Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете протокол № от Председатель: ____________________Флёнов Ф.Г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ____________Флёнов Ф.Г.
Приказ №___ от «__»_____ 2011г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного общего образования (5-9 классы)
Г. Коммунар 2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа МБОУ «Коммунарская СОШ №1» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования РФ и комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области на основании следующих нормативно-правовых документов: Конвенция о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, 27.10.2008 г. № 180-ФЗ, 25.12.2008 г. № 281-ФЗ.); Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09 марта 2004, № 1312. Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312» с комментариями. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011/2012 учебном году» (приложение к письму КОПО ЛО от 07.06.2011 г. № 19-3236/11) Приказ Министерства образования и науки «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательный учреждений Российской Федерации» от 20 августа 2008 г., № 241; Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области» от 10 августа 2005г., № 560; Приказ Министерства образования и науки РФ « О введении 3 часа физкультуры» от 30.08.2010г., № 889; Приказ Министерства образования и науки РФ « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 22.12.2009г., № 373; «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 16.03.2011г., зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный № 19993. Примерные программы по предметам. Устав школы; Лицензия общеобразовательного учреждения. Образовательная программа школы представляет собой документ, определяющий стратегию образовательного учреждения и заключающий в себе основные нормы, регулирующие процесс пребывания в нем субъектов образовательного процесса. Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают, во-первых, непосредственные участники образовательного процесса – учащиеся и педагоги; во-вторых, родители, представляющие интересы семьи; в-третьих, среднее общеобразовательное учреждение, и в четвертых. Государство, представляющее общество в целом, - то характеристика социального заказа по отношению к общеобразовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов: Государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь Государственным образовательным стандартом); Потребности учащихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов); Ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования); Требования к ожиданиям образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа отзывов выпускников, анализа сдачи учащимися выпускного экзамена в традиционной и новой форме). В школе существует система изучения потребностей учащихся и родителей в образовательных услугах. Включая систематические опросы, беседы с учащимися и их родителями, анкетирование. На протяжении многих последних лет эти запросы остаются практически неизменными и сводятся к потребности в получении качественного образования. Целостное видение педагогическим коллективом требований со стороны различных социальных заказчиков позволяет школе лучше учитывать их при формулировке целей и задач образовательного учреждения. Образовательная программа МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа№1» предназначена удовлетворить: потребности общества в передаче лучших образцов культуры и воспитания молодого поколения. потребности Ленинградской области в сохранении традиций региона; потребность средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области в притоке творческой молодежи. потребность предприятий и организаций района в воспитании молодых людей, осознанно решивших связать свою жизнь с той или иной профессией. потребности школьников в освоении здорового образа жизни, поддержания физического здоровья.
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Концептуальная цель школы, определённая в концепции и программе развития МБОУ «Коммунарская СОШ №1» предполагает обновление содержания образования, обогащение образовательного пространства технологиями организации проектной, творческой и исследовательской деятельности для переориентировки учебно-воспитательного процесса на создание условий для самореализации и успешности обучающихся. Данная цель достигается путем ориентированности всего коллектива школы на решение следующих приоритетных задач: Твердое достижение каждым учащимся требований государственных образовательных стандартов по курсам соответствующих учебных дисциплин на максимально возможном уровне; Организации в школе образовательной среды, обеспечивающей личностное развитие каждого учащегося; Обеспечение успешной социализации каждого школьника, заключающейся не только в приспособлении его к эффективному функционированию в среде обитания, но и к активному формированию этой среды в соответствии со своими жизненными целями. В соответствии с этим, целевым назначением образовательной программы основного общего образования являются: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом МО РФ; обеспечение условий для достижения образованности на уровне функцио-нальной грамотности в основных предметных областях, формирование готовности к получению дальнейшего образования базового и расширенно-го характера на основе осознания школьниками своих познавательных интересов, проявления способности к изучению предметных областей знаний; формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, про-фессиональный выбор; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ, адаптация ребенка к жизни в обществе, формирование основы для осознанного выбора дальнейшего жизненного пути; формирование творческой личности, усвоившей духовные ценности и традиции народной культуры, имеющей сознательную нравственную позицию, способной к межкультурному общению; формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность – опре-делять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оце-нивать достигнутые результаты. По уровню образованности целью для основной школы – овладение функциональной грамотностью, обеспечивающей препрофильную подготовку обучающихся; подготовка учащихся к продолжению обучения по образовательной программе среднего полного образования, освоение дополнительных образовательных программ. В качестве ведущего ориентира ценностно-целевого блока образовательной программы основного общего образования выступают государственные образовательные стандарты. В условиях следования общеобразовательной программе выпускник - это человек: - уважающий права и основные свободы личности; - достаточно образованный для достижения личного и семейного благополучия и успеха; - сотрудничающий с другими людьми, терпимый и внимательный к чужому мнению; - обладающий широкими культурными потребностями; - воспринимающий природу как жизненную ценность. Миссия школы на уровне организации образовательного процесса в 5-9 классах состоит в том, чтобы обеспечить получение основного общего образования каждым учеником на максимально возможном качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБОУ «Коммунарская СОШ №1» является одной из трех средних школ города с населением 17 тысяч человек (4 тысячи детей до 18 лет). Это промышленный город с развитой инфраструктурой, на его территории расположено четыре крупных бумажно-картонных производства. Город находится в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. Эти условия обеспечили определенные образовательные потребности населения. С одной стороны, общество нуждается в рабочих, инженерных, научных, творческих кадрах, с другой стороны, имеет возможность подготовить учащихся к получению высшего образования в ВУЗах мегаполиса. В городе работают три общеобразовательных школы, а также вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Три общеобразовательные школы города Коммунара находятся в примерно равных условиях и представляют сопоставимые образовательные услу-
ги, что дает основание для конкуренции. В Коммунаре три дошкольных детских учрежде-ния и учреждения дополнительного образования: студии раннего развития детей, МБОУ ДОД «Школа искусств», МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа». Родители имеют возможность обеспечить детям развитие способностей и талантов за стенами общеобразовательной школы. В городе работают МУ «Центр культуры, досуга и творчества», МУ «Центральная городская библиотека», МУ «Подростковый центр». Развита сеть развлечений: кафе, игровые автоматы, бары, бильярдные, ночной клуб. В городе имеется спортивный комплекс, парковая зона. Это не снимает со школы ответственности за воспитание подрастающего поколения, а усиливает ее. В силу исторических и территориальных условий посёлок несколько обособлен, связь с Гатчинским районом пока слаба (город Коммунар находится в составе Гатчинского муниципального района с 01.01.2006 г. Согласно Закону РФ № 122). Жители ориентированы на близлежащий город Санкт-Петербург, который предоставляет профессиональное образование и рабочие места. Школа расположена в кирпичном 4х-этажном здании, построенном в 1975 году. В школе оборудованы и функционируют 28 учебных кабинетов, специализированные кабинеты химии, физики, биологии, информатики, домоводства, психологической разгрузки, актовый, танцевальный, спортивный залы, библиотека и читальный зал (7,5 тыс. наименований художественной литературы и 8,5 тыс. – учебной), краеведческий музей, кабинет внеурочной работы. столовая. Учащиеся получают горячее питание, за счет регионального бюджета питаются дети из малообеспеченных семей. Оборудованы кабинет директора с секретарем, кабинеты заместителя директора по АХЧ и заместителей директора по УВР, кабинет социального педагога, медицинский кабинет, учительская. Важной характеристикой образовательного пространства школы, обеспечивающей достижения устойчивых высоких образовательных результатов, являются кадровые условия: школа полностью укомплектована педагогическим и административным персоналом; педагогический коллектив основной школы характеризуется высоким образовательным уровнем (см. рис.1)

Рис. 1. Образовательный уровень учителей 5-9 классов МБОУ «Коммунарская СОШ №1» учителя, работающие в 5-9 классах имеют высокий уровень профессиональной квалификации (см. рис. 2).

Рис. 2. Профессиональная квалификация учителей 5-9 классов МБОУ «Коммунарская СОШ №1»
Педагогический коллектив МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» работает над реализацией общеобразовательной программы основного общего образования, обеспечивающей предпрофильную подготовку обучающихся. Основными характеристиками образовательной среды МБОУ «Коммунарская СОШ №1» являются: насыщенность образовательной среды информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) и организация сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства; достижение развивающего эффекта посредствам оптимизации обучающих средств; создание условий для сохранения и созидания здоровья учащихся; направленность деятельности образовательного учреждения на готовность детей к самообразованию, как залогу успешности; учебная деятельность исследовательско-поискового типа; ориентация на формирование способов репродуктивной и творческой деятельности; В образовательной среде школы содержится ряд возможностей для личностной самореализации ребенка: свободы принятия школьником решения о его вхождении в культурно-образовательное пространство; свобода выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения и реализации своих инициатив; построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивного проживания детьми различных ролей в культурно-образовательном пространстве как возможности "пробы сил"; творческой самореализации в профессиональной деятельности; свобода выбора подходов оптимальной организации образовательного процесса; обретение независимости и личностно-профессиональной индивидуальности в условиях культурно-образовательного пространства школы.
Особое внимание уделяется реализации здоровьесберегающего потенциала образовательного пространства школы. Решение проблемы сохранения здоровья детей осуществляется по следующим направлениям: Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. Рациональная организация труда учителя и учеников. Создание комфортного психологического климата. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда. Чередование различных видов деятельности на уроке. Использование аудиовизуальных средств обучения. При этом учитель на каждом уроке использует такие приёмы как: защитно-профилактические (следит за личной гигиеной и гигиеной обучения); компенсаторно-нейтрализующие (проводит физкультминутки, динамические паузы, осуществляет вместе у обучающимися оздоровительную, пальчиковую и др. гимнастики, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам). При использовании на уроке, во внеклассной или внеурочной деятельности ИКТ и ТСО предусмотрено соблюдение здоровьесберегающего режима: перед началом и после каждого академического часа учебных занятий классы проветриваются; ежедневно проводится влажная уборка помещения; время непрерывной работы учащихся за ПК не превышает 15 минут для 5-го класса, 20 минут для учащихся 6-7 классов, 25 минут – 8-9 классов; после работы на персональных компьютерах учителя проводят с учащимися комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления; занятия в кружках с использованием ПК организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, проводятся не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью не более 60 мин (5 класс) или 90 минут (6-9 классы). В рамках данной работы предусмотрено организованное взаимодействие с организациями физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры города: МУДОД «Коммунарская школа искусств», МУДОД «Коммунарская детско-юношеская спортивная школа», центральная городская библиотека, МУП «Коммунарский центр информационных технологий», ФОК «ОЛИМП», бассейн, поликлиника. АДРЕСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общеобразовательная программа основного общего образования рассчитана на учащихся I – IV групп здоровья, освоивших программу начальной школы. Продолжительность обучения 5 лет.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Характеристика учащихся, которым адресована программа 1.1. Возраст 10 - 15 лет. 1.2. Уровень готовности к освоению программы – успешное освоение образовательной программы начального обучения для учащихся, окончивших обучение в начальной школе. 1.3. Состояние здоровья: 1 - 4 группа.
2. Результаты освоения образовательной программы основного общего образования 2.1. Достижение учащимися государственных образовательных стандартов, отраженных в обязательном минимуме содержания образования (Приказы МО РФ №1236 от 19.05.98г и №56 от 30.06.99 г), освоение учащимися Федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7); одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
2.2. Достижение учащимися уровня образованности, соответствующего образовательным стандартам. личностные качества (см. табл. 1 ); функциональная грамотность (способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности) в основной школе (табл. 2).
Таблица 1 Личностные качества и показатели их сформированности
Характеристики | Показатели | Личностные качества | Интеллектуальная зрелость | Сформированность устойчивых учебных интересов. Умение развивать и управлять познавательными процессами личности | Настойчивость в решении проблем Умение анализировать и строить логические выводы. Понимание сущности образовательной деятельности | Социальная зрелость | Усвоение основ коммуникативной культуры личности. Овладение навыками неконфликтного общения | Ориентация в многообразии мнений, соблюдение прав и обязанностей. Умение общаться с разными людьми в разных ситуациях. Уважение к традициям школы | Личностная зрелость | Осознание возможностей достоинств и недостатков собственного «Я». Овладение приемами самообразования и самовоспитания. Навыки самооценки, самоконтроля | Готовность бороться за свою честь и честь школы, отвечать за свои поступки и действия. Умение планировать, готовить, проводить беседу, анализировать информацию и т.п. | Эмоциональная зрелость | Умение владеть собой в сложных ситуациях | Сочувствие, сопереживание, соучастие | Эстетическая зрелость | Способность видеть и понимать красоту. Знание выдающихся деятелей культуры | Развитость чувства прекрасного | Физическая зрелость | Развитие основных физических качеств. Применение способов укрепления здоровья | Стремление стать сильным, выносливым | |