Урок «Гигиена дыхания»­­




Скачать 92.29 Kb.
НазваниеУрок «Гигиена дыхания»­­
Дата06.11.2012
Размер92.29 Kb.
ТипУрок
Урок «Гигиена дыхания»­­


Задачи: 1.Значение правильного дыхания.

Забота о развитии грудной клетки - одно из условий правильного дыхания.

2.Носовое дыхание. Чистый воздух-необходимое условие для нормального

газообмена в лёгких.

3.Вред курения. Состав табачного дыма, его влияние на слизистые оболочки

верхних дыхательных путей, легочные пузырьки. Болезни, возникающие

в результате курения

4.Гигиена воздушной среды. Борьба с пылью.

5.Заражение через воздух. Инфекционно-капельное заражение. Грипп и ОРВИ.

Туберкулёз. Профилактика заболевания дыхательных путей.


Оборудование: мультимедийная презентация РРТ


Актуализация знаний: 1.Состав воздуха.

2.Значение дыхательной системы.

3.Механизм дыхательных движений.


Формирование новых знаний:


Тема урока «Гигиена дыхания».

Сегодня на уроке мы рассмотрим факторы оказывающие

влияние на работу дыхательной системы.

Чистый воздух условие для нормального газообмена в лёгких.

Когда атмосферный воздух чист и насыщен кислородом то, он полезен сам по себе.

А везде ли атмосферный воздух чист?

В каких местах наиболее чистый воздух?

Ученик: Воздух леса.

В нём присутствуют многие биологически активные вещества-продукты жизнедеятель-

ности растений. В их числе фитонциды – биологически активные вещества, способные

подавлять рост и развитие болезнетворных бактерий. Особенно много фитонцидов в тёп-

лые дни лета. Учёные установили, что эти летучие вещества стимулируют работу сердца,

улучшают состояние сосудистой системы, снижают частоту пульса, повышают содержа-

ние гемоглобина в крови, улучшают лёгочную вентиляцию, стимулируют работу систем

организма.

Какой ещё воздух обладает оздоровительными функциями?

Ученик: Морской воздух, воздух соляных копей и шахт.

В морском воздухе высока концентрация йода, солей натрия, кальция, магния. Эти ве-

щества и соли раздражают нервные окончания верхних дыхательных путей, некоторые из

них непосредственно всасываются в слизистую оболочку и переходят в кровь и лимфу. Всё это, в конечном счёте оказывает благотворное влияние на состояние организма, помо-

гает от многих недугов. Воздух соляных копей и шахт, насыщенный солями натрия и калия, оказывает ярко выраженное действие на больных бронхиальной астмой или брон-

хитами.

А что ещё влияет на качество воздуха?

В окружающем нас воздухе всегда находится то или иное количество аэроионов, и оно

постоянно меняется в зависимости от метеорологических и геофизических условий, вре-

мени года, суток и других причин. В чистом атмосферном воздухе находятся практически только лёгкие и отрицательно заряженные ионы, а в условиях загрязнения, в промышлен-

ных зонах много тяжёлых и положительно заряженных ионов, которые вредны для здоро-

вья. По содержанию лёгких и тяжёлых аэроионов судят о чистоте воздуха.

Поэтому нужно почаще бывать в лесу, на природе, морском берегу, получше проветрива-

ть помещения.

А везде ли окружающий нас воздух чист?

Наиболее загрязнённый воздух в промышленных зонах, широко развито промышленное

производство и транспорт,

Основные загрязнители воздуха:


1.Взвеси - крошечные частицы и капли, находящиеся в воздухе в виде смога или дымки.

Другие загрязнители в газообразном или парообразном состоянии и невидимы. Взвеси

могут переносить других загрязнителей, растворённых в них или приставших к их поверх-

ности.

2.Углеводороды и другие летучие органические соединения. Бензин, растворители для

красок, растворы органических чистящих веществ, переходящих в воздух в виде пара.

3. Угарный газ-очень ядвит.

4. Оксиды серы-сернистый газ.

5.Свинец и другие тяжёлые металлы.

6. Оксиды азота.

7. Озон и другие фотохимические окислители. В верхних слоях озон - защитный экран от

ультрафиолетового излучения, в приземной атмосфере-яд.

8. Кислоты (серная, сернистая) присутствуют в виде капель жидкости, образующих кислотные дожди и туманы.

Давайте подумаем, а каков состав воздуха в жилых помещениях? Изменяется ли его хи-

мический и физический состав?

В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4%кислорода, до 4%углекислого газа и много

водяных паров(40-80г воды в 1 час). В плохо проветриваемых помещениях летучие продукты жизнедеятельности. Воздушная среда жилых помещений загрязняется и други-

ми веществами, в первую очередь табачным дымом, продуктами сгорания горючего газа,

СО при печном отоплении, микроорганизмами и пылью.

Для восстановления состава воздушной среды в помещении необходимо постоянное замещение загрязнённого воздуха наружным, более чистым, имеющим нормальный хими-

ческий состав, т.е. воздухообмен. Интенсивность воздухообмена в жилых помещениях при закрытых окнах должна достигать величины, обеспечивающих полную смену всего

объема воздуха 1-1,5раза в 1час, в общественных зданиях, где много бывает людей, воз-

духообмен должен достигать 1,5-3, а для кухон 3-5 объёмов воздуха в 1 час. Воздухооб-

мен осуществляется через поры строительных материалов и микрощели стен.

Для полного воздухообмена общественные здания оборудуются системами искусствен-

ной вентиляции, наиболее совершенна приточно-вытяжная вентиляция, кондициониро-

вание воздуха (кондиционер).

Какой вред могут нанести микроорганизмы, попадающие в организм человека с возду-

хом?

Среди них есть очень много болезнетворных бактерий и вирусов. Какие болезни органов дыхания, вызванные болезнетворными микроорганизмами, вы знаете?

Ученики: воспаление лёгких, бронхит, туберкулёз. Вирусы вызывают грипп,ОРВИ, кок-

люш. Сообщения учеников: Грипп, ОРВИ, туберкулёз.

Для избежания заражения необходимо соблюдать правила гигиены.

Какие вы знаете гигиенические мероприятия?

1.Изолировать больных людей, при чихании и кашле использовать носовой платок.

2.Проветривать помещение, влажная уборка,

3.Использование лекарственных средств(антибиотиков), соблюдение режима.

Одним из мощнейших источников загрязнения вдыхаемого воздуха является курение

При сгорании табака в табачном дыме образуются ядовитые вещества, среди которых

никотин (1/3 всей ток5сичности), но остальные 2/3 приходятся на действие СО, сажи,

бензпирена, муравьиной кислоты, NО, аммиака, мышьяка, синильной кислоты и дру-

гих веществ, в том числе и радиоактивных (80 в-в).

Ребята, какие вы знаете факты об отрицательном влиянии курения?

Ответы учеников.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающие стенки дыхательных путей, вследствие

чего в лёгких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота

грязного цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насы-

щение крови кислородом, 80% курящих страдают легочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что у курящих подростков объём грудной клетки в 25% меньше, чем у некурящих. Кроме того, никотин-наркотик, к нему организм привыкает, и

курение становится неотъемлемой частью жизни человека.

О вреде курения можно говорить очень много, сегодня на уроке, какой же мы должны сделать вывод? Лучше не начинать! А если начал - скорее бросить!(сценка)

Значение правильного дыхания.

Для того чтобы газообмен в лёгких осуществлялся полно, необходимо правильно ды-

шать.

  1. Вдох короче выдоха, дыхание ритмичное, глубокое.

  2. Правильное положение тела при стоянии и сидении (правильная осанка).

  3. При дыхании использовать грудную клетку и диафрагму.

  4. Носовое дыхание.

  5. Проветривать помещение, воздух не должен быть пыльным, слишком сухим или сли-

шком влажным.

Одно из условий правильного дыхания-это хорошо развитая грудная клетка, её разви-

тию способствует дыхательная гимнастика, физические упражнения, развивающие муску-

латуру, приводящую к движению грудную клетку. Особенно полезны такие виды спорта,

как плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах.

Носовое дыхание.

Дышать через нос. При дыхании через нос, создаётся своего рода барьер, препятствую-

щий проникновению в дыхательные пути микроорганизмов пылевых частиц. При прохож-

дении через узкие ходы полости носа воздух согревается, увлажняется и очищается от пы-

ли и микробов. При затруднении носового дыхания появляются головные боли, быстро возникает утомление.

Закрепление:

Сегодня мы рассмотрели факторы, влияющие на дыхательную систему. Давайте вспомним их (презентация РРТ)

Экологическое загрязнение воздуха (заболевания органов дыхания)

а) Взвеси.

б) Угарный газ.

в) Углеводороды и другие органические соединения.

г) Свинец и другие тяжёлые металлы.

д.) Оксиды азота

е) Оксиды серы, сернистый газ.

ё) Кислоты азотная и серная.

ж) Озон и другие фотохимические окислители.

2.Пыль, пыльца, летучие вещества и шерсть животных (аллергия, бронхиальная астма)

3.Возбудители инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, туберкулёз, коклюш)

4.Курение (рак лёгких, туберкулёз, эмфизема лёгких, бронхит курильщика)

5.Неправильное дыхание.

Условия правильного дыхания:

1.Глубокое, ритмичное дыхание через нос.

2.Для полной вентиляции лёгких при дыхании используют грудную клетку и диафрагму.

3.Правильное положение тела во время стояния и сидения.

4.Проветривать помещения.

5.Воздух в помещениях не должен быть пыльным, слишком сухим и слишком сырым.


Заполните таблицу:


ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ



Основные правила гигиены дыхания

Обоснование гигиенических правил

1.Дышать надо глубоко и размеренно.

2.Полезно бывать на свежем воздухе.

3.Дышать надо через нос.

4.При кашле и чихании следует закрывать

рот и нос платком.

5.Важно бороться с пылью на улице и в по-

мещении.

6.Для правильного дыхания важна правиль - ная осанка.

7.Курение вредно для органов дыхания и

всего организма в целом.






Дидактический материал к уроку:


Как табак завоевал весь мир (сценка)

Англичанин. Джентельмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке?

Так, например, у нас в Англии был в своё время издан указ, в котором говорилось:

«Уличённых в курении водить по улицам с петлёй на шее, а наиболее злостных куриль-

щиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях для

всеобщего обозрения»

Француз. О.ужас! Казнить! И из- за чего! Из-за табака! Мне, например, совсем недавно

из Швейцарии мой друг, кстати говоря, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного

табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль

и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые

раны и нарывы».

Итальянец. А у нас в Италии даже лица духовного сана пристрастились к этому зелью.

Француз. В Париже табак быстро вошёл в моду. С тех пор, как посол Португалии, Жак

Нико преподнёс табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного

Изгонять и уничтожать болезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.

Англичанин. Ну, а что скажет наш друг из Росси?

Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращению нравов и губи-

тельно для здоровья.

Итальянец. Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году, про-

изошёл по вине курильщиков?

Русский. Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил

Романов издал указ: «На Москве и городах о табаке заказ учинить крепкий и под смерт-

ной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торговали. И за то тем лю-

дям чинить большое наказание»

Англичанин. Видимо, даже такой указ не слишком россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе!

Русский. Господа, господа! Вы видимо забыли, что царь Пётр Алексеевич именно у вас,

в Европе, пристрастился к курению, а уж потом специальным указом отменил запрет на

курение в России. В царствование Екатерины 2 стали специально разводить табак в малороссийских землях..

Итальянец. Синьоры! Не будем спорить! Так или иначе, но табак Европу завоевал. А отку-

да родом это растение?

Русский. Да уж во всяком случае, не из России!

Англичанин. Да и в нашем королевстве с его дождями и туманами вряд ли вырастет табак.

Итальянец. Сколько помню себя, его выращивали у нас в Италии.

Француз. Нет, нет! Табак в Европе - пришелец. Знаменитый Колумб привёз его в Испанию

В 1496 году, как заморскую диковинку. Вот что писал Колумб после путешествия: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество поч-

ти голых людей, которые шли с горящими головешками в руках и травой, дым которой они «пили». Иные несли одну большую сигару из травы и при каждой остановке зажигали

её, затем каждый делал три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

Англичанин. Да, да! Я вспомнил! В Испании табак поначалу выращивали, как декоратив-

ное растение, а потом он перешёл в разряд лекарственных средств.

Русский. Вполне понятно. В Европе в то время свирепствовала чума, медицина была бед-

на лекарствами, и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нём исцеление. Но…

Итальянец. Более того! В последнее время стали говорить о вреде курения. Во всяком слу-

чае, нервным, ослабленным и истощённым людям курить нельзя.

Англичанин. Да так ли уж табак вреден?

Француз. Думаю, что нет. Вот я курю всю жизнь и, как видите весел и здоров.

Итальянец. Курите, курите! Недолго уж осталось

Русский. И всё-таки табак - вредная штука.

Похожие:

Урок «Гигиена дыхания»­­ iconУрок обобщение
Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: "Гигиена органов дыхания. Данный урок является заключительным в теме "Дыхание"....
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07 «Гигиена» по медицинским и биологическим наукам
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: гигиена окружающей среды; коммунальная гигиена; гигиена труда; гигиена...
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconУрок по теме : Гигиена сердечно-сосудистой системы. «Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов»
Урок по теме: Гигиена сердечно-сосудистой системы. «Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов»
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconПрактические занятия утверждаю
Экзамены: общая гигиена и военная гигиена; микробиология, вирусология, иммунология
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconГигиена питания Модульный урок биологии с применением информационно-компьютерных технологий
Модульный урок биологии с применением информационно-компьютерных технологий (урок проходит в форме презентации)
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconДорога к знанию?
Тема «Потребности организма человека в кислороде. Органы дыхания. Болезни органов дыхания»
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconУрок на тему «Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.»
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4» с. Киевка
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconГигиена, задачи гигиены
Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconГигиена
Гигиена медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая...
Урок «Гигиена дыхания»­­ iconИсследование функции внешнего дыхания. Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания Все показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания, условно можно разделить на четыре группы.
Исследование функции внешнего дыхания. Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница