Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет»




Скачать 389.17 Kb.
НазваниеПрограмма развития гоу впо «Московский государственный открытый университет»
страница1/3
Дата06.11.2012
Размер389.17 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»

на 2010-2015 гг.

Утверждена

на Учёном совете университета

22 февраля 2010 г.

Преамбула

1. Вызовы времени, на которые отвечает Комплексная программа развития МГОУ

1.1. Программа развития МГОУ, способствующая повышению качества образования и развитию профессиональной компетентности выпускников

Радикальные политические, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе, объективно требуют существенных перемен в системе высшего профессионального образования и предъявляются уже иные требования. Для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг вузы вынуждены заботиться не просто о выживании учебного заведения, а о его развитии. Это свидетельствуют о том, что наступивший век — это век реформирования образования.

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.

Проблема качества подготовки специалистов – чрезвычайно многоаспектная и сложная проблема. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан.

Во всех странах мира, независимо от уровня их экономического развития, решаются общие проблемы: как увеличить доступ людей к образованию на любом этапе их жизненного пути при наличии разных стартовых возможностей и потребностей. Как сделать образование качественным, отвечающим требованиям, предъявляемым развивающимся обществом и рыночной экономикой; как средствами образования подготовить человека к постоянно изменяющимся условиям жизни и труда; как обеспечит возможность получать образование «через всю жизнь».

На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости образования в обеспечении развития экономики и общества в целом. Опережающее развитие – это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но, прежде всего – коренное изменение качества образования. Не случайно эпиграфом к докладу «Образовательная политика России на современном этапе» на заседании Государственного совета Российской Федерации стали слова «доступность – качество - эффективность». Повышение качества образования выступает как основное содержание его модернизации.

Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и профессионально компетентных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов. При этом основным аспектом качества образования является адекватность результата образования существующим потребностям полисубъектного потребителя. В соответствии с этим под обеспечением качества высшего профессионального образования предлагается понимать любую политику, систему или процесс, направленный на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого учебными заведениями.

За последние годы коллектив МГОУ начал системные преобразования на основе накопленного нового научного знания об университетском образовании:

- о разработке модели выпускника на все специальности с учетом проектов образовательных стандартов нового поколения высшего профессионального образования;

- об интегративных (личностных и профессиональных) характеристиках современного специалиста заявленных полисубъектным потребителем образовательных услуг;

- об образовании как открытой, гибкой, развивающейся социокультурной, образовательной, научной и экономической системе;

- о реализации преемственноственности профессиональной подготовки специалистов в уровневой модели высшего образования;

- о рациональных подходах к структурированию и выстраиванию содержания профессионального образования;

- о разнообразных методиках и технологиях обучения в системе высшего профессионального образования;

- об особенностях подготовки специалистов для различных ступеней, уровней, направлений и профилей отечественной промышленности и гуманитарной сферы деятельности России, востребованных потребителями образовательных услуг высшего профессионального образования;

- о роли и месте университета в отечественном и мировом образовательном пространстве;

- о подходах к оценке качества подготовки специалистов на каждом уровне университетского образования.

Однако, образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется, идет модернизация образования. Осуществляется переход на уровневое образование в вузах, складывается система социального партнерства, уровень подготовки обучающихся существенно изменился не в лучшую сторону, из-за отсутствия социальных институтов в обществе повышается ответственность образовательных учреждений перед обществом за профессиональные и надпрофессиональные качества обучающихся, настиг своего пика демографический спад, что тоже повышает конкуренцию между вузами и др.

Складывающаяся ситуация предъявляет новые требования к профессиональной подготовки выпускников. Потребители услуг высшего профессионального образования обосновали необходимость формирования у обучающихся, наряду со знаниями, умениями и навыками, и социально-коммуникативных, психофизиологических, профессионально важных личностных качеств, качеств самоменеджмента.

На рубеже XX—XXI веков высшая школа оказалась в непривычной ситуации — ситуации жесткой конкуренции. Необходимость разрешения этой ситуации обусловила и появление Болонской декларации, обязанность, по реализации которой приняла на себя Российская Федерация в сентябре 2003 года. Обобщенно, можно утверждать, что сегодня речь идет о противостоянии двух систем подготовки:

- традиционной — слабо реагирующей на реальные постоянно изменяющиеся условия;

- инновационной — практико-ориентированной подготовки, тесно связанной с социальными партнерами, технологиями, рынком.

В этих условиях действия коллектива любого университета, и, прежде всего государственного, должны быть направлены и на создание новых преимуществ через освоение выгодных рыночных позиций, и на развитие внутренних возможностей, результативности деятельности. Отличительная черта такого управленческого подхода заключается в том, что учебное заведение, достигшее высокого уровня развития, сможет конкурировать на любых рынках.

В связи с этим актуализируется значимость Программы развития МГОУ, обеспечивающего современное качество образования, позволяющее подготовить профессионально компетентных выпускников востребованных на рынке труда, от которого зависит будущее страны.


1.2. Перечень документов, на которые опирается Комплексная программа развития университета на 2010-2015 годы

Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Указ Президента Российской Федерации «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»; Национальная доктрина образования Российской Федерации; Программа Правительства Российской Федерации на 2000-2010 годы (Раздел 1.1. Реформирование образования); Распоряжение Правительства Российской Федерации « О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы; Постановление Совета Российского Союза ректоров о стратегии модернизации высшего образования от 6-7 декабря 2002 года; Программа модернизации дополнительного профессионального образования Российской Федерации; Приказ Рособразования «О переходе подведомственных Рособразованию учреждений на новые системы оплаты труда»; Стратегия для России: Образование (Центр стратегических разработок Германа Грефа. Стратегия до 2010 года); Болонская декларация (Хартия Европейских университетов).; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; Национальный Проект «Образование»; Устав МГОУ.


1.3. Миссия университета

Миссия МГОУ, с учетом перемен в системе высшего профессионального образования, направляет развитие участников образовательного процесса на подготовку специалистов обладающих профессиональной компетентностью и создание условий для их всестороннего развития в процессе обучения. При этом она также направлена на необходимость подготовки обучающегося не только к работе на современных рабочих местах, но и к, продолжению непрерывного образования.

Миссия нацеливает перспективное развитие университета на;

- подготовку профессионально компетентного специалиста обладающего профессиональными и надпрофессиональными компетенциями;

- налаживание производственных и научных связей между социальными партнерами в лице крупных промышленных предприятий и малым наукоемким бизнесом путем включения в разработку государственных приоритетных проектов и программ развития образования;

- формирование ориентированной на рынок научно-производственной инфраструктуры, интеграцию потенциала научно-производственного и образовательного пространства;

- создание приоритетных позиций за счет развития внутреннего потенциала кадрового состава направленных на повышение качества образования, способствующих повышению конкурентоспособности образовательных услуг.

- на возможность развиваться МГОУ как научно-образовательному центру, обеспечивающему научно-исследовательскую и научно-методическую поддержку различных систем России;

- на создание новых преимуществ МГОУ через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности на любых рынках.


1.4. Цель Комплексной программы

Цель Комплексной программы развития МГОУ – создать научные и организационно-педагогические основы способствующие формированию профессионально компетентных выпускников востребованных на рынке труда в России и зарубежом.


2. Анализ интегративных результатов развития

2.1. Обновленное качество образования обучающихся

За последние годы повысилось качество подготовки специалистов, которое проявилось в том, что университет:

- демонстрирует высокие рейтинговые показатели;

- имеет достаточно стабильный процент выпускников, получающих диплом с отличием;

- сохраняет высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет;

- выпускает специалистов, которые востребованы на рынке труда;

- ежегодно имеет студентов, которые становятся персональными стипендиатами Президента РФ и др.

Данные положительные результаты достигнуты:

- за счет обновления учебно-методического обеспечения. Ежегодно преподаватели университета издают учебники, учебные пособия, методические рекомендации, пособия для самостоятельной работы студентов. Учебно-методического объединения по направлениям высшего образования проводят экспертизу методических материалов, разрабатываемых сотрудниками кафедр, что повышает качество методической продукции;

- за счет расширения направлений исследований и использования результатов научной деятельности сотрудников университета в образовательном процессе. Ученые университета регулярно проводят исследования, результаты которых внедряют в практику организации образовательного процесса и промышленности (обновление пpoграмм подготовки, технологий их реализации и оценки результатов на основе компетентностного подхода и др.);

- за счет использования информационных технологий;

- за счет организации воспитательной деятельности в университете. Впервые разработана концепция воспитательной деятельности МГОУ.


2.2. Продуктивность фундаментальных и прикладных исследований

Общий годовой объем финансирования научно-исследовательской деятельности университета за пятилетие увеличился более чем в 4 раза с 10,0 до 40,0 млн. руб. (в целом по вузу).

Ученые университета вели разработку инновационных образовательных технологий и форм обучения, мультимедийных учебников и электронных учебно-методических пособий, информационных телекоммуникационных средств; программ подготовки специалистов и др.

Осуществлялись инновационные разработки и в таких отраслях, как экономика, энергетика, транспорт, машиностроение, производство электронных приборов и строительство.

Научная деятельность университета развивалась, в первую очередь, в контексте укрепления базисного характера науки для развития высшего профессионального образования и развития инновационной научной деятельности.

Этому способствовало:

- приобретение университетом черт, присущих ведущему центру подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, который проводит фундаментальные и прикладные исследования в областях, определяющих развитие науки, техники и технологий, и в полной мере принимает участие в решении стратегических проблем модернизации и инновационного развития отечественной образовательной системы;

- формирование инновационной конкурентоспособной среды университета как пространства условий для развития инновационного мышления и готовности к инновационной научно-исследовательской деятельности;

- проведение мониторинга научно-образовательного пространства вуза и его отдельных структурных подразделений.

2.3. Ведущая роль МГОУ в образовательной деятельности регионов

Благодаря активизации образовательной деятельности МГОУ, расширилась сфера его влияния на развитие систем образования в городе, в регионе, в России, где находятся институты (филиалы) университета.

Этому способствовали:

- расширение научно-методических контактов вузами России по совместному решению проблем модернизации непрерывного образования, совершенствованию профессионального образования, подготовка к включению в Болонский процесс, поиску путей развития воспитательной деятельности в высшей школе;

- расширение открытости университета через организацию презентации достижений по основным направлениям его деятельности в СМИ, на научных конференциях, в том числе международных, в Интернете;

-расширение пространства международного сотрудничества.

2.4. Экономическая эффективность деятельности университета

Проводимая в течение последних лет финансово-экономическая политика позволила обновить образовательную и научную среду университета, улучшить его инфраструктуру, стимулировать инновации, оказывать планомерную финансовую поддержку обучающимся и работающим:

- отремонтированы учебные классы;

- все структурные подразделения оснащены компьютерной техникой;

-закуплена для обеспечения учебного процесса новая мебель и аудиовизуальная аппаратура;

- приобретается специализированное оборудование для проведения научных исследований;

- с целью привлечения высококвалифицированных кадров внедрена система назначения стимулирующих надбавок профессорско-преподавательскому составу.

Все это удалось:

- за счет создания стабильных условий финансового и материально-технического обеспечения процесса функционирования и модернизации системы образования в среднесрочной перспективе;

- за счет устойчивого бюджета университета, как в части федерального финансирования, так и в части внебюджетных доходов;

- за счет рационального использования внутренних ресурсов, которые не превышали при этом разрешенную норму для сохранения государственного статуса университета.

2.5. Устойчиво высокий статус университета среди других высших учебных заведений

Анализ данных показал, что аккредитационные показатели соответствуют необходимым значениям и в целом вуз имеет положительную динамику развитии по всем показателям.

Наряду с положительными результатами, достигнутыми коллективами структурных подразделений, существует ряд проблем, требующих решения.

  1   2   3

Похожие:

Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconПрограмма Курсов повышения квалификации для руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской федерации 24-28 мая Москва 2010 гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»
Гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconГоу впо «Московский государственный открытый университет» инновационный проект
«разработка системы оценки безопасности гидротехнических сооружений речных низконапорных гидроузлов»
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconФедеральное агентство по делам молодёжи гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова» Программа
Гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconПашин В. П., д ист н., проф
Фгбоу впо «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина»
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconГоу впо «Сахалинский государственный университет» гоу впо «Томский государственный университет»
Так как студенты изучают английский и немецкий языки, мною была разработана программа по соответствующей литературе. Литература Англии,...
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconАбдрахманова Клара Фатыховна гоу впо омский государственный педагогический университет e-mail
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, кц «Новый Акрополь», Москва
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconЭффективность подготовительных процессов сжигания водотопливных смесей в топках малого объема
...
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconТромбоэмболические осложнения у больных с фибрилляцией предсердий: факторы, влияющие на риск их развития и эффективность антитромботической терапии
...
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconПояснительная записка Учебная программа дополнительных образовательных услуг «Офис-менеджер»
Филиал гоу впо “московский государственный университет экономики статистики и информатики (мэси)”
Программа развития гоу впо «Московский государственный открытый университет» iconКомплексное медико-правовое, экспертное и клиническое исследование профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов при оказании ортопедической стоматологической помощи.
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» и в гоу впо «Нижегородская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница