Скачать 68.71 Kb.
|
Отчёт по использованию инновационных технологий (ИКТ в преподавании русского языка и литературы) Учителя МОУ «СОШ №13 с УИОП» Перовой Инессы Николаевны ИКТ даёт нам большие возможности для разнообразия уроков, позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, эпипроектор, проигрыватель, таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все видео- аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы к урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда. ИКТ в преподавании литературы и русского языка – моя методическая тема, над которой я работала с 2008 по 2012 год. За четыре года кабинет русского языка и литературы №22 был укомплектован мультимедийными средствами обучения:
За отчётный период мной было создано мультимедийное сопровождение к урокам литературы для 5, 7-9 классов, представляющее собой презентации и видеофрагменты. Презентации содержат различный материал: информативный, тестовый, обобщающие таблицы, видео- и аудио-фрагменты, вопросы для беседы, задания опережающего характера. Работа с презентацией выстраивает работу на уроке как учителя, так и учащихся. Видеофрагменты отредактированы мною в программе MOVIE MAKER и включают вопросы для беседы. Мною отработана и внедрена методика работы с видеофрагментами. Использование видеофрагментов пробуждает интерес к урокам литературы, даёт возможность сравнить режиссёрскую интерпретацию с авторским текстом, помогает закрепить изученный материал. Также я перевожу лекционный материал в формат видеофильмов. Так, мною был создан фильм по теме «Романтизм». Он содержит необходимый для учащихся видеоряд, важные теоретические моменты выделены в фильме титрами. Также в ходе фильма проецируются вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить после просмотра. Ребята просматривают этот фильм, а после просмотра заполняют карточку контроля, где предложены вопросы, на которые надо ответить. Так, например, из кинофильма «Гамлет» я выбрала ключевые фрагменты, продумала вопросы, вставила их в эпизоды, а потом провожу беседу, ориентируясь на эти вопросы. Тогда просмотр фрагмента не просто развлечение, но и размышление. Вот вопросы к урокам по «Гамлету»:
После просмотра этого сюжета можно организовать устный или письменный опрос, провести тест на внимательность восприятия информации. Интересно может пройти и изучение биографии писателей. Можно представить её в виде презентации, заранее озвученной и настроенной по времени, а можно сделать документальный фильм. При этом можно использовать как голос учителя, записанный с помощью микрофона, так и видеосюжеты, взятые из документальных фильмов. Такую работу можно предложить учащимся в качестве исследования или проекта. Посмотрите документальные фильмы по биографии Пушкина, Карамзина, Есенина. http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah/dokumentalnie_filmi/ Просмотр такой биографии может сопровождаться заданием: записать основные факты биографии писателя, или написать потом проверочную работу "Личность писателя", или провести игру по фактам биографии. Создана большая копилка авторских фильмов по литературным местам России. Это виртуальные экскурсии в Тарханы, Мелехово, в музей станционного смотрителя, по пушкинским местам Москвы. Многие из них представляют собой не только слайд-шоу, но и видеофрагменты. Для того чтобы создать эти фильмы, я сама посетила эти места и сняла их на видеокамеру. Также с помощью презентации можно организовать контроль усвоения материала, причём преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся также могут создавать такие тесты. Вот пример теста по теме "Салтыков-Щедрин" в 7 классе. ![]() ![]() Презентация содержит триггеры (то есть фигуры анимированы не по щелчку, а по клику на саму фигуру). Правильные ответы выделяются цветом, а неправильные – «улетают». К фигурам можно привязать звук: аплодисменты, слова учителя: «Подумай ещё». Для подготовки к экзаменам по русскому языку я использую авторские презентации, которые составлены по всем заданиям как ГИА, так и ЕГЭ. На занятиях элективного курса ребята сначала изучают, повторяют и обобщают теоретический материал, затем коллективно работают с интерактивными тестами, а потом проходят контрольное тестирование. Такая работа очень экономит время. Так, например, до использования мультимедийных презентаций на занятиях курса 30 заданий группы А мы изучали и закрепляли на 60 часах (по 2 часа на каждое задание), а сейчас это можно делать за 1 час. Кроме того, это экономит средства родителей. Теперь нам не приходится покупать пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ: весь необходимый материал проецируется с помощью ИД. Тестовая часть презентаций вносит в занятия элемент соревновательности, что разнообразит подчас скучноватые уроки русского языка. Выложенные на личном сайте, эти презентации привлекли внимание как ребят, так и практикующих учителей. Они облегчают подготовку к экзамену, содержат полный и в то же время ёмкий теоретический материал, дают возможность его закрепить. Опрос учащихся показал, что использование ИД на уроке приветствуется 98% учащихся. Ребята отвечали, что им нравится смотреть видеофрагменты, работать с интерактивными тестами, материал представлен более наглядно, лучше запоминается. Для занятий кружка «Школа юного филолога» также были разработаны презентации, которые не имеют себе аналогов нигде в Интернете. Это глубокий и сложный материал, представленный в игровой форме в виде анимаций, лингвистических сказок, интерактивных плакатов. В конце каждой презентации есть игра по пройденному материалу по типу «Соей игры». На занятиях, работая с такой презентацией, ребята соревнуются. Уроки проходит весело и интересно. Такие занятия прививают интерес к лингвистике, мотивируют ребят углублённо изучать предмет, участвовать в олимпиадах. Мои работы были с большим интересом приняты интернет-сообществом учителей: страны Балтии и Украина заинтересовались моей системой подготовки к олимпиадам и сделали ссылки на своих сайтах на мои разработки. См. ссылку http://around.russianforall.ru/learning/index.php?news=29961 В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в ходе реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности. Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки. Все эти УУД предусмотрены ФГОС второго поколения. Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ. Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма. Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит мой авторский курс кружка «Творческая мастерская». Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке. Ребята с удовольствием занимаются этим, ведь они не только осваивают работу с компьютером, но и творят и знают, что результат их труда будет использован на уроках русского языка и литературы. Теперь поговорим о перспективе. Многое уже сделано, но многое ещё предстоит сделать. Мною ещё мало отработаны такие элементы работы с ИКТ, как работа с ИД, CD-дисками. В следующем учебном году я планирую пройти дистанционные курсы по вопросам работы с ИД, более системно включать в учебный процесс эти виды работ. Также в перспективе я хочу овладеть работой в программе Adob Flach, чтобы создавать анимации и мультфильмы для объяснения материала и для игровых моментов на уроках. Кроме того, в будущем учебном году я планирую создать интерактивные тесты по предметам. |
![]() | Заседание гмо председатель Скурко М. В Шорохов А. А. (Моу “сош №39” им. Г. А. Чернова), Скурко М. В. (Моу “сош №38”). (Кошкина А. П. (Моу “сош №35 с уиоп”), Янактаев Е.... | ![]() | «Администрация Воскресенского муниципального района Директор моу «сош №23 с уиоп» Московской области» «Администрация Воскресенского муниципального района Директор моу «сош №23 с уиоп» |
![]() | Система уроков по "Повестям Белкина" А. С. Пушкина Учителя русского языка и литературы моу «сош №13 с уиоп» Перовой Инессы Николаевны | ![]() | Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в моу сош с уиоп пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области |
![]() | Реализации кпмо моу «сош №23 с уиоп» в 2008-2009 учебном году Проведение совещания с работниками о механизме формирования фонда оплаты труда на основе нормативно-подушевого финансирования | ![]() | Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова Формирование у младших школьников умений невербального общения как условие совершенствования толерантных отношений |
![]() | Элективный курс. Автор: учитель истории высшей категории моу «Татарско-Бурнашевская сош»,Верхнеуслонского района рт, Дадыкина Ирина Николаевна 2010 Автор: учитель истории высшей категории моу «Татарско-Бурнашевская сош»,Верхнеуслонского района рт, Дадыкина Ирина Николаевна | ![]() | Анализ результатов районной олимпиады по английскому языку в 2009-2010 учебном год ОШ, Кирсинской сош, моу сош №1, моу сош й2, Бабарыкинской сош, Форштадтской сош, Петропавловской сош, Сурменевской сош, Краснинской... |
![]() | Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) Название учреждения образования моу сош с уиоп п. Богородское Богородского района Кировской области | ![]() | Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) Название учреждения образования моу сош с уиоп п. Богородское Богородского района Кировской области |