Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях




Скачать 385.96 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях
страница1/4
Дата05.11.2012
Размер385.96 Kb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области



Составители:

Потехин Н.В.,
руководитель ЦИТ ГОАУ ЯО ИРО,
Редченкова Г.Д.,
зам. руководителя ЦИТ ГОАУ ЯО ИРО


  1. Организационные аспекты

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 учебном году должно осуществляться в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) [2] и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) 2004 года [1] – в 8 9 классах, в 10-11 классах (на базовом или профильном уровнях).

ФБУП предусматривает преподавание предмета «Информатика и ИКТ» следующим образом:

Основная школа

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 8-9 классах. Курс должен быть реализован в объеме не менее 105 часов за 2 года обучения.

Класс

Количество часов
в год

Количество часов
в неделю

8 класс

35

1

9 класс

70

2

При этом возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет часов компонента образовательного учреждения.

Рекомендуется проведение элективных учебных курсов предпрофильной подготовки (учебных предметов по выбору обучающихся 9 классов) за счет часов компонента образовательного учреждения. На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные [8].

Старшая школа

Предмет «Информатика и ИКТ»

ОБЯЗАТЕЛЕН для:

  • универсального (непрофильного) обучения на базовом уровне;

  • социально-экономического и индустриально-технологического профилей на базовом уровне;

РЕКОМЕНДОВАН для:

  • физико-математического и информационно-технологического профилей как один из профильных учебных предметов (по выбору образовательного учреждения) на профильном или базовом уровнях;

  • физико-химического, химико-биологического, биолого-географи­ческого, филологического, социально-гуманитарного, художественно-эстетического, аграрно-технологического, оборонно-спортивного профилей на базовом или профильном уровнях (по решению образовательного учреждения за счет часов компонента образовательного учреждения).

При включении предмета «Информатика и ИКТ» в учебный план 10-11 классов образовательного учреждения должен быть определен уровень изучения предмета – базовый или профильный.

Общий объем часов составляет – для базового уровня не менее 70 часов, для профильного уровня не менее 280 часов.

Класс

Базовый уровень

Профильный уровень

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

10 класс

35

1

140

4

11 класс

35

1

140

4

В 10-11 классах за счет часов компонента образовательного учреждения изучаются элективные учебные курсы профильного обучения (обязательные учебные предметы по выбору обучающихся). Обучающиеся, независимо от профиля обучения, могут выбрать любой элективный учебный курс по Информатике и ИКТ, предлагаемый образовательным учреждением.

Для реализации элективных учебных курсов профильного обучения по Информатике и ИКТ могут быть использованы программы, представленные в Приложении 3 .

Допускается использование программ элективных учебных курсов профильного обучения и элективных учебных курсов предпрофильной подготовки, разработанных в образовательном учреждении.

  1. Рабочие программы

Рабочие программы по предмету «Информатика и ИКТ» создаются учителем на основе:

федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по Информатике и ИКТ [1] и соответствующих примерных программ основного общего или среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ [5,6],

ИЛИ

федерального компонента государственного стандарта общего образования по Информатике и ИКТ [1] и одной из авторских программ к линии учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Обращаем внимание, что при разработке рабочих программ на основе авторских программ к последним необходимо относиться критически и соотносить их с указанными выше нормативными документами [1,5,6].

Предлагаемые автором(ами) структура учебного материала, логика раскрытия, формулировка тем (дидактических единиц) могут заметно отличаться от примерной программы. Эти отличия допустимы при условии, что авторская программа полностью раскрывает содержание, предусмотренное федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. При этом в поурочном планировании рабочих программ необходимо кроме авторских тем указывать то содержание стандарта, которое изучается в содержании темы. В случае наличия тем, отраженных в недостаточной мере или отсутствующих в авторской программе, в рабочей программе это следует учесть и предусмотреть их изучение в соответствующем объеме.

Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов опубликованы в Письме Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» [14].

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором определяются наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса (конкретных учащихся) содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Поэтому пояснительная записка рабочей программы должна отражать конкретные условия (специфику условий) ОУ, образовательные потребности и особенности развития обучающихся (например, наличие в ОУ непрерывного обучения предмету (обучение предмету в 5-7 классах), специфику оснащения образовательного процесса, возможное отсутствие деления класса на подгруппы, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения, наличие определенного количества учащихся, обучавшихся ранее в других ОУ по другим образовательным программам, возможную связь программ общего и дополнительного образования и т.д.).

При разработке рабочей программы на основе примерной или авторской программ учитель может определить новый порядок (логику) изучения тем, внести изменения в содержание той или иной темы (расширение, углубление содержания учебного материала), изменить (скорректировать) количество часов на изучение отдельных тем (например, увеличить количество часов за счет часов резерва), расширить перечень тем, изменить количество и продолжительность лабораторных, практических, контрольных работ, дополнить требования к уровню подготовки учащихся и т.д. Обоснования вносимых изменений необходимо представить в пояснительной записке.

Увеличение объема часов на изучение предмета (по сравнению с ФБУП) должно быть обосновано в пояснительной записке.

В примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ [5,6] предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий в соответствии со спецификой класса. В учебно-тематическом плане рабочей программы не должно быть позиции «Резерв» – резервные часы должны быть представлены конкретной тематикой.

  1. ЕГЭ и ГИА-9

По результатам ЕГЭ по информатике 2012 года в Ярославской области региональными экспертами по проверке заданий ЕГЭ (часть С) отмечены типичные затруднения учащихся:

  • в заполнении таблиц (неаккуратность) – задание С1;

  • слабо освоены операторы div и mod – задание C2;

  • в построении дерева по заданному алгоритму и обоснование стратегии – задание С3.

На ступени среднего (полного) общего образования особую группу предметных элективных курсов составляют репетиционные элективные курсы, задачей которых в числе прочих может являться подготовка к сдаче ЕГЭ по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.

Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне, не допускается, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углубленное изучение этих предметов [8].

Обращаем внимание учителей, преподающих предмет «Информатика и ИКТ» в основной школе, на материалы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА-9), размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) [15].


При подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ необходимо ориентироваться на кодификаторы элементов содержания по информатике [15,16]. Демонстрационный вариант (демоверсия) не отражает полный спектр элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ.


В плане работы Центра информационных технологий ГОАУ ЯО ИРО представлены модули для учителей Информатики и ИКТ по теме «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике». Все заинтересованные учителя могут принять участие в данных курсовых мероприятиях.

Традиционно обучение проходит:

  • в феврале – модуль «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике (часть С)».

  • в октябре – модуль «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике (итоги ЕГЭ текущего года)»;

  • в декабре – модуль «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике (части А и В)»;

  1. Учебники, учебные пособия

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательном процессе на 2012/2013 учебный год [4], представлены в Приложении 1.

Обращаем внимание, что федеральные перечни учебников на 2012/2013 учебный год [4], ориентируют на выбор учебников, которые будут использованы в классах, ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ». Все остальные классы должны продолжать изучение предмета по ранее выбранным линиям УМК.

Рекомендуемые учебники для раздела «Основное образование» представлены двумя списками:

  • учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (предмет «Информатика»);

  • учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ»).

В 2012-2013 учебном году в классах основной школы рекомендуется работать с учебниками, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ»).

Подробная информация о УМК по Информатике и ИКТ представлена на сайтах издательств: БИНОМ. Лаборатория знаний (www.lbz.ru), Просвещение (www.prosv.ru), Дрофа (www.drofa.ru), Питер-Пресс (www.piter-press.ru).


  1. Использование ЭОР в учебном процессе

Учитель информатики имеет возможность использовать в учебном процессе кроме специально разработанных электронных приложений, входящих в состав УМК, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), размещенные на федеральных порталах, – информационные источники и инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по информатике и ИКТ и снабженные методическими рекомендациями, в которых отражены цели их использования и решаемые дидактические задачи.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    http://school-collection.edu.ru/;

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/.


При этом у учителя есть возможность использовать учебные материалы нового поколения, расширяющие и дополняющие существующие УМК, – инновационные учебно-методические комплексы (http://school-collection.edu.ru/), которые позволяют индивидуали­зировать учебный процесс и проектировать индивидуальную траекторию обучения школьников с использованием информационных образовательных технологий.


Для самостоятельного или дистанционного обучения учащихся с использованием интернет/интранет технологий возможно использование сетевых компьютерных практикумов по курсу «Информатика» (http://webpractice.cm.ru) (общедоступный ресурс, разработчик – Компания «Кирилл и Мефодий» по заказу Министерства образования и науки РФ).

Практикумы раскрывают содержание следующих тем курса: «Информация», «Аппаратные средства ЭВМ», «Программное обеспечение общего назначения», «Алгоритмизация и программирование», «Компьютерные сети и телекоммуникации», «Защита информации», «Компьютерное моделирование». Практикумы имеют унифицированную структуру, включающую: краткие теоретические сведения, терминологический словарь, список дополнительных источников, контрольные вопросы и задачи (в том числе, интерактивные тесты), упражнения, лабораторные работы.

Отдельные фрагменты практикумов могут использоваться учителем при подготовке и проведении уроков. В частности, учебные материалы сетевых компьютерных практикумов могут использоваться в качестве поддержки к УМК «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина (10-11 классы) [17, стр. 199-217]

  1. Коррекционное обучение

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида и специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях проходит в соответствии с примерным региональным учебным планом.

При этом основное внимание следует обратить на преподавание раздела стандарта «Информационные технологии». Освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий является наиболее значимым для формирования функциональной грамотности (социализация, будущая деятельность), повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Раздел стандарта «Информационные процессы» возможно изучать ознакомительно. В теме «Обработка информации» ограничиться рассмотрением простейших алгоритмов, исполнителей алгоритмов (можно не включать рассмотрение языков программирования).

Нормативная и информационная база для преподавания предмета
«Информатика и ИКТ»

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)

Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012-2013 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Фбуп) [2] и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на базовом уровне (письмо министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconО преподавании учебного предмета «информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях мурманской области в 2012/2013 учебном году
Автор-составитель: О. К. Мясникова, доцент кафедры государственного и муниципального управления Мурманского ипкроиК
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году» вступление
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
В 2012/2013 уч г при организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться перечисленными...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
В общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 уч г при организации учебного процесса по биологии следует руководствоваться перечисленными...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
В 2012/2013 уч г при организации учебного процесса по химии в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться перечисленными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница