Скачать 91.27 Kb.
|
«Михайловская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланский район, Оренбургская область . Курс по выбору «Химия в нашей жизни» программа составлена для учащихся 9-го класса естественного профиля Программа составлена учителем химии и биологии высшей категории МОУ «Михайловская сош» Бугурусланского района, Ткачук Т.М. Утвержден на заседании РМО учителей химии протокол № 5 от 05.02.2009 с. Михайловка 2009 Пояснительная записка. Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов с ориентацией на химико-биологический профиль и носит межпредметный характер. Курс призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля; нацелен на развитие способностей у школьников оценивать воздействие химической промышленности на человека и природу. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии. Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических проблем, которые перед нами ставит жизнь. Изучение курса будет способствовать развитию экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья. В результате этого курса учащиеся должны знать: состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека, средства гигиены и косметики, наиболее используемые в практической деятельности, препараты бытовой химии и их влияние на окружающую среду. Курс рассчитан на 17 часов. Его изучение предполагает проведение лабораторного эксперимента. Завершает курс защита проектов и рефератов. Цели курса: - освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; - овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; - воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; - применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды. Задачи курса: помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения; расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении средств бытовой химии, лекарств, косметики и др. веществ и методах получения новых материалов; воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным ценностям; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям. Виды деятельности: учебно-познавательная, самостоятельная с элементами творческой работы, практическая. Формы и критерии контроля: решение задач и упражнений, тесты, выполнение практических заданий, проектных работ и их защита. Содержание программы. Тема 1. Химия – экспериментальная наука. (2ч.) История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать разделы и методы химии, практическая значимость химии в жизнедеятельности человека, виды профессий связанные с химией. Тема 2. Вода удивительная и удивляющая. Вода в природе. Содержание воды в природе. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды. Практическая работа. 1. Химические свойства воды. 2. Растворяющее действие воды. 3. Очистка воды. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать значение воды для живых организмов, строение молекулы и свойства воды, суть физико-химического процесса растворения, методы очистки питьевой воды. Химия и медицина. Отравления и оказание первой помощи. Лекарства первой необходимости. Домашняя аптечка и ее состав. Диеты и их влияние на организм. Практическая работа. Ознакомление с методами лечебной физкультуры. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи, назначение и состав домашней аптечки. Будьте красивыми. Средства ухода за зубами их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм. Практическая работа. 1. Решение задач. 2. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать назначение средств ухода за зубами и уметь подбирать зубные пасты и щетки, декоративная косметика и ее применение в зависимости от возраста и цели. Химия и быт. Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее устранение. Практическая работа. 1. Удаление пятен. 2. Получение мыла. 3. Удаление накипи. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать технику выведения пятен различного происхождения, состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды. Биосфера – среда жизни человека. Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле, в нашем селе. Практическая работа. 1. Проектные работы на тему «Идеальное село…» 2. Решение экологических задач. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать глобальные экологические проблемы, роль каждого человека в природоохранной деятельности, редкие и исчезающие виды животных и растений РТ. Пища, которую мы едим. Пищевая ценность продуктов питания. Пищевые добавки. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Практическая работа. 1. Определение нитратов в плодах и овощах. 2. Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать основной состав продуктов питания (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, макро- и микроэлементы), процессы, происходящие при варке овощей, способы и сроки хранения пищевых продуктов. Дом, в котором мы живем. Материалы, из которых построены дома, сделана мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей. Загрязнения и их влияние на жизнедеятельность людей. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства. Практическая работа. 1. Определение относительной запыленности воздуха в помещении. 2. Решение задач с экологическим содержанием. Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать различные виды строительных материалов и их состав, понятие об экологически чистых материалах, виды загрязнений (пылевые, радиационные, биологические, шумовые), значение живых организмов в домах и квартирах. Итоговое занятие. Защита рефератов и решение задач. Тематический план.
Список литературы для учащихся.
Список литературы для учителя. 1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001. 2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Настольная книга учителя «Химия 10 класс» - М.: Дрофа 2003. 3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. (Сборник заданий для старшеклассников) – М.: АРКТИ., 2000. 4. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992. 5. Домашний калейдоскоп. О том, о сем. – М.: Изд-во стандартов, 1993. 6. Столмакова А.И., Мартынюк И.О. Популярно о питании. – Киев: Здоровья, 1989. 7. Забродин А.Р., Немирова А.А. Энциклопедия – все для женщины. – Донецк: Отечество, 1991. 8. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. – Лениниздат, 1990. Ткачук Татьяна Макаровна, учитель химии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланский район, Оренбургская область. |
![]() | Курс по выбору «Химия жизни» Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,... | ![]() | Курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. (предмет «химия») Химия как учебный предмет призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и... |
![]() | Элективный курс по химии для 11 класса профильного уровня. Тема: «Химия металлов побочных подгрупп» Курс по выбору “Химия металлов побочных подгрупп” предназначен для учащихся естественнонаучного профиля | ![]() | Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 8-9-ых классах (химия) «Основы агрохимии» Курс «Основы агрохимии» разработан в рамках естественно-научного профиля по химии для учащихся 8 класса |
![]() | Химия. 10 класс. Габриелян О. С. и др Учебник «Химия. 10» продолжает и развивает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8» и «Химия. 9» автора О. С. Габриеляна. Он... | ![]() | Компьютерная химия Дисциплина «Компьютерная химия» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла по содержанию и методически... |
![]() | Рабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников» Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико... | ![]() | Общая химия Курс лекций Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с |
![]() | Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «Химия» «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Химия окружающей среды» | ![]() | Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» Курс по выбору «Психология девиантного поведения» разработан для студентов социально-психологического факультета, специальности «Педагогика... |