Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете.




Скачать 186.92 Kb.
НазваниеПояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете.
Дата05.11.2012
Размер186.92 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ООП ВПО, реализуемые в Тувинском государственном университете. Задача данного пособия – помочь абитуриентам в самостоятельной подготовке к экзамену.

Как показывает опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на этапе подготовки большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Другая задача пособия состоит в том, чтобы привлечь внимание абитуриентов к ключевым, базовым вопросам курса обществознания, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Темы сгруппированы по большим разделам курса обществознания.

Структура и содержание программы соответствуют Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования в основной школе, утвержденному Министерством образования и науки РФ. Структура программы включает в себя 7 разделов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

  Вступительное испытание проводится в письменной тестовой форме в соответствии с программой вступительного испытания.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

Типовые тестовые задания по обществознанию содержат 3 варианта комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований к вступительным испытаниям в 2012 г.

Каждый вариант тестов состоит из 3 частей, включающих 60 заданий.

Часть 1 включает 40 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 10 заданий, на которые нужно дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетании или последовательности букв.

Часть 3 включает 10 заданий с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение).

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Максимально возможный балл за всю работу – 100 баллов.

ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА

Перед началом экзамена каждый абитуриент получает специальные листы ответа, а также вариант теста по обществознанию. Окончательный (чистовой) вариант работы выполняется в листе ответа. Ответы должны быть даны абитуриентом в пустых клетках, имеющихся в листе ответа рядом с соответствующим номером вопроса-задания. Использование листов ответа, а также вариантов тестовых заданий для дополнительных записей не разрешается.

После того как все абитуриенты получили листы ответа и варианты тестовых заданий, экзаменатор проводит инструктаж и отвечает на вопросы. Ровно через 180 минут все абитуриенты должны сдать все работы.

Кроме листов ответа и вариантов тестовых заданий, абитуриенты получают перед началом экзамена листы для черновика. Помните: черновые записи, в том числе содержащие ответы, отличающиеся от ответов в черновике, экзаменаторами не рассматриваются.

ПРОВЕРКА ТЕСТА ЭКЗАМЕНАТОРАМИ

И ОЗНАКОМЛЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕРКИ

После объявления оценки абитуриент имеет право в установленное приемной комиссией время ознакомиться с результатами проверки и получить соответствующие разъяснения экзаменаторов. Устно комментируя ошибки абитуриента и называя правильный вариант ответа, экзаменатор обязательно называет тот раздел теоретического курса обществознания, на который допущена ошибка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Минимальный балл по обществознанию установлен в 39 баллов

Критерии выставления баллов на письменном вступительном экзамене по обществознанию

Предметная экзаменационная комиссия при принятии решения о выставлении оценки на письменном экзамене руководствуется следующими критериями:

80-100 баллов

Абитуриент продемонстрировал безошибочное знание научной терминологии, высокий уровень владения документами, знание истории затрагиваемых проблем, качественное знание современной литературы по всем рассматриваемым вопросам, умение применить теоретические знания в практической работе. Вопросы теста безошибочно соотнесены с требованиями современных знаний. Отвечая на вопросы 2 и 3 частей работы, абитуриент полно и правильно выполнил все задания.

79-50 баллов

Абитуриентом даны ответы практически на все задания 1 части работы. При этом допущены несущественные отступления от стандартных определений отдельных понятий во 2 и 3 частях. В целом проблемные вопросы представлены с учетом имеющегося множества научных подходов. В заданиях 2 и 3 частей работы есть неполнота, имеются единичные неточности.

49-39 баллов

При ответе на задания теста абитуриентом допущено несколько несущественных ошибок в толковании принципиальных понятий. Логика и полнота ответа страдают заметными изъянами. Абитуриент допускает пробелы в знании фактов и явлений, умении установить причинно-следственные связи, классификации событий по указанному признаку. Научные положения изложены в целом достаточно, но с пропусками материала, характеризующего развитие вопроса, слабо показана многоплановость явления, его научная дискуссионность. В рамках ответов на 2 и 3 части работы обнаруживается заметная неполнота знаний.

Менее 39 баллов

Выставляется абитуриенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями, выполняет работу. Ответы на 2 и 3 части работы свидетельствует о непонимании поставленных вопросов. Абитуриент не в состоянии продемонстрировать знания и умения, свидетельствующие о его готовности продолжать образование в высшем учебном заведении.

Баллы «80-100», «79-50», «49-39» выставляются абитуриентам, которые демонстрируют в ходе вступительного экзамена комплекс знаний и умений, свидетельствующий об их готовности продолжать образование в высшем учебном заведении.


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Правильное выполнение заданий части 2 оценивается в 2 балла . Задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается в 4 балла.

Максимально возможный балл за всю работу – 100 баллов.

Письменный экзамен считается сданным при условии, что выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

При сумме правильных ответов выставляются следующие оценки

более 80 баллов - оценка «5»;

59-79 баллов – оценка «4»;

30-58 баллов – оценка «3»;

менее 29 – оценка «2».

ОЗНАКОМЛЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕРКИ

В случае проведения вступительного испытания в письменной форме, абитуриент может ознакомиться со своей работой в порядке, установленном ТувГУ, а именно:

после объявления результатов испытания поступающий в устной форме заявляет ответственному секретарю или его заместителю о желании ознакомления с проверенной работой;

в присутствии ответственного секретаря или его заместителей поступающий знакомится с проверенной работой, ознакомление с работой носит визуальный характер, вносить какие-либо исправления в работу запрещено.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Назначение методических рекомендаций - помочь абитуриенту сформировать це­лостное представление о комплексе социальных и гуманитарных наук, изучающих общество в его социальном, экономическом, политическом, культурном и историческом развитии.

Программа отражает специфику будущих направлений подготовки абитури­ентов и состоит из семи разделов, каждый из которых посвящен конкрет­ной сфере жизни общества.

Общество как сложная динамическая система.

В данном разделе даются основные представления о социуме как слож­ной динамической системе с точки зрения присущих ему типологических характеристик, форм развития, единства и своеобразия его основных сфер, рассматриваются важнейшие элементы его структуры, анализируются фор­мы и способы общественных взаимодействий и изменений, проблемы и противоречия современного мира.

Человек. Индивид. Личность.

Второй раздел ставит перед абитуриентом задачу понимания челове­ка как продукта социализации. Рассматриваются этапы формирования его личности, структура сознания, сущность познания и деятельности челове­ка, развитие личности в ответственный период социального взросления, формирование индивидуальности и критического мышления, обеспечива­ющего объективное восприятие социальной информации и определение собственной позиции.

Духовно-нравственная сфера.

Третий раздел посвящен возникновению и сущности культуры, науки, религии, различным подходам к изучению цивилизаций, нормам морали, специфике морально-нравственного воспитания, развитию образования, науки и искусства в современном мире.

Экономическая жизнь общества.

Этот раздел дает возможность абитуриентам ориентироваться в глав­ных аспектах экономики, получить представление о реалиях российской и мировой экономической практики. В разделе определяются базовые поня­тия, раскрывается содержание экономических терминов, анализируется роль государства в регулировании экономики.

Социальная сфера.

Выявляются причины и следствия социальной дифференциации и стра­тификации общества, рассматриваются основные составляющие социаль­ной структуры: социальные слои, группы, общности. Особое внимание уделяется межнациональным отношениям и национальной политике, а также социальным конфликтам и путям их разрешения.

Историко-политическая сфера.

Анализируются понятия политики, политической системы, политичес­кой власти. Рассматриваются процессы развития государства и формирова­ния общества в историческом аспекте, этапы политического развития рос­сийского государства, проблемы возникновения и формирования гражданс­кого общества в России и в мире, политическая жизнь современной России.

Правовая сфера.

В разделе даются базовые понятия, относящиеся к сфере государства и права, анализируются основы конституционного строя Российской Феде­рации, рассматриваются основные отрасли права. Особое внимание уделя­ется сущности правоотношения и правонарушения, а также понятию юри­дической ответственности. Предлагается систематизировать ма­териал, позволяющий легко ориентироваться в правах и обязанностях юридических и физических лиц.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Общество как единая и динамичная социальная система. Строе­ние, функционирование и развитие общества. Основные социальные институты общества. Взаимосвязь социальной, политико-правовой, эко­номической и духовной сфер общества. Подсистемы общества. Интег­рация различных сфер общества. Функции общественной системы и ее основных сфер.

Общество и природа. Понятие окружающей среды. Воздействие при­роды на общество и общества на природу. Противоречия во взаимодействии природы и общества. Изменение отношения человека к природе в истори­ческом развитии. Учение о ноосфере.

Постепенная эволюция, революционный скачок и реформы в обще­ственном развитии. Общественный прогресс, регресс, факторы, пути и фор­мы общественного развития.

Типология современных обществ. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Понятие обществен­ных формаций. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, ка­питалистическая и социалистическая формации. Основные представления о ходе исторического процесса: циклические, линейные, многовариантные. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. НТР и ее социальные послед­ствия. Автоматизация. Компьютерная революция. Информатизация. Урба­низация. Сциентизм.

Понятие цивилизации. Различные интерпретации понятия цивилиза­ции. Культура и цивилизация. Типология цивилизаций. Восточные, запад­ные и "природные" сообщества как основные типы цивилизаций.

История России с точки зрения истории цивилизаций. Западническая и славянофильская ориентации в спорах об исторических путях развития России. Основные модернизации в истории России. Реформаторы и рево­люционеры в отечественной истории.

Особенности древних цивилизаций. Основные черты античной циви­лизации и европейской средневековой цивилизации.

Особенности и перспективы современного мира. Основные противо­речия и глобальные проблемы современности. Факторы, вызвавшие появ­ление глобальных проблем человечества, и пути их разрешения.

2. ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ

Мир человека и мир природы. Развитие представлений о человеке. "Человек разумный". Человек в Средние века. Человек эпохи Возрождения.

Человек в современном мире. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Платон, Аристотель, Фрейд о человеке. Развитие представле­ний о сущности человека. Структура человеческой личности по 3. Фрейду. Философская антропология.

Сущность и структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание, мышление и язык. Сознание и мозг. Сфера сознания. Рефлексия. Понимание и взаимопонимание. Сознательное и бессознательное в поведении людей.

Человек, индивид, личность. Мотивы поведения и типы человечес­кой личности. Индивидуально-психологические различия между людьми: способности, талант, характер, темперамент. Человек в группе. Межличнос­тные отношения. Общение и взаимодействие. Роль выдающейся личности.

Человеческая деятельность. Функции деятельности и ее структура. Потребности, цели, мотивы. Классификация потребностей. Средства деятельности. Виды социальных действий.

Познание в жизни человека. Основные познавательные способнос­ти. Направления в теории познания. Формы чувственного и абстрактно­го познания. Эмпирики и рационалисты. Чувственный опыт и экспери­мент как основные источники эмпирического познания. Дедукция и ин­дукция. Синтез чувственного и рационального познания. Агностицизм. Иррационализм.

Истина как цель человеческого познания. Абсолютная и относи­тельная истина. Истина и заблуждение. Критерии истины. Научное по­знание и его основные методы. Особенности социально-гуманитарного познания. Понятие социальных закономерностей.

3. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА

Культура и духовная жизнь. Понятие культуры и ее основные фун­кции. Материальная и духовная культура. Традиции и новаторство в культуре. Элитарная и массовая культура. Культура как способ созида­тельной деятельности человека. Культурное наследие. Обыденные и про­фессиональные представления о культуре. Духовное производство. Культура и природа. Современное общество и экология.

Понятие морали. Сущность, социальные функции и структура мо­рали. Мораль и право. Развитие представлений о морали. Проблема общечеловеческих ценностей и принципы нравственности. Моральный выбор. Смысл жизни. Нравственный идеал. Нравственный императив. Нравственное совершенствование личности. Понятие духовности. Ду­ховность и гуманизм. Добро и зло. Добродетель и порок. Этика.

Искусство, его роль в жизни общества и человека. Виды искусства. Способы существования искусства. Искусство и массовая культура. Спе­цифика искусства. Роль искусства в современном обществе.

Религия, ее сущность и социальные функции. Религиозные органи­зации и религиозные доктрины. Культ и вера. Конфессии и секты. Миро­вые религии: христианство, ислам, буддизм. Основные формы религии на территории России и в ближнем зарубежье. Религиозный плюрализм и свобода совести в современной России. Влияние религий на мировое со­общество. Атеизм.

Философия, ее место в духовной культуре общества. Особеннос­ти философского познания. Отношение философии и науки, филосо­фии и религии, философии и искусства. Основные вопросы филосо­фии. Античная философия и античные философы. Философия и фило­софы в Средние века, Новое и новейшее время.

Роль науки в общественной жизни. Наука как система знаний, вид че­ловеческой деятельности и социальный институт. Наука как часть культуры. Научное познание, его возможности и границы. Модели развития научного знания. Естественные и общественные науки. Идеалы и нормы науки.

Образование и его социальная роль в жизни общества. Социальные функции образования. Система образования в современном российс­ком обществе. Образование и самообразование. Реформы современного российского образования. Гуманизация и гуманитаризация образования.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Экономика и ее роль в жизни общества. Экономическая система: понятие и классификация. Понятие собственности. Экономическое со­держание собственности. Многообразие форм собственности: частная, государственная, муниципальная и т.д., их правовое регулирование.

Государство и экономика. Сущность рынка. Типы рынков. Рыноч­ные механизмы современной экономики. Противоречия рыночной эко­номики. Спрос и предложение в рыночных отношениях. Виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкуренция и монополия.

Рынок капитала. Сущность и кругооборот капитала. Основной и оборотный капитал. Инвестиции. Источники формирования капитала.

Рынок ценных бумаг. Особенности функционирования рынка цен­ных бумаг. Ценные бумаги: понятие, виды.

Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц. Че­ловек в системе рыночных экономических отношений. Виды коммерчес­ких и некоммерческих организаций. Производство и потребление. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние и предельные. Выручка и прибыль. Особенности предпринимательства в России.

Денежно-кредитная политика. Виды и способы осуществления де­нежно-кредитной политики. Деньги и денежное обращение. Кредит. Ин­фляция.

Бюджетно-налоговая политика государства и способы ее осуще­ствления. Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Налоги и налоговая система.

Этапы экономической реформы в Российской Федерации. Пути и фор­мы перехода к рыночной экономике. Сущность и этапы приватизации. Осо­бенности реализации экономической реформы в Российской Федерации.

Рынок труда в современной России. Понятие безработицы, ее виды, уровень безработицы.

Страны с развитой рыночной экономикой. Внешняя торговля. По­нятие свободной торговли и протекционизма. Валюта и валютные рынки.

Мировая экономика и международные экономические отношения. Глобализация мировой экономики.

Россия и ВТО: стратегия сближения и перспективы взаимодействия.

5. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отноше­ния. Социальные группы и общности. Социальное расслоение в современ­ном обществе. Социальная стратификация и социальная мобильность. Со­циальный престиж, авторитет. Понятия "маргинал", "социальная элита", "высший класс", "средний класс" и "низший класс".

Социальный статус и социальные роли личности.

Социальные нормы: понятие, функции. Социальный контроль и са­моконтроль.

Личность как субъект и объект общественной жизни. Роль и статус человеческой личности в социальной сфере общественных отношений. Харизматическая личность, народ и масса. Самореализация личности. Сво­бода и ответственность личности.

Понятия "аномия" и "девиация". Основные причины девиантного по­ведения личности.

Социально-этнические общности. Понятия "этнос", "род", "племя", "народность", "нация". Национальное самосознание и историческая память нации. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения. Нацио­нальная политика и межнациональные отношения в современной России. Межнациональные конфликты: пути их преодоления

Семья как социальный институт и малая группа общества. Соци­альные функции семьи. Социализация и воспитание личности в рамках се­мьи. Эволюция семьи в историческом развитии. Тенденции развития семьи в современном обществе.

Понятие поколения. Проблема взаимоотношений поколений. Моло­дежь как социальная группа. Основные проблемы современной молодежи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальные процессы в современной России. Социальная политика РФ.

6. ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Понятие политики. Субъекты и объекты политики. Политическая сис­тема и политический режим. Политические партии, политические движе­ния и другие объединения граждан как элементы политической систе­мы общества. Политическая деятельность. Политика, власть, управле­ние. Типология власти. Классификация и виды политических партий.

Политическое лидерство. Власть и оппозиция. Власть как политичес­кий феномен. Политическая жизнь в современной России.

Политическая идеология, ее структура и функции. Ведущие полити­ческие идеологии современности и их отношение к ценностям демократии.

Понятие и основные признаки правового государства. Принцип раз­деления властей. Общая характеристика трех ветвей власти: законодатель­ной, исполнительной и судебной. Правовое государство и гражданское об­щество. Понятие гражданского общества. Россия и проблемы гражданско­го общества.

Политические реформы в истории современной России. Перестрой­ка. Распад СССР Создание СНГ. Принятие Конституции РФ. Специфика по­литического режима РФ в 90-е годы. Реформа государственного управле­ния в РФ в период с 2000 г. по настоящее время.

7. ПРАВОВАЯ СФЕРА

Понятие государства. Основные теории происхождения государства. Государство: его сущность, признаки и функции. Понятие формы государ­ства. Понятие формы правления. Понятие формы государственного устрой­ства. Понятие государственного (политического) режима. Демократия: по­нятие, основные институты и ее альтернативы в истории России. Принци­пы демократического управления обществом.

Понятие механизма государства. Понятие и система государственных органов, входящих в механизм государства. Президент Российской Феде­рации. Федеральное Собрание РФ и его палаты. Общая характеристика представительных органов государственной власти. Правительство РФ и его компетенция. Система органов судебной власти в РФ. Избирательная сис­тема России.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Конституционные принципы российского федерализма.

Понятие и признаки права. Право в системе социальных норм. Виды социальных норм. Функции права. Источники права. Понятие и структура нормы права. Система права и систематизация нормативно-правовых ак­тов. Частное и публичное право. Правовые отношения. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность: понятие, виды, цели. Пра­во и мораль. Роль права в регулировании общественных отношений. Закон­ность и правопорядок. Правовое сознание и правовая культура.

Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Конституция в иерархии нормативных актов. Политико-правовое содержание гражданства. Международные документы о правах чело­века. Всеобщая декларация прав человека. Европейская конвенция о за­щите прав человека и его свобод.

Понятие гражданского права и гражданских правоотношений. Субъек­ты и объекты гражданского права. Физические лица. Юридические лица.

Правоспособность и дееспособность. Осуществление и защита гражданских прав, исполнение гражданских обязанностей. Сделки. Право собственности и другие вещные права. Обязательства.

Понятие трудового права. Трудовые отношения и правовое регулиро­вание. Трудовой договор (контракт), его виды, содержание, стороны трудо­вого договора. Заключение и расторжение трудового договора (контракта). Особенности труда работников в возрасте до 18 лет. Трудовые споры.

Понятие семейного права. Субъекты семейного права. Условия и поря­док заключения брака. Права и обязанности супругов. Права несовершен­нолетних детей. Порядок расторжения брака. Правоотношения детей и ро­дителей. Защита семейных прав. Государственная поддержка семьи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОВЛАДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ МИНИМУМОМ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Абитуриентам для сдачи вступительного экзамена по обществознанию необходимо:

Знать основные обществоведческие термины, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной, письменной речи;

Называть, перечислять изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

Сравнивать изученные социальные объекты, выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;

Характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

Объяснять изученные социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные как внутренние, так и внешние связи;

Приводить собственные примеры, т.е. пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

Давать оценку изученных социальных явлений и объектов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ИСТОЧНИКИ

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ,

Трудовой кодекс РФ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арбузкин A.M. Обществознание: Учебник. М.: Зерцало, 2008.

  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2006.

  3. Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание. 11 класс: Учебник. М.: Мнемозина, 2008.

  4. Касьянов В.А. Обществознание: Учеб. пособие для вузов. Сер. Среднее профес­сиональное образование. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  5. Кравченко А., Певцова Е. Обществознание. 11 класс: Учебник. М.: Русское сло­во, 2009.

  6. Обществознание: Пособие для поступающих в высшие учебные заведения на

  7. гуманитарные специальности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  8. Обществознание: Учебник / А. Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин [ и др.]; Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. М.: ТК Велби: Проспект, 2008.

  9. Обществознание: Учебник / Под ред. JI.H Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.:

  10. Просвещение, 2008. Павлов С.Б. Пособие по обществознанию. М.: Айрис-Пресс, 2007.

  11. Правоведение: Учеб. пособие для неюридических вузов / Под ред. А. Тихомирова, Н.И. Архиповой, Н.И. Косяковой. М.: Приор: РГГУ, 2000




Похожие:

Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconПояснительная записка экзамен по истории проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки фгос впо, реализуемые в Тувинском государственном университете.
Фгос впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. Задача данного пособия – помочь абитуриентам в самостоятельной подготовке...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconПояснительная записка Экзамен проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на очную форму обучения Тувинского государственного университета.
Экзамен проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconМетодические рекомендации по подготовке к гиа и егэ по истории и обществознанию для учителей обществоведческих дисциплин
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен проводится с целью выявления уровня подготовки по истории
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconПрограмма подготовки к вступительному испытанию по обществознанию в форме теста
Программа предназначена для подготовки к массовой письменной проверке знаний выпускников средних школ и средних специальных учебных...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconМетодическое письмо «О подготовке выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации учащихся в форме егэ по обществознанию в 2012 г.»
Ивается каждый год, этот экзамен является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору. Назначение экзамена состоит в том,...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconПрограмма повышения квалификации сош (средних общеобразовательных школ), лицеев, колледжей
Сош (средних общеобразовательных школ), лицеев, колледжей, включает 3 раздела: «Речевое воздействие как наука», «Общие особенности...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconОбзор методических пособий по математике для подготовки к Единому государственному экзамену в 11-м классе и итоговой аттестации в 9-м классе
Единый государственный экзамен проводится с целью создания объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconПрограмма факультативного курса подготовки учащихся к егэ по обществознанию Предмет преподавания
С 2009 года основной формой итоговой государственной аттестации для всех выпускников школ Российской Федерации стал Единый Государственный...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconПрограммы итоговой государственной аттестации выпускников вуза направление подготовки
Целью является установление уровня подготовки выпускника вуза к выполнению профессиональных задач, соответствия его подготовки требованиям...
Пояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 111500 «Промышленное рыболовство»
Целью разработки пооп является методическое обеспечение реализации фгос впо по данному направлению подготовки и разработки высшим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница