Азотная кислота




Скачать 70.76 Kb.
НазваниеАзотная кислота
Дата05.11.2012
Размер70.76 Kb.
ТипУрок
Методические рекомендации

к уроку: «Азотная кислота»

Тема урока: Азотная кислота.

Цели урока: Изучить свойства азотной кислоты, отметить её особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть получение и применение азотной кислоты.

Оборудование: Растворы азотной кислоты (конц. и разб.), скипидар, медь, стеклянная, фарфоровая посуда.

Ход урока


  1. Организационный момент Контрольные вопросы:

  • Какие вещества называются кислотами? Дайте определение кислот.

  • Перечислите химические свойства, являющиеся общими для всех солей.


2. Азотная кислота

  • Строение молекулы азотной кислоты.

Продемонстрировать слайд презентации №1-3 (Молекулярная, структурная и электронная формулы азотной кислоты).

Обращайте внимание учеников на валентность и степень окисления атома азота в молекуле азотной кислоты.

  • Физические свойства (слайд №4)

Далее учитель характеризует физические свойства азотной кислоты: бесцветная гигроскопическая жидкость, имеет резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется водой, t кип.= 86˚С. Растворы азотной кислоты хранят в банках из тёмного стекла, т. к. она разлагается на свету:

4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2 (рассмотреть с точки зрения окислительно-восстановительных процессов)

Проведите небольшой демонстрационный эксперимент, для доказательства образования кислорода. В форовую чашечку налейте небольшое количество подогретой концентрированной азотной кислоты, пипеткой добавьте немного скипидара, он вспыхнет.

  • Химические свойства.(слайд №7,9).

Азотная кислота – сильная кислота и проявляет все свойства этого класса соединений: взаимодействие с основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями. Учащиеся составляют уравнения этих реакций , дают названия полученным соединениям, определяют тип реакции проверяют правильность написания по слайду№8, 9 :

2HNO3 + Mg(OH)2 = Mg(NO3)2 + 2H2O (реакция нейтрализации)

+ - 2+ -

2H +2NO3 +Mg(OH)2 = Mg + 2NO3 +2H2O

+ 2+

Mg(OH)2 + 2H = Mg + 2H2O


  1. 6HNO3 + Al2O3 = 2Al(NO3)3 + 3H2O (реакция обмена)

+ - 3+ -

6H = 6 NO3 + Al2O3 = 2Al = 6NO3 + 3H2O

+ 3+

6H = Al2O3 = 2Al + 3H2O

  1. 2HNO3 + (NH4)2CO3 = 2NH4NO3 + CO2î + H2O (реакция обмена)

+ - + 2- + -

2H + NO3 +2NH4 + CO3 = 2NH4 + 2NO3 + CO2î + H2O


+ 2-

2H + CO3 = CO2î + H20

Азотная кислота вытесняет слабые летучие кислоты из растворов их солей. Учитель отмечает, что все нитраты растворимы в воде, однако можно составить реакцию, в результате которой выделится осадок:

2HNO3 = K2SiO3 = H2SiO3 + 2KNO3

+ - + 2- + -

2H + 2NO3 + 2K + SiO3 = H2SiO3 + 2K + 2NO3

+ 2-

2H + SiO3 = H2SiO3

Особые свойства азотной кислоты(слайд №10):

Как реагируют металлы с растворами кислот?(слайд 10)

  • Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из кислот. Металлы, стоящие после водорода из кислот его не вытесняют, т. е. не взаимодействуют с кислотами, не растворяются в них.

Учитель сообщает, что HNO3 с металлами реагирует по-особому.

Отметьте две особенности:

  1. Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород.

Выделяются разнообразные соединения азота (возможные с. о. от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3.

  1. С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности.

Учитель продолжает объяснения: HNO3 является очень сильным окислителем, поэтому выделение H2 никогда не происходит (вне зависимости от концентрации кислоты), но выделяются разнообразные соединения азота.

Какой элемент является окислителем в молекуле HNO3 и почему?

  • Азот является окислителем в составе молекулы HNO3 , потому что имеет максимальную степень окисления: +5.

  • Продукт восстановления зависит от положения металла в ряду активности и от условий проведения реакции (концентрация кислоты, температура). Проведите окисление меди азотной кислотой (конц. и разб.). В пробирку с концентрированной азотной кислотой осторожно добавляйте несколько тонких кусочков медной проволоки. Реакция идёт без нагревания, учащиеся наблюдают изменение цвета раствора и выделение красно-бурого газа NO2.(слайд №11-14)

Cu + HNO3 (КОНЦ.) = Сu(NO3)2 + NO2 + H2O

(рассмотреть реакцию с точки зрения ОВР)

При взаимодействии разбавленной азотной кислоты с медью выделяется другой оксид азота – NO (бесцветный). Учащиеся вспоминают, что NO при комнатной температуре способен превращаться в NO2.

Cu + HNO3(разб.) = Cu(NO3)2 + NO + H2O

0 _ +1

Cu – 2e = Cu 3 восстановитель окисляется

+5 _ +2

N + 3e = N 2 окислитель восстанавливается

3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

Учитель разъясняет, что чем выше активность металла, тем дальше (глубже) идёт восстановление азота(вплоть до низшей степени окисления -3). разбавленная кислота восстанавливается глубже чем концентрированная(для одного и того же металла). сравните 2 реакции: разбавленной (+3е) и концентрированной (+1е)кислот с медью.

  • Выделите, что HNO3 не взаимодействует с Au, Pt, а также концентрированной HNO3 пассивирует следующие металлы: Al, Fe, Be, Cr, Ni, Pb и др. (за счёт образования плотной оксидной плёнки).Однако, при разбавлении азотной кислоты данные металлы в ней растворяются.

Учитель рассказывает о действии азотной кислоты на органические вещества (учеб.). Азотная кислота идёт на получение азотных удобрений, взрывчатых веществ, красителей, пластмасс, искусственных волокон и др.

Подведение итогов (слайд№15)

Вопросы фронтальной беседы:

  • Каковы физические свойства азотной кислоты?

  • Почему азотную кислоту хранят в склянках из тёмного стекла?

  • Почему азотную кислоту используют для получения взрывчатых веществ?

  • Перечислите особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами.

  • С какими металлами не реагирует азотная кислота?

Домашнее задание

§26, упр. 1-5.

Похожие:

Азотная кислота iconЋсновные источники в природе
Я кислота (химическое наименование: птероил-глютаминоваЯ кислота) относитсЯ к группе витаминов ‚. Ћна известна также под названием...
Азотная кислота iconУрок «Уксусная кислота»
Мазуркевич Л. І., Ефективні технології та методики навчання як умова модернізації хімічної освіти
Азотная кислота icon«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»
Обеспечить восприятие и осмысление. Закрепить опорные знания понятий «электролит», «кислота»
Азотная кислота iconПолиэтилентерефталат
...
Азотная кислота iconОтравления
З ядов могут быть разделены на разрушающие, как, например, соляная, азотная, и серная кислоты; раздражающие, включая мышьяк и сульфат...
Азотная кислота iconИ космофизика
Аннотация. Оптическая активность растворов сахара, моделирующих физиологические жидкости (кровь, лимфа, синовия, ликвор) сложным...
Азотная кислота iconБиологически активные гетерофункциональные соединения бензольного и гетероциклического рядов, метаболиты и биорегуляторы
Салициловая кислота растворима в воде, является более сильной кислотой, чем бензойная (рКа = 4,17). Повышенная устойчивость салицилат-иона...
Азотная кислота iconУгольная кислота и ее соли
Обучающие: актуализировать знания об аллотропных модификациях углерода, основных свойствах оксидов углерода; сформировать знания...
Азотная кислота iconНуклеиновая кислота = линейный полимер с повторяющейся единицей
Структурные единицы нуклеиновых кислот. Степени свободы. Конформационные возможности рибозного цикла, фосфатной группы, нуклеинового...
Азотная кислота iconПлан-конспект урока по теме: «Основания, их классификация и свойства»
Компьютеры с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска. На демонстрационном столе: растворы щелочи (концентрированные), соляная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница