Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания»




НазваниеЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания»
страница1/6
Дата05.11.2012
Размер0.53 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №134 «Дарование»

Красноармейского района г.Волгограда


Метод проектов:

организация деятельности по химии


Методическая разработка




Щербакова Светлана Геннадьевна,

учитель химии


г.Волгоград

2005г.

Содержание




Введение с.3-5


I глава. Метод проектов: принципы, особенности, характеристики. с.6-12


II глава. Механизм интеграции проектной деятельности

в образовательный процесс. с.13-29


III глава. Результативность. Перспектива. с.30-35


Заключение с.36


Литература с.37


Приложение №1: Список примерных тем проектов

Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания»

Приложение №3: Конспект урока «Защита проекта»

Приложение №4: Проект «Кое-что о зеркалах»

Приложение №5: Фрагмент проекта «Сценарий научно-практической

конференции: «Естествознание ХIХ века»

Приложение №6: Проект «Все о сладком с точки зрения химии»

Приложение №7: Требования к учебным проектам

Приложение № 8: Лист оценивания проекта

Приложение №9: Лист защиты-презентации проекта

Приложение №10: Номинации проектов

Приложение №11: План организации работы над проектами

Приложение №12: Анкета «Неделя проектов»

Приложение №13: Презентация учебных проектов

Приложение №14: Школьная газета о проектах по химии.


Введение



Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими особенностями:

  • ускоряются темпы развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышать уровень готовности граждан к такому выбору;

  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.


Как отмечал известный футуролог Э.Тоффлер, в современном мире «знание становится все более смертным». Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных – вовсе нет. Однако… школа завтрашнего дня должна давать не только информацию. Но и способы работы с ней».

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в ХХІ веке, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:


  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня,

т.е. речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

    • общенаучной;

    • информационной;

    • познавательной;

    • коммуникативной;

    • социальной;

    • компенции личностного самосовершенствования.


Итак, современное общество информационных технологий предъявляет социальный заказ школе.

Как отмечается в докладе Государственного совета Российской Федерации «Об образовательной политике России на современном этапе», «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, ее социально-экономическое процветание».

А школа должна создать условия для формирования личности, обладающей такими качествами.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

Так в Федеральном компоненте государственного стандарта, отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Цель данной работы: разработать механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

  • рассмотреть возможности проектного метода при обучении химии;

  • показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность по химии;

  • провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов в обучении химии;

  • наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности учащихся.

Основная идея данной работы заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельности учащихся по химии показать преимущества данного метода, проанализировать результаты и предложить использовать данный опыт учителям разных предметов, желающим по-новому взглянуть на свою работу.

Почему я из разнообразия инновационных направлений выбрала метод проектов?


По нескольким причинам:

  • во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

  • во-вторых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению у учителю и друг другу;

  • в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.


Если нам все-таки хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, то, право, стоит попробовать организовать проектную деятельность своих учащихся.


І глава

Метод проектов: принципы, особенности, характеристики


Некоторые российские исследователи полагают, что отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность». Проектная культуры является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.

Проективность – образовательная тенденция будущего.

Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

Исследователи по разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж.Дьюн трактует метод проектов, «как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи в реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [4]*.

Сиденко А.С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов [11, с.99].

Метод проектов, по И.Чечелю, - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования) [13,с.12].

Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, тот имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [8].


________________________________

*Здесь и далее ссылки на источники, указанные в списке литературы [с.37]

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

  • концептуальность;

  • системность;

  • воспроизводимость;

  • универсальность [4].

Прежде всего ему присуща концептуальность, то есть опора на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этому параметру описываемый метод, безусловно, уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребенка. Данный метод черпает свое целеполагающее обоснование, опираясь на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества. Главной отправной точкой метода является необходимость природосообразного построения учебной работы, созданий условий для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

Кроме того, метод проектов отвечает требованию системности, то есть представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных тройной логической схемой. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.

Еще одной важной характеристикой метода проектов, позволяющей рассматривать его как самостоятельную образовательную технологию, является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин в этом смысле несет в себе черты универсальности.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения?

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

  2. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).


В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

В настоящее время можно заметить, то как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный» с другой.

В таблице №1 приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.


Таблица №1


Сравнительные особенности

традиционного и проектного подхода

Параметры сравнения

«Знаниевая педагогика»

«Способностная» педагогика

Цель

Формирование знаний, умений, навыков.

Развитие личности6

Способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты.

Интегральная характеристика

«школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Я вместе с тобой», «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный

Ведущий принцип

«Продавливание»

«Выращивание»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником.

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия - знания

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности



Методологические принципы проектного обучения:

  • процесс работы не менее важен, чем ее результаты;

  • учебный процесс строится не на логике изучаемых предметов, а логике деятельности;

  • опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;

  • допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся;

  • -комплексный характер системе проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;

  • система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату;

  • гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей [6].


Имеются все основания говорить о существовании стройной классификации проектов в зависимости от ряда типологических принципов:

  • по количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым;

  • по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные;

  • по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты;

  • по доминирующему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные) проекты.


Подробнее особенности различных видов учебных проектов применительно к предмету химии рассматриваются во ІІ главе.


Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).

  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

    • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

    • выдвижение гипотезы их решения;

    • обсуждение методов исследования;

    • оформление конечных результатов;

    • анализ полученных данных;

    • подведение итогов;

    • корректировка;

    • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.) [8].

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

Что в таких случаях требуется от учителя? Это:

  • умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых, видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;

  • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

  • способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

  • умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительны эмоциональный настрой;

  • владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером;

  • наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.


От учащихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

  • владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;



Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается.. следует отнести прежде всего:

  • доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;

  • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.


Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:

  • видеофильм;

  • альбом;

  • бортжурнал «путешествий»;

  • компьютерная газета;

  • альманах;

  • доклад;

  • рекламный проспект;

  • набор открыток;

  • планшет;

  • плакат;

  • инструкция и т.д.


Таковы принципы, особенности, характеристики метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Как организовать работу над проектами в реальных условиях школьного обучения?

Ответ на этот вопрос можно найти во II главе, где на примере учебных проектов по химии рассмотрен механизм интеграции проектной деятельности в образовательном процессе.


II глава

Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс


Проблема, над которой работает МОУ СОШ №134, как экспериментальная площадка: «Разработка модели и технологий учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие индивидуальности ребенка и его личностную самореализацию».

Передо мной, учителем химии встал вопрос: «Как организовать деятельность учащихся по химии в режиме школьного эксперимента?

Химия, как одна из фундаментальных наук, содержит в себе огромный гуманитарный потенциал, направленный на раскрытие индивидуальности учащихся.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии, на мой взгляд, необходимы формы, методы и средства учебно-познавательной деятельности, альтернативные традиционным.

Таковым, как мне кажется, является проектное обучение, учитывающее потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную. Познавательную деятельность каждого ученика.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению.

Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).

При этом формируются значимые на наш взгляд, проектные умения:
Схема №1


Проектная деятельность




автономность

совместность


  • выбор проблемы для индивидуального решения;

  • постановка индивидуальных целей;

  • планирование собственной деятельности;

  • реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;

  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов

  • выбор проблемы, путем согласования, для совместного решения;

  • согласование целей;

  • планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;

  • достижение результата в совместной деятельности;

  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей.



Итак, с чего начать?

Нелегко дается смена репродуктивного (традиционного) типа деятельности на продуктивный (инновационный)

Поэтому начинать следует с «ликбеза», т.е. простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.

Вначале сам педагог должен овладеть технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.

В нашей школе для этого созданы условия – организована свободная самостоятельная деятельность (ССД) по предметам, за счет часов индивидуальных консультаций и курсов по выбору учащихся.

На свободной самостоятельной работе (ССД) я знакомлю учащихся с правилами и основами проектной деятельности, презентую проекты прошлых лет, темы для проектов.

Самый сложный момент – подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса химии или разделы, которые будут «вынесены на проектирование».


Темы проектов по химии

Я формулирую несколько как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта (автономность, совместность).

При этом формулировании тем проектов и презентации их учащимся, я стараюсь учитывать основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный (Приложение №1).


Историко-методологический аспект

Возможные направления раскрытия этого аспекта в проектах:

  • история развития вещества как части природы;

  • история химического производства в целом и история развития производства отдельных химических продуктов;

  • история развития и становления химии как науки;

  • жизнь и деятельность ученых-химиков.


Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают мепредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химикам в прошлом.

Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.


Проекты с историческим содержанием:

  • развивают у учащихся интерес к науке, в частности к химии, стимулируя усвоение учебного материала;

  • формируют мировоззрение у учащихся на основе рассмотрения материала по химии в его исторической ретроспективе и осознание роли химического знания в решении философских проблем;

  • воспитывают у учащихся отношение к культуре и ее наследию как к общечеловеческим и личностно значимым ценностям.

(темы проектов №1-15 в Приложении №1).

Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Работая над проектами такого содержания учащиеся познакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, уникальных сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей (темы проектов №16-18 в Приложении №1).

Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии я советую учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл.

Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии.

Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ.

А сколько возможностей предоставляет для исследования химика современная реклама! (темы проектов №19-21 в Приложении №1).

Экологический аспект

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:

  • раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации;

  • привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;

  • воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая над такими проектами школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы

(темы проектов №22-31 в Приложении №1).

Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, повысить уровень знаний, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.

Проекты прикладного характера могут объединяться в блоки:

  • энергетика и химические производства;

  • использование продуктов химической промышленности;

  • химия в быту;

  • химия и пища;

  • химия и организм человека

(темы проектов №32-66 в Приложении №1).

Региональный аспект

В процессе обучения химия следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися.

При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции нашего региона, нашей области, нашего района, нашей школы.

(темы проектов №67-69 в Приложении №1).

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.

Так, например, проект «Химия и интерьер» может включать информацию исторического содержания, решать экологические проблемы жилища человека, отвечать на вопросы искусствоведческого плана, иметь прикладной характер.


Организация проектной деятельности

Один или несколько учебных проектов, выполненных в школе или даже мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников еще не дают право говорить, что внедрено проектное обучение в школе.

Для того, чтобы сформировать у ученика умение проектировать, для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система.

Организация проектной деятельности обучающихся требует грамотного, научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач:

  • организационно-управленческих;

  • учебно-методических;

  • кадровых;

  • методических;

  • информационных;

  • дидактических;

  • психолого-педагогических.

Опыт моей работы по организации проектной деятельности по химии и опыт моих коллег – педколлектива МОУ СОШ №134, позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные этапы и логику развития проектных умений учащихся.

Схема №2


Структурно-логическая схема организации проектной деятельности обучающихся


Социальный заказ:

Развитие способностей к проектированию

Цель: через проектную деятельность развивать самостоятельность и умения работать в группе










Участники: учащиеся, учителя, администрация, руководители ОЭЛ, библиотекарь, классные воспитатели




Условия: свободная самостоятельная работа, общешкольное планирование работы по проектам, компьютерный класс, фонд школьной библиотеки (литература по предмету), другие источники информации (Интернет), семинары для учителей по проблеме и др.









Результат: выпускник с развитыми способностями к проектированию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе

Автономность

  • выбор проблемы для индивидуального решения;

  • постановка индивидуальных целей;

  • планирование собственной деятельности;

  • реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;

  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов

Совместность

  • выбор проблемы, путем согласования, для совместного решения;

  • согласование целей;

  • планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;

  • достижение результата в совместной деятельности;

  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей.

Результат: выпускник с развитыми способностями к проектированию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе





Поясню основное содержание схемы.

Блоки социальный заказ и целеполагание в достаточно полной мере раскрыты в «Введении».

Участники проектного процесса: учащиеся, учителя, администрация, руководители опытно-экспериментальных предметных лабораторий, классные воспитатели, библиотекарь. Все участники находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены (см. схему №1).


Функции администрации школы, в частности, включают:

  • разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к проведению проектных работ;

  • определение графика проведения среднесрочных и долгосрочных проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;

  • осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности;

  • осуществление общего контроля за проектной деятельностью.


Функции руководителя предметной ОЭЛ:

  • определение предметных тематических блоков, в рамках которых могла бы осуществляться проектная деятельность;

  • разработка примерного перечня тем проектных работ;

  • координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;

  • распределение нагрузки учителей – руководителей проектов;


Учителя – руководители проектов, являясь ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:

  • проведение консультаций с участниками проектов;

  • руководство проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования;

  • осуществление методической поддержки проектной деятельности;

  • планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;

  • поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;

  • координация внутригрупповой работы учащихся.


Важно отметить, что при проведении межпредметных проектных работ целесообразно назначение двух руководителей, координирующих исследования проектных групп в рамках различных областей знания.

Вполне понятно, что при выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно наглядно продемонстрировать на схеме


Схема №3





На схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения – обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное значение педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.


Немаловажные функции отводятся и классным руководителям:

  • информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;

  • формирование проектных групп и контроль за осуществлением начального периода проектной подготовки;

  • организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;

  • контроль за внешкольной проектной деятельностью;

  • подготовка к общешкольной «Недели проектов»;

  • подготовка к общешкольной презентации «Фестивалю проектов».

Ответственные задачи в течение всего проектного периода возлагаются на библиотекаря школы и заведующих специализированными учебными кабинетами. Являясь важными источниками ресурсного обеспечения проектов, они соответствующим образом планируют работу библиотеки, кабинета информатики и школьных лабораторий.

Для организации проектной деятельности в нашей школе созданы оптимальные условия (см. схему №2). Хотелось бы отметить недостаточную оснащенность школьного кабинета реактивами и оборудованием для проведения исследований и качественного эксперимента в рамках проектов. Но эта тема отдельного разговора.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов (см. схему №2). Содержание работы и деятельности учащихся и учителя на различных этапах представлены в таблице.

Таблица №2
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconЛитература 24 Вопросы к квалификационному экзамену 27 Приложение 1 37 Приложение 2 38 Приложение 3 39 пояснительная записка специальность интернатуры «Детская хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В. И. Аверин
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» icon-
Форма котировочной заявки. Приложение (1)Проект муниципального контракта.(Приложение №2)
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconОтдел муниципальных закупок
Форма котировочной заявки. Приложение (1)Проект муниципального контракта.(Приложение №2)
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconАфанасьева Анна Научный Индикеева Ольга Геннадьевна Нитраты. Обнаружение нитратов в продуктах питания
«загрязнители» токсические вещества, поступающие в пищу из окружающей среды вследствие нарушения технологии выращивания, производства...
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconПриложение приложение: Приложение I
Считаете ли вы какое – либо из натуральных чисел необычным, отличающимся от других?
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconЛитература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора»
Психологические методы: личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей, психоанализ, самонаблюдение, психотерапия...
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconПриложение 8: Список переменных эксперимента “Аттитьюдные вопросы” Приложение 9: Графы ответов на тестируемые вопросы (эксперимент “Аттитьюдные вопросы”)
Рогозин, Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М. Фонд «Общественное мнение», 2002
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconПриказ министерство образования РФ 13 июля 1992 г
Утвердить: Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками...
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconЛитература 18 Приложение 1 19 Приложение 2 20 Введение в нашей школе работает этнографический музей. Вся обстановка музея, экспонаты напоминают русскую старину в нем проводятся экскурсии, выставки, народные праздники. В школьном музее «Русская изба»
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №28 Г. Томска
Литература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания» iconМ. В. Водинская (Приложение), Е. Ю. Герасимова 1, 4), О. А. Григорьева 1, 1), Д. В. Зайцев 6, библиография, Приложение), Е. В. Кулагина 2), Н. Л. Моргун (Приложение), Л. В. Мясникова 5), И. Н. Пчелинцева 1, 2
Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Издание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница