Общество как сложная динамическая система




Скачать 114.52 Kb.
НазваниеОбщество как сложная динамическая система
Дата07.11.2012
Размер114.52 Kb.
ТипПрограмма



АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»




ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


для поступающих в

АНО ВПО «МГИ»
в 2012 году


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в АНО ВПО «МГИ» в 2012 году. Программа по предмету «Обществознание» для поступающих в АНО ВПО «МГИ» составлена на основе примерной программы вступительного экзамена по обществознанию Министерства образования и науки Российской Федерации и в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования.

Абитуриент, сдающий экзамен по обществознанию, должен показать знания, соответствующие программам для среднего (полного) общего образования, реализуемым в школах, лицеях, гимназиях, а также в средних специальных учебных заведениях. Экзамен по обществознанию проводится в форме ТЕСТИРОВАНИЯ.

Настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих на обучение по направлениям: 050100 «Педагогическое образование»; 080100 «Экономика»; 080200 «Менеджмент»; 100700 «Торговое дело».


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен:

а) знать:

- основные вопросы, изученные в школьных обществоведческих курсах;

- основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;

б) уметь:

- сравнивать изученные социальные объекты;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне и значении;

- анализировать как количественно, так и качественно основные показатели, характеризующие общественные явления.


  1. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Раздел: Общество.

Тема: Общество как сложная динамическая система. Понятие и подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация обществ. Общественные отношения. Многообразие путей и форм общественного развития. Развитие взглядов на общество: древней мир, средние века, новое время, новейшее время.

Тема: Подходы к изучению общества. Формационный, цивилизационный, комплексный подходы. Общественный прогресс и его критерии. Понимание прогресса. Противоречивость прогресса Критерии прогресса. Формы социального прогресса: реформа и революция.

Тема: Глобальные проблемы современности. Понятие глобальная проблема. Эволюция отношений человека и окружающей среды и результаты: истощение природных ресурсов; «Север-Юг»; проблема предотвращения новой мировой войны; угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Раздел: Человек.

Тема: Человек как биосоциальное существо. Человек как часть природы - особый биологический вид – Homo sapiens, его признаки. Биологическая природа человека как основа формирования собственно человеческих качеств. Мышление и речь – специфические свойства человека. Человек, индивид, личность. Бытие человека. Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Деятельность как способ человеческого бытия. Мотивы деятельности. Структура деятельности. Классификация потребностей человека, данная американским психологом А. Маслоу. Другие классификации потребностей. Потребности и интерес. Способности человека, их развитие. Критерии для типологии способностей. Качественный уровень развития способностей - талант и гениальность. Человеческая деятельность и ее многообразие.

Тема: Личность как субъект общественной жизни. Понятие «личность». Социализация личности и ее стадии: детство, юность, зрелость, старость. Агенты и институты социализации, их функции. Духовный мир личности как система и ее элементы.  Роль и значение ценностей: социальных, личностных, общечеловеческих. Мировоззрение как важнейший элемент духовного мира человека.

Раздел: Познание.

Тема: Ступени познания мира. Познание и знание. Виды познания: обыденное, социальное.  Ступени познавательной деятельности: чувственное и рациональное. Роль и значение в познании интуиции. Истина: понятие, содержание, форма, виды. Критерии истины. Практика как критерий истины. Признаки и виды практики.

Тема: Научное и социальное познание. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Принципы: причинности, истинности, относительности. Методы познания: наблюдение, эмпирического описания, эксперимента (исследовательский, проверочный, физический, химический, биологический, социальный и др.), метод гипотезы, метод формирования научной теории. Особенности научного познания. Наука в современном обществе. Ее функции. Социальное познание и главная его особенность. Понятие социального факта, их интерпретация и оценка. Основные подходы изучения социальной действительности. Социальное прогнозирование. Раздел: Духовная жизнь общества.

Тема: Духовная культура. Духовное производство и духовная жизнь общества: понятие, формы, элементы. «Культура» в узком и широком значениях. Роль духовной культуры. Критерии классификации. Социокультурная сфера жизни общества, ее функции. Роль науки в жизни общества.

Тема: Мораль. Мораль, ее сущность. Моральные ценности и идеалы. Нормы морали. Моральная оценка деятельности человека. Роль морали в жизни человека и общества.

Тема: Религия  Религия, ее роль в жизни общества. Религия как форма культуры. Многообразие религий. Мировые религии. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Роль религии в регулировании общественных отношений. Многообразие культур. Диалог культур.

Тема: Искусство как феномен культуры. Понятие. Виды искусств: живопись, зодчество, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, кино, эстрада и др. Функции искусства.

Раздел: Экономика.

Тема: Экономика: типы экономических систем и экономические циклы. Экономика и ее роль в жизни общества. Средства производства, производительные силы. Технические революции в производстве. Основные типы экономических систем. Собственность, многообразие ее форм.  Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.  Производство: структура, факторы, виды. Предпринимательство: Сущность, функции, виды. Рыночный механизм. Конкуренция и монополия. Цена товара. Прибыль. Россия в системе мировых экономических связей. Человек в системе экономических отношений. Мировой экономический кризис. Труд. Рынок труда. Заработная плата. Безработица и социальная защита населения.

Тема: Деньги: роль и значение. Понятие, функции. Денежная система государства. Инфляция. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Налоги, их виды и функции. Государство и экономика. Экономическая политика государства. Государственный бюджет, его сущность и роль. Государственный долг.


Раздел: Социальные отношения.

Тема: Социальная структура общества. Понятие социальной структуры. Элементы социальной структуры. Динамика социальной структуры современного российского общества, основные тенденции. Социальная дифференциация. Личный социальный статус человека. Социальные роли. Семья как малая группа. Социальная мобильность: факторы социальной мобильности. Этнические общности и межнациональные отношения: сотрудничество и конфликты, пути их преодоления.

Тема: Социальные нормы. Общественные отношения. Противоречивость интересов их участников и необходимость их нормативного регулирования. Критерий классификации социальных норм. Ритуалы, нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы. Социализация. Социальные права и социальная ответственность. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальное законодательство, социальная политика.

Раздел: Политика.

Тема :Политика, ее роль в жизни общества. Понятие политики. Структура политической сферы. Политическая система общества. Субъекты и объекты политики. Власть: понятие, происхождение, виды. Политические партии. Многопартийность. Политическая идеология и ее структура. Политический статус личности. Политическая культура и ее типы.

Тема: Государство. Понятие государства. Происхождение государства. Теории происхождения государства. Признаки государства и его функции. Формы государства: форма правления, государственно-территориального устройства, государственный режим. Механизм (аппарат) государства. Разделение властей. Демократия и ее формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдум. Гражданство. Гражданское общество и правовое государство.

Раздел: Право.

Тема: Право в системе социальных норм. Понятие права. Признаки права, функции права. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Норма права. Система права. Критерии выделения отраслей права. Конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, экологическое и др. отрасли права. Государство и право. Право и закон. Источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт. Правотворчество: функции, принципы, способы, разновидности. Правоотношение: признаки, основания возникновения, структура (субъект, объект, содержание). Правосубъектность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правовое регулирование трудовых отношений. Првовоые основы семейных отношений. Имущественные отношения. Правовое регулирование разных форм собственности.

Всеобщая декларация прав человека.

Тема: Правосознание и правовая культура. Правосознание, как часть общественного сознания. Структура правосознания: правовая психология и правовая идеология. Индивидуальное, групповое и общественное правовое сознание. Обыденное, профессиональное и научное правосознание. Правовая культура: понятие, элементы (психологические, идеологические, поведенческие). Индивидуальная и общественная правовая культура. Условия формирования высокой правовой культуры. Уровень правовой культуры, как важнейшая предпосылка режима законности и правопорядка, гарантии демократии, условия формирования гражданского общества и правового государства. Правовое воспитание, как основное условие формирования высокой правовой культуры.

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность. Правомерное поведение и правонарушения. Признаки правонарушения. Состав правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Квалификация правонарушения. Преступления и проступки. Юридическая ответственность: понятие, признаки. Цель юридической ответственности и, функции ею обусловленные. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности: гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная, уголовная. Правоохранительные органы.

Тема: Основы конституционного строя РФ. Понятие конституционный строй. Основы конституционного строя: народовластие, федерализм, правовое государство, разделение властей, приоритет прав человека, правовой статус личности. Граждане и государство: взаимные права и взаимные обязанности. РФ – социальное государство, суверенитет, экономическое многообразие и свобода экономической деятельности, политическое многообразие (плюрализм), идеологический плюрализм, светский характер государства. Механизм российского государства: президент РФ, федеральное собрание РФ, правительство РФ, судебная система РФ, государственная власть в субъектах РФ

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (БЛАНКОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»)

Каждому абитуриенту выдается один вариант теста, который содержит десять заданий. Выполнение варианта теста оценивается по 100-балльной шкале. За каждое правильно выполненное задание теста абитуриент получает 10 баллов, неверный ответ или отсутствие ответа оценивается 0 баллов.

Вступительный экзамен в форме бланкового тестирования засчитывается в том случае, если абитуриент в результате его выполнения набрал 70 и более баллов. Максимальное количество баллов, которые абитуриент может набрать в процессе выполнения заданий теста – 100.


  1. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»




УТВЕРЖДАЮ

ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Председатель приёмной комиссии

ВАРИАНТ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ректор АНО ВПО «МГИ»

________________А.А. Панарин

«___»_________________2012 г.

(фамилия, имя, отчество абитуриента)



1. Какую из названных функций в рыночной экономике должно выполнять государство?

1) регулирование обмена 3) обеспечение связи производителей и потребителей

2) определение объема денежной массы 4) ценообразование

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.

Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б.

Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

1) психологии 3) эстетики

2) этики 4) социологии

4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную 3) объяснительную

2) прогностическую 4) социальную

5. Продуктом массовой культуры является…

1) симфония 2) фольклор

3) балетный спектакль 4) городской роман

6. Субъектами игры в «дочки-матери» являются…

1) правила игры 2) игровые сюжеты

3) игрушки 4) дети

7. Основой экономической жизни общества является…

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и политических партий

8. Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка…

1) капитала 2) средств производства

3) товаров 4) труда

9. В рыночной экономике конкуренция производителей …

1) приводит к снижению налогов 2) ведёт к застою

3) увеличивает потребление 4) уравновешивает спрос и предложение

10. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется…

1)

обществом

2)

культурой

3)

искусством

4)

социумом



«_____» ______________ 20___ г. Подпись абитуриента __________________


  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Каверин Б.И. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов и студентов вузов // Б.И. Каверин, П.И. Чижик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 367с.

2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004 – 480с.

3.Обществознание: учебник для учащихся 10 классов общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 351с.

4.Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 349с.

5. Словарь по Обществознанию. Учебное пособие для абитуриентов вузов / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – М., 2006. – 512с.

6. Обществознание: Пособие для поступающих в юридические вузы /Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2002. – 576с.

7.Экономика: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений /Л.Б. Азимов, А.Л. Александрова, Г.Б. Борисова и др.; под ред. Л.Б. Азимова, Д.А. Петрина. – М.: Олимп, ACT, 1999. – 400с.

8. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Учебное пособие / А. В. Клименко. – М.: Дрофа, 2002. – 480с.

9. Обществознание. Пособие для абитуриентов / В.Н. Князев, Л.Ш. Лозовский. – М.: Рольф, 2002. – 512с.

10. Обществознание. Пособие для поступающих в ВУЗы / В.В. Барабанов, А.А. Дорская – СПБ.: Союз, 2002. – 461с.

11. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов / А.И. Кравченко, Т.П. Резникова. – М.: Русское слово, 2001. – 432с.

12.Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов ВУЗов /Ю.Ю. Петрунин. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 462с.

13.Обществознание. Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы / Л.Б. Ескина, Н.И. Мацнев. – СПБ.: Лань, 2001. – 720с.

14. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы / Н.А. Машкин. – М.: Норма, 2001. – 432с.

15. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому гос. экзамену / Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 96с.


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин АНО ВПО «МГИ». Протокол № 5 от 18.01.2012.


Заведующая кафедрой

«Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» Л.В. Волкова

Похожие:

Общество как сложная динамическая система iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию
Общество. Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в...
Общество как сложная динамическая система iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Обществознание»
Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Законы строения, функционирования и развития общества
Общество как сложная динамическая система iconПрограмма вступительного экзамена по обществознанию
Общество как сложная динамическая система. Специфика общественных отношений и их характеристика
Общество как сложная динамическая система iconОбществознание
Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество...
Общество как сложная динамическая система iconКалендарно-тематическое планирование уроков обществознания в 11 классе
Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира
Общество как сложная динамическая система iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по обществознанию
Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество...
Общество как сложная динамическая система iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду
Общество как сложная динамическая система iconПрограмма Раздел I. Общество и социальный прогресс Общество: понятие и признаки. Общество как сложная динамичная система. Влияние человека на окружающую среду.
Общество: понятие и признаки. Общество как сложная динамичная система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа....
Общество как сложная динамическая система iconПрограммы вступительных испытаний в гоу впо мгту «Станкин» Все вступительные испытания проводятся на основе примерных программ, разработанных Минобразованием России
Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество...
Общество как сложная динамическая система iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Общество: понятие и признаки. Общество как сложная динамичная система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница