Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования




Скачать 255.96 Kb.
НазваниеПримерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования
страница1/2
Дата06.11.2012
Размер255.96 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
  1   2
ГЕОГРАФИЯ

Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 190598 №1236 и от 30 06 99 № 56) а также государственных стандартов основного общего и среднего (потного) общего образования (приказ Минобразования России от 0503 04 № 1089).

В экзаменационные билеты по географии базового уровня включены вопросы, нашедшие отражение, как в образовательном минимуме 1998-1999 гг. так и в стандарте 2004 г. В ряде случаев в билеты вошел экзаменационный материал, отраженный только в стандартах 2004 г. (это допускалось при условии, что этот материал освещен во всех действующих учебниках и прочно вошел в школьную практику).

Оба комплекта экзаменационных билетов (для проведения аттестации на базовом и профильном уровнях) включают по 25 билетов. Каждый билет состоит из трех вопросов. Такое количество билетов позволяет, с одной стороны, включить в содержание аттестации наиболее значимые вопросы, отраженные в минимумах содержания образования по географии, с другой нормализовать нагрузку выпускников в период подготовки к экзамену.

Содержание комплектов билетов для проведения аттестации на базовом и профильном уровнях различается. Так, если комплект билетов для аттестации выпускников на базовом уровне включает только содержание курса «Экономическая и социальная география мира» (X класс), то комплект билетов профильного уровня содержит вопросы всех курсов школьной географии, что соответствует государственному образовательному стандарту по географии. Формулировки аналогичных по содержанию вопросов в соответствии с минимумом содержания географического образования профильного уровня нацеливают на более глубокое рассмотрение материала. Формулировки первого и второго вопросов и содержание заданий № 3 отражают различия требований к уровням подготовки выпускников на базовом и профильном уровнях. В первом и втором вопросах билетов профильного уровня усилен акцент на самостоятельное применение изученного страноведческого материала для иллюстрации общих теоретических положении. А задания № 3 билетов ориентируют экзаменуемого на самостоятельное применение знаний и умений для объяснения, сравнительного анализа и прогнозирования географических процессов и явлений их моделирования с использованием статистического и картографического методов.

В комплекте билетов базового уровня каждый из билетов, как правило, включает один вопрос из общего раздела курса и один из регионально-страноведческого. Третий вопрос всегда включает задание практического характера, связанное с умением использовать тот или иной источник знаний (примерный перечень материалов для этих вопросов приводится в приложении к билетам).

В комплекте билетов профильного уровня один из трех вопросов, как правило, связан с физической географией или геоэкологией, включает один вопрос из общего раздела курса и один из регионально-страноведческой: Комплекты экзаменационных билетов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по географии: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты. Так, в большинстве третьих вопросов, в которых не указывается конкретный географический объект, учитель может заранее выбрать ту или иную страну, регион и т.п., в зависимости от состава подготовленных к экзамену раздаточных материалов.

Комплект билетов профильного уровня может быть использован для аттестации выпускников как естественнонаучного, так и социально-экономического профиля. Во втором случае учитель может сократить количество вопросов по физической reoграфии и увеличить количество вопросов по экономической географии, предполагающих выбор географического объекта учителем.

Общее количество билетов, разработанных на уровне общеобразовательного учреждения на основе данных комплектов, должно быть не менее 20 и не более 30.

Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника на базовом уровне — 15-20 минут, на профильном — 30-40 минут.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных задании можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.

Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых географических объектов, процессов и явлений, не допускает географических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные географические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.

Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники географических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.

При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний (карт, статистических материалов), необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.

Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.


ФИЗИКА


Итоговая аттестация выпускников XI классов по физике может проводиться в различных формах: устный экзамен но билетам, собеседование, письменная итоговая работа, защита рефератов, исследовательских или проектных работ.

Для итоговой аттестации выпускников XI классов в форме устного экзамена предлагается два варианта билетов — для учащихся, изучавших физику на базовом уровне, и для учащихся, изучавших физику на профильном уровне.

Содержание билетов учитывает требования следующих документов:

• Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

• Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

• Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

Комплект билетов для классов, изучающих физику па базовом уровне (2 часа в неделю, 140 часов за два года обучения), состоит из 26 билетов, каждый из которых включает один теоретический и два практических вопроса. Первый вопрос в билетах проверяет освоение учащимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, наиболее важных открытиях в области физики и методах научного познания природы.

Вторые вопросы представляют собой либо экспериментальные задания, либо качественные задачи. Экспериментальные задания направлены на оценку сформированности практических умений: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных. Всего выделено четыре основных типа экспериментальных заданий:

1. Наблюдение и объяснение физического явления.

2. Измерение физических величин.

3. Построение графика зависимости одной физической величины от другой.

4. Установление связи между физическими величинами на основании 2-3 опытов.

Во всех экспериментальных заданиях не требуется оценки погрешности измерений.

Качественные задачи рекомендуется подбирать таким образом, чтобы их совокупность была направлена на проверку таких умений, как.

— объяснение физических явлений, наблюдений и опытов;

— понимание смысла изученных физических величин и законов;

— понимание графиков, электрических схем, схематичных рисунков простых технических устройств и т. п.;

— объяснение примеров проявления физических явлений в окружающей жизни и практического использования физических знаний.

Последние вопросы билетов контролируют предусмотренное требованиями к уровню подготовки выпускников умение работать с научно-популярными текстами физического содержания. Практические задания на основе текстов представляют собой сам текст объемом 200-300 слов и 3-4 вопроса или задания к нему.

В билетах базового уровня предусмотрено использование четырех различных типов текстов по всем разделам школьного курса физики и соответственно разного рода заданий к этим текстам. Ниже приведены рекомендации по отбору содержания текстов и составлению к ним заданий.

1 Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к таким текстам могут проверять понимание информации, имеющейся в тексте, понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте, умение выделить описанное в тексте явление или его признаки, умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

2 Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Задания к текстам могут проверять понимание информации, имеющейся в тексте, умение выделить (или сформулировать,} гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов, умение определить (или сформулировать) выводы.

3 Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания к текстам могут проверять понимание информации имеющейся в тексте, понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте, умение определить основные физические законы (явления, принципы) лежащие в основе работы описанною устройства, умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

4 Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Задания к текстам могут проверять понимание информации, имеющейся в тексте понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте, умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды, умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

В приложении к комплекту билетов для базового уровня приводятся образцы всех перечисленных выше типов экспериментальных заданий, качественных задач и текстов.

Комплект билетов для профильных классов (5 часов в неделю, 350 часов за два года обучения) состоит из 26 билетов, каждый из которых включает два теоретических и один практический вопрос. Теоретические вопросы включают дидактические единицы раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента стандарта профильного уровня за исключением материала, выделенного в стандарте курсивом. Практическая часть (третий вопрос билетов) проверяет умения школьников решать расчетные задачи, а также измерять физические величины и проводить исследования различных физических явлений и законов. В тексте билетов приведена как тематика задач, так и возможная формулировка экспериментальных заданий. Окончательное решение о количестве и типах экспериментальных заданий принимается образовательным учреждением на основании программы и учебно-методического комплекта, по которому идет обучение в профильных классах.

В разделе стандарта профильного уровня «Требования к уровню подготовки выпускников» указано, что учащиеся должны уметь представлять результаты измерений с учетом их погрешностей. Данное требование интерпретируется следующим образом. При проведении косвенных измерений (расчетов) оцениваются абсолютная и относительная погрешности прямых однократных измерений, лежащих в основе расчетов. Оценка же результатов косвенных измерений проводится лишь при сложении (вычитании) и умножении исходных величин. Во всех случаях, которые сопровождаются случайными погрешностями, требовать опенки погрешностей нельзя. В этих случаях прямо указывается лишь на необходимость проведения 3-5 измерений в неизменных условиях. Чаше всего термин «косвенное измерение» целесообразно заменить на «расчет по результатам прямых измерений». При построении графиков зависимости физических величин необходимо указывать погрешности прямых измерений, на основании которых строится график.

В приложении к комплекту билетов для профильного уровня приводятся примеры задач к некоторым билетам которые дают представление о рекомендуемом уровне сложности практических заданий для устной итоговой аттестации учащихся.

При подготовке учителями физики комплектов билетов для аттестации выпускников рекомендуется сохранять структуру предлагаемых ниже примерных вариантов как для базового, так и для профильного уровня изучения предмета При компоновке каждого билета следует помнить, что вопросы и задания, включенные в него, должны отражать различные разделы курса. Количество экзаменационных билетов должно быть не менее 20, причем эго количество не зависит от числа учащихся, сдающих экзамен.

Содержание теоретических и практических вопросов может быть изменено в соответствии с тем учебно-методическим комплектом, по которому изучалась физика в данном классе, а также с учетом имеющегося в школе лабораторного оборудования. Практические вопросы для профильных классов должны включать не менее 40% экспериментальных заданий, и при этом не допускается замена экспериментальных заданий расчетными задачами.

При внесении изменений в тексты билетов следует помнить, что общий объем и структура проверяемого на экзамене содержания должны отражать все элементы физических знаний и умений, которые предусмотрены разделом стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников» соответствующего уровня.

В процессе подготовки к экзаменам учащимся предлагаются тексты билетов и возможные варианты практических заданий к каждому из них. Для проведения экзамена для каждого класса готовится отдельный комплект текстов заданий практической части, который утверждается администрацией школы и согласуется с методическими службами. Тексты заданий хранятся у директора школы и заранее учащимся не сообщаются.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

— справочные таблицы физических величин;

— плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;

— непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач;

— приборы и материалы для выполнения практических заданий;

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 40 минут.

Оценивать ответ можно, исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и выводя затем средний балл за экзамен.

При оценивании ответов учащихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по котором обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знании, в которых знаком* обозначены те элементы, которые можно считать обязательными и без наличия которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.


Физическое явление

Физический закон

1. *Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)

2. Условия, при которых протекает явление

3. Связь данного явления с другими

4. *Объяснение явления на основе научной теории

5. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

1. Словесная формулировка закона

2. *Математическое выражение закона

3. *Опыты, подтверждающие справедливость закона

4. *Примеры применения закона па практике

5. Условия применимости закона

Физический опыт

Физическая теория

1. *Цель опыта

2. *Схема опыта

3. Условия, при которых осуществляется опыт

4. Ход опыта

5. *Результат опыта (его интерпретация)

1. Опытное обоснование теории

2. *Основные понятия, положения, законы, принципы теории

3. *Основные следствия теории

4. Практическое применение теории

5. Границы применимости теории

Физическая величина

Прибор, механизм

1. *Название величины и ее условное обозначение

2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс) 3. Определение

4, *Формула, связывающая данную величину с другими

5. *Единицы измерения

6. Способы измерения величины

1. *Назначение устройства

2. Схема устройства

3. *Принцип действия устройства

4. *Правила пользования устройством и его применение


Решение расчетной задачи (в билетах профильного уровня) считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, и таким образом экзаменуемый демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.

При оценке экспериментальных заданий максимальный балл ставится в том случае, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности: правильно и аккуратно выполняет все записи, рисунки, чертежи, графики, вычисления, а для профильного уровня еще и правильно делает анализ погрешностей. Удовлетворительная оценка ставится при условии понимания учащимся проверяемого в экспериментальном задании физического явления и правильном проведении прямых измерений.

Задание по работе с текстом (в билетах базового уровня) оценивается максимальным баллом, если учащийся самостоятельно ответил на все поставленные вопросы. Отметка снижается, если для ответа на предложенные вопросы понадобились уточняющие комментарии или наводящие вопросы экзаменатора. Ответ считается удовлетворительным, если ученик понимает содержание текста, но отвечает лишь на вопросы, касающиеся информации, заданной в тексте в явном виде.

  1   2

Похожие:

Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconЭкзаменационные билеты по геометрии составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) образования, а также государственных образовательных стандартов.
Цель экспертизы: осуществление контроля за подготовкой экзаменационного материала для сдачи устных экзаменов по выбору, их соответствия...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconНа новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
«Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального компонента...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconРекомендации по подготовке учащихся 9-11 кл к экзаменам по биологии. Нормативные документы
Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приложение к Приказу мо РФ...
Примерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования iconО преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году
Государственными образовательными стандартами, «Обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница