Программа по химии общие указания




Скачать 311.16 Kb.
НазваниеПрограмма по химии общие указания
страница1/2
Дата06.11.2012
Размер311.16 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
1. ПРОГРАММА ПО ХИМИИ


Общие указания


На экзамене по химии поступающий в университет должен:

– показать знания основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, лежащих в основе научного познания природы;

– уметь применять изученные в школе теоретические положения при рассмотрении классов неорганических и органических веществ и их соединений, раскрывая зависимость свойств веществ от состава и строения;

– знать свойства важнейших веществ, применяемых в промышленности и в быту;

– решать типовые и комбинированные расчетные задачи по основным разделам химии.

На экзамене можно пользоваться:

микрокалькулятором и справочными таблицами, такими как «Периодическая система химических элементов», «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», «Ряд стандартных электродных потенциалов».


1.1. Теоретические основы химии.


Теория строения вещества


Атом. Состав атомных ядер. Химический элемент. Постоянство состава вещества. Относительная атомная и относительная молекулярная масса. Закон сохранения массы, его значение в химии. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Закон Авогадро. Изотопы.


Учение о периодичности. Периодический закон и

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева


Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Распределение электронов в атомах элементов первых четырех периодов. Малые и большие периоды, группы и подгруппы. Характеристика отдельных химических элементов главных подгрупп на основании положения в периодической системе и строения атома. Значение периодического закона для понимания научной картины мира, развития науки и техники.


Химическая связь


Виды химической связи. Ковалентная связь и способы ее образования. Длина и энергия связи. Понятие об электроотрицательности химических элементов. Валентность и степень окисления. Ионная связь и ее образование. Заряд иона. Металлическая связь.


Химические реакции


Типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от природы и концентрации реагирующих веществ, температуры. Катализ и катализаторы.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле Шателье.


Растворы. Электролитическая диссоциация


Растворы. Растворимость веществ. Зависимость растворимости веществ от их природы, температуры и давления. Тепловые эффекты при растворении. Способы выражения концентрации растворов (массовая доля, молярная концентрация). Значение растворов в технике, сельском хозяйстве, быту.

Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, солей и оснований.

1.2. Неорганическая химия.


Основные классы неорганических веществ


Оксиды кислотные, основные, амфотерные. Способы получения и свойства оксидов.

Основания, способы получения и свойства. Щелочи, их получение, свойства и применение.

Кислоты, их классификация, общие свойства, способы получения. Реакция нейтрализации.

Соли, их состав, химические свойства, способы получения. Гидролиз солей.


Галогены


Общая характеристика галогенов. Хлор. Физические и химические свойства. Реакции с органическими и неорганическими веществами. Получение хлора в промышленности. Соединения хлора. Применение хлора и его соединений.


Подгруппа кислорода


Общая характеристика элементов главной подгруппы VI группы.

Кислород, его физические и химические свойства. Основные аллотропные модификации. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Сера, ее физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, оксиды серы. Серная кислота, ее свойства и химические основы производства.

Вода, строение воды. Физические, химические свойства. Кристаллогидраты. Значение воды в промышленности, сельском хозяйстве, быту, природе. Охрана водоемов от загрязнения.


Подгруппа азота


Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы.

Азот, его физические и химические свойства. Соединения азота: аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотная кислота, соли азотной кислоты. Физические и химические свойства. Производство аммиака. Применение аммиака, азотной кислоты и ее солей. Азотные удобрения.

Фосфор, его аллотропные формы, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.


Подгруппа углерода


Общая характеристика элементов главной подгруппы IV группы.

Углерод, его аллотропные формы. Соединения углерода: оксиды II, IV, угольная кислота и ее соли.

Кремний. Соединения кремния в природе, их использование в технике.


Металлы


Положение в периодической системе. Особенности строения их атомов. Металлическая связь. Характерные физические и химические свойства. Коррозия металлов.

Щелочные металлы. Общая характеристика на основе положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Соединения натрия и калия в природе, их применение. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы периодической системы химических элементов. Кальций, его соединения в природе. Жесткость воды и способы ее устранения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы III группы периодической системы химических элементов. Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.

Железо. Характеристика железа, оксидов, гидроксидов, солей железа (II и III). Природные соединения железа. Сплавы железа – чугун и сталь. Применение сплавов и соединений железа.

Металлургия. Металлы в современной технике. Доменное производство чугуна. Способы производства стали. Проблема малоотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Развитие отечественной металлургии и ее значение для развития других отраслей промышленности.


1.3. Органическая химия.


Строение органических соединений


Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от их строения. Изомерия. Электронная природа химической связи в молекулах органических соединений, гомо- и гетеролитические способы разрыва связей. Понятие о свободных радикалах.


Предельные углеводороды


Гомологический ряд предельных углеводородов (алканов), их электронное и пространственное строение (sp3-гибридизация). Метан. Номенклатура, физические и химические свойства предельных углеводородов. Циклопарафины. Предельные углеводороды в природе.


Непредельные углеводороды


Гомологический ряд этиленовых углеводородов (алкенов). Их электронное и пространственное строение (sp2-гибридизация, сигма- и пи-связи). Изомерия углеродного скелета и положение двойной связи. Пространственная изомерия (цис- и транс-). Номенклатура этиленовых углеводородов. Физические и химические свойства. Получение и применение этиленовых углеводородов. Природный каучук, его строение и свойства.

Ацетилен, его электронное и пространственное строение (sр-гибридизация, сигма- и пи-связи). Гомологический ряд ацетилена. Физические и химические свойства, применение ацетилена. Получение его карбидным способом и из метана.


Ароматические углеводороды


Бензол, электронное и пространственное строение (sp2-гибридизация). Физические и химические свойства. Промышленное получение и применение бензола. Понятие о ядохимикатах, условия их использования в сельском хозяйстве на основе требований об охране окружающей среды.


Природные источники углеводородов


Нефть, природный и попутный нефтяной газы, уголь. Фракционная перегонка нефти. Крекинг нефтепродуктов. Ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке.


Спирты. Фенолы. Альдегиды


Спирты. Их строение и химические свойства. Изомерия. Номенклатура. Строение и химические свойства одноатомных спиртов. Многоатомные спирты, номенклатура, особые свойства (этиленгликоль, глицерин). Ядовитость спиртов, их губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

Фенол, его строение, взаимное влияние атомов в молекуле. Физические и химические свойства фенола. Применение фенола. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Номенклатура, строение, физические и химические свойства. Особенности карбонильной группы. Муравьиный и уксусный альдегиды, получение, применение.


Карбоновые кислоты


Гомологический ряд предельных одноосновных кислот, их строение. Карбоксильная группа, взаимное влияние карбоксильной группы и углеводородного радикала. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Уксусная, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.


Сложные эфиры. Жиры


Сложные эфиры. Строение, получение реакцией этерификации. Химические свойства. Жиры в природе, их строение и свойства. Синтетические моющие средства, их значение. Защита окружающей среды от загрязнений синтетическими моющими средствами.


Углеводы


Моносахариды: глюкоза, ее строение, химические свойства, роль в природе. Дисахариды: сахароза, ее гидролиз.

Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Их строение, химические свойства, роль в природе. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах.


Амины. Аминокислоты


Строение аминов. Взаимодействие с водой и кислотами. Анилин. Получение анилина из нитробензола, практическое значение анилина.

Строение, химические свойства, изомерия аминокислот. Их значение в природе, применение.

Синтез пептидов, их строение. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях на примере пиридина и пиррола.


Белки. Нуклеиновые кислоты


Строение, структура и свойства белков. Успехи в изучении и синтезе белков. Значение микробиологической промышленности. Нуклеиновые кислоты, строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности клетки.


1.4. Примерный перечень типовых расчетных задач

по химии


1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле.

2. Вычисление массовых долей (процентного содержания) элементов в сложном веществе по его формуле.

3. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, если известна масса растворенного вещества и масса раствора.

4. Вычисление массы растворителя и массы растворенного вещества по известной массовой доле растворенного вещества и массе раствора.

5. Вычисление массы определенного количества вещества.

6. Вычисление количества вещества (в молях) по массе вещества.

7. Вычисление относительной плотности газообразных веществ.

8. Вычисление объема определенного количества газообразного вещества при заданных условиях.

9. Вычисление массы газообразного вещества, занимающего определенный объем, при любых заданных значениях температуры и давления.

10. Вычисление объема определенной массы газообразного веществ при любых заданных условиях.

11. Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов.

12. Вычисление массы продукта реакции по известным массам исходных веществ.

13. Вычисление массы продукта реакции по известной массе одного из вступивших в реакцию веществ.

14. Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

15. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

16. Вычисление массовой доли компонентов смеси на основе данных задачи.

17. Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания.

18. Составление химических переходов (уравнений реакций) одних веществ в другие с использованием генетической связи между классами соединений (качественные задачи).


Экзаменационные билеты могут содержать как типовые, так и более сложные комбинированные задачи, состоящие из нескольких типов перечисленных выше расчетных задач. Кроме того, комбинированные задачи могут быть составлены по материалам различных разделов химии.


2. ИЗ ОПЫТА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ПО ХИМИИ


Как показывают результаты вступительных экзаменов, школьная оценка по химии подтверждается далеко не всегда. При этом основные ошибки абитуриентов связаны как с недостаточно глубокими теоретическими знаниями предмета, так и с неумением правильно и рационально решать задачи.

Можно выделить несколько наиболее типичных ошибок:

– неправильное составление полных и сокращенных форм ионных уравнений реакций;

– затруднения в составлении окислительно-восстановительных уравнений реакций (особенно в расстановке коэффициентов);

– непонимание процесса гидролиза;

– ошибки в составлении химических формул веществ (особенно структурных и электронных);

– затруднения в объяснении сущности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ и того, как это сказывается на химических свойствах данных соединений;

– ошибки при решении задач.


1. Очень часто определенные затруднения у абитуриентов вызывает неумение соединить воедино сведения, полученные на разных этапах обучения. Причиной этого может быть как достаточная разбросанность материала по различным разделам школьного учебника, так и отсутствие у учащихся навыков использовать свои знания для обобщения изучаемого материала. В результате ответ на экзамене получается неаргументированным и неполным.

Например, отвечая на вопрос о химических свойствах кислот, абитуриенты, как правило, основываются на материале учебника 8 класса. Но такой ответ является далеко не полным. Ведь в учебнике 9 класса кислоты уже рассматриваются с точки зрения теории электролитической диссоциации. При изучении органической химии (10 – 11 классы) учащиеся изучают органические кислоты (карбоновые кислоты, аминокислоты, оксикислоты). Весь этот пройденный учебный материал и должен найти отражение в полноценном ответе. Ведь основная цель вступительного экзамена – проверить знания учащихся, полученные в течение всего периода обучения.

Другой пример: объясняя сущность процессов, происходящих в растворах, абитуриенты часто пишут реакции только в молекулярном виде, хотя в соответствии с программой 9 класса должны уже уметь записывать уравнения таких реакций в ионном виде.

Необходимо иметь в виду, что абитуриент, сдающий вступительный экзамен по химии (как и по другим предметам), должен владеть всем объемом школьной программы, а не только первоначальными понятийными знаниями, полученными в 8 или 9 классах.

2. При подготовке к вступительным экзаменам необходимо уделять должное внимание и тому, как то или иное положение теории можно применять к конкретным элементам или веществам. Как показывает многолетний опыт, это часто вызывает определенные трудности. Например, абитуриент не всегда может связать свои знания о периодическом законе с характеристикой отдельных элементов, а химические свойства какого-либо соединения с его строением и составом.

Такие затруднения объясняются как недостаточно хорошим знанием теории, так и тем, что нередко изучение химии сводится не к пониманию материала, а к заучиванию отдельных фрагментов теории или формул. Такой подход, как правило, приводит к большому количеству фактических ошибок.

Помните, что глубокое понимание теории и умение применять ее на практике не только освобождают от механического запоминания огромного количества фактического материала, но и облегчают сам процесс его освоения.

3. Очень часто встречаются ошибки, связанные с недостаточно хорошим знанием основных понятий и законов химии. Абитуриенты часто путают такие понятия, как относительная и абсолютная атомные массы, химический элемент и простое вещество, относительная молекулярная и молярная масса, валентность и степень окисления. Плохо понимают смысл единицы количества вещества в химии – моль. Не могут применить закон Авогадро для решения задач.

Четкие представления об этих разделах химии помогут не только ответить на поставленные вопросы, но и правильно решить задачи.

4. Как правило, наиболее больным местом у абитуриентов на вступительных экзаменах по химии является решение задач. В связи с тем, что решение задач дает возможность проверить теоретическую подготовку абитуриента, его умение применять полученные знания на практике, задачи являются неотъемлемой составной частью экзаменационных билетов. Трудности возникают из-за того, что в школьном курсе, как правило, расчетам не уделяется достаточного внимания. Принято считать, что это проблемы математические, а не химические. Кроме того, в учебниках приводится довольно ограниченное количество задач, что не дает учащимся достаточной практики в их решении.

Следует обратить внимание на то, что успешно решать химические задачи возможно лишь при хорошем владении теоретическим материалом. При решении задач часто необходимо знание не только химических, но и физических свойств веществ, качественных реакций на катионы и анионы, окислительно-восстановительных реакций и т. д.

Часто ошибки связаны с недостаточно внимательным анализом текста условия задачи. Поэтому большее внимание надо уделять анализу условия предложенной задачи и выбору наиболее простого способа ее решения.

Бывает, что химический процесс, описанный в задаче, абитуриенту понятен, но не ясно, какой метод решения является правильным и более рациональным.

Для решения задач обычно используются два метода. Первый – метод пропорций – обычно более громоздкий. Второй – основан на ясном понимании понятия моль и на анализе мольных соотношений исходных веществ и продуктов реакции. Какой метод выбрать? Тот, который быстрее (в меньшее количество действий), ведет к получению конечного результата.

Иногда к ошибкам в решении задач приводит неправильная размерность величин. Поэтому практический совет: проверяйте размерность величин путем подстановки их в расчетные формулы. Но следует помнить главное: если Вы хотите научиться хорошо решать химические задачи, то путь один – как можно больше решать задач, особенно по тем разделам программы, которые вызывают у Вас особые трудности.

Лучше всего начать с развернутых решений типовых задач, приводимых в учебниках и учебных пособиях. Внимательно разберитесь в алгоритме их решения и только после этого решайте задачи самостоятельно. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени подготовки к экзамену. Это не только даст необходимые навыки, но и поможет лучше закрепить теоретический материал.

  1   2

Похожие:

Программа по химии общие указания iconОбщие методические указания по подготовке и оформлению контрольных работ для учащихся заочных подготовительных курсов бгму
Объяснительная записка к учебным заданиям по подготовке к централизованному тестированию по химии
Программа по химии общие указания iconПрограмма по химии в 9 классе. Основы общей химии
Программа составлена на основе программы «Методика факультативных занятий по химии». М.: Просвещение, 1985 г
Программа по химии общие указания iconОбщие методические указания по выполнению письменных контрольных работ Общие методические указания по изучению курса дисциплины «Теплотехника»
Составитель: О. Ю. Баранова. Теплотехника: Задания и методические указания по выполнению контрольных работ для слушателей факультета...
Программа по химии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по химии
Настоящая программа составлена на основе типовой программы по химии для общеобразовательных школ. Она включает в себя традиционные...
Программа по химии общие указания iconБанк данных по общей и биоорганической химии
М-во здравоохр. Респ. Беларусь, уо "Гродн гос мед ун-т", [Каф общей и биоорганической химии] = Лабораторные указания к практическим...
Программа по химии общие указания iconРабочая программа по химии в 10-11 классе
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна и...
Программа по химии общие указания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по химии Программа вступительного испытания
Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Явления физические и химические
Программа по химии общие указания iconК уроку химии
К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения...
Программа по химии общие указания iconРабочая программа по химии 11 класс «А» (профильный уровень)
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),...
Программа по химии общие указания iconТематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6 Программа факультатива «Основы химии»
Система преподавания химии в сельской школе как средство профессионального самоопределения учащихся и их подготовки к поступлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница