№ | Тема урока | § | Оборудование | Учебная задача | Формы работы | Домашнее задание |
| Русь изначальная |
|
|
|
|
|
1. | Индоевропейцы. Исторические корни славян. Восточные славяне в YIII – IX веках.Древние племена и народы на территории Ставрополья. | § 1-2
НРК | Учебник, Ил. история России с. 6, Хрестоматия с. 13 - 14 Ил. история России с. 4 – 5, карта, атласы | Выделить корни, происхождение наших предков. | Составление ОС, кластера, работа с историческим документом, составление логических цепочек, ОС, ГПВ – ОС «Происхождение славян» | § 1, ОС, Проф. группа – Ключевский о происхождении славян. § 2, ГУО – реферат «Славянские праздники», III уровень – историческое лото «Боги славян», «Союзы племён». |
2. | Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья – урок – спор с летописью. | § 3 | Учебник, карта, атласы, «Повесть временных лет», Ил. история России с. 10 | В процессе спора с летописцем , опровергнуть «норманнскую теорию» происхождения государства. | Спор с летописцем, Игра «Историческое лото», обобщающая таблица. | § 3, таблица «1 русские князья», ГУО – «Месть Ольги», Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.8 С5 |
3. | Правление Святослава. | § 4 | Учебник, карта, атласы, Ил. история России с. 26, 30 | Выделить факторы укрепления централизованной власти. | Распутай путаницу, Обобщающая таблица, «Распутай путаницу», ГУО – сообщение, ОГУ - ? 5, 10 с. 53, КИМ 2009 Вар.15 С1-3 | §4, таблица |
4. | Древнерусское государство при Владимире. | § 5 | Учебник, Ил. история России, карта, атлас. |
| Обобщающая таблица, КИМ Алексашкина С7 с.214, Проклассифицируй!, ГПВ - ОС | § 5, таблица, III уровень – былины. Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.1 С6 |
. | Расцвет Руси. XI – первая треть XII веков. |
|
|
|
|
|
5. | Правление Ярослава Мудрого. | § 6 | Учебник, Хрестоматия |
| Обобщение в таблицу, анализ исторического документа, КИМ 2009 Вар.14 С4 | § 6, таблица |
6. | Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. | § 7 | Учебник, Хрестоматия |
| Анализ исторического документа | § 7 |
7. | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | § 8 | Учебник, карта, атлас, Книга для чтения. | Подтвердите конкретными примерами, что Русь стала частью европейского сообщества. | Венегрет, обобщающая таблица, ОК, ГУО - ? 11, 10 с. 95. | § 8, таблица, Проф. группа – «За единство Руси» - Книга для чтения. |
| Политическая раздробленность Руси. |
|
|
|
|
|
8. | Политическая раздробленность Руси. Аланское государство в X – XIII веках.
| § 9
НРК | Учебник, Хрестоматия с. 50, карта, атлас., Судавцов Н.И. «История Ставропольского края» |
| Составление ОК «Феодальная раздробленность», таблица Проклассифицируй!, ГУО – обобщающий пересказ, ГПВ - ? 3,5 с 100 | § 9, таблица, ОК, Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.15 С7 |
9. | Культура Руси X – XIII веков. Зарождение русской цивилизации – компьютерный урок. | § 10 | Учебник, методичка с. 103, 98, Компьютерная презентация «Святые Кирилл и Мефодий». |
| Таблица по культуре, просмотр презентации, ГУО ? 4 с. 132 | § 10, Проф. уровень – былины, подготовка к тестовому контролю. |
| Борьба Руси за независимость в XIII – XIY веках. |
|
|
|
|
|
10. | Монголо – татарское нашествие на Русь. Ставрополье в составе средневековых государств. | § 11
НРК | Учебник, методичка с. 108, Хрестоматия с. 77, карта, атлас., Судавцов Н.И. «История Ставропольского края» Брошюра В.В. Саяпин, Ю.В. Шамрай «ЕГЭ 2009» | Почему отсталые м – т завоевали более сильную Русь? | Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.1,2,3), ОК, кластер, работа с картой, Проф. группа – работа с источниками. | § 11, ОК, Проф. группа – «Подвиг Евпатия» - Книга для чтения. |
11. | Натиск завоевателей на северо – западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами - урок – исторический портрет. | § 12 | Учебник, методичка с. 113, Хрестоматия с. 84, 82, карта, атлас, динамическое панно | Охарактеризовать Александра Невского как военачальника, гос. деятеля и личность. | Конкурс полководцев, работа на динамическом панно, уровневая групповая работа. | § 12, III уровень – сочинение «Борьба…» |
12. | Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождений Руси. | § 13 | Учебник, карта, атлас, В.Каргалов «Ал. Невский и Д. Псковский» |
| Работа с учебником, КИМ 2009 Вар. 9 С4 | § 13, Проф. группа – В. Каргалов «А.Невский и Д.Псковский» |
13. | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. | § 14 | Учебник, карта, атлас. | Почему именно Москва стала центром объединения русских земель? | Составление ОС, обобщающая таблица «Объединение русских земель», ГУО –работа по памятке, КИМ 2009 Вар.3 С6 | § 14, таблица, Проф. группа «Борьба Москвы с Тверью» - Книга для чтения с. 31. |
| В борьбе за единство и независимость. |
|
|
|
|
|
14. | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского – урок – исторический портрет. | § 15 | Учебник, Хрестоматия с. 98, динамическое панно. | Оцените Дм. Донского как полководца, гос. деятеля, личность. | Работа в дифференцированных группах, работа с динамическим панно. | § 15, Проф. группа – «Донской на поле Куликовом» - Книга для чтения. |
15. | Феодальная война на Руси. | § 16 | Учебник, Задачник Смирнова, карта, атлас. | Кто из персонажей распри вызывает у вас симпатию, а кто антипатию? | Проф. гр. – текст с ошибками, ГПВ – план пункта, сравнительная схема. | § 16, III уровень – эссе «Ответ оппоненту». |
16. | Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. | § 17 | Учебник, карта, атлас, Задачник Смирнова с57,методичка с. 146, Книга для чтения. | Выделить причины образования РЦГ. | Выделение причин, обобщающая таблица «Объединение», ОС «Управление гос –вом», таблица «Этапы закрепощения». | § 17, ОС, таблица Проф. группа – «Государь всея Руси» - Книга для чтения с. 49. Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.13 С6 |
17. | Хозяйство, власть и Церковь в XY веке. Культура и быт в XIY – XY веках. | § 18-19 | Учебник, «1000 ?» с. 16, Книга для чтения с. 56 . Семёнов «История Москвы в рисунках», Хрестоматия с 99, Компьютерная презентация «Кремль», Житие Сергия Радонежского. |
| Цепочка дат, «Распутай путаницу», сравнительный анализ, работа с новыми терминами. Проф. группа – работа с набором открыток. | § 18 , Проф. группа «Кормления и местничество» - книга для чтения с. 56. § 19, Проф. группа – «Житие Сергия Радонежского» |
| Россия в XYI веке. |
|
|
|
|
|
18. | Приход к власти Ивана IY. Реформы 1550 годов. | § 20 | Учебник, «Ил. история России»- с. 156, 161, Горский «Жены Ивана Грозного» | Оцените роль Ивана Грозного в истории России. | Работа с учебником по выделению главного, ГУО – таблица по реформам, обобщающая таблица «Этапы закрепощения». | § 20, Проф. группа – «Жены Ивана Грозного». |
19. | Внешняя политика Ивана IY. Опричнина. Последние годы Грозного царя. | § 21-22 | Учебник, «Иллюстрированная история России» с. 164, методичка с. 166, Книга для чтения | Может ли террор и жестокость помочь достичь самой благородной цели? | Составление кластера, ОК, ГУО – сравнительный анализ, ГПВ – работа на листах. | § 21- 22, ОК, Проф. группа – «Федор Косой» (Книга для чтения), Проф. Гр – КИМ 2009 Вар7 С5 |
20. | Новые явления в русской культуре. | § 23 | Учебник, методичка –с. 172, Хрестоматия – с.145 |
| Таблица по культуре, объясни термины, ГПВ – ОК «Опричнина». КИМ 2009 Вар.10 С4 | § 23, таблица, III уровень – задачи по культуре. |
| Россия в XYII столетии |
|
|
|
|
|
21. | Начало Смуты. Кризис общества и государства. | § 1-2 | Учебник, «Ил. история России»- с.175, 202, методичка. | В чём проявился подъём национального самосознания в период смутного времени? | Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.4,5,6)Логическая цепочка «Цари России», работа с учебником. Кто такие?, логическая цепочка «Цари», ГУО – таблица «Периоды Смуты» | § 1-2, лог. цепочка. III уровень – комп. презентация «История Смуты в лицах». |
22. | Спасители Отечества. | § 3 | Учебник, методичка –с.180, комп. презентация «История Смуты в лицах» |
| Таблица «Борьба с захватчиками», логическая цепочка «Цари России». | § 3, таблица, ГУО – сообщение «Мих. Федорович Романов» |
23. | Россия после Смуты. | § 4 | Учебник, карта, атлас, «Правители России» |
| ГУО - сообщение Историческая математика, ГПВ – работа на листах, составление кластера, работа по алгоритму: война – годы – итоги. | § 4, Записи, Проф. Гр –КИМ 2009 Вар.12 С6 |
24. | Новые черты в жизни России. XYII, «бунташный», век. | § 5-6 | Учебник, методичка с.26 | Почему Алексей Михайлович получил прозвище «тишайший»? | Историческая перестрелка по терминам, обобщающая таблица «Этапы закрепощения», ОС «Сословия в России», Проф. группа – практикум по документу, работа с картосхемами. | § 5, ОС, ГУО – В.М. Соловьёв «Разин и его время» |
25. | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. | § 7 | Учебник, карта, атласы, методичка с. 39,43, Житие протопопа Аввакума. |
| ГУО – сообщение, , обобщающая таблицаОГУ - ?1,3 с.68, КИМ 2009 Вар.1 С7 | § 7, ГУО – «Житие Аввакума», Проф. Гр –КИМ 2009 Вар.4 С6 |
26. | Народы России. Культура и быт. | § 8,10 | Учебник, карта, методичка с.216 |
| Составление ОС, обобщающих таблиц, распутай путаницу | § 8, 10, таблицы, ГУО – «Местничество». |
27. | Россия накануне преобразований. | § 9 | Учебник, Ил. ист. Рос.с.299 |
| Анализ деятельности Софьи, КИМ 2009 Вар11 С4 | § 9, Проф. гр. – Правление Софьи – Ил. ист. Р., подготовка к тестовому контролю. |
| Россия в XYIII столетии. |
|
|
|
|
|
28. | Эпоха Петра I. Северная война. | § 11 | Учебник, карта, атласы, Сафонов «Мир удивительных фактов» | Оцените личность Петра I в истории России. | Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.1,2)Обобщающая таблица по Северной войне. | § 11, таблица, Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.2 С6 |
29. | Реформы Петра I. | § 12-13 | Учебник, К. Булычёв «Загадки Рос. Империи». |
| Обобщающая таблица «Реформы Петра I» | § 12-13, ГУО – «Дело царевича Алексея»., Проф. гр. – КИМ Алексашкина С7 с. 233 |
30. | Эпоха дворцовых переворотов. | § 14 -15 | Учебник, К. Булычёв «Тайны рос. империи» |
| Познавательные задачи, интеллектуальная 5- минутка, обобщающая таблица. | § 14-15, Проф. гр. – «Смерть императора Иоанна» |
31. | Расцвет дворянской империи. | § 16 | Учебник, КИМ Алексашкина |
| Историческая викторина, Проф. гр. - КИМ С1 с. 231, сравнительный анализ. | § 16 |
32. | Могучая внешнеполитическая поступь империи. Основание Ставрополя. | § 17
НРК | Учебник, карта, атласы, методичка, Кругов «Ставропольский край» |
| 4 лишний, интеллектуальная разминка, ОС «Разделы Речи Посполитой», обобщающая таблица по рус. – турецким войнам, КИМ 2009 Вар.7 С4 | § 17, ГУО – сообщения «Потёмкин, Румянцев». Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.8 С7 |
33. | Экономика и население России во второй половине XYII века. | § 18 | Учебник, методичка с.80, Задачник Горяйнова |
| Викторина «Кто он», «Впервые в России», ГУО – сообщения, Проклассифицировать!, работа по памятке. | § 18. Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.13 С4 |
34. | Культура и быт России во второй половине XYIII века. | § 19 | Учебник, методичка с.317 - 320 |
| Обобщающая таблица | § 19, Проф. гр – компьютер. Презентация «Культура к. XVIIIвека», ГУО – сообщения «Кулибин, Ползунов» |
35. | Тревожное окончание века. | § 20 | Учебник, ИХО с. 3-4, Кривошлык «Историч. анекдот», методичка с. 95 | Почему тревожное окончание века связано с ПавломI. | Работа с учебником, картой | § 20, подготовка к тестовому контролю. |
| Россия в XIX столетии. |
|
|
|
|
|
36. | Первые годы правления Александра I. | § 21 | Учебник | Оцените вклад Александра I в историю России. | Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.3,4) исторические портреты, работа с учебником | § 21, ГУО – сообщение «Сперанский» |
37. | Отечественная война 1812 года. | § 22 -23 | Учебник, Книга для чтения, карта, атласы | Почему войну 1812 года назвали Отечественной? | Составление логической цепочки, причинно – следственные связи | § 22-23, III уровень – компьют. през. – «Отечественная война в лицах», Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.15 С5 |
38. | Жизнь России в послевоенный период. | § 24 | Учебник |
| Сравнительный анализ КИМ 2009 Вар.15 С5 | § 24 |
39. | Движение декабристов. Декабристы на Ставрополье. | § 25
НРК | Учебник, Книга для чтения, Кругов «Ставропольский край в истории Р.» | Это акт неповиновения или восстание? | Работа с текстом учебника, таблица по обществам, КИМ 2009 Вар.1 С4 | § 25, ГУО – «Декабристы в ссылке» |
40. | Внутренняя политика Николая I. | § 26-27 | Учебник, «Правители России» | Какие признаки николаевской системы вы можете назвать? | 4 лишний, анализ реформ, историческая математика | § 26-27, Проф. гр – из газеты «Кавказская война», Проф. Гр КИМ 2009 Вар.6 С5 |
41. | Внешняя политика Николая. Крымская война. | § 28 | Учебник, Книга для чтения |
| Обобщающая таблица «Внешняя политика» | § 28, ГУО – «Герои Севастополя», Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.14 С6 |
42. | Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в первой половине XIX века. | § 29-30 | Учебник, «1000? по истории», Книга для чтения |
| Кто сказал?, сравнительный анализ, обобщающая таблица по культуре | § 29-30, ГУО – «Путешествие Беллинсгаузена, Невельского», III уровень – задачи по культуре. |
43. | Реформы Александра II. | § 31 | Учебник, Книга для чтения | Каково значение реформ Александра II для развития России? | Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.5,6) обобщающая таблица, КИМ 2009 Вар.2 С4, Вар.6 С6 | § 31, Проф. Гр КИМ 2009 Вар.5 С5 |
44. | Россия после отмены крепостного права. Либеральные реформы на Ставрополье. | § 32 НРК | Учебник, Книга для чтения, ЕГЭ Алексашкина |
| «Отметь верное определение, реформатора, реформу», Соотнеси события, ОК, ОС по народникам, КИМ Алексашкина С7 с. 248, С1-3 с. 246 | § 32, Проф. Гр – компьютерная презентация «История покушений на Александра II», III уровень – эссе «Счастливых реформаторов – нет» |
45. | Россия в годы правления Александра III. | § 33 | Учебник, Книга для чтения, ЕГЭ Алексашкина |
| Обобщение материала в ОК, треугольники по военным союзам. КИМ 2009 Вар.10 С 6 | § 33, ОК, Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.7 С7 |
46. | Государственно – социальная система России. Русская культура во второй половине века. | § 34-35 | Учебник, Книга для чтения, музыкальные отрывки |
| Историческая математика, сравнительный анализ, составление ОС, обобщающая таблица, анализ художественных произведений, задачи по культуре | § 34-35, табл. ОС |