Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока:




Скачать 76.64 Kb.
НазваниеМбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока:
Дата06.11.2012
Размер76.64 Kb.
ТипУрок
«ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ» ( 9 класс)

Шабанова Н.Н.,учитель химии

МБОУ «СОШ №13 с УИОП»,

г.Губкина.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Цель урока:

Обучающая: сформировать знания учащихся о щелочноземельных металлах; определить их местоположение в периодической таблице; рассмотреть понятие о взаимосвязи атомов со свойствами, их важнейшие соединения и их применение;

Развивающая: развить умения исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающая: воспитать устойчивый интерес к предмету, воспитать такие нравственные качества как аккуратность, дисциплина, самостоятельность. ( слайд 1)

Методы: проблемные, поисковые, самостоятельная работа.

Оборудование: периодическая система химических элементов, компьютер, презентация, сообщения учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Щелочные металлы играют большую роль для жизни современного человека, мы это узнали на предыдущем уроке. Как вы это выучили мы проверим сейчас.

2.Проверка домашнего задания(2 этапа).

1этап-устный опрос

1) Где находятся в периодической системе щелочные металлы?

Ученик: В периодической системе щелочные металлы расположены в 1 группе главной подгруппе.(слайд 2)

2)Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме щелочного металла?

Ученик: На внешнем энергетическом уровне 1 электрон.

3)Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают щелочные металлы?

Ученик: Щелочные металлы являются сильными восстановителями.

4) Каковы физические свойства щелочных металлов?

Ученик: Все щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.(слайд 3)

2-этап-письменный опрос(самостоятельная работа).

Учитель: Ребята, сейчас вы поработаете с подготовленными заданиями в тетради по вариантам.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Напишите уравнения взаимодействия:

Натрия с кислородом

Лития с кислородом

Калия с кислородом

Натрия с хлором

Лития с хлором

Калия с хлором

Натрия с водородом

Лития с водородом

Калия с водородом

Натрия с водой

Лития с водой

Калия с водой



3. Изучение нового материала

План урока для учащихся:

1.Знакомство с простыми веществами и их соединениям, физическими и химическими свойствами металлов и их применением.

2.Подведение итогов урока.

Учитель:В Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева много химических элементов металлов. Сегодня мы познакомимся с типичными металлами элементами второй группы главной подгруппы, их соединениями и сравним их со щелочными металлами.

Записывает на доске тему урока (учащиеся записывают в тетрадях) «Щелочно-земельные металллы».Основные вопросы урока.

1)Перечислите щелочноземельные металлы?

Ученик:(Это магний, кальций, стронций, барий, радий.)( слайд 4)

2) Почему данные металлы назвали щелочноземельными?

Ученик:ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ, химические элементы Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra. Названы так потому, что их оксиды - "земли" (по терминологии алхимиков) - сообщают воде щелочную реакцию.

Учитель: И так сейчас вы прослушаете небольшие стихотворные отрывки о металлах ,а в конце определите о каком металле идет речь.

1-й ученик (Бериллий)

Все изумруды и аквамарины

Дает ----- - их прекрасней нет!

Их рудокопы средь невзрачной глины

В земной коре искали в глубине

Он образует бериллиды,(слайд 5)

2-й ученик(магний)

В асбесте, тальке он, и в магнезите,

В голубизне морских глубин.

Он символ жизни

На голубой планете стал,

Он чудодейственная сила

В нем жизни всей круговорот

Внеси его в пламя спички

Он вспыхнет и сгорит тотчас.(слайд 6)

3-й ученик(кальций)

Взметнулись ввысь ажурные громады

Кирпичной кладки стройные ряды,

Вот в облицовке поражает мрамор

Оттенков нежностью своих

Расцвеченный моллюска панцирь,

Коралл, ракушки завиток  

Все это многоликий ------,(слайд7)

4-й ученик(стронций)

Участник фейерверков непременный,

«Металлом красного огня»

Поэт и химик академик Ферсман

Так очень метко ------называл.(слайд 8)

5-й ученик(барий)

Чтоб анатомию желудка изучить

Нам рентгенолог дает полстакана проглотить.

И в технике он часто применим

Его использует химический анализ,

Он наполнитель дорогих бумаг

Баритовый кирпич надежно

Нас от рентгеновских лучей.

Ну, а какой же праздник без зеленых

Красивых бария огней!(слайд 9)

6-й ученик(радий)

Открыт он был Беккерелем

В поток «Урановых» лучей»,

Кюри супруги твердо верили

Их испускает новый элемент.

На поиски его ушло два года,

И много тонн урановой руды.

За всю историю добыто

Его порядка килограмма на Земле.(слайд10)

3)Расположение щелочноземельные металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Ученик:II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов?

Ученик: Металлы II группы главной подгруппы - это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.

Учитель: Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений?

Ученик: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне)

Учитель: Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

Ученик: Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.

4)Применение (сообщение учащихся)

1-й ученик: В технике широко применяют сплавы меди с бериллием - бериллиевые бронзы. Из них делают многие детали, от которых требуются большая прочность, хорошая сопротивляемость усталости и коррозии, сохранение упругости в значительном интервале температур, высокая электро- и теплопроводность. Подсчитано, что в современном тяжелом самолете свыше тысячи деталей изготовлено из этих сплавов. Благодаря своим упругим свойствам, бериллиевая бронза - прекрасный пружинный материал. Пружины, изготовленные из нее, практически не знают усталости: они способны выдерживать несколько миллионов циклов нагрузки!

2 й ученик Магний и бериллий используются в качестве компонентов высокоэнергетического ракетного топлива. Эта мысль основывалась на высокой теплотворной способности легких металлов. Так, при сгорании бериллия выделяется в 6,5 раза больше тепла, чем при сгорании одного из самых эффективных современных горючих - керосина, окисляемого жидким кислородом. Цандер предложил применять для этой цели легкие металлы в виде коллоидных растворов в жидком топливе.

4.Домашнее задание

§40-41 с.119-123 з.12 с.125

5.Закрепление изученного материала

Вопросы:

1.Какой металл является символом жизни?(магний)

2.Какой металл входит в состав моллюсков?(кальций)

3.Какой металл при горении больше всего выделяет тепло?(бериллий).

4.Какой металл образует изумруд?(бериллий)

6. Рефлексия.

  • Мне было понятно (не понятно) …

  • Мне было интересно(не интересно), потому что…

  • Сегодня на уроке я узнал(а)…

  • Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса …

Литература.

  1. Беляев А.И. История магния. М.: Наука, 1974.

  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2009

  4. Мастер- класс учителя химии./сост.Денисова В.Г.-Москва.: «Планета»,2010

  5. Нестандартные уроки Химия 9-11 класс/сост.С.Г.Щербакова.-Волгоград,2008Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008

  6. Я.А. Угай. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1989.

  7. chemistry.narod.ru

  8. referatwork.ru

  9. ru.wikipedia.org

  10. CoolReferat.com

  11. uchportal.ru

Похожие:

Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconУрока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия

Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconЭлектромагнитное поле, волны
Тип урока по дидактическим целям: комбинированный, построен от общих закономерностей к частным
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconТике (модуль «Алгебра»)
Тип урока: Комбинированный Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, доска, карточки с заданиями
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconВсеобщая декларация прав человека
Тип урока: комбинированный: ознакомление с новым материалом + закрепление материала + обобщение и систематизирование знаний
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconУрок по информатике и икт на тему
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconУрока: комбинированный. Тема урока : "Вышивка бисером"
Технологии: презентации, тест в Конструкторе сайтов, программа Stitch Art Easy! (для создания схемы вышивки)
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconУрока № урока по теме Тип урока Тема учебного занятия Практич и лаб раб оборудование Основные понятия
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconУрок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"
Тип урока: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала. (Презентация....
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconПрактическая работа «Изучение траекторий движения тела в поле силы тяжести»
Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний и выполнением практической работы; парная работа
Мбоу «сош №13 с уиоп», г. Губкина. Тип урока: комбинированный. Цель урока: iconСемьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся. Форма урока: нетрадиционная форма урока. Урок дискуссия. Метод работы: групповой....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница