Рабочая программа «история россии и всеобщая история»




НазваниеРабочая программа «история россии и всеобщая история»
страница1/8
Дата06.11.2012
Размер0.89 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

5 – 9 КЛАССЫ


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других1.


I. Пояснительная записка

Каковы главные проблемы современного исторического образования?

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе. К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.


В чём состоит развивающий подход к решению проблем образования в системе «Школа 2100»?

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»1.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»2 каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.


Как строятся преемственность и интеграция в предмете «История»?

Курс истории (Всеобщая история и История России) для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. При этом курсы отечественной и зарубежной истории основной школы тесно интегрированы между собой, работают на достижение единых целей. Обе линии учебников создавал единый авторский коллектив, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата, методики и т.д. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс истории (Всеобщая история и История России) содержательно и технологически соотнесен с курсом Обществознание (5–9 кл.), который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).


В чем состоят цели изучения истории?

Ключевой особенностью нашей программы является формулирование целей изучения школьных предметов (в т.ч. истории) в виде линий развития личности школьника средствами того или иного предмета. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный класс жизненно-практических задач. Иными словами – это наш вариант ответа на вопрос, который очень часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет (в нашем случае историю)? Как он мне может пригодиться?» Таким образом, обозначая цели изучения истории через линии развития, мы облекаем требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по истории в более доступные ученику структуру и формулировки.

Требования к результатам изучения истории во ФГОС содержат шесть пунктов. В приведенной ниже таблице мы показываем, как они отображаются в наших линиях развития. Часть пунктов 3,5 требований ФГОС присутствуют в каждой линии, так как все они деятельностные и практико ориентированные (обозначены пунктирными стрелками).






Линии развития

личности средствами предмета

«История» в ОС «Школа 2100»

Соот-ветствие

Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД


По

1-2-я. Овладение

исторической картиной

мира: умение объяснять

современный мир, связывая

исторические факты и

понятия в целостную

картину


3-я. Формирование

открытого исторического

мышления: умение видеть

развитие общественных

процессов (определять

причины и прогнозировать

следствия)





1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;


2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;


3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;


4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;


5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;


6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


4-я. Нравственное

самоопределение

личности: умение

оценивать свои и чужие

поступки, опираясь на

выращенную человечеством

систему нравственных

ценностей


5-я. Гражданско-

патриотическое

самоопределение

личности: умение, опираясь

на опыт предков,

определить свою

мировоззренческую,

гражданскую позицию,

толерантно

взаимодействовать с теми,

кто сделал такой же или

другой выбор.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconПрограмма Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века для общеобразовательных учреждений 5-9 кл., М., «Дрофа»,2010г. С. В. Колпаков, Н. А. Селунская Всеобщая история. История Древнего мира,5 кл.,М., «Дрофа»,2008г
С. В. Колпаков, Н. А. Селунская Всеобщая история. История Древнего мира,5 кл.,М., «Дрофа»,2008г
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconРабочая программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700 «История» и020800 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconИстория России. Всеобщая история История России Древняя и средневековая Русь Что изучает история Отечества
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)»
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 – «Всеобщая история (новая и новейшая история)» рассчитана на определение...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconПрограмма курса «Всеобщая история. История Нового времени»
Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 класс. Л. Г. Косулина – М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconИстория россии (1917 2005 гг.)
Рабочая программа по курсу «История России» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Планирование составлено на основе программы "Всеобщая история". Авторы программы: Колпаков С. В., Пономарёв М. В., Рогожкин В. А.,...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Планирование составлено на основе программы "Всеобщая история". Авторы программы: Колпаков С. В., Пономарёв М. В., Рогожкин В. А.,...
Рабочая программа «история россии и всеобщая история» iconИстория России. Всеобщая история История Древнего мира
Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница