Рабочая программа «Информатика и икт»




Скачать 263.21 Kb.
НазваниеРабочая программа «Информатика и икт»
Дата05.11.2012
Размер263.21 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Двулученская средняя общеобразовательная школа»


Валуйского района Белгородской области



«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно математического цикла


___________ Шварева В.Н.

Протокол № ___ от

«____»___________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МОУ «Двулученская СОШ»


___________ Борзенко А.А.


«____»____________2011 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «Двулученская СОШ»


__________ Щелычев Ф.А.


Приказ № ____

от « » 2011 г.












Рабочая программа

«Информатика и ИКТ»

для 11 класса


Учитель информатики: Щелычев Ф.А.


2011-2012 уч. год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы) автор – Н.Д. Угринович, рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007), авторской программы Угринович Н.Д. (Авторская мастерская/Информатика и ИКТ/Угринович Н.Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные щели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

УМК:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 11 классе 35 часов, а в рабочей программе – 34 часа, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Белгородской области в 9 и 11 классах.

Количество часов всего: 34 ч.; в неделю – 1 ч.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодии - 16 часов; во 2 полугодии -18 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, количество контрольных работ - 3.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

В разделе «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» добавлен 1 час из повторения для вместимости всех практических работ.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные

Формы текущего контроля ЗУН (ов):

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практические и самостоятельные работы;

  • тестирование.

Формы итогового контроля ЗУН (ов):

  • контрольная работа;

  • зачет.

Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

7. Осуществлять поиск информации в базах данных

8. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование

Часы учебного времени

Подготовка к ЕГЭ

Домашнее задание


Деятельность учащихся

Сроки проведения

Раздел

Тема

п/р

л/р

к/р

тест

Плановые

Фактически

1.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 12 часов

Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики.

История развития вычислительной техники. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №1. Виртуальные компьютерные музей.

1




п.1.1, стр. 10, стр.15

КП










2.

Архитектура персонального компьютера. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №2. Сведения об архитектуре компьютера.

1

КИМ

А1, А2

п. 1.2, стр. 19

КИМ

А1, А2

КП










3.

Операционные системы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ. Практическая работа №3. Сведения о логических разделах дисков.

Практическая работа №4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.

1

КИМ

А3,А4

п.1.3.1 – 1.3.2, стр. 25-30

КИМ

А3,А4

КП










4.

Операционная система Linux.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

1




п.1.3.3,

стр. 36-41,

подготовить сообщение

КП










5.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №6. Установка пакетов в операционной системе Linux.

1

КИМ

А5, В1

п.1.3.3,

стр. 41 – 43

КИМ

А5, В1

КП










6.

Защита от несанкционированного доступа к информации. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

1

КИМ

А6, А7

п. 1.4,

стр. 43-49

КИМ

А6, А7

КП










7.

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.

1

КИМ

А8

п. 1.5, п. 1.6.1, стр. 49-53













8.

Компьютерные вирусы и защита от них. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №8. Защита от компьютерных вирусов.

1

КИМ

А9, А10, В2

п. 1.6.2,

стр. 53-61, подготовить сообщение

КП










9.

Сетевые черви и защита от них. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №9. Защита от сетевых червей.

1

КИМ

А11

п. 1.6.3,

стр. 63-70

КИМ

А11

КП










10.

Троянские программы и защита от них. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №10. Защита от троянских программ.

1

КИМ

А12

п. 1.6.4,

стр. 71-74

КИМ

А12

КП










11.

Хакерские утилиты и защита от них. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №11. Защита от хакерских атак.

1

КИМ

А13, А14

п. 1.6.5,

стр. 75-78,

подготовиться к контрольной работе

КП










12.

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование)

1




Творческое задание




К/Р





































13.

Моделирование и формализация –

8 часов

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

1

КИМ

А19

п. 2.1-2.2,

стр. 80-84













14.

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

КИМ

А20

п. 2.3-2.5,

стр. 84-88,

КИМ

А20













15.

Исследование физических моделей.

1

КИМ

А16

п. 2.6.1,

стр. 89-90














16.

Исследование астрономических моделей.

1

КИМ

А15

п. 2.6.2,

стр. 91-92













17.

Повторный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики.

Исследование алгебраических моделей.

1

КИМ

А17

п. 2.6.3,

стр. 92-93

КИМ

А17













18.

Исследование геометрических моделей (планиметрия).

1

КИМ

А18

п. 2.6.4,

стр. 94-95













19.

Исследование химических и биологических моделей.

1

КИМ

В3

п. 2.6.6-п. 2.6.7,

стр. 97-99, подготовиться к контрольной работе













20.

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование)

1










К/Р





































21.

Базы данных. Системы управления базами данных – 8 часов.

Табличные базы данных. Система управления базами данных.

1

КИМ

В4

п. 3.1-3.2,

стр. 103-104













22.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №12. Создание табличной базы данных.

1

КИМ

В5

стр. 106-108

КИМ

В5

КП










23.

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №13. Создание формы в табличной базе данных.

1

КИМ

В6

п. 3.2.2,

стр. 109-112

КИМ

В6

КП










24.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №14. Поиск записей в табличной базе данных.

1

КИМ

В7, В8

п. 3.2.3,

стр. 113-117

КИМ

В7, В8

КП










25.

Сортировка записей в табличной базе данных. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №15. Сортировка записей в табличной базе данных.

Практическая работа №16. Создание отчёта в табличной базе данных.

1

КИМ

С1

п. 3.2.4,

стр. 117-120

КИМ

С1

КП










26.

Иерархические базы данных.

1

КИМ

С1

п. 3.3,

стр. 120-124













27.

Сетевые базы данных. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №17. Создание генеалогического древа семьи.

1

КИМ

С2

п. 3.4,

стр. 124-126, подготовиться к контрольной работе

КП










28.

Контрольная работа №3 по теме «База данных» (тестирование)

1










К/Р










29.

Информационное общество – 3 часа

Право в Интернете.

1

КИМ

С2

п. 4.1

КИМ

С2













30.

Этика в Интернете.

1

КИМ

С2

п. 4.2

КИМ

С2













31.

Перспективы развития информационных технологий.

1

КИМ

С3

п. 4.3

КИМ

С3
















32.

Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ»

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

1

Решение КИМов

КИМ

С2













33.

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

1

Решение КИМов

КИМ

С3













34.

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».

1

Решение КИМов
















Всего: 34 часа.

Содержание программы учебного предмета





 Разделы стандарта


Главы, параграфы и пункты учебников

Практические работы

Кол-во часов

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности


Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

1.1. История развития вычислительной техники

1.2. Архитектура персонального компьютера

1.3. Операционные системы

1.3.1. Основные характеристики операционных систем

1.3.2. Операционная система Windows

1.3.3. Операционная система Linux

1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации

1.4.1. Защита с использованием паролей

1.4.2. Биометрические системы защиты

1.5. Физическая защита данных на дисках

1.6. Защита от вредоносных программ

1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы

1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них

1.6.3. Сетевые черви и защита от них

1.6.4. Троянские программы и защита от них

1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них

1.1. Виртуальные компьютерные музеи

1.2. Сведения об архитектуре компьютера

1.3. Сведения о логических разделах дисков

1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе

1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux

1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

1.8. Защита от компьютерных вирусов

1.9. Защита от сетевых червей

1.10. Защита от троянских программ

1.11. Защита от хакерских атак

12

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей)

Глава 2. Моделирование и формализация

2.1. Моделирование как метод познания

2.2. Системный подход в моделировании

2.3. Формы представления моделей

2.4. Формализация

2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей

2.6.1. Исследование физических моделей

2.6.2. Исследование астрономических моделей

2.6.3. Исследование алгебраических моделей

2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия)

2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия)

2.6.6. Исследование химических моделей

2.6.7. Исследование биологических моделей

2.1. Исследование интерактивной физической модели

2.2. Исследование интерактивной астрономической модели

2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели

2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия)

2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия)

2.6. Исследование интерактивной химической модели

2.7. Исследование интерактивной биологической модели

8

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач


Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

3.1. Табличные базы данных

3.2. Система управления базами данных

3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных

3.2.5. Печать данных с помощью отчетов

3.3. Иерархические базы данных

3.4. Сетевые базы данных

3.1. Создание табличной базы данных

3.2. Создание формы в табличной базе данных

3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

3.5. Создание отчета в табличной базе данных

3.6. Создание генеалогического древа семьи

8

Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Глава 4. Информационное общество

4.1. Право в Интернете

4.2. Этика в Интернете

4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий




3




Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».

Ответы на тесты




4

Всего в 11 классе







34


Формы и средства контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тестирование, доклады, работа по карточкам, групповая работа, индивидуальная работа.


Перечень учебно-методических средств обучения


Основная литература:

  1. Гусева И.Ю. Информатика в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2008

  2. Ларина Э.С. Информатика 9-11 классы: проектная деятельность учащихся – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009

  4. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс.-М: ВАКО, 2007

  5. CD Информатика. 9-11 классы – издательство «Учитель», 2008

  6. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/Н.Н.Самылкина, С.В.Русаков, А.П.Шестаков, С.В.Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  7. Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007

  8. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д,Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова4-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  9. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач/ФИПИ авторы – составители: С.С.Крылов, Д.М.Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  10. Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию/авт.-сост. А.А.Чернов, А.Ф.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.

  11. www.fipi.ru

  12. www.1september.ru

  13. www.metodkopilka.ru

  14. www.uchportal.ru

  15. www.openklass.ru

  16. www.metodkabinet.ru

  17. www.school.edu.ru

  18. www.ipkps.bsu.edu.ru

  19. school-collection.edu,ru

  20. www.ug.ru

  21. www.ege.ru

  22. www.edu.ru

  23. mon.gov.ru

Похожие:

Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова)
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» (базовый курс) (10 – 11 классы) (Информатика....
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» (базовый курс) (10 – 11 классы) (Информатика....
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа педагога
«Информатика и икт» на базовом уровне. Преподавание обновленного курса «Информатика и икт» в старшей школе на базовом уровне ориентировано...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт, авторской программы Н. Д. Угринович «Информатика и икт» в старшей школе на профильном уровне, 2009 г., (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» для основной школы (8 – 9 классы)...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа курса «Информатика и икт»
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Рабочая программа «Информатика и икт» iconРабочая программа «Информатика и икт»
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница