Предмет и задачи логики




Скачать 317.87 Kb.
НазваниеПредмет и задачи логики
страница1/6
Дата06.11.2012
Размер317.87 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

ШПОРЫ по ЛОГИКЕ


(просмотренные и исправленные (частично??) Катречко С.Л.)

Вопрос1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ


Логика — одна из древнейших наук» возникла в рамках философии более 2300 лет назад в трудах древнегреческого философа Аристотеля, который впервые систематизировал формы и правила мышления.

Логика изучает мышление. Познание мира, как его отражение в сознании, осуществляется в двух формах: чувственное и абстрактное познание.

Символическая логика использует для анализа форм и законов мышления средства и методы, по традиции считающиеся принадлежащими математике.

Мышление изучается многими науками. Предметом изучения логики являются формы мышления, законы выводного знания, законы связи мыслей. Логика изучает формы правильного рассуждения. Традиционная формальная логика исследует законы связи между сложившимися мыслями, методы оперирования ими.

Логика мышления представляет собой определенный способ отражения действительности. Именно соблюдение логических законов делает мышление правильным, т.е. способным при выполнении ряда условий достигать истинного знания. Таким образом, логика изучает то общее, что связывает мысли в их движении к познанию истины.

Вопрос 2

ПОНЯТИЕ. ВИДЫ ПОНЯТИЙ


Форма мысли, отражающая предметы в их существенных и общих признаках, называется понятием.

С помощью понятий осуществляется познание объективных законов природы.

Вне общих понятий нельзя было бы сформулировать ни одного закона, выделить предметную область той или иной конкретной науки, создать научные теории, т.е. нельзя было бы дать научного обоснования и самой практике.

Языковой формой выражения понятий является слово или группа слов.

Виды понятий

Виды понятий по объему и содержанию:

Понятия делятся по объему на следующие: общие, единичные, пустые (нулевые), регистрирующие, нерегистрирующие, собирательные, несобирательные.

По содержанию понятия делятся: на конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные. В результате изучения видов понятий нужно уметь дать им логическую характеристику, т.е. указать вид понятия по объему и содержанию.

Например, «правозащитная организация» — понятие общее, регистрируемое, несобирательное, конкретное, относительное, положительное. «Трудолюбие» — понятие общее, нерегистрируемое, несобирательное, абстрактное, относительное, положительное.


Единичные и общие понятия

Единичные — в которых мыслится лишь один предмет (явление, событие).

Общие — в которых мыслится совокупность однородных элементов. Например, понятие «самый большой в мире город» — единичное, так как таким свойством «быть самым большим в мире городом» может обладать лишь один единственный предмет.

-Общие понятия могут быть: регистрирующими, в которых число мыслимых предметов поддается реальному учету, регистрации. Например, «города России», «произведения Л.Н. Толстого».

Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрирующими, в которых число мыслимых предметов не поддается реальному учету, регистрации. Например, «человек» — все люди, которые жили, живут и будут жить в прошлом, настоящем и будущем.

Вопрос 3

ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ



1. Конкретные н абстрактные

Понятие, в котором мыслится предмет или класс предметов в его целостности, называется конкретным. Понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Например, понятия «книга», «государство», «растение» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

2.положительные и отрицательные понятия.

Понятия, в которых отражаются признаки, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными.

Примерами положительных понятий могут быть: «живущий по средствам», «говорящий по-английски». Примеры отрицательных понятий: «живущий не по средствам», «не говорящий по-английски» .

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными частицами «не».

3. Безотносительные и соотносительные (относительные) понятия.

Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся сами по себе, вне связи с другими предметами. Таковы понятия «студент», «государство» и др.

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только в связи и одновременно с друг с другом и поэтому немыслящиеся один без другого.

Например, понятия «родители» и «дети, «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие» и др.

Вопрос 4

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ


Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание и объем.

Содержанием называется совокупность существенных признаков предметов, которая мыслится в данном понятии. Так, содержание понятия «студент» раскрывается через такие существенные признаки, как «быть учащимся вуза», «овладевать системой знаний по такой-то специальности».

Кроме содержания понятия имеют объем.

Объем понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание этого понятия. Например, объем понятия «студент» составляют все учащиеся Вузов.

Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий, который формулируется следующим образом: «Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание и наоборот».

Возьмем, например, два понятия «студент» и «студент юридического института». Объем первого понятия больше объема второго понятия, т.к. студентов вообще больше, чем студентов юридических институтов. А содержание второго понятия шире содержания первого, т.к. кроме основного признака «быть учащимся вуза» здесь добавляется еще специфический признак «обучаться в юридическом институте».

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Предмет и задачи логики iconМатериалы для подготовки к сессии студентам II курса заочного обучения
Предмет формальной логики, ее задачи и возможности в формировании юридического мышления
Предмет и задачи логики iconТема основы логики (первый этап отношений логики и языка) (6 часов)
История логики. Логика и язык. Миф о полной ограниченности и неприменимости логики в сфере языкознания. Миф о всесилии логики и семиотики...
Предмет и задачи логики iconПримерный перечень контрольных вопросов
Информатика как наука. Предмет и задачи. Сравнение с кибернетикой (предмет и задачи)
Предмет и задачи логики iconВопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана
Тема Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана. Методы и методология изучения источников
Предмет и задачи логики iconПрограмма дисциплины по кафедре Прикладная математика
Охватывает круг вопросов, связанных с изучением формальных теорий, элементов теории множеств, логики высказываний и логики предикатов,...
Предмет и задачи логики iconТема Предмет химии
Урок Задачи и предмет химии. Лабораторная посуда. Правила техники безопасности
Предмет и задачи логики iconПрограмма по курсу: основы теории
Элементы алгебр логики. Полные наборы функций алгебры логики. Комбинаторные схемы
Предмет и задачи логики iconЛогика темы рефератов
Социальное назначение и функции логики. Роль логики в развитии логической культуры личности специалиста
Предмет и задачи логики iconФормы мышления. Алгебра логики
Создать организационные и содержательные условия для формирования представлений учащихся о понятиях алгебры логики
Предмет и задачи логики iconТезисы доклада Начало формы
Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница