Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год




НазваниеАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год
страница1/6
Дата06.11.2012
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6


Статистика и анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 году


1. Особенности проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и состав его участников в 2009 году


Апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов в Тамбовской области проходит третий год. Экзаменационные материалы постоянно совершенствуются с учётом требований модернизации российского образования (в частности, повышения объективности результатов экзаменов)

В 2008 – 2009 учебном году итоговая аттестация по русскому языку за курс основной школы проводилась в новой форме, приближенной к модели ЕГЭ, впервые. Использование такой формы позволило учесть опыт организации и технологии проведения ЕГЭ по русскому языку, в ходе которого уже была отработана методика контроля учебных достижений выпускников с использованием заданий разного типа и уровня сложности; обеспечена открытость и прозрачность системы оценивания.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Характеристика участников ГИА по русскому языку 2009 года


Государственную итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме в 2009 году проходили выпускники основной общеобразовательной школы. Из 6981 выпускников 6818 девятиклассников выполняли экзаменационную работу, т.к. 142 человека по определенным причинам не явились на экзамен. Большинство выпускников, проходивших ГИА, проживает в населённых пунктах сельского типа - 4218 человек, что составляет 63% от общего числа выпускников, и 37% выпускников проживает в населённых пунктах городского типа.



  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236).

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).


Структура и содержание экзаменационной работы

В экзаменационную работу были включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся. Трёхчастная структура работы по русскому языку обусловлена несколькими причинами: она воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо), а также реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности выпускников.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с открытым ответом (В1 – В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо, как и в едином государственном экзамене, выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях типа В – записать найденный ответ цифрами или словами.

Семь заданий типа А проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Четырнадцать заданий типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. И то и другое задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.

Оба задания этой части одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, выявляя ценностные ориентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.


Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

N

Части работы

Число

зада-

ний

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Тип заданий

1

Часть 1

1 (C1)

7

15, 5%

Задание с развёрнутым ответом

2

Часть 2

7

7

15, 5%

Задания с выбором ответа

14

14

31%

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

1 (C2.1 или С2.2)

7

15, 5%

Задание с развёрнутым ответом




Части 1, 3 (соблю-дение фактической точности, а также языковых и речевых норм в заданиях с развёр-нутым ответом)

2

(С1, С2.1 или С2.2)

10

22, 5%

Задания с развёрнутым ответом

Итого

23

45

100%






Распределение заданий экзаменационной работы

по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.


Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»


Содержательные разделы

Число заданий

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Речь. Адекватное понимание устной речи.

Речь. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

1

7

15, 5%

Речь. Адекватное понимание письменной речи.

5

5

11%

Речь. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

2

2

4, 5%

Лексика и фразеология

1

1

2%

Синтаксис

7

7

15, 5%

Речь. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

1

7

15, 5%

Языковые нормы.

Лексические нормы.

Орфографические нормы.

Пунктуационные нормы.

Грамматические нормы.

Выразительность и точность русской речи

6 (81)

16

36%

Итого

23

45

100%



1 Часть 1 – 1 задание, часть 2 – 6 заданий, часть 3 – 1 задание.

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Таблица 3

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом

Виды работы с языковым материалом

Число заданий

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Написание изложения и сочинения

2

242

53, 5%

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста)

14

14

31%

Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста

7

7

15, 5%

Итого

23

45

100%
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в независимой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconОбщеобразовательные программы Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку обучающихся
Государственная (итоговая) аттестация 2012 года (в новой форме) по русскому языку обучающихся, освоивших основные
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса мбоу сош №8 в 2011-2012 учебном год
В 2011-2012 учебном году к государственной (итоговой) аттестации за курс основной общей школы допущены 18 учащихся, из них 1 учащийся...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconАнализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010\2011 учебный год
Анализ результатов государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку и литературе
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников | X и XI классов Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов моу сош №34 2011 год
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации в 2010 201 1 учебном году
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconМетодические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
«Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год icon16 февраля 2011 г в школе №29 состоялся семинар учителей русского языка и литературы Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов
«Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по русскому языку в новой форме»
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году Логвинова Е. И
Анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах. Анализ результатов егэ по русскому языку – Кукоба С. Н., Логвинова...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 год iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по обществознанию в Тамбовской области в 2009 год
РФ, где эта форма экзамена применялась уже в предыдущие годы. При этом подавляющее большинство девятиклассников по-прежнему проходили...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница