Муниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей естественно математического цикла
___________ Шварева В.Н. Протокол № ___ от «____»___________2011 г.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Двулученская СОШ»
___________ Борзенко А.А.
«____»____________2011 г.
| «Утверждаю» Директор МОУ «Двулученская СОШ»
__________ Щелычев Ф.А.
Приказ № ____ от « » 2011 г.
|
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 7 класса
Учитель информатики: Щелычев Ф.А.
2011-2012 уч. год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) автор – Н.Д. Угринович, рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007), авторской программы Угринович Н.Д. (Авторская программа/Информатика и ИКТ/Угринович Н.Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году. Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; - овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; - выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения: - приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ; - овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов; - освоение ключевых компетенций. Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)». УМК: учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010»; методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»; комплект цифровых образовательных ресурсов. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов; в неделю – 1 час. Количество практических работ: 19. Количество контрольных работ: 2. Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные Формы текущего контроля ЗУН (ов): фронтальный опрос; опрос в парах; практические и самостоятельные работы; тестирование. Формы итогового контроля ЗУН (ов): контрольная работа; зачет.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать: □ виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; □ единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; □ основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; □ программный принцип работы компьютера; □ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь: □ выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; □ оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; □ оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; □ создавать информационные объекты, в том числе: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; • создавать записи в базе данных; • создавать презентации на основе шаблонов; □ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; □ пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; □ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование | Часы учебного времени | Итоговая аттестация (подготовка к ГИА) | Домашнее задание
| Деятельность учащихся | Сроки прохождения |
| Тема |
| практические | контрольные, тестирование | Плановые | фактически | 1. | Компьютер и программное обеспечение. | Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с клавиатуры. | 1 |
| п. 1.1. | КП |
|
|
| 2. | Центральное устройство компьютера - процессор. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №5. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативное памяти. | 1 |
| п. 1.2.1 | КП |
|
|
| 3. | Устройства ввода информации. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №4. Определение разрешающей способности монитора и мыши. | 1 | Часть 1, №2 | п.1.2.2, | КП |
|
|
| 4. | Устройства вывода информации. | 1 |
| п. 1.2.3, решить задание из ГИА |
|
|
|
| 5. | Оперативная и долговременная память. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №3. Форматирование, проверка и дефрагментация диска. | 1 | Часть1, №1 | п. 1.2.4 | КП | | | | 6. | Типы персональных компьютеров.
| 1 |
| п. 1.2.5, ответить на вопросы |
|
|
|
| 7. | Файлы. | 1 |
| п. 1.4.1., решить задание из ГИА | |
|
|
| 8. | Файловая система. Архивация файлов и дефрагментация дисков. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. | 1 |
| п. 1.4.2 – 1.4.3 | КП |
| |
| 9. | Системное программное обеспечение. | 1 |
| П. 1.5.1 |
|
|
|
| 10. | Прикладное программное обеспечение.
| 1 |
| п. 1.5.2, подготовить сообщение |
|
|
|
| 11. | Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. | 1 | Часть 1, №6 | п. 1.5.3, решить задание из ГИА |
|
|
|
| 12. | Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №6. Знакомство с графическим интерфейсом Windows. | 1 |
| п. 1.6.1, решить задание из ГИА | КП | | | | 13. | Рабочий стол операционной системы..
| 1 |
| п. 1.6.2 |
|
|
|
| 14. | Окна.
| 1 |
| п. 1.6.3, подготовить сообщение | |
|
|
| 15. | Диалоговые панели.
| 1 |
| п. 1.6.4,
|
| | | | 16. | Контекстные меню объектов. | 1 |
| п. 1.6.5, подготовиться к тестированию |
|
|
|
| 17. | | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 1 |
| п. 1.7, подготовиться к тестированию | КП |
|
|
| 18. | | Контрольная работа № 1 Компьютер и программное обеспечение. (тестирование). | 1 |
|
|
| К/Р |
|
| 19. | Технология обработки графической информации | Повторный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики. Растровая и векторная графика. | 1 |
| п. 2.1 |
|
|
|
| 20. | Растровые графические редакторы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №8. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. | 1 |
| п. 2.2.1 | КП |
|
|
| 21. | Векторные графические редакторы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №9. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенный в текстовый редактор Word.
| 1 |
| п. 2.2.2, решить задание из ГИА | КП |
|
|
| 22. | Сохранение графических файлов в различных форматах. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №10. Сохранение изображений в различных графических форматах с помощью растрового редактора Star Office Image. | 1 |
| п. 2.2.3, решить задание из ГИА | КП |
|
|
| 23. | Интерфейс графических редакторов. Область рисования.
| 1 | Часть 2, №19 | п. 2.3.1, решить задание из ГИА |
|
| | | 24. | Инструменты рисования и графические примитивы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №11. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе Star Office Draw. | 1 | Часть 2, №20 | п. 2.3.2 | КП |
|
|
| 25. | Редактирование рисунка. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №12. Рисование в векторном редакторе Star Office Draw. | 1 |
| п. 2.3.3 Подготовить сообщение | КП |
|
|
| 26. | Палитра цветов. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №13. Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях. | 1 |
| п. 2.3.4. | КП |
|
|
| 27. | Текстовые инструменты.
| 1 | Часть 2, №17 | п. 2.3.5, решить задание из ГИА |
|
|
|
| 28. | Геометрические преобразования. | 1 |
| п. 2.3.6, решить задание из ГИА |
|
|
|
| 29. | Система компьютерного черчения КОМПАС. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №14. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС. | 1 | Часть 2, №20 | п.2.4.1 | КП |
|
|
| 30. | Построение основных чертежных объектов. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №15. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. | 1 |
| п.2.4.2 | КП |
|
|
| 31. | Мультимедийные интерактивные презентации. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №16. Создание анимации, встроенной в презентацию. | 1 |
| п.2.5.1 | КП |
|
|
| 32. | Дизайн презентации и макеты слайдов. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №17. Создание мультимедийных объектов при появлении объектов на слайдах. | 1 | Часть 2, №12 | п.2.5.1, подготовить презентацию | КП | | | | 33. | Использование анимации и звука в презентации. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». | 1 |
| п.2.5.1 подготовиться к контрольной работе | КП |
|
|
| 34. | Демонстрация презентации. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №19. Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота. | 1 |
| п.2.5.4 | КП |
|
|
| 35. | Контрольная работа № 2 Технология обработки графической информации. (Предоставление презентации в электронном виде).
| 1 |
|
| | К/Р |
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
Содержание программы учебного предмета
Разделы стандарта
| Главы, параграфы и пункты учебника | Практические работы | Кол-во часов
| Аппаратные и программные средства ИКТ. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
| Глава 1. Компьютер и программное обеспечение 1.1. История развития вычислительной техники. 1.2. Устройство компьютера. 1.2.1. Центральное устройство компьютера – процессор. 1.2.2. Устройства ввода информации. 1.2.3. Устройства вывода информации. 1.2.4. Оперативная и долговременная память. 1.2.5. Типы персональных компьютеров. 1.3. Данные и программы. 1.4. Файлы и файловая система. 1.4.1. Файл. 1.4.2. Файловая система. 1.4.3. Архивация файлов и дефрагментация дисков. 1.5. Программное обеспечение компьютера. 1.5.1. Системное программное обеспечение. 1.5.2. Прикладное программное обеспечение. 1.5.3. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. 1.6. Графический интерфейс операционных систем и приложений. 1.6.1. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. 1.6.2. Рабочий стол операционной системы. 1.6.3. Окна. 1.6.4. Диалоговые панели. 1.6.5. Контекстные меню объектов. 1.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | Практическая работа №1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с клавиатуры. Практическая работа №5. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативное памяти. Практическая работа №4. Определение разрешающей способности монитора и мыши. Практическая работа №3. Форматирование, проверка и дефрагментация диска. Практическая работа №2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Практическая работа №6. Знакомство с графическим интерфейсом Windows. Практическая работа №7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 18 | Технология обработки графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. | Глава 2. Технология обработки графической информации. 2.1. Растровая и векторная графика. 2.2. Растровые и векторные графические редакторы. 2.2.1. Растровые графические редакторы. 2.2.2. Векторные графические редакторы. 2.2.3. Сохранение графических файлов в различных форматах. 2.3. Интерфейс графических редакторов. 2.3.1. Область рисования. 2.3.2. Инструменты рисования и графические примитивы. 2.3.3. Редактирование рисунка. 2.3.4. Палитра цветов. 2.3.5. Текстовые инструменты. 2.3.6. Геометрические преобразования. 2.4. Системы компьютерного черчения. 2.4.1. Система компьютерного черчения КОМПАС. 2.4.2. Построение основных чертежных объектов. 2.5. Компьютерные презентации. 2.5.1. Мультимедийные интерактивные презентации. 2.5.2. Дизайн презентации и макеты слайдов. 2.5.3. Использование анимации и звука в презентации. 2.5.4. Демонстрация презентации.
| Практическая работа №8. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Практическая работа №9. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенный в текстовый редактор Word. Практическая работа №10. Сохранение изображений в различных графических форматах с помощью растрового редактора Star Office Image. Практическая работа №11. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе Star Office Draw. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №12. Рисование в векторном редакторе Star Office Draw. Практическая работа №13. Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях. Практическая работа №14. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС. Практическая работа №15. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. Практическая работа №16. Создание анимации, встроенной в презентацию. Практическая работа №17. Создание мультимедийных объектов при появлении объектов на слайдах. Практическая работа №18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Практическая работа №19. Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота. | 17 | Всего |
|
| 35 |
* КП - компьютерный практикум * К/Р – контрольная работа * Т - тестирование
Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тестирование, доклады, работа по карточкам, групповая работа, индивидуальная работа.
Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. учебник для 7 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 Горностаева А.М. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д. – Волгоград: Учитель, 2008 Гусева И.Ю. Информатика в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2008 Гилярова М.Г. Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс».- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 Дополнительная литература: Авдошин С.М., Ахметсахина Р.З., Максименкова О.В. и др. Информатика. ГИА. Учебно-справочные материалы для 9 класса./-М.: Просвещение, 2011.-252 с. Авдошин С.М., Ахметсахина Р.З., Максименкова О.В. и др. ГИА. 2011. Информатика. Контрольные измерительные материалы с ответами и комментариями./-М.: Просвещение, 2011.-252 с. Златопольский Д.М. Занимательная информатика, 2009. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011./Под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. – Рорстов н/Д: Легион М, 2011. – 272 с. Кириенко Д.П. ГИА-2011. Информатика. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 114 с. CD Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2008 г. www.fipi.ru www.1september.ru www.metodkopilka.ru www.uchportal.ru www.openklass.ru www.metodkabinet.ru www.school.edu.ru www.ipkps.bsu.edu.ru school-collection.edu,ru www.ug.ru www.ege.ru www.edu.ru mon.gov.ru
|