Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация




НазваниеВопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация
страница1/8
Дата07.11.2012
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
МЭО

Вопрос 1. Международная торговля в системе МЭО в условиях глобализации экономики


В 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития МЭО – глобализация.

Для выделения новых черт развития МТ выделим сначала факторы, в настоящее время влияющие на него:

- научно-техническая революция (развитие наукоемких производств, толчок к разделению труда, рост торговли патентами и лицензиями, рост торговли услугами, рост внутрифирменной торговли)

- деятельность ТНК

- распространение рыночных методов ведения хозяйства

- глобальные мировые проблемы

- увеличение разрывам между развитыми и развивающимися странами

- либерализация международной торговли

- интеграционные процессы

- вовлечение в мировую экономику новых стран

- рост цен

- милитаризация экономики

- деятельность СЭЗ.


Особенности МТ на современном этапе:

- глобализация и регионализация

- быстрые темпы роста международного товарооборота, превышающие темпы роста мирового ВВП и производства. МТ-7%, ВВП-3%, производство-4%.

- неравномерность развития (см. товарную структуру)

- возрастание роли государства в экономике

- изменение структуры и географии торговли (см. географическую структуру)

- активное участие ТНК

- использование МТ как инструмента достижения политических целей.


Характерные черты товарной структуры МТ:

- рост доли готовых изделий (в экспорте 75%). В основном машины и оборудование, наукоемкая продукция.

- сокращение доли сырья, топлива и продовольствия (22% в экспорте). Причины - стр. 45 учебника

- повышение удельного веса высокотехнологичной продукции

- рост торговли патентами и лицензиями

- увеличение доли промежуточных товаров и полуфабрикатов

- быстрый рост и повышение роли торговли услугами.


Особенности географической структуры МТ:

- высокая концентрация МТ: на 10 стран приходится 56%, на 40 стран 90% мирового экспорта.

- главные участники МТ – развитые страны (2/3 экспорта). Падает доля США в МТ (2005: 9% экспорта и 16% импорта); Германия – 1-е место по экспорту; доля ЕС выросла до 40%; доля Японии менее 6% - 4 место по экспорту. Лидеры по торговле готовыми изделиями – Япония, Швейцария, услугами – США, Англия, Германия, сырьем – Новая Зеландия, Норвегия, Австралия.

- Рост доли развивающихся стран (2006: 36%). Китай – 3-е место по экспорту, НИС - 10% экспорта. В основном торгуют материало- и трудоемкими товарами. Среднегодовые темпы роста экспорта 9%.

- сокращение доли стран Восточной Европы (5%)

- Быстрый рост внутрирегиональной торговли во всех группах стран. 66% торговли развитых стран приходится на внутрирегиональную торговлю, 33% развивающихся, 3% СНГ.


Вопрос 2. Многостороннее регулирование международной торговли


Формирование системы многостороннего регулирования МЭО вступило в активную фазу только после Второй Мировой войны и выразилось в практическом плане в создании сети тесно связанных между собой международных экономических организаций и подписании соответствующих соглашений, регулирующих конкретные области МЭО.

Основное регулирование МТ осуществляется в рамках ГАТТ/ВТО. См. вопросы 6, 21,23. Значительное влияние на мировую торговлю оказывает ООН, а именно ЭКОСОС и ЮНКТАД – вопросы 48,49.

Средства регулирования международной торговли включают средства импортной политики и средства экспортной политики. Средства импортной политики делятся на:

- тарифные (вопрос 4) и нетарифные барьеры

- меры ценовой (таможенные пошлины, сборы) и неценовой (нетарифные ограничения, которые не влияют на цену товара) защиты внутреннего рынка

- средства прямого (таможенные пошлины и сборы, количественные ограничения) и скрытого (технологические барьеры) протекционизма.

Меры экспортной политики состоят из средств политики экспортного контроля и средств стимулирования экспорта. Подробнее - вопрос 5.


Вопрос 3. Характерные черты внешнеэкономической политики развитых стран.


- основная тенденция развития – либерализация

- одновременное усиление протекционизма

- нетарифный протекционизм

- коллективный протекционизм (особенно ЕС)

- протекционизм на уровне компаний


Вопрос 4. Тарифные средства регулирования импорта


  1. Таможенная пошлина. Выделяют следующие виды пошлин:

в зависимости от объекта взимания:

- импортные пошлины, которые взимаются с товаров, ввозимых на национальную таможенную территорию

- экспортные пошлины, которые содействуют удовлетворению внутреннего спроса страны-экспортера

- транзитные пошлины

В зависимости от способа взимания:

- адвалорные – взимаются с цены товара в виде процента

- специфические – взимаются с единицы веса или объема товара в форме фиксированной суммы, которая не зависит от динамики цен

- комбинированные – выбирается наиболее удобная на данный момент ставка пошлины.

В зависимости от страны происхождения товара:

- максимальные пошлины – в два раза выше базовых пошлин, применяются при отсутствии режима наибольшего благоприятствования

- минимальные или базовые пошлины – используются на основе режима наибольшего благоприятствования

- преференциальные или льготные пошлины – в два раза ниже базовых, применяются в рамках Общей системы невзаимных преференций или на другой основе (в основном для наименее развитых стран).

В зависимости от характера торгово-политических отношений стран-контрагентов:

- автономные – при отсутствии межгосударственного торгового договора, определяющего режим взаимной торговли

- конвенционные – устанавливаются на основе двусторонней договоренности о применении режима наибольшего благоприятствования.

2. Таможенный тариф – перечень подлежащих таможенному обложению товаров с указанием ставок пошлин. Бывают:

- одноколонными, когда указывается одна ставка пошлины независимо от страны происхождения

- многоколонными, когда определяются несколько тарифных ставок на одну тарифную позицию в зависимости от страны происхождения.

Структура таможенных тарифов строится исходя из принципа тарифной эскалации (повышение ставок пошлин по мере углубления обработки изделия).

В настоящее время роль таможенных ограничений снижается. Причины стр. 129


Вопрос 5. Средства форсирования экспорта


Ценовые меры:

- Экспортные субсидии (прямые и косвенные). Прямые субсидии предоставляются компании в денежной форме для производства конкретной продукции или в форме скидок с транспортного тарифа. Косвенные – налоговые льготы (самый распространенный вид – возврат НДС).

- Товарный и валютный демпинг (девальвация валюты страны-экспортера). Выделяют разовый (пассивный) и постоянный (агрессивный) демпинг. Разовый применяют для сбыта излишков товара, постоянный – для вытеснения с рынка конкурентов.

Общий эффект ценовых мер состоит в снижении издержек производства, снижении цены товара и повышении его конкурентоспособности.

Неценовые меры не влияют на цену экспортного товара и включают:

- Экспортные кредиты. Выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Крупнейшие кредиторы – США, Япония, Германия, Канада и Франция. Организации экспортного кредитования объединены в Бернский союз (22 страны). Объектом соглашения (1978), лежащего в основе этого союза, является экспортное кредитование на срок не менее 2 лет, поддерживаемое правительством. Нормы соглашения не распространяются на вооружение и сельскохозяйственную продукцию. Цель – определить институциональные рамки применения экспортного кредитования, стимулировать конкуренцию между экспортерами.

- Страхование экспорта

- экспортный лизинг

- конкуренция качества (улучшение неценовых факторов)

- послепродажное обслуживание машинотехнических товаров

- оказание технической помощи и подготовка специалистов

- создание экспортно-производственных зон

- создание организаций содействия экспорту


Вопрос 6. Создание, основные принципы и проблемы деятельности ГАТТ/ВТО.


ВТО была создана на Уругвайском раунде ГАТТ в 1995 году на основе существующего с 1948 года Генерального соглашения по тарифам и торговле. Находится в Женеве, входит 152 страны. Высшим органом ВТО является конференция министров, который собирается раз в два года. Генеральный совет отвечает за текущую деятельность ВТО. Цель ВТО – дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.

Принципы:

- принцип наибольшего благоприятствования – все льготы, предоставляемые одной из сторон 3-ей стороне, распространяются на другую сторону. Исключения – возможность использования преференций, существовавших на момент образования ГАТТ, соображения государственной безопасности, образование таможенных союзов и зон свободной торговли, «разрешающая оговорка»

- национальный режим – предоставление национальным и импортным товарам одинакового режима в отношении внутренних налогов после таможенной очистки)

- предсказуемый и расширяющийся доступ на рынки

- защита посредством таможенных пошлин, которые не могут быть повышены в одностороннем порядке. Постепенный отказ от нетарифных ограничений

- содействие справедливой конкуренции

- предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли

- предоставление льготного режима для развивающихся стран

- заключение региональных торговых соглашений.

Основные сферы деятельности ВТО в настоящее время:

- содействие интеграции развитых и развивающихся стран

- расширение областей и форм регулирования торговли на основе многосторонних соглашений

- обеспечение прозрачности государственных закупок

- регулирование электронной торговли.


Вопрос 7. Особенности внешнеэкономической политики США.


Главные черты внешней торговли США:

- лидирующие позиции в мире (9% мирового экспорта, 16% импорта)

- высокая динамичность внешней торговли

- небольшой удельный вес в ВВП относительно других развитых стран (25%)

- постоянный дефицит торгового баланса (2006: 845 млрд.долл.)

- большая роль ТНК.

Факторы лидерства США:

- высокий уровень НИОКР

- высокий уровень инвестиций в образование

- постоянные и увеличивающиеся инвестиции в модернизацию экономики с опережением других стран

- гибкие рынки труда

- открытость экономики

- низкая стоимость открытия бизнеса

Структура импорта товаров: 72% готовая продукция, 19% минеральное сырье и топливо, 6% сельскохозяйственное сырье и продовольствие.

Структура экспорта товаров: 81% готовая продукция, 9% сельскохозяйственная продукция, 10% сырье.

30% американского экспорта составляют услуги.

Основные торговые партнеры: Канада и Мексика (30% внешнеторгового оборота), Китай 12%, Япония 7%, ЕС 18%. Доля развивающихся стран (без Китая) 31%.

Особенности внешнеэкономической политики:

-политика гегемонизма – попытка навязать странам свободную торговлю с сохранение свободы действий для себя

- высокая степень политизированности ВЭС

- провозглашение принципа свободной торговли

- главенствующее значение вопросов экспорта

- агрессивный протекционизм – жесткая защита национальных интересов.

Причины либерализации торговли:

- превосходство в торговле товарами, сфере инвестиций и финансов

- повышение роли наукоемких отраслей и услуг в экономике

- необходимость постоянного поддержания конкуренции на внутреннем рынке

- необходимость притока дешевых импортных компонентов.

Нормы торгового законодательства допускают возможность принятия односторонних действий в отношении отдельных стран и компаний в ответ на «несправедливую торговую практику».


Вопрос 8. Особенности внешнеэкономической политики Японии


- Значительный акцент на международную торговлю - Япония практически не имеет полезных ископаемых. Поэтому для обеспечения населения стране приходится импортировать значительную долю продовольствия, энергоносителей и сырья, а для того, чтобы зарабатывать иностранную валюту, с помощью которой оплачивается импорт, – экспортировать значительные объёмы товаров, прежде всего – промышленных. Торговлю в Японии часто называют «перерабатывающей», так как страна производит товары, перерабатывая импортируемое сырьё. В связи с этим правительство уделяет огромное внимание расширению экспорта.

Расширение экспорта сопровождалось расширением импорта в Японию. В торговом балансе Японии до конца 1960 года имел место дефицит. По мере того, как рос промышленный сектор, увеличивались объемы ввоза энергоносителей и сырья. Кроме того, по мере роста благосостояния японских работников стал расти и импорт товаров потребления.

Регулирование внешней торговли в настоящее время осуществляется на основе следующих законодательных актов:

- Закон о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980 года. Предыдущая редакция – 1949 года.

- Подзаконные акты Министерства экономики, торговли и промышленности.

Государственные органы, осуществляющие контроль над внешней торговлей:

- Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) – разрабатывает и координирует торговую политику, содействует экспорту, устанавливает квоты на импорт, разрабатывает преференции, накладывает эмбарго на экспорт отдельных товаров.

- МИД Японии – планирует и разрабатывает внешнеэкономическую политику, защищает интересы Японии на международном рынке.

- Министерство финансов – разрабатывает методы осуществления платежей.

- Банк Японии – финансирование и кредитование экспорта.

- Японская организация по содействию внешней торговле (ДЖЕТРО) - является бесприбыльной, некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность под эгидой Правительства Японии. Она была учреждена в 1958 году на основании закона «О японской организации по развитию внешней торговли». Основные задачи организации - укрепление торговых связей между Японией и другими странами, содействие увеличению импорта в Японию с помощью обмена информацией, поиск перспективных торговых партнеров, организация выставок и семинаров. ДЖЕТРО содействует увеличению импорта в Японии, укреплению сотрудничества в области промышленного производства между Японией и другими странами, развитию торговли и промышленности в развивающихся странах, международному обмену специалистами и информацией. Организация обладает многолетним опытом оценки и анализа состояния международной торговли и мировой экономической деятельности.

- Организация содействию импорту готовой продукции

Основными внешнеторговыми партнерами Японии являются развивающиеся страны, экспорт в которые в 2005 году составил 349,5 млрд. долл., а импорт – 350 млрд. долл. Экспорт в развитые страны составил 244,7 млрд. долл., а импорт – 164,8 млрд. долл. Основной экспорт Япония осуществляет в США, Германию, Великобританию, Китай, Гонконг, Южную Корею, Сингапур, Таиланд. Импорт Япония получает из США, Германии, Италии, Саудовской Аравии, Кореи, Индонезии, Китая, Таиланда.

В настоящее время регулирование экспорта осуществляется по следующим направления:

- Государственное финансирование. Осуществляется Банком Японии, в основном имеет место краткосрочное финансирование на срок до 1 года. Долгосрочные кредиты выдаются на срок 1-15 лет под 7-11% годовых. В основном долгосрочные кредиты выдаются строительной, металлообрабатывающей и производящей комплексное оборудование промышленности.

- Страхование экспорта – возмещается 95% убытков при форс-мажорных обстоятельствах и 60-80% при кредитных рисках.

- Формальности – необходимость получить экспортное разрешение на вывоз стратегические или ограниченные в вывозе товары, на продукцию, расчеты по которой отличаются от принятых; также регулирование способов платежа (экспортер должен получить банковское разрешение)

- Оценка экспортного исполнения - анализ проведения основных экспортных операций.

Регулирование импорта:

Япония отменила таможенные пошлины на большинство импортных товаров или взимает лишь символическую пошлину, однако все еще проводит политику протекционизма в области сельскохозяйственной продукции. По-прежнему велика роль нетарифных ограничений.

В Японии используются 4 вида импортных ставок: общие, ставки ГАТТ, временные и преференциальные. Преференциальные ставки распространяются на 140 стран, в число которых в основном входят развивающиеся страны.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация icon1. Международная экономика, её сущность и структура
На современном этапе развития мх ни одна, даже самая высокоразвитая страна не может полноценно развиваться в условиях экономической...
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconРуководство по эксплуатации
Руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления потребителя с механизмами исполнительными электрическими однооборотными...
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconМэо-16/25-0,25-93 мэо-16/63-0,63-93 мэо-16/63-0,25-93 мэо-16/160-0,63-93 мэо-40/63-0,25-93 мэо-40/160-0,63-93

Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconУчебное пособие по английскому языку для студентов II курса факультета мэо
Мэо нацелено на развитие профессионально значимых для будущего экономиста-международника компетенций. В пособии также учитываются...
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconЦенообразование в мировой торговле
Место и роль международных валютно-финансовых и банковских организаций в системе мэо. 28
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconListen, watch and speak для студентов I курса факультета мэо москва 2007 предисловие предлагаемое
Москва, издательство «Проспект», 2005 г и нацелено на развитие коммуникативной компетенции, включая развитие навыков аудирования,...
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconИ ее место в мире
Российская империя вслед за развитыми капиталистическими державами вступила в качественно новый этап своего развития — этап перехода...
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconФакультет в 2000-е годы
В 1998 г начался новый этап в развитии факультета – произошло объединение историков с отделением «Менеджмент» факультета математики....
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация icon1. 1 Стратегия развития редкометалльной отрасли в условиях глобализации минерально-сырьевого комплекса
Быстро развивающийся процесс глобализации мировой экономики, имеющий важ­нейшей составной частью объединение мирового минерально-сырьевого...
Вопрос Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики в 90-е годы 20 века начался качественно новый этап развития мэо глобализация iconИсследования, выбор методов и средств решения задач исследования
Ресурсный потенциал мировой экономики и проблемы его использования. Международный бизнес как фактор глобализации мировой экономики....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница