Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б»)




Скачать 168.57 Kb.
НазваниеРабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б»)
Дата06.11.2012
Размер168.57 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Больше-Кайбицкая средняя общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»



«РАССМОТРЕНО»


на заседании МО
учителей химии, биологии, географии ________ХайрутдиноваГ.Р

Протокол

от «__» _______2011 г.

№ _____


«СОГЛАСОВАНО»


заместитель директора по УВР

МОУ«Больше-КайбицкаяСОШ__» Сибгатуллина М.Д.

______________

(подпись)

« .»______2011г

СОГЛАСОВАНО»


Зам. директора по НМР

МОУ«Больше-КайбицкаяСОШ__» Хайруллина А.Р.

______________

(подпись)

« .»______2011г



УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «

Больше-КайбицкаяСОШ »


_________/Хамидуллин И.И.

(подпись)

Приказ №____от

« .»______________2011г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

9 класс ( 9 «А» и 9 «Б»)

Рахматуллиной Гулии Харисовны,

учителя химии

первой квалификационной категории


РАССМОТРЕНО


на заседании педагогического

совета

Протокол №____________

от «__» ______2011 г.


2011-2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



9. КЛАСС (70 ч, 2 ч в неделю)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)


Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


Тема 1. Металлы (21 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3. Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3.

Практическая работа.

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2.Получение и свойства соединений металлов.

3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 3. Неметаллы (27 ч)


Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И, Менделеева. Особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметаличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе Д.И, Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества. Их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа.

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Органические соединения (10 ч)


Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединени. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки. Их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекулы метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.


Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 ч)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Гидролиз солей .


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


В результате изучения химии обучающиеся должны:

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ВЕЩЕСТВ К РАЗЛИЧНЫМ КЛАССАМ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ; ВЫПОЛНЯТЬ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАСПОЗНОВАНИЮ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.



Критерии оценивания ответов и письменных работ по химии

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).


Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).


Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

• отсутствие ответа.


Оценка письменных работ

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»:• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.


Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.


Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.


Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.


Тематическое планирование по химии, 9 класс,

( 2часа в неделю, всего 70 часов)











№ п/п


Наименование темы


Всего

часов




Из них



Дата








Практические работы

Контроль

ные

работы









1


Повторение основных вопросов курса 8 класса


6








К. р. №1













2

Тема 1

Металлы


21




№1 Осуществление цепочки химических превращений металлов.

№2 Получение и свойства соединений металлов.

№3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.



К.р.№2











3

Тема 2

Неметаллы


27




№4 Экспериментальные задачи по теме: «Под-

группа кислорода»

№5 Экспериментальные задачи по теме: «Под-

группы азота и углерода»

№6 Получение, собирание и распознавание газов




К.р.№3











4

Тема 3

Органические соединения


10









К. р.№4











5

Тема 4

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6


Итого

70


















Учебно-методический комплект



1.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010 – 270с.

2 .Габриелян О.С. Яшукова А.В. «Химия. Рабочая тетрадь». 9 класс. – М.: Дрофа,

2007 – 175 с.

3.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003 – 400 с.

4. О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др . Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» /. – М.: Дрофа,

2006 – 176 с.

5.Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии:9 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9 класс». – М.: Экзамен, 2006. – 191с.

6.Присягина И.Г. Контрольные работы по химии: 9 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9 класс». – М.: Экзамен, 2004. – 127с.

7. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии:9 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9 класс». – М.: Экзамен, 2011. – 126с.

8. Доронькин В.Н., Бережная А.Г. и др. Химия. Подготовка к ГИА 2010. –Ростов-на-Дону: Легион,2009-272с.

9.Медведев Ю.Н., Каверина А.А, Корощенко А. ЕГЭ 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ –М.: Интеллект-Центр, 2007

10. Хомченко А.В. Химия 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2009.- 79с.

11. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Химия. 2010. ФИПИ –М.: Интеллект-Центр, 2010. – 160с.

12.CD «Виртуальная химическая лаборатория» 9 класс

13CD КИМ «Уроки химии» 9 класс

14 СD Неорганическая химия 8-11класс

Похожие:

Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа по химии 11 класс «А» (профильный уровень)
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа 11 класс (3 часа) Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений(профильный уровень)...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа «Подготовка к егэ по химии» (школьники 10-11 класс, выпускники суз-ов)
Рабочая программа курса «Химия егэ» разработана для учеников 10-11 классов и выпускников средних образовательных учреждений. Она...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа 8 класс Сикорская О. Э
О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Якушкова «Настольная книга учителя химии 8 класс» – М.: Дрофа, 2002 год
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа по химии 11 класс (базис)
Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа по химии в 10-11 классе
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна и...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Учебник: О. С. Габриелян 11 класс
«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа курса химии
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования и государственного образовательного стандарта, а...
Рабочая программа по химии 9 класс ( 9 «А» и9 «Б») iconПояснительная записка рабочая программа по химии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по химии (профильный уровень)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб для общеобразоват...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница