И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году




НазваниеИ. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году
Дата06.11.2012
Размер215 Kb.
ТипДокументы
Утверждено на заседании кафедры

гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Протокол № 2 от 23.09.2010.

Зав. кафедрой ___________________

И.Г.Вертилецкая


Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации


В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванной социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательные и самообразовательные функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда, что повлекло за собой изменение мотивации в изучении языков международного общения.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенций, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный методический опыт.


  1. Нормативно-правовые документы

Преподавание иностранных языков в 2010-2011 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29.12.01; приказ МО РФ № 393 от 11.02.02 г.);

  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 г. № 1340-р);

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783);

  4. Положение о формах и порядке государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. (Приказ МО РФ № 362 от 28.11.2008, зарегистрирован в Минюст России от 13.01.09 г. № 13065);

  5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089);

  6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312);

  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010-11 учебный год (Приказ МОиН РФ от 23.12.09 № 822, зарегистрирован в Минюст России от 15.01.10 г. № 15988; Вестник образования приложение № 4, 2010 г.; Интернет-ссылка: http://www.edu.ru;

  8. Примерные программы по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) основного общего образования, разработанные на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.

В федеральном базисном учебном плане 2004 года для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, усилено внимание к изучению в общеобразовательных учреждениях иностранных языков в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). В связи с этим учебный предмет «Иностранный язык» определён как обязательный базовый общеобразовательный и его изучение предусматривается в следующем объёме:

- 204 учебных часа в начальной школе (2 часа в неделю со второго по четвертый класс). В тех случаях, когда школа не может обеспечить обучение иностранному языку со 2 класса, обучение может начинаться с 5 класса, но при этом достижение запланированного порогового уровня обученности возможно лишь при увеличении количества часов в 5-7 классах как минимум на 1 час в неделю, чтобы создать всем учащимся, начинающим изучение иностранного языка и со 2, и с 5 класса, равные возможности;

- 525 учебных часов в основной школе (3 часа в неделю);

- 210 учебных часов в старшей школе на базовом уровне (3 часа в неделю);

- 420 учебных часов на профильном уровне (6 часов в неделю в 10 – 11 классах филологического профиля). В этом профиле предусмотрены часы на элективные курсы, предлагаемые образовательным учреждением (3 часа в неделю, которые могут быть распределены между всеми профильными учебными предметами данного профиля: русский язык, литература, иностранный язык)

В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования закреплена возможность изучения второго иностранного языка. Оно может быть начато в основной школе и продолжено на старшей ступени за счет школьного компонента базисного учебного плана.


  1. Учебно-методическое обеспечение

При выборе учебника по иностранному языку КРИПКиПРО рекомендует руководствоваться следующими критериями:

  • соответствие требованиям государственного образовательного стандарта;

  • отражение социокультурной специфики иностранного языка, представленной в контексте культурно-исторической парадигмы отечественного образования;

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся; типу, виду, профилю образовательного учреждения;

  • наличие условий для развития всех сторон личности обучающихся;

  • ориентирование на реализацию практической цели обучения формирование иноязычной коммуникативной компетенции;

  • аутентичность и реалистичность содержания.

При выборе учебника необходимо учитывать, что закон устанавливает равные условия использования рекомендованных и допущенных учебников, но, тем не менее, следует учитывать, что рекомендованные учебники составляют завершённую предметную линию, что даёт дополнительные гарантии школе и учителю, поскольку обеспечивают преемственность в изучении предмета на каждой ступени.

Важнейшим условием использования учебно-методических комплектов является непрерывность и преемственность. Категорически не рекомендуется прерывать начатую линию УМК. В Перечне на 2010/11 учебный год произошли некоторые изменения по сравнению с аналогичным документом на 2009/10 учебный год, поэтому документ требует тщательного изучения каждым учителем.

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Кемеровской области являются следующие программы и линии учебников:

1.

Бим И.Л., Биболетова М.З., Копылова В.В. и др. Примерные программы по иностранным языкам. Английский/Немецкий/Французский языки. Начальное общее образование. Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004; (М.: Дрофа, 2007; М.: Вентана-Граф, 2008; журнал «Иностранные языки в школе» № 5, 2005).

2.

Сафонова В.В. Программа общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков II-XI классы. - М.: Просвещение, 2006.

3.

Авторские программы к завершённым учебно-методическим линиям,

имеющим гриф МО РФ:

Английский язык:

- Афанасьева О. В. Английский язык. Программа к УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ». 1 -5 годы обучения. 5-9 кл.: учебная программа по английскому языку общеобразовательных учреждений / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова. – М.: Дрофа, 2009.

- Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Программа курса английского языка “Enjoy English” для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений России. – Обнинск: Титул, 2010.

- Виноградова О.И. Программа курса “Cambridge English for Schools in Russia”/ О. И.Виноградова, Е. Н. Соловова. – М.: Дрофа, 2003.

- Гроза О.Л., Мичурина М.Л. и др. Программа курса обучения английскому языку «Английский нового тысячелетия» / «New Millennium English» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. – Английский язык в школе №№ 2, 3 /2008.

- Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Программа курса английского языка к УМК «Счастливый английский.ру» / Happy English.ru для 5-9 классов общеобразова-тельных учреждений. – Обнинск: Титул, 2009.

- Никитенко З. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-4 классы.- М.: Просвещение, 2005

- Сафонова В.В. Программа общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков II-XI классы. - М.: Просвещение, 2006

- Английский язык: Up&Up: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / [В. Г. Тимофеев, А. Б. Вильнер, И. Л. Колесникова и др.]; под ред. В. Г. Тимофеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Немецкий язык:

- Бим И. Л. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5 -9 классы. – М.: «Просвещение», 2006.

- Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10 -11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.

- Воронина Г. И. Программы общеобразователь-ных учреждений. Немецкий язык. 10 -11 классы. – М.: «Просвещение», 2006.

- Гальскова Н. Д. Программа по немецкому языку 2-4 классы. – М.: Дрофа, 2004 (опубликована в книге для учителя).

- Гальскова Н.Д., Захарова.О.Л. и др. Программы общеобразовательных учреждений, Немецкий язык для общеобразовательных школ с углублённым изучением немецкого языка, 2-11 классы, - М.: Просвещение, 2003 г.

- Зверлова О. Ю. Программа-концепция курса по немецкому языку для общеобразовательных учреждений: 5-11 кл./О. Ю. Зверлова. – М.: ИД-МАРТ, 2002.

Французский язык:

- Григорьева, Е. Я. Французский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2009.

- Григорьева, Е. Я. Французский язык. Программы общеобразовательных учреждений с углублённым изучением французского языка. 2 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2010.

- Кулигина, А. С. Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык. Твой друг - французский. 2-4 классы. - М. : Просвещение, 2007.

- Радченко О. А. Alles klar! 5-9 кл. (1-5-й годы обучения): Программа по немецкому языку для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

- Селиванова, Н. А. Французский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2009.


Указанные программы служат ориентиром для разработки рабочих программ и создают условия для творчества учителя.

Более подробную информацию о программно-методическом обеспечении процесса обучения иностранному языку методисты ММС, руководители МО и учителя могут получить 30 сентября 2010 г. в КРИПКиПРО на семинаре по данной теме или на индивидуальных консультациях с методистом по иностранным языкам.



  1. Содержание обучения иностранному языку




    1. Содержание обучения иностранному языку в начальной школе:

Основное назначение иностранного языка в начальной школе состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

В процессе изучения иностранного языка реализуются следующие цели:

• формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

• развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком;

• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией.


3.2. Содержание обучения иностранному языку в основной школе:

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

  • развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (уровень А2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.


    1. Содержание обучения иностранному языку в полной средней школе

(базовый уровень):

Изучение в старшей школе иностранного языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
    речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
    языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота. 

К завершению обучения в старшей школе на базовом уровне планируется
достижение учащимися уровня, приближающегося к общеевропейскому пороговому уровню (В1) подготовки по иностранному языку.


    1. Содержание предпрофильной подготовки по иностранному языку

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору).

Для организации предпрофильной подготовки необходимо провести анкетирование учащихся 8 класса с целью определения сферы их интересов в области филологии.

По результатам анкетирования в 9 классе могут быть рекомендованы следующие курсы препрофильной подготовки:

- предметно-ориентированный курс «Иностранный язык»;

- межпредметный (ориентационный) курс;

- комбинация различных курсов/модулей из двух вышеперечисленных типов.

Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:

- коммуникативно-направленная групповая работа;

- проектно-исследовательская деятельность;

- индивидуально-творческая деятельность, в том числе с использованием мультимедийных средств.

В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности девятиклассников, в том числе проектной деятельности, могут быть: рефераты, доклады на иностранном языке, настенные коллажи и т.д.

Результатом совместной деятельности учащихся могут быть: организация и проведение конференций, выставок с приглашением гостей (родителей, учащихся, учителей других классов и школ).

Для лучшего осознания своих учебных умений, достижений, рефлексии и самооценки, учащимся рекомендуется вести портфолио.



    1. Содержание обучения иностранному языку в полной средней школе

(профильный уровень):

Изучение иностранного языка на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной):

речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения;

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение объема знаний за счет информации профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии);
социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.

  • Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

К завершению обучения в старшей школе на профильном уровне планируется достижение учащимися минимально уровня общеевропейского порогового уровня (В1) подготовки по иностранному языку.


  1. Единый Государственный Экзамен по иностранному языку

В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы (ГИА) и средней (полной) школы (ЕГЭ) учителям иностранного языка необходимо совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.

С целью эффективной подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольно-измерительные материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Следует отметить, что в рамках ГИА и ЕГЭ проверяются умения в аудировании, чтении, письме и говорении. Наряду с коммуникативными умениями, проверяются общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности, например, умения, расширять устную и письменную информацию в соответствии с заданным объемом, пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания), выполнять коммуникативную задачу в установленное время, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заголовку и т.д. подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развитию умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:

- ознакомление с форматом задания, в том числе задания со свободно конструируемым ответом (задание части С);

- отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

- ознакомление с критериями оценивания задания части С (по письму), объяснение предъявляемых требований;

- отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

Для качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год.

К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ:

- Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ:

  1. Единый государственный экзамен 2011. Английский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: М.В. Вербицкая, Е.Н. Соловова – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  2. Единый государственный экзамен 2011. Французский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ автор-составитель: Т.М.Фоменко– М.: Интеллект-Центр, 2010.

  3. Единый государственный экзамен 2011. Немецкий язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.В. Матюшенко, И.С. Парина – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  1. ЕГЭ-2011. Английский язык. Тренировочные задания + CD/ ФИПИ авторы - составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян– М.: Эксмо, 2010.

  1. ЕГЭ-2011: Английский язык / ФИПИ автор-составитель: М.В. Вербицкая– М.: Астрель, 2010.

- Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

  1. Оксфордские тесты для подготовки к единому государственному экзамену/ Марк Харрисон, консультант В. Симкин, издательство Оксфордского университета 2007

  2. State Exam Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам/ Е.Н. Соловова, И.Е.Солокова – издательство «Пирсон Эдьюкейшн Лимитед» (Великобритания) 2007

Учителям английского языка и обучающимся можно порекомендовать специальный сайт о ЕГЭ по английскому языку - www.ege-english.ru. Здесь вы найдете подробное описание ЕГЭ, онлайн-тесты, демо-варианты, полезные советы, типичные ошибки. Кроме этого, с 15 по 30 сентября 2010 г. пройдет интернет-тестирование по английскому языку в форме ЕГЭ на сайте www.macmillan.ru.


  1. Рекомендации по работе с одаренными детьми

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранного языка. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организовано обучение этой категории учащихся, какие формы и принципы используются.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых заданий.

3.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, индивидуальные занятия.

5.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Существуют различные формы работы с одаренными детьми, позволяющие реализовывать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности по иностранным языкам. Например, творческие мастерские, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, кружки по интересам, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в олимпиадах различных уровнях, работа по индивидуальным планам, научно-исследовательские конференции.


  1. Внеурочная деятельность по иностранному языку

Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В единстве с обязательным курсом, она создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Учащиеся являются субъектами внеурочной работы, ведь зачастую она проводится ими ради них самих. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.

Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:

  • тематические игровые вечера;

  • кружки страноведения стран, изучаемых языков;

  • недели иностранных языков;

  • видеоклубы (видеозанятия как способ постижения иноязычной культуры);

  • театральные постановки на иностранном языке;

  • марафон по иностранным языкам.

На сегодняшний день существует большое разнообразие методической литературы по внеклассной деятельности в обучении иностранному языку, а также интернет ресурсов, доступных для учителей иностранного языка. Подробные разработки и сценарии тематических внеклассных мероприятий, декад иностранных языков, викторин и конкурсов по внеурочной деятельности можно найти по следующим ссылкам:

  1. «Методисты, профессиональное сообщества педагогов». http://metodisty.ru/m/groups/files/prepodavanie_angliiskogo_yazyka?cat=29

  2. 1 сентября «Фестиваль педагогических идей» - http://festival.1september.ru/subjects/10/

  3. К уроку.ру http://k-yroky.ru/load/45

  4. Внеклассное мероприятие по немецкому языку. Презентация. Weihnachten in Deutschland (Рождество в Германии). http://sh.edurm.ru/p6aa1.html

Сообщество творческих учителей немецкого языка. Методическая коллекция разработок уроков и внеклассных мероприятий «Европейский день иностранных языков» в помощь учителям немецкого языка. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=39164&lib_no=73905&tmpl=lib

  1. «Открытый класс». Сетевое образовательное сообщество. http://www.openclass.ru/ и др.


7. Орфографический режим в преподавании иностранного языка

В состав современных УМК по иностранному языку входят глоссарий и рабочие тетради для учащихся с графической основой. При условии использования всех составляющих УМК рекомендовано ведение одной дополнительной тетради в клетку для выполнения упражнений и творческих заданий, которые не вошли в рабочие тетради и представляют интерес для учащихся, а также тетрадь для выполнения контрольных работ, которая должна храниться в кабинете иностранного языка.

Для обеспечения преемственности в соблюдении орфографического режима следует в рамках методического объединения учителей иностранного языка внутри образовательного учреждения выработать единые подходы.


8. Контроль в преподавании иностранного языка

В учебно-тематическом планировании учителю необходимо предусмотреть равномерное распределение контрольных работ в течение всей четверти или полугодия во избежание перегрузок учащихся.

В первый год обучения иностранному языку проводится только текущий контроль. Следуют проводить тестовые итоговые работы по завершению каждой пройденной темы. Также контролировать уровень владения обучающимися основными видами речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование).

В III-IV классах – 4 контрольные работы в четверть.

В V-IX классах – 4 контрольные работы в четверть.

В X-XI классах – 4 контрольные работы в полугодие.

При условии увеличения количества часов увеличивается и количество контрольных работ (например, контроль говорения: диалогическая и монологическая речь).


  1. Оснащение кабинета иностранного языка

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В целях рационального использования оборудования в кабинете иностранного языка, повышения качества преподавания необходимо:

- эффективно использовать учебное и учебно-наглядное оборудование;

- использовать ИКТ в обучении иностранному языку;

- эффективно использовать Интернет-ресурсы;

- использовать компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, аудированию, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала.

Государственный стандарт по иностранному языку предполагает приоритет личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.


Составитель Е.В. Косиненко

Методист кафедры гуманитарных и

художественно-эстетических дисциплин

КРИПКиПРО

Похожие:

И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconИ. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2011-2012 учебном году
И статус иностранного языка как школьного предмета. Значительно возросли образовательные и самообразовательные функции процесса изучения...
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconОсобенности организации учебного процесса по русскому языку в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году

И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009/2010 учебном году
...
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009-2010 учебном году
В 2009 -2010 учебном году учителя I – IV классов школ города Твери и Тверской области реализуют государственный стандарт начального...
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году
«Химия» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
И. Г. Вертилецкая Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч г.» Организационные аспекты обучения математике в общеобразовательных
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 [8] образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница