О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году




Скачать 237.96 Kb.
НазваниеО преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году
Дата05.11.2012
Размер237.96 Kb.
ТипДокументы
О преподавании русского языка

в 2004-2005 учебном году

(методическое письмо)

Образовательная политика в области русского языка в настоящее время определяется Государственными образовательными стандартами, «Обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказы Минобразования России от 15.05.98 № 1236 и от 30.06.99 № 56), примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования.

К наиболее значимым изменениям в определении подходов к отбору содержания обучения по русскому языку следует отнести следующие:

  • осуществлен переход от единых программ и учебников к вариативным;

  • разработаны «Концепция образовательной области «Языки и литература»», обязательные минимумы содержания образования по русскому языку в начальной, основной и средней общей школе, разработаны примерные программы;

  • разработаны, подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники и учебные пособия по русскому языку, риторике и словесности;

  • введение Единого государственного экзамена, в заданиях которого особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), продуцированию собственного высказывания на основе предложенного текста.

На изучение русского языка в 2004-2005 учебном году выделяется:

Уровень и количество часов программы

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Базовый (А)













6

5

5

3

2

1

1

Диктант (для 10-11 –контр.тестирование)













8

8

6

5

4

2

2

Изложение













2

2

2

2

3

1

1

Сочинение













2

2

2

2

2

1

1

Профильный (В)

































Гуманитарный





























3

3

Филологический





























3

3

Диктант




























4

4

Изложение




























2

2

Сочинение




























2

2

Углубленный (С)













8

7

7

5

4

3

3

Диктант













9

9

7

6

5

3

3

Изложение













3

3

3

3

4

2

2

Сочинение













3

3

3

3

3

2

2



Основное общее образование

Базовый уровень


Ладыженская Т.А. и др.

Русский язык. 5 кл.

2000-2003

Просвещение

Баранов М.Т. и др.

Русский язык. 6 кл.

2000-2003

Просвещение

Баранов М.Т. и др.

Русский язык. 7 кл.

2001-2003

Просвещение

Бархударов С.Г. и др.

Русский язык. 8 кл.

2002

Просвещение

Бархударов С.Г. и др.

Русский язык. 9 кл.

2000-2002

Просвещение

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.

1999-2003

Дрофа

Под ред. Купаловой А.Ю.

Русский язык. Практика. 5 кл.

2000-2003

Дрофа

Никитина Е.И.

Русская речь. 5 кл.

1999-2003

Дрофа

Под ред. Лидман-Орловой Г.К.

Русский язык. Практика. 6 кл.

1999-2003

Дрофа

Никитина Е.И.

Русская речь. 6 кл.

1999-2003

Дрофа

Под ред. Пименовой С.Н.

Русский язык. Практика. 7 кл.

1999-2003

Дрофа

Никитина Е.И.

Русская речь. 7 кл.

1999-2003

Дрофа

Под ред. Пичугова Ю.С.

Русский язык. Практика. 8 кл.

1999-2003

Дрофа

Никитина Е.И.

Русская речь. 8 кл.

1999-2003

Дрофа

Под ред. Пичугова Ю.С.

Русский язык. Практика. 9 кл.

1999-2003

Дрофа

Никитина Е.И.

Русская речь. 9 кл.

1999-2003

Дрофа

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 5 кл.

2002-2003

Дрофа

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 6 кл.

2000-2003

Дрофа

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 7 кл.

2001-2003

Дрофа

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 8 кл.

2002-2003

Дрофа

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 9 кл.

1999-2003

Дрофа

Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.

2002-2003

Дрофа

Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебниках, рекомендованных МО РФ, определенных экспертным советом Белгородской области и утвержденных приказом «Об обеспечении учебниками учащихся учреждений образования области на 2003/04 учебный год» № 249 от 24 февраля 2004 г.

Среднее общее (полное) образование





Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.

2000-2003

Просвещение


В связи с тем, что конкурс на разработку новых учебников для профильной школы, проведенный Национальным фондом подготовки кадров, не выявил победителей, преподавание русского языка в старших классах будет осуществляться по учебникам:


Профильный уровень

Горшков А.И.

Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл.

2000-2003

Просвещение

Михальская А.К.

Основы риторики: от мысли к слову

2000-2003

Просвещение

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. Изд. 7-е

2003

Просвещение




Углубленный уровень

Бабайцева В.В.

Русский язык. Теория. 5-9 кл. Углубленный курс

2002-2003

Дрофа

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. Изд. 7-е

2003

Просвещение




Класс

Название спецкурса

Количество часов

Учебник


Учебное пособие

5-9

Русская словесность


70

Альбеткова Р.И. Русская словесность.

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации

10-11

Русское правописание: орфография и пунктуация.


35

Львова С.И.

Русское правописание: орфография и пунктуация.

Программно-методические материалы. Дрофа 2003.

10-11

Русская словесность: от слова к словесности.


35

Горшков А.И.

Русская словесность: от слова к словесности

Программно-методические материалы. Дрофа 2003.


Использование курсов для предпрофильной подготовки открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования и становления личности учащихся. Курсы для предпрофильной подготовки являются дополнительными, и тем самым они не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Курсы могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ.


Класс

Название элективного курса

Количество часов

Учебник

Автор


Учебное пособие

9

Учись писать грамотно. (Трудные случаи правописания)

17


Потемкина Т.В.


Программа курса

9

Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры

18

Обернихина Г.А

Программа курса

9

Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров.

36


Обернихина Г.А


Программа курса



Анализ результатов пробного ЕГЭ по русскому языку показывает, что 89,5 % выпускников достигают базового уровня подготовки, соответствующего требованиям «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку». Вместе с тем экзамен выявил слабые места в подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.

Такие результаты во многом определяются самим содержанием курса русского языка в школе, недостатками в современной методической системе, по-прежнему во многом ориентированной на формирование грамматико-правописных умений и навыков.

Именно поэтому доминирующей идеей подготовленного федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение в структуре той части стандарта, в которой описано содержание обучения. Она состоит из трех частей: в первой представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во второй – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьей части – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

В стандарте усилено внимание к воспитательному потенциалу предмета «Русский язык».

В то же время произведена разгрузка содержания обучения: часть материала из основной школы перенесена в старшую, часть предлагается для ознакомления (дана курсивом). Значительная часть содержания представлена укрупненными дидактическими единицами, что позволит учителям, авторам новых программ и учебников не только сохранить, но и усилить вариативность в обучении русскому языку.

Стандарт включает содержание обучения предмету на базовом и профильном уровнях. При этом соблюдена преемственность между курсами русского языка в основной и старшей школе.

В основной школе предполагается совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Именно на этом этапе предусматривается формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Основной идеей стандарта для базового уровня старшей школы является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи. Приоритетной становится задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения. Базой для формирования соответствующих умений становятся знания языковых норм и их разновидностей. Особое внимание уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыки различных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; написание рефератов, тезисов, докладов; навыки создания собственных текстов, составление различных деловых бумаг, умения выступать публично.

Специфика стандарта для профильного обучения заключается в выдвижении на первый план задачи подготовки к дальнейшему получению филологического образования в вузе. Стандарт для профильного обучения включает в себя содержание базового уровня. Помимо этого предусматривается углубление и систематизация знаний о лингвистике как науке, расширяются сведения о ее связях с другими науками при максимальном использовании текстов художественной литературы для характеристики образных средств языка, а также для раскрытия исторической изменчивости русского языка, его норм и правил. Совершенствуются умения анализировать языковые и речевые факты с учетом их различных научных интерпретаций. Усиливается внимание к вопросам истории языка и его связей с историей народа.


Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка

1. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку, выявленные недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют говорить о необходимости более последовательно реализовывать сознательно-коммуникативный принцип обучения в курсе родного языка, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков и обеспечивающий таким образом устойчивость и надёжность этих умений.

2. Чтение-понимание, умение интерпретировать текст – это ведущие общеучебные умения, необходимые не только школьнику для успешного обучения, но и любому взрослому человеку в его дальнейшей деятельности. Следует шире использовать работу с текстом, на протяжении всего школьного курса родного языка отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Желательно регулярно проводить многоаспектный анализ текста:

композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);

стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Эффективны также приёмы формирования речевых и коммуникативных умений:

построение типовых фрагментов текста;

лингвистический эксперимент;

редактирование текста, содержащего недочёты

совершенствование правильно построенного, но маловыразительного текста с помощью синонимических замен и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Ориентация на анализ текста отражает современный подход к обучению русскому языку на текстовой основе.

3. Опыт проведения ЕГЭ и проверочной работы в рамках мониторинга свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся и учителей к этой форме контроля. В этой связи представляется целесообразным органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Чтобы предупредить обозначившуюся опасность массированного «натаскивания» на тесты ЕГЭ в 11 классе, следует организовать систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении всех семи лет изучения родного языка в средней школе, используя в этих целях тематический и итоговый тестовый контроль.

Как уже доказано практикой, тесты являются эффективным средством контроля за подготовкой учащихся. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность.

Однако тест, как и любой другой измеритель, не является универсальным средством контроля, способным охватить все стороны подготовки учащихся по русскому языку.

Тесты предназначены главным образом для проверки уровня сформированности лингвистической и языковой компетенций. Другими словами, с их помощью целесообразно проверять знания о системе языка и основных ее единицах, т. е. знания по фонетике, лексике, грамматике (морфологии и синтаксису), по теории текста, или речеведению, и умения ими пользоваться в практической работе при выборе варианта написания и его обосновании, при расстановке знаков препинания, при выборе того или иного языкового средства для употребления в речи.

С помощью тестов можно также проверить, насколько ученик владеет самим языком (не знаниями о языке, а им самим — его фонетикой, лексикой, грамматикой), владеет он языком на уровне нормы (орфоэпической, грамматической, лексической), или его речь неправильна, ненормативна, засорена просторечными словами и выражениями, жаргонизмами, диалектизмами – всем тем, что выходит за рамки литературного языка.

Особо следует сказать о проверке норм письменной речи — орфографической и пунктуационной грамотности. Задания тестов составлены, как правило, из специально отобранных отдельных слов и предложений, что позволяет проверить способность детей осознанно писать, т. е. проверить орфографические и пунктуационные умения, но не навыки. Настоящая же грамотность — это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. Поэтому следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители — диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить еще и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения, с разными целями общения. Возможности тестирования в этой области весьма ограничены.

В совокупности же с традиционными видами проверки тесты позволяют объективно и экономно проконтролировать состояние всего комплекса языковой и речевой подготовки по русскому языку.

4. Успешное решение задач, стоящих перед современной школой, во многом зависит от того, какие средства обучения используются в учебном процессе, как они соотносятся с основными методами обучения, насколько эффективно происходит управление познавательной деятельностью учащихся.

Средства обучения – это связующее звено между учителем и учеником, которое наряду с методами и организационными формами работы способствует успешной реализации намеченной цели. Основным средством обучения был и остается учебник.

Во всех учебно-методических комплектах расширяется объем сведений о языке как системе взаимосвязанных единиц, о видах речевой деятельности, о тексте как продукте речевой деятельности; привлекается внимание к особенностям функционирования языковых средств в речи; расширяются сведения о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средствах русского языка, позволяющие учителю на основе научных понятий формировать коммуникативную компетентность учащихся, совершенствовать их речевую культуру; совершенствовать умения анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эстетической точек зрения; проводить лингвистический и филологический анализ текста.

Наиболее существенным качеством современного урока является его ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся, которое заключается в реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому (родному) языку.

Основной задачей учителя при обучении русскому языку является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учётом их взаимосвязей.

Целесообразны виды работ, позволяющие формировать весь комплекс речевых и коммуникативных умений: изложение – близкое к исходному тексту, сжатое, выборочное; сочинения разных жанров, в том числе сочинение на основе прочитанного текста.

Разработаны и включены в современные учебники виды упражнений, обеспечивающие формирование прочных произносительных умений и навыков с одновременным развитием речевого слуха и речевого самоконтроля, для чего, кроме всего прочего, используются возможности аудиозаписывающей аппаратуры (магнитофон/диктофон).

Применение современных образовательных технологий (дифференцированный подход, модульная технология, обучения в малых и больших группах, дистанционное обучение, метод проекта и др.) в рамках традиционного урока требует и современных методов диагностики, обучения и контроля.

Одной из таких технологий, которая позволяет интенсифицировать деятельность учащихся, обеспечить более объективную проверку знаний, является тестирование.

На основе принципов тестовой технологии и разработанных требований к Единому государственному экзамену подготовлены специальные пособия, материалы которых помогут организовать процесс обучения русскому языку с учетом современных требований (Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы, «Просвещение» 2001, 2002, 2003. Авторы – В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И. Львова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, Н.В. Соколова, И.П. Цыбулько).

Эти книги предлагают учителю конкретный материал для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и подбор текстов для анализа. Пособия помогают учащимся повторить курс русского языка, обобщить знания, обучают, прежде всего, тому, как построить текст; помогают вспомнить логику анализа языковых явлений, текстов различных типов и стилей.

Подготовлены пособия для тематического контроля по русскому языку для 5 и 8 классов (авторы В.В. Львов, Л.И. Пучкова).

В 2001 году была разработана система контрольно-тренировочных упражнений по курсу русского языка для 5-9 классов. В пособиях из серии «Новые тесты. Русский язык», выпущенных издательством «Дрофа», представлены задания, в том числе в форме тестов, по курсу русского языка в 5-7 и в 8-9 классах (авторы – В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева, И.П. Цыбулько, В.А. Федорова). В пособии две части – языковая и речевая.

Языковая часть включает в себя 30 тестов по 15 программным темам. На каждую тему предлагается два идентичных теста варианта.

В речевую часть вошли тексты и их анализ. Анализ выполнен также в режиме тестов (с выбором ответа или с открытым ответом). По характеру и целям различаются анализы смысловой и речеведческий. Смысловой анализ направлен на обучение чтению – пониманию.

Цель речеведческого анализа состоит в формировании умения пользоваться речеведческими знаниями при работе с текстом.

Подготовлены пособия с дидактическими материалами в тестовом формате для учащихся 10-11 классов (изд-во «Дрофа», 2003, авторы – О.Ф. Вакурова, С.И. Львова, И.П. Цыбулько; изд-во «Интеллект-центр», 2002, 2003, авторы – В.И. Капинос, Л.И. Пучкова).

В известной мере эти книги можно рассматривать как отдалённую, рассредоточенную подготовку к Единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе.

В 2004 году кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин подготовлено пособие «Готовимся к сдаче Единого Государственного экзамена» (автор – к.ф.н. Федорченко П.Ю), в котором обобщен опыт работы со слушателями – учителями школ и других средних учебных заведений Белгородской области – на проблемных курсах по подготовке к ЕГЭ.

В пособии представлены система работы с заданиями базового и повышенного уровней, структура сочинения- рассуждения части С, новые тестовые задания по спецификации 2004 года, а также примеры рецензий, написанные учителями-экспертами области, прошедшими обучение в Белгородском региональном ИПКи ППС.


Зав.кабинетом

общественно-гуманитарных дисциплин Белова И.В.

Похожие:

О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»
Низация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного...
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании русского языка в 2009 2010 учебном году
Преподавание русского языка в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык»
В 2011/2012 учебном году cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного...
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconО преподавании русского языка и литературы в 2012/2013 учебном году
Т. Н. Полтавская, методист русского языка научно-методической лаборатории языков и литератур национальных меньшинств ооиуу
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconМетодические рекомендации (проект) «О преподавании литературы и русского языка в муниципальных образовательных учреждениях г. Иркутска в 2004-2005 учебном году»
Муниципальное учреждение. Центр информационно – методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных...
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconО преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconУчебники и учебные пособия, изданные преподавателями кафедры в 2004/2005 учебном году 47 Публикации преподавателей и студентов кафедры в газете «Марата 27»
Список преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры в 2004/2005 учебном году 42
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и«Русская литература» в 2010/2011 учебном году» Важнейшими
На изучение русского языка и литературы отводится следующее количество часов в неделю по классам
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconКалендарно тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году Предмет
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях...
О преподавании русского языка в 2004-2005 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница