Химические свойства солей




Скачать 67.85 Kb.
НазваниеХимические свойства солей
Дата06.11.2012
Размер67.85 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Химические свойства солей.

Класс: 8

Цель урока: изучить свойства солей.

Задачи:

Образовательные: привести в систему знания учащихся о составе, номенклатуре, классификации солей; дать представление о некоторых общих свойствах солей.

Развивающие: продолжить формирование умений проводить химический эксперимент, писать уравнения химических реакций, наблюдать, обобщать, делать выводы; развивать логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность при выполнении химического эксперимента, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лабораторное исследование.

Оборудование: наборы реактивов для проведения лабораторных опытов (NaOH, HCl, AgNO3, Na2CO3, Na2SiO3, CuSO4, NaCl), наборы формул в конвертах, презентация, набор солей разного цвета, чашки Петри для демонстрации опытов, документ-камера.

Ход урока.

  1. Орг. момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку) СЛАЙД 1.

  2. Проверка знаний о солях и постановка проблемы.

Слышали ли вы выражение «белые пятна» в истории, «белые пятна» на географической карте? Что оно означает? (Ответ: что-то неизвестное, неизученное). На классной доске тоже «белые пятна», на которых написано слово «соли». Верно ли утверждать, что вы ничего не знаете о солях? (Ответ: нет). Давайте откроем первое: состав и названия солей. Какие вещества называются солями? (Ответ: сложные вещества, состоящие из атомов металла, связанных с кислотным остатком.)

Задание 1. В конвертах формулы веществ разных классов. Выберите только формулы солей. ( После выполнения задания – СЛАЙД 2)

Задание 2. Назовите эти соли.(Учитель показывает карточки с формулами солей. Учащиеся их называют) ( После выполнения задания – СЛАЙД 3)

Итак: убираем «белое пятно»? Да.

Откроем второе: классификация и физические свойства солей.

Вопрос: какие соли написаны на слайде? (Ответ: средние)

Вопрос: а какие ещё есть соли? (Ответ: кислые, основные СЛАЙД 4)

Вопрос: в чём особенность кислых солей? (Ответ: наличие атомов водорода)

Вопрос: в чём особенности основных солей? (Ответ: наличие гидроксогруппы)

Задание 3. Установите соответствие между формулой соли и группой солей. (Задание написано на доске)

NaNO3 кислые

NaHCO3 средние

(CuOH)2CO3 основные

AlCl3

CuSO4

NaH2PO4

(Для выполнения задания к доске вызывается один ученик)

Дайте краткую характеристику физическим свойствам солей. (Ответ: твердые, разного цвета, с разной растворимостью в воде.)

Итак: убираем «белое пятно»? Да.

Как вы думаете, что скрывается за этим «белым пятном»? (Учащиеся высказывают свои предположения). Правильно, химические свойства.

  1. Изучение нового материала.

Откройте тетради и запишите тему урока. СЛАЙД 5.

Сформулируйте цель урока. СЛАЙД 5.


Девиз урока: Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражняется»

М.В.Ломоносов СЛАЙД 6


Слово представителю 1-й группы. СЛАЙД 7

Нашей группе было задание экспериментальным путём доказать способность солей взаимодействовать со щелочами. Каждый в группе делал свой опыт, но результат один – выпадает осадок. СЛАЙД 8.

Общая схема химического свойства:

соль + щелочь → основание ↓ + др. соль

Запишите схему в тетрадь.

  • CuSO4 + 2 NaOH → Cu(OH)2 (↓) + Na2SO4

  • FeSO4 + 2 KOH → Fe(OH)2 (↓) + K2SO4

  • FeCl3 + 3 NaOH → Fe(OH)3 (↓) + 3NaCl

  • ZnSO4 + 2KOH → Zn(OH)2 (↓) + K2SO4



Л. О. Возьмите пробирку с раствором CuSO4 и прилейте NaOH. Выпадает осадок синего цвета.

Задание: написать уравнение реакции на доске.


Слово представителю 2-й группы. СЛАЙД 9


Нашей группе было задание экспериментальным путём доказать способность солей взаимодействовать с кислотами. Каждый в группе делал свой опыт. Результат следующий: соли взаимодействуют с кислотами при усовии, что образующаяся кислота выпадает в осадок, или выделяется в виде газа, или разлагается с образованием оксида и воды. СЛАЙД 10.

Общая схема химического свойства:

соль + кислота → др. соль + др. кислота (↓,↑)

  • Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + [H2CO3]↗CO2

↘H2O

  • Na2SiO3 + H2SO4 → Na2SO4 + H2SiO3 (↓)

  • Na2S + 2HNO3 → 2NaNO3 + H2S (↑)

( в вытяжном шкафу )

Запишите схему в тетрадь.

Л. О. Возьмите пробирку с раствором Na2CO3 и прилейте HCL. Выделяется газ.

Задание: написать уравнение реакции на доске.


Слово представителю 3-й группы. СЛАЙД 11


Нашей группе было задание экспериментальным путём доказать способность солей взаимодействовать с солями. Каждый в группе делал свой опыт, но результат один – выпадает осадок. СЛАЙД 12.

Общая схема химического свойства:

соль + др. соль → др. соль ↓ + др. соль

  • NaCl + AgNO3 → AgCl (↓) + NaNO3

  • BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4 (↓) + 2NaCl

  • Ba(NO3)2 + CuSO4 → BaSO4 (↓) + Cu(NO3)2

  • Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4 (↓) + 3NaNO3



Запишите схему в тетрадь.

Л. О. Возьмите пробирку с раствором NaCl и прилейте AgNO3. Выпадает осадок белого цвета.

Задание: написать уравнение реакции на доске.


Слово представителю 4-й группы. СЛАЙД 13


Нашей группе было задание экспериментальным путём доказать способность солей взаимодействовать с металлами. СЛАЙД 14.

Общая схема химического свойства:

соль + металл → др. соль + др. металл

(Разъяснение этого свойства по ряду активности металлов)



  • CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

  • CuSO4 + Zn → ZnSO4 + Cu

  • FeSO4 + Cu → РЕАКЦИЯ НЕ ИДЁТ

  • Hg(NO3)2 + Cu → Cu(NO3)2 + Hg (ТЕОРЕТ.)



Запишите схему в тетрадь.

Д. О. Показ опыта взаимодействия раствора сульфата меди (II) с железным гвоздём.

Задание: написать уравнение реакции на доске.

Итак: обобщим работу 4-х групп. СЛАЙД 15

СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ → СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ(↓)

СОЛЬ + КИСЛОТА →СОЛЬ + КИСЛОТА(↓,↑)

СОЛЬ + СОЛЬ → СОЛЬ (↓) + СОЛЬ

СОЛЬ + МЕТАЛЛ → СОЛЬ + МЕТАЛЛ

Итак: убираем «белое пятно»? Да.

Ещё одно «белое пятно» осталось на доске. СЛАЙД 16.

Применение солей. Информацию о применении некоторых солей заслушаем на следующем уроке.

  1. Рефлексия.

Подведём итоги. СЛАЙД 17.

1. Повторили состав, классификацию и физические свойства солей.

2. Изучили химические свойства солей.

5. Домашнее задание. СЛАЙД 18.

1. § 41

2. Запомнить схемы химических свойств солей.

3. Выполнить письменное задание («шпаргалка»).

4. Творческие задания:

Подготовить выступления на темы:

- Тайна малахитовой шкатулки;

- Музей соли в г.Соликамске;

- Путешествие в Кунгурскую ледяную пещеру.


6.Рефлексия. СЛАЙД 20.

Разъяснение по выполнению задания.

СЛАЙД 19.

Вариант 1.

Вставьте вместо знака вопроса формулы веществ в уравнения реакций:

Уровень 1.

  1. CaCO3 + HCl → ? + CO2 + H2O

  2. AlCl3 + NaOH → Al(OH)3 + ?

Уровень 2.

  1. KCl + AgNO3 → ? + ?

Уровень 3.

  1. AgNO3 + Cu → Cu(NO3)2 + ?

Вариант 2.

Вставьте вместо знака вопроса формулы веществ в уравнения реакций:

Уровень 1.

  1. MgCO3 + HNO3 → ? + CO2 + H2O

  2. FeCl3 + KOH → Fe(OH)3 + ?

Уровень 2.

  1. BaCl2 + AgNO3 → ? + ?

Уровень 3.

  1. Mg Cl2 + NaOH → ? + ?

Вариант 3.

Вставьте вместо знака вопроса формулы веществ в уравнения реакций:

Уровень 1.

  1. AgNO3 + HCl → ? + HNO3

  2. CuCl2 + NaOH → Cu (OH)2 + ?

Уровень 2.

  1. ZnCl2 + AgNO3 → ? + ?

Уровень 3.

  1. Hg(NO3)2 + Fe → Fe(NO3)2 + ?

Вариант 4.

Вставьте вместо знака вопроса формулы веществ в уравнения реакций:

Уровень 1.

  1. MgS + HNO3 → ? + H2S

  2. FeCl2 + KOH → Fe(OH)2 + ?

Уровень 2.

  1. BaCl2 + K2SO4 → ? + ?

Уровень 3.

  1. AgNO3 + Cu → ? + ?

Вариант 5.

Вставьте вместо знака вопроса формулы веществ в уравнения реакций:

Уровень 1.

  1. Na2S + HCl → ? + H2S

  2. FeSO4 + NaOH → Fe(OH)2 + ?

Уровень 2.

  1. BaCl2 + K2SO4 → ? + ?

Уровень 3.

  1. AgNO3 + Fe → Fe(NO3)2 + ?

7.Заключение.

Сбор самостоятельных работ. Выставление оценок за работу на уроке.

СЛАЙД 21

Похожие:

Химические свойства солей iconСерная кислота. Производство серной кислоты
Цель урока: рассмотреть физические свойства и строение серной кислоты, химические свойства разбавленной и концентрированной кислот;...
Химические свойства солей iconФазовые равновесия и физико-химические свойства в рядах растворов солеЙ элементов iiа-группы
Работа выполнена на кафедре "Общая и неорганическая химия" Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Химические свойства солей iconКомплекс уроков с использованием модульной технологии при изучении химии в 10 классе (физико-химический профиль) Химические свойства спиртов
Цели: в результате изучения темы учащиеся должны распознавать типы уравнений реакций, уметь составлять уравнения химических реакций,...
Химические свойства солей icon«Важнейшие представители солей»
Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с составом и названиями солей. Сегодня наша задача – закрепить умения составлять формулы...
Химические свойства солей icon«Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот» Научный Ахметов М. А
Введение егэ было продиктовано необходимостью создания системы объективной оценки качества подготовки выпускников средней (полной)...
Химические свойства солей iconУрок по теме «Оксиды углерода»
Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов
Химические свойства солей iconФизико – химические свойства почвы и здоровье человека
Одной из главнейших глобальных проблем нашего времени является обеспечение людей пищей. Однако с продуктами питания в организм могут...
Химические свойства солей iconМетодическая разработка урока химии в 9 классе в условиях реализации перехода
Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства...
Химические свойства солей iconУрок технологии в 7 классе по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
Наглядные пособия и техническое оснащение: Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, схема «Классификация текстильных волокон»,...
Химические свойства солей iconКурса
Водород в природе. Его физические и химические свойства. Получение и применение водорода
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница