
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата юридических наук
Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2006 УТВЕРЖДЕНЫ Ученым советом (протокол № 4 от 25.04.2006 г.)
С о с т а в и т е л и д-р филос. наук, проф. Е.А. Мамчур (Раздел I «Общие проблемы философии науки»); д-р филос. наук, проф. К.Х. Момджян (Раздел II «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»); д-р юрид. наук, проф. Н.М. Золотухина (Раздел III «История правовых учений»)
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата юридических наук. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 24 с.
Подготовлены на кафедре общественных наук и юридическом факультете.
Разработаны на основе программ, утвержденных приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 № 697 «Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки».
© Мамчур Е.А., Момджян К.Х., Золотухина Н.М., 2006 © Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2006
Раздел I. Общие проблемы философии науки
Программа
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Тема 3. Проблема объективности научного знания Эпистемологическая объективность как способность науки добывать относительно истинное знание о мире. Дискуссии в современной эпистемологии по поводу объективности научного знания. Объективность и релятивизм. Гносеологические и социальные корни эпистемологического релятивизма. Фундаментализм и антифундаментализм в трактовке научного знания. Фундаменталистские представления о научном знании как обоснованном. Эксперимент и методологические принципы (принципы подтверждаемости, соответствия, сравнительной простоты, принципиальной наблюдаемости, фальсифицируемости) как критерии объективности научных теорий. Объективность науки как ее социальная неангажированность и свобода от ценностей. Наука и власть. Феномен идеологизированной науки. Борьба за демократизацию общества как способ противостояния возникновению идеологизированной науки.
Тема 4. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Тема 5. Структура и уровни научного познания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии их различения. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Типы экспериментов: поисковые и проверочные; натурные и модельные; однофакторные и многофакторные. Вычислительные эксперименты и их роль в современном научном познании. Данные наблюдений как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического уровня знания. Гипотезы, концепции и теории. Роль гипотез в развитии науки. Виды гипотез. Развитая теория. Две стратегии построения теорий: метод принципов и метод гипотез. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Мысленный эксперимент. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Тема 6. Динамика научного знания и социокультурный контекст развития науки Научные традиции и научные революции. Критика кумулятивистской модели роста научного знания в постпозитивистской философии науки в работах К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоша и П. Фейерабенда. Понятия нормальной и экстраординарной науки Куна. Методология исследовательских программ Лакатоша. Проблема соизмеримости разделенных научной революцией фундаментальных научных теорий. Механизмы преемственности научного знания. Локальные и глобальные научные революции. Глобальные революции как перестройка оснований науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и остнееклассическая наука. Социокультурный контекст функционирования и развития науки. Интернализм и экстернализм в трактовке научного познания: дискуссии между социологами познания и философами науки. Различие между социокультурной обусловленностью и социокультурной детерминированностью научного знания. Неизбежность социокультурной обусловленности и проблематичность социокультурной детерминированности научного знания.
Тема 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся систем и новые стратегии научного поиска. Роль синергетики и нелинейной динамики в развитии представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Синтез эволюционного и системного подходов как основа концепции глобального эволюционизма. Роль идеи нестационарной Вселенной в становлении концепции глобального эволюционизма. Новые этические проблемы науки в конце XX, начале XXI вв. Этическая релевантность науки. Различие между фундаментальными и прикладными исследованиями в плане этической релевантности науки. Моральная и социальная ответственность ученого. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Сциентизм и антисциентизм. Новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур.
Литература
Основная Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм. К дискуссиям в современной эпистемологии. – М., 2004. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996. Дополнительная Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995. Наука в культуре. – М., 1998. Пригожин И., Cmeнгepc И. Порядок из хаоса. – М., 1986. Принципы историографии естествознания. XХ век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. – М., 2001. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб., 1999. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – М., 1996. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988 Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.
Вопросы для подготовки к экзамену
Предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как социальный институт, как система деятельности и как система знания. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Три этапа в развитии позитивизма. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоша, П. Фейерабенда. Социологический и когнитивный подход к анализу научного знания. Сильная программа социологии познания. Конструктивистское направление в трактовке познавательного процесса. Наука и вненаучные формы знания. Наука и философия, наука и обыденное знание, наука и искусство. Особенности научного познания. Особый эпистемологический статус научного знания в культуре. Наука, паранаука, лженаука. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития. Преднаука и наука в собственном смысле этого слова. Становление первых форм теоретического знания в античности. Средневековая наука. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Астрология, алхимия, магия как первые формы экспериментальной деятельности. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон и У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Проблема объективности научного знания. Дискуссии в современной эпистемологии. Рационализм и релятивизм. Гносеологические и социальные корни эпистемологического релятивизма. Объектность и объективность теоретического описания реальности. Фундаментализм и антифундаментализм в современной эпистемологии. Фундаменталистские представления о научном знании как обоснованном. Эксперимент и методологические принципы как критерии объективности научных теорий. Объективность науки как ее социальная неангажированность и свобода от ценностей. Наука и власть. Феномен идеологизированной науки. Борьба за демократизацию общества как способ противостояния возникновению идеологизированной науки. Наука и этика. Этическая релевантность науки. Различие в плане этической нагруженности науки между фундаментальными и прикладными исследованиями. Моральная и социальная ответственность ученого. Научное знание как сложная развивающаяся система. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного познания. Цель и методы эмпирического уровня познания. Эксперимент и наблюдение. Типы экспериментов. Теоретический уровень знания. Основные методы теоретического уровня. Роль гипотезы в развитии знания. Виды гипотез. Метод принципов и метод гипотез в построении научных теорий. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории. Основания науки. Структура оснований: идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира, философские основания науки. Эволюция научной картины мира. Конкретно-исторический характер идеалов научного знания. Роль философских идей и принципов в формировании научных теорий. 20. Научные традиции и научные революции. Локальные и глобальные научные революции. Глобальные научные революции как перестройка оснований науки. Взаимодействие традиций и революций в становлении и развитии нового знания. Наука в социокультурном констексте. Социокультурная обусловленность и социокультурная детерминированность научного знания. Неустранимость социо-культурной обусловленности и проблематичность социокультурной детерминированности научного знания: дискуссии между рационалистами и социологами познания. Традиционные и технологические типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Исторические типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Особенности современной постнеклассической науки. Переход к исследованию сложноогранизованных человекоразмерных систем. Нелинейная динамика и синергетика в развитии современных представлений о сложноорганизованных системах. Идея глобального (универсального) эволюционизма в современной научной картине мира. Универсальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Роль синергетики в разработке концепций универсального эволюционизма. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиски нового типа цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Раздел II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук
Программа
|