Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл




НазваниеОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл
страница1/4
Дата05.09.2012
Размер0.62 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4
Аннотации программ дисциплин


М 1 Общенаучный цикл


М1.Б.1 Философские проблемы естествознания


Преподаватель: Устюгов В.А.

Курс «Философия» для магистров содержит вопросы философского миропонимания, его места в культуре; сущности, назначении и смысле жизни человека, целостных аспектов его общественного бытия; многообразия форм знания, соотношения истины, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; понимания роли науки в познании, социально-культурной обусловленности научного познания, закономерности развития науки, форм и методов научного познания.

Курс способствует формированию у магистров научно-методологической культуры мышления, соответствующей современной практике решения сложных системных задач; развитию умения логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Изучение дисциплины осуществляется в 4 семестре и заканчивается экзаменом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл.


М1.Б.2 Иностранный язык (английский)


Преподаватель: ст. преп. Л.М. Демина

Цель курса: приобретение иноязычной коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет использовать иностранный язык как средство общения в научной, профессионально-деловой, а также в межличностной коммуникации, обладающей готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; толерантностью и способностью к социальной адаптации.

Задачи курса: формирование коммуникативной компетенции говорения, письма, чтения и аудирования.

Изучение дисциплины «Иностранный язык» направлено на формирование профессиональной, общекультурной компетенции. В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

Знать:

  • лексический минимум в объеме 5000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;

  • особенности международного речевого/делового этикета в различных ситуациях общения;

  • особенности научного стиля статей, монографий, трактатов, диссертаций, книг и т.п.;

Уметь:

  • инициировать, вести, поддерживать беседу, обсуждение; выразить свое мнение или точку зрения в отношении тем, связанных с научной, производственной или социально-общественной сферами деятельности;

  • читать со словарем, понимать зарубежные первоисточники по своей специальности и извлекать из них необходимую информацию;

  • использовать извлеченную информацию для написания рефератов, докладов, статей и пр.;

  • делать научные сообщение, доклад , презентацию;

Владеть:

  • навыками иноязычного общения, необходимыми для реализации коммуникативных задач;

  • всеми видами чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового);

  • навыками письма для написания тезисов, докладов, статей, отчетов, заявок на участие в конференциях /симпозиумах/ семинарах за рубежом.

Основная литература.

Куценко А.В. Практикум к курсу английского языка под редакцией В.Д. Аракина: Тексты и упражнения по теме «Окружающая среда и человек». – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003.

Murphy Raymond. English Grammar in Use. Cambridge University Press. 2005

Longman Dictionary of Contemporary English. V.I. M: Русский язык. 1992.

Webster's New World Dictionary. Oxford IBN Publishing Co. Second Indian Reprint. 1986.

Пререквизиты: курс иностранного языка для бакалавриата

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и заканчивается в первом семестре экзаменом, во втором - зачетом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл.

М1.Б.3 Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природопользовании


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является: привить студентам навыки работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать научно-исследовательскую деятельность и планировать ее результаты.

Основные задачи изучения дисциплины:

- расширить и углубить знания студентов по вопросам, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях в экологии и природопользовании;

- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

- выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в первую очередь научных.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): аудиторные занятия – 62 часа (31 час - лекции, 31 час – практические занятия), самостоятельная работа – 82 часа.

Основные дидактические единицы (разделы):

Современные проблемы экологии и природопользования и задачи применения компьютерных технологий. Стандартные компьютерные технологии анализа и обработки информации. Базовые компьютерные технологии работы с пространственно-определенной информацией. Понятие компьютерной графики. Растровое и векторное представление графических изображений, возможности мультимедиа. Программные и аппаратные средства для обработки графических изображений, создание и редактирование графических изображений. Возможности программных средств выполнения анализа и моделирования в экологии и природопользовании. Программные средства ГИС. Методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации.

E-Science, как современный метод организации научных исследований. E-learning - основные подходы, инструментарий, технологии. Инструментарий и принципы совместных исследований с использованием интернет-технологий. Grid-технологии, применение в естественнонаучных исследованиях

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные средства информационных технологий и конкретные практические достижения в области использования ИКТ в естественнонаучных исследованиях;

- способы приобретения с помощью информационных технологий новых знаний и умений, в том числе в областях непосредственно не связанных со сферой деятельности,

- методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации.

уметь:

- применять технологии обработки и отображения географической информации, способы расчета показателей на основе методов статистики и классификации, ГИС-технологии анализа, моделирования и создания тематических ГИС использовать компьютерные сети и ресурсы Интернет для решения задач экологии и рационального природопользования,

- расширять и углублять своё научное мировоззрение с применением ИКТ;

- демонстрировать применение конкретных моделей научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ для решения задач экологии и рационального природопользования;

- самостоятельно приобретать и использовать новые знания в области экологии и рационального природопользования с использованием технологиях e-learning;

- использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения научных задач в области экологии и рационального природопользования;

- осуществлять литературный и патентный поиск, находить необходимую профессиональную информацию в банках и базах данных;

владеть:

- базовыми компьютерными технологиями и программными средствами для решения профессиональных задач в области экологии и рационального природопользования,

- базовыми технические навыки проектирования научно-исследовательского процесса с применением современных информационных технологи;

- профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий;

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час).

Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и заканчивается в первом семестре сдачей экзамена, во втором – зачета.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр).


М1.В.1 История и методология экологии и природопользования


Целью изучения дисциплины является повышение уровня подготовки магистров, обладающих новым экологическим мировоззрением и развитым творческим потенциалом, основанным на современных достижениях в области экологии и природопользования, осознанием своей роли и ответственности в процессе перехода общества к экологически безопасному устойчивому развитию.

Задачи изучения дисциплины: формирование у магистров экологического мышления и целостного естественнонаучного мировоззрения; установление взаимосвязи между естественнонаучными и гуманитарными предметами; рассмотрение развернутых определений экологии и природопользования, характеризующих специфику и место этих областей науки среди других естественных наук, а также важнейших понятий, используемых в экологии и природопользовании, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в науке; развитие потенциала магистров в процессе овладения методологией научного творчества.

Основные дидактические единицы (разделы): методология экологии и природопользования; предыстория экологии и природопользования, их древние корни (развитие экологической мысли от первобытного общества к эпохе Возрождения); от естественной истории к современной экологии (экологические идеи Нового времени до середины XIX в.); становление и развитие современной экологии и природопользования (с середины XIX в. до начала XXI в.)

В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

Знать:

  • основные этапы и тенденции развития экологического знания с эпохи древности до настоящего времени;

  • общепринятую периодизацию развития экологии и природопользования,

  • основные факторы, обеспечивающие прогресс и становление экологии как самостоятельной науки;

  • историю экологии и классификацию экологических направлений; эволюцию методов экологического познания;

  • место экологии и природопользования в современном естествознании и в системе гуманитарных наук;

  • роль экологии и природопользования в решении глобальных проблем современности;

  • современные представления о роли личности в развитии экологии и природопользования

Уметь:

  • грамотно ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных навыков, находить решения поставленных задач;

  • осуществлять поиск, понимать, излагать и критически анализировать информацию в области экологии и природопользования; применять на практике теоретические знания.

Владеть:

  • базовыми знаниями истории российской и зарубежной науки, пониманием причинно-следственных связей в развитии научного общества.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Виды учебной работы: аудиторная работа включает лекционные и семинарские занятия.

Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестре и заканчивается в первом семестре экзаменом, во втором - зачетом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), вариативная часть, общенаучный цикл.


М1.ДВ1 Дисциплины по выбору


М1.ДВ1.1 Английский язык для коммуникации в международном научно-образовательном сообществе


Цель курса: изучить структуру и правила оформления основных видов деловой корреспонденции с использованием правильного стиля делового письма, соответствующего конкретной ситуации и ознакомить студентов с культурой деловой переписки в западных странах для будущей профессиональной деятельности, общения с зарубежными партнерами и саморазвития.

Задачи курса:

  • Развитие умения пользоваться различными формами, структурой, стилями при составлении разных типов деловой корреспонденции для реализации профессиональных задач;

  • Развитие умений, навыков и способностей студентов гибко и эффективно пользоваться речевыми клише, принятыми в международной переписке в целях понимания и передачи информации;

  • Развитие у студентов лингвистической и культурологической компетенции для адаптации в современном деловом мире и для повышения конкурентоспособности в любой сфере международной экономической деятельности.

В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

Знать:

  • общие законы культуры мышления;

  • основные типы деловой корреспонденции (письма, телексы, контракты, факсы, электронное письмо);

  • структуру и особенности составления и оформления деловой корреспонденции;

  • стили делового письма, подходящие для каждой отдельной ситуации, соответствующие культурным особенностям страны;

  • лексический минимум общего и терминологического характера, позволяющие понимать и строить иноязычные высказывания в соответствии с ситуацией;

  • терминологию конкретной социальной и профессиональной среды; уровни этикета, принятого в международной деловой переписке, коммуникативные стратегии, уместные в конкретной ситуации;

  • особенности делового иноязычного общения в контексте диалога культур;

Уметь:

  • в письменной речи логически правильно оформить результаты мышления;

  • составлять запросы, предложения, заказы, претензии, отказы, типовые контракты в соответствии с общепринятыми в мировой практике стандартами в форме делового и электронного письма;

  • вести внутреннюю (тезисы, доклады, отчеты, рабочая документация) и внешнюю деловую переписку;

  • проявлять готовность к социальному взаимодействию и сотрудничеству через толерантность и способность понять и принять Другого, воспринять социальные и культурные различия;

  • обладать готовностью к кооперации и способностью принятия ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

Владеть: стратегиями делового общения в письменной форме для передачи информации и для выражения своих суждений на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса

Пререквизиты:

  • грамматика и лексика иностранного языка;

  • основы межкультурной коммуникации;

  • межпредметные сзязи;

  • интегративный подход.

Основная литература

Кинг Ф.У., Энн Кри Д. Коммерческая корреспонденция на английском языке. М., АСТ, 2007

Business English Dictionary. England, Longman, 2007

A.Ashley, Commercial Correspondence. Oxford University Press, 2002

The Oxford Handbook of Commercial Correspondence, Oxford University Press, 2005

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Изучение дисциплины осуществляется в 2 семестре и заканчивается зачетом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), дисциплины по выбору, общенаучный цикл.


М1.ДВ1.2 Китайский язык


Преподаватель Алаёрова Г.Т.

В настоящий момент, когда Китай по масштабам производства продукции электроники и информатики занял третье место в мире , а по ряду разработок в сфере нанотехнологий приблизился или достигла передового мирового уровня , обмен и сотрудничество с КНР в сфере образования становится одним из приоритетных направлений интернационализации российской высшей школы. В практическом ключе и руководство образовательных ведомств России и Китая, и сами образовательные учреждения, прежде всего, высшие, проявляют значительную активность в установлении двусторонних связей, расширении образовательного обмена и научного сотрудничества.

Актуальность подобного комплексного исследования для педагогики, социологии образования и мировой сравнительной педагогики обусловлена тем, что сопоставление теории и практики двух стран в сфере образования аналогичного переходного периода прояснит соотношение традиционного и современного, глобального и национального. Выявление путей более широкого распространения сильных сторон традиционно почитаемой в Китае российской педагогики – ее гуманистической направленности, демократических ориентиров, высокого научного потенциала и новаторских методик - может не только реально улучшить образ нашей страны в КНР, но и значительно увеличить наплыв в российские вузы китайских студентов,что усилить и приток валютных инвестиций в экономику страны. С другой стороны, наиболее удачные стратегические и тактические решения Китаем ряда проблем модернизации образования (государственное макрорегулирование, многоканальное финансирование и пр.) могут быть использованы в России.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестре и заканчивается зачетами.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), дисциплины по выбору, общенаучный цикл.


М 2. Профессиональный цикл


М2.Б1 Современные проблемы экологии и природопользования (модуль 1)


Преподаватель: д.б.н., профессор Морозова О.Г., д.б.н., профессор Савченко А.П., к.б.н., доцент Емельянов В.И.

Цель курса: иметь представления об основных экологических проблемах современности, причинах их возникновения и возможных путях их решения.

Задачи курса: проанализировать причины и сущность современных глобальных и региональных экологических проблем: истощение озонового слоя атмосферы Земли; изменение климата в результате антропогенного воздействия; опасности опустынивания и сведения лесов, истощения плодородия почв, снижения биологического разнообразия, последствий антропогенного загрязнения атмосферного воздуха, пресных и морских вод, почв, грунтовых вод, продуктов питания; неблагоприятного экологического воздействия на здоровье населения. Проанализировать предпринимаемые мировым сообществом меры по обеспечению экологической безопасности, охраны окружающей среды и предотвращению экологического кризиса.

В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

Знать:

  • базовые общеэкологические представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

  • основы природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду.

Уметь:

  • производить эколого-экономическая оценку; диагностику и эффективный контроль объектов окружающей среды

Владеть:

  • методами экологического проектирования и экспертизы;

  • методами экологического менеджмента и аудита.

Основная литература.

Глобальные экологические проблемы России / под ред. Ф.Т. Яншиной; Ин-т геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН. – М.: Наука, 2008. – 2002 с.

Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.

Пререквизиты: Химия, Биология, Общая экология, Основы природопользования.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и заканчивается в первом семестре зачетом, во втором - экзаменом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, профессиональный цикл.


Современные проблемы экологии и природопользования (модуль 2)


Преподаватель: Соколов Генрих Анатольевич

Целью изучения дисциплины является: дать знания о современных экологических проблемах в области сохранения биоразнообразия млекопитающих

Задачами изучения дисциплины является: охарактеризовать современные экологические проблемы в области биоразнообразия на территории Сибирского региона, РФ; изучение особенностей экологии млекопитающих в связи с антропогенным воздействием на сообщества и популяции млекопитающих; мониторинг динамики численности млекопитающих.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):0/3

Основные дидактические единицы (разделы): Современные экологические проблемы в области биоразнообразия. Базовые представления о разнообразии компонентов природной среды, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы. Современные представления и принципах мониторинга, оценки состояния природной среды, причины уменьшения биоразнообразия. Методы учета численности млекопитающих. Принципы проведения количественных учетов. Анализ полученных данных. Отлов и первичная обработка мелких млекопитающих. Зимние маршрутные учеты. Техника безопасности при проведении учетов численности млекопитающих. Экологические подходы к сохранению биоразнообразия.

В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

знать: современные экологические проблемы в области биоразнообразия; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды млекопитающих; методы учета численности млекопитающих; причины сокращения численности диких животных.

уметь: проводить учеты численности млекопитающих; анализировать полученные данные; определять систематическую принадлежность животного, самостоятельно проводить учеты численности млекопитающих; препарировать, обрабатывать и правильно сохранить биоматериал.

владеть: базовыми знаниями нормативно-правовых документов (Федеральные законы, Красные книги); методами учета диких животных, орудиями лова и добычи диких животных, знаниями по систематической принадлежности диких животных; методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях; методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области.

Виды учебной работы: лекции, семинары, практические занятия.

Основная литература.

Карасева Е.В., Теплицына А.Ю., Жигальский О.А.Методы изучения грызунов в полевых условиях М., 2008.

Г. Собанский Пушные звери Алтая (насекомоядные, зайцеобразные, грызуны, мелкие хищники). Барнаул, 2006.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и заканчивается в первом семестре зачетом, во втором - экзаменом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, профессиональный цикл.


М2.Б2 Международное сотрудничество в области экологии и природопользования


Цели и задачи дисциплины изучить основы международного сотрудничества (история, настоящая ситуация, проблемы и перспективы) в области экологии и природопользования.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам учебных занятий): Посещение лекций (4 %); Посещение семинарских занятий (4%); Участие в обсуждении тем и выполнение индивидуальных заданий на семинарах (32 %); Промежуточный контроль (10%); Выполнение заданий к темам для самостоятельного изучения (10%); Сдача экзамена или зачета (40 %).

Задачей изучения дисциплины является: изучить главные понятия в области международного экологического права, источники международного экологического права и принципы международного экологического права; ориентироваться в правовом регулировании природопользования и охраны среды на континентальном шельфе, в Арктике; знать международные правовые инструменты и их роль в решении проблем геоэкологии и природопользования; ознакомиться с основными элементами правового режима в сохранении редких и исчезающих видов фауны.

Основные дидактические единицы (разделы): Глобальные изменения окружающей среды и роль в них естественных, социальных, экономических и политических факторов. Международное экологическое право. Понятие. Источники международного экологического права и международные экологические организации. Правовое регулирование природопользования и охраны среды на континентальном шельфе. Международные документы в области особо охраняемых природных территорий Международные правовые инструменты и их роль в решении проблем геоэкологии и природопользования. Региональные конвенции и соглашения в области геоэкологии и природопользования. Основные элементы правового режима в сохранении редких и исчезающих видов фауны. Международная торговля видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Организация Объединенных Наций и международные специализированные организации системы ООН, их деятельность и роль в международном геоэкологическом сотрудничестве.

В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

знать: главные понятия в области международного экологического права, источники международного экологического права и принципы международного экологического права; международные правовые инструменты и их роль в решении проблем геоэкологии и природопользования; современные проблемы международного сотрудничества в области экологии и природопользования.

уметь: ориентироваться в правовом регулировании природопользования и охраны среды на континентальном шельфе, в Арктике; уметь обобщить информацию в области международного сотрудничества в области экологии и природопользования.

владеть: основными элементами правового режима в сохранении редких и исчезающих видов фауны; методами поиска информации в области международного сотрудничества.

Виды учебной работы: лекции, семинары, промежуточный контроль, самостоятельная работа студентов. Выполнение заданий к темам для самостоятельного изучения.


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетная единица (72 часа).

Изучение дисциплины осуществляется во 4 семестре и заканчивается зачетом.

Основная образовательная программа: направление 022000.68 Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, профессиональный цикл.


М2.В.1 Миграции наземных позвоночных

Преподаватель: д.б.н., профессор Савченко А.П.

Цель курса: комплексное изучение сезонных миграций наземных позвоночных в экосистемах Центральной Сибири как основы для мониторинга, прогноза и управления популяциями диких животных и обеспечения экологической безопасности.

Предмет курса включает в себя рассмотрение миграций наземных позвоночных в экосистемах Центральной Сибири.

Задачи курса: изучить состав мигрантов, относящихся к двум классам (Aves и Mammalia) наземных позвоночных, межгодовую и сезонную динамику интенсивности перемещений; основные пути миграций, области зимовок и дать количественную характеристику сезонных перемещений наземных позвоночных на территории Центральной Сибири; провести структурирование мигрантов и оптимизировать отбор целевых видов для понижения сложности описываемого явления по критериям, значимым для практических приложений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • видовой состав и отличительные признаки мигрантов Приенисейской Сибири;

  • главные закономерности миграций представителей двух классов (Aves и Mammalia) наземных позвоночных;

  • историю и особенности формирования миграций в континентальных условиях Азии;

  • владеть основными методами, способами, средствами получения, хранения, переработки информации по миграциям наземных позвоночных;

  • знать основы мониторинга мигрирующих животных и уметь использовать теоретические знания в практической деятельности;

Уметь:

  • применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач.

Владеть:

  • знаниями и навыками анализа и управления ресурсами мигрирующих животных;

  • методами экологического менеджмента и аудита в вопросах охраны и рационального мигрирующих животных;

  • методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях;

  • методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации;

  • использовать теоретические знания в практике.

Основная литература.

Ильичев В.Д. Общая орнитология / В.Д. Ильичев, Н.Н. Карташов, И.А. Шилов. - М.: Высшая школа, 1982. - 463 с.

Гаврилов Э.И. Сезонные миграции птиц на территории Казахстана / Э.И. Гаврилов. – Алма-Ата, 1979. - 256 с.

Дольник В.Р. Миграционное состояние птиц / В.Р. Дольник. - М., 1975. - 398 с.

Львов Д.К. Миграции птиц и перенос возбудителей инфекции / Д.К.Львов, В.Д. Ильичев. - М.: Наука, 1979. - 270 с.

Савченко А.П. Методический комплекс по изучению миграций птиц: метод. рекомендации / А.П. Савченко. - Красноярск, 1991 а. - 48 с.

Савченко А.П. Применение больших переносных ловушек и паутинных сетей для массового отлова птиц: метод. рекомендации / А.П. Савченко. - Красноярск, 1991 б. - 33 с.

Пререквизиты: Общая экология, Биологическое природопользование

Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (108 часов).

Основная образовательная программа: направление 022000.68 «Экология и природопользование» (квалификация магистр), дисциплина профессионального цикла (программа «Охрана природы»).


М2.В.2 Биология охотничье-промысловых птиц и зверей


Преподаватель: д.б.н., профессор Савченко А.П.

Цель курса: Сформировать четкое представление об особенностях биологии видов животных, отнесенных к объектам охоты, для их рационального использования. Изучить современный состав и структуру региональных охотничьих ресурсов.

Предмет курса включает в себя рассмотрение вопросов биологии животных, отнесенных к объектам охоты

Задачи курса: изучить состояние и динамику птиц и зверей, отнесенных к объектам охоты на территории Красноярского края; ознакомиться с отличительными признаками, современными сведениями об особенностях биологии, рациональном использовании ресурсов; сформировать экологические представления о закономерностях размещения охотничьих птиц и зверей.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • видовой состав и отличительные признаки животных, отнесенных к объектам охоты;

  • особенности биологии видов животных, отнесенных к объектам охоты;

  • формы воздействия человека на охотничьи виды животных и их классификацию;

  • как правильно и рационально с учетом особенностей биологии видов животных, отнесенных к объектам охоты, проводить их использование;

  • владеть основными методами, способами, средствами получения, хранения, переработки информации в области объектов животного мира;

  • знать основы мониторинга животных, отнесенных к объектам охоты, и уметь использовать теоретические знания в практической деятельности;

  • основы устойчивого, неистощительного использования животных, отнесенных к объектам охоты;

Уметь:

  • применять полученные знания по биологии охотничьих животных при решении типовых профессиональных задач.

Владеть:

  • знаниями и навыками анализа и управления ресурсами животных, отнесенных к объектам охоты;

  • методами экологического менеджмента и аудита в вопросах охраны и рационального использования животного мира;

  • методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях;

  • методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации по охотничьим видам животных;

  • использовать теоретические знания в практике

Основная литература.

Савченко А.П. Ресурсы охотничьих птиц Красноярского края (2002-2003 гг.) / А.П. Савченко, В.И. Емельянов, Н.В. Карпова, А.В. Янгулова и др.; гл. ред. В.В. Луцкий; отв. ред. А.П. Савченко; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2003. – 326 с.

Савченко А.П. Ресурсы копытных Красноярского края: состояние, использование и охрана. Косуля, марал / А.П. Савченко, М.Н. Смирнов, А.Н. Зырянов, С.О. Андреев; гл. ред. А.В. Шкляев. – Красноярск, 2008. – 105 с.

Данилкин А.А. Динамика населения диких копытных России / А.А. Данилкин. – М.: Товарищество научных изд. КМК, 2009. – 310 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Academia, 2001. - 302 с.

Пререквизиты: Общая экология, Биологическое природопользование

Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (108 часов).

Основная образовательная программа: направление 022000.68 «Экология и природопользование» (квалификация магистр), дисциплина профессионального цикла (программа «Охрана природы»).


М2.В3 Особо охраняемые объекты и территории Приенисейской Сибири


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час).

Целью изучения дисциплины является - изучить особенности организации системы (сети) особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Приенисейской Сибири и ее роль в свете современных природоохранных мероприятий.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам учебных занятий): лекции – 18 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа студентов 36 часов, экзамен - 36 часов.

Задачами изучения дисциплины являются: определение современной концепции назначения системы (сети) ООПТ; знакомство с нормативно-правовой базой (федерального и регионального уровня), изучение многообразия категорий и видов ООПТ, в первую очередь, предусмотренном ФЗ и КЗ ”Об ООПТ”; характеристика ООПТ разного уровня, действующих на территории Красноярского края и проектируемых в пределах края.

Основные дидактические единицы (разделы): Раздел 1. Термин ООПТ в соответствии с федеральным и краевым законами “Об ООПТ”). Трехмерность - характерная черта ООПТ. Раздел 2. Современная концепция назначения сети (или системы) ООПТ. Значение нормативно-правовой базы в области организации, охраны и использования ООПТ. Раздел 3. Категории и виды ООПТ. Охраняемые водные объекты. Водоохранные зоны. Городские леса и городские парки. Биостанции. Зеленые зоны.

В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

знать: терминологию, связанную с системой (сетью) ООПТ, нормативно-правовую базу в области организации, охраны и использования ООПТ; приоритетные для охраны виды животных, обитающих в пределах ООПТ разного ранга в Красноярском крае; перечень ООПТ, планируемых к организации и порядок проведения работ (подготовка биологического (научного) обоснования, согласование с местными администрациями и т.д.) для резервирования какой-либо территории под статус ООПТ, а также специально уполномоченные государственные органы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов.

уметь: подготовить биологическое (научное) обоснование, согласование с местными администрациями и т.д.) для резервирования какой-либо территории под статус ООПТ;

владеть: картографическим материалом, отражающем местоположение разных категорий ООПТ (заповедников, заказников, национальных и природных парков), действующих и проектируемых в Красноярском крае.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, просмотр учебных и научных фильмов об ООПТ, подготовка и защита реферата, промежуточный контроль, итоговый контроль.

Изучение дисциплины заканчивается экзамен

Основная литература:

Заповедники Сибири. Т.1 – 2 / Под общ. ред. Д.С. Павлова, В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского. – М.: ЛОГАТА, 1999 – 2000.
  1   2   3   4

Похожие:

Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68 Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл, м б курс «Философия»
Основная образовательная программа: направление 022000. 68 Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный...
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл

Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл

Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconПрофиль экология
Основная образовательная программа: направление 022000. 62 Экология и природопользование (квалификация бакалавр), базовая дисциплина,...
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 62 Экология и природопользование (квалификация бакалавр), базовая дисциплина, гуманитарный, социальный и экономический цикл, блок б. 1

Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 022000. 68 Экология и природопользование 022000. 68. 00. 04 Охрана природы Квалификация (степень) выпускника «Магистр»
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 022000. 62 «Экология и природопользование»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального права м (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика»
М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация...
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 022000 «Экология и природопользование»
На обучение в магистратуру направления 022000 – Экология и природопользование принимаются лица, имеющие документ государственного...
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») Профессиональный цикл м вариативная (профильная) часть
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница