Методическая разработка открытый




Скачать 81.32 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытый
Дата05.11.2012
Размер81.32 Kb.
ТипУрок
Муниципальное образовательное учреждение «СОШ «Лесколовский центр образования».


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Открытый урок по литературе в 10 классе: «Любовь как морально-нравственная ценность в семье»

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Автор программы - учитель высшей кв. категории

Дудникова Любовь Семеновна.


Всеволожск 2010

Цели урока:


*На примере событий, идей, характеристик героев романа обобщить знания учащихся о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», ответив на проблемный вопрос: «Что спасает человека, «когда уже больше некуда идти»;

* развивать монологическую речь, умение вести диалог, строить ответ-рассуждение;

* воспитывать нравственное отношение к семейным и общечеловеческим ценностям, воспитывать интерес к классической литературе.


Оборудование урока:

  1. Презентация учителя «Ход урока»(9 слайдов: 1.портрет писателя, 2. тема урока, 3.эпиграф, 4. цели урока, 5 проблемный вопрос урока, 6. план обсуждения проблемы, 7. итоговая таблица по обобщению знаний, 7. таблица-ответ для сверки, 8. домашнее задание).

  2. Презентации учащихся: «Теория Родиона Раскольникова», «Семья Раскольниковых», «Семья Мармеладовых», «Иллюстрации И.Глазунова к роману «Преступление и наказание»

  3. Музыка К.Сен-Санса


Тип урока: обобщающий семинар

Технологии урока: - исследовательская

-информационная

-критического мышления


«Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются новые измерения бытия. Достоевский – великий революционер духа. Он весь направлен против окоснения духа».

Н.Бердяев

Ход урока


1. Организационный момент. Настрой на работу – чтение эпиграфа. Просмотр презентации «Иллюстрации И.Глазунова к роману «Преступление и наказание»(Без комментирования).

Объявление темы урока. Постановка целей.


- Мы закончили прошлый урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» словами: «Их воскресила любовь!» Я хочу предложить вам тему для обобщающего урока, может быть, весьма неожиданную: «Любовь как морально-нравственная ценность в семье». В конце урока вы получите сертификат участия с оценкой.

В романе Достоевский изобразил 4 семьи. Мы и постараемся на примере не только событий и идей, но и семейных отношений героев ответить на проблемный вопрос:

«Что спасает человека, когда уже больше некуда идти?»

(Учитель параллельно вопросам работает с презентацией «Ход урока»)

- Может быть, вы уже знаете ответ? Тогда сформулируйте его в виде тезиса.

(Когда уже больше некуда идти, спасает любовь)


2. - Запишем тему урока, проблемный вопрос и тезис.

- Приступим к нашему семинару. Сначала ответим на вопрос: Почему Раскольников совершил это жестокое преступление?

( Презентация «Преступление Раскольникова с объяснением основных положений).

- Какие ключевые моменты в этой презентации вы выделите?

(-… в сердце его живет жертвенный огонь к людям..

людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.)


- Раскольников – композиционный и духовный центр романа, он совершил идеологическое преступление, сам о нем и говорит: «Вот что: Я хотел Наполеоном сделаться оттого и убил…»

(Поэтому тезис о жертвенной любви к людям мне кажется сомнительным. Я бы сказала: он полон сострадания и сочувствия к людям)


- Еще Аристотель писал о трех видах любви: любовь – страсть, т. е. чувственная, любовь к людям, к близким, к родным, и высшая форма любви – жертвенная любовь к Богу, ко всему сущему. Греки называли ее АГАПЭ.

- Какую же любовь испытывает Раскольников?

(О любви к Богу нет и речи: в Бога Раскольников не верит, любовь-страсть ему неизвестна. Слишком занимает его «теория». Он всеми силами души любит сестру Дуню и мать. Их судьбу он собирался «обустроить», убедившись сначала, что он «не тварь дрожащая», а « право имеет»).

- Так же беззаветно любили Родиона Дунечка и мать Пульхерия Александровна. Давайте поговорим о семье Раскольникова.

(Презентация «Семья Раскольникова»)

- Ключевые слова этой презентации?

(Дуня, любящая брата до самопожертвования, ценой собственной счастья, выйдя за Лужина, надеется помочь брату. Пульхерия Александровна все возможное делала для сына, чтобы он мог доучиться в университете. Она была честна и благородна даже в своей бедности. От нее постарались скрыть произошедшее с Родионом, но материнское сердце почувствовало беду. Мы понимаем, что мать догадалась обо всем. Иначе как объяснить ее горячку и внезапную смерть? Получается, что Раскольников, убив старуху-процентщицу, стал причиной смерти своей матери, косвенно «убив» и ее.)

- Почему Раскольников оставляет семью, бросает сестру и мать одних в незнакомом городе?

(Преступление, совершенное Раскольниковым, разъединяет его и близких. Он не может быть прежним, жить, скрывая страшную тайну. Это обстоятельство доставляет Раскольникову еще больше мучений. Он безумно одинок. А семья в растерянности, Дуня и мать страдают. Хорошо, что Разумихин, обуреваемый чувствами к Дуне, взялся помогать бедным женщинам).

- Творческая физкультминутка.(Звучит музыка К. Сен-Санса из «Карнавала животных». Учащиеся закрывают глаза, расслабляются, потом медленно встают, поднимают руки вверх, медленно соединяют их. Под музыку звучит текст: «Эта мелодия очень гармонична, она совсем не совпадает с состоянием души Раскольникова. Эта мелодия теплая, она как бы призывает соединить наши руки, почувствовать, что рядом кто-то есть. Как тяжело и невыносимо было одиночество Раскольникова после совершения им преступления!»)

- У Раскольникова есть двойник – Свидригайлов. Но ведь у него тоже была семья. Мы об этом узнаем из рассказов самого Свидригайлова. Как строились отношения в этой семье?

(Практически Марфа Петровна купила себе мужа, вызволив этого шулера из долговой тюрьмы. И сумма не случайно тридцать тысяч рублей. Это цена предательства Свидригайлова, который построил свои семейные отношения не на любви и уважении, а на деньгах. С особым цинизмом он рассказывает о Марфе Петровне и их отношениях. Но Свидригайлов – загадка…Мы так до конца и не уверены, он ли причина смерти Марфы Петровны. Но знаем точно, что, когда Свидригайлов стал испытывать страсть к Дунечке, когда попытался прикоснуться к чистому существу, он кончает жизнь самоубийством. Любовь Свидригайлова губит, потому что он аморален, и даже проснувшаяся совесть, реализованная в благородных поступках, не способна возродить его.)

- Любовь спасает Раскольникова, так как он не утратил духовности. Оставив родную семью, он идет к Мармеладовым, он развивает бурную деятельность и принимает живое участие в этой семье, с первых минут знакомства помогая «униженным и оскорбленным» Мармеладовым. Поговорим об отношениях в семье Мармеладовых.

(Презентация «Семья Мармеладовых. Обсуждение выступления и дополнения по теме).

- Вы помните, что по первоначальному замыслу писателя история семьи Мармеладовых должна была разворачиваться в романе «Пьяненькие». Все члены этой семьи живут в ужасающей нищете, которая, по словам самого Мармеладова, есть порок. Нищета унизительна и оскорбительна для человека.

- Что объединяет семью Мармеладовых?

(Несмотря на тяжелые условия жизни, в этой семье есть любовь. Конечно, символом семьи, спасительницей является Соня. Она ради детей, ради Катерины Ивановны «продает» себя за 30 целковых, идет на панель, сохраняя душевную чистоту, смирение и любовь к Богу).

- Как относятся друг к другу в семье?

(Мармеладов женился на Катерине Ивановне из жалости, потому что не мог смотреть на ее страдания. Она же «ломала руки», но пошла за Мармеладова, ради детей пошла. Он хотел от своей жены хотя бы сочувствия. Катерина Ивановна, гордая натура, не могла со смирением выносить все муки, выпавшие на ее долю. Отсюда ее агрессивное поведение, несправедливые слова и поступки. Главное, что и Мармеладов, и Соня стараются оправдать Катерину Ивановну и в своих глазах, и в глазах Раскольникова. Сводные сестры и брат обожают «сестрицу Соню», Катерина Ивановна даже заставляет их молиться за нее. Катерина Ивановна чувствует свою вину перед Соней и от этого еще больше страдает).

- Соня полюбила Раскольникова сразу, как только встретила его, поняла, что он неравнодушен к судьбе их семьи. Соня способна на самопожертвование, способна отдать все свои силы, даже свою жизнь ради близких. Это и есть любовь в высшем смысле этого слова. Раскольников по-настоящему полюбил Соню только тогда, когда освободился от плена «теории», так сильно захватившей его душу и так долго мучившей его.

- 3.Представим наши рассуждения в виде таблицы и обсудим их.

(Отводится время на заполнение таблицы. На доске и у каждого в распечатанном виде. После заполнения - проверка, обсуждение.)



Проявление любви

Герои и их отношения

Любовь - страсть

 

Любовь - жалость

 

Любовь семейная

 

Любовь жертвенная,

Любовь - самоотречение

 

Любовь воскрешающая

 











Проявление любви


Герои и их отношения

Любовь - страсть

Свидригайлов –> Дуня

Любовь - жалость

Мармеладов –> Катерина Ивановна

Раскольников –> дочь квартирной хозяйки

Любовь семейная

Дуня -> брат

Любовь жертвенная,

Любовь - самоотречение

Дуня –> Раскольников

Соня –> Раскольников

Соня –> Катерина Ивановна

Соня – > сводный брат и сестры

Любовь воскрешающая

Соня <-> Раскольников


- Вы правильно определили, как проявляли герои свою любовь по отношению друг к другу. Думаю, что мы реализовали наш проблемный вопрос и наш тезис. Когда уже больше некуда идти, спасает любовь. Но любовь нужна всегда, не только в трудные минуты жизни. У Достоевского все события, чувства, идеи необыкновенно насыщенны. Но и в обычной жизни часто не хватает любви. Так будем проявлять любовь к окружающим, и, может жизнь, наша жизнь станет гармоничнее, счастливее.

4. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе:

«Что мне открыл урок по роману Достоевского «Преступление и наказание в понимании семейных ценностей»?


Использованная литература:



  1. Н. Лосский «Бог и мировое зло», глава «Достоевский и его христианское миропонимание» М., «Республика», 1994




  1. В. Вересаев «Живая жизнь», глава «Человек проклят» М., «Издательство политической литературы», 1991




  1. Е. Роговер «Русская литература второй половины 19 века» М., - СПб «Сага – Форум», 2005



Похожие:

Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка классного часа на тему: «О правилах дорожного движения»
...
Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Неделя химии «Химия в спецовке строителя»
Методическая разработка предназначена преподавателям химии и спецтехнологии колледжей строительного профиля во внеклассной работе...
Методическая разработка открытый iconПермский строительный колледж методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...
Методическая разработка открытый iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка открытый iconКонкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Методическая разработка открытый iconМетодическая разработка к практическому занятию «Изучение анатомии и физиологии сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» инаправлена на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница