадать.

– Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (дым)

– Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (зеркало)

– Не говори ничего, и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (молчание)

IV. Закрепление изученного материала.

– Какая страна – родина театра?

– Какими представления были по характеру?

– Что восхваляли греки?

  1. Итог урока.

Похожие:

Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconПлан-конспект урока «В театре Диониса»
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира, учебник для 5 класса, изд. «Просвещение», 2009
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconКонспект урока истории России для 8 класса по теме «Россия в первой половине XIX века»
Название учебно-методического комплекса: умк «История России» А. Ф. Киселева, В. П. Попова для 6–11 классов
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconКонспект интегрированного урока (изо, Технология) по теме
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconКонспект интегрированного урока внеклассного чтения и музыки, проведенного в 2006/07 учебном году Конспект урока математики в 4 классе
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и музыки, проведенного в 2006/07 учебном году
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconКонспект урока
Тема и номер урока в теме: Иван Сергеевич Тургенев. История создания повести «Муму». Знакомство с героями
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconКонспект урока алгебры в 9 классе по теме
...
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconКонспект урока английского языка во 2 классе по теме
После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится урок повторение по теме «Алфавит, числительные, животные»....
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconПлан-конспект урока по литературе «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус»
Учебник-хрестоматия для 6 класса Литература. / Составит. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconПлан-конспект урока образование и культура в 17 веке
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России: конец 16-18 век: учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 2008г
Конспект интегрированного урока история + литература для 5 класса по теме «В театре Диониса» iconПлан-конспект урока ирина Алексеевна Петренко
Учебник: И. Н. Сухих. Литература: учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница