№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Календарные сроки | Занятия на уроках (вид занятий) | Химический эксперимент: Д – демонстрационный, Л - лабораторный | Первоначально вводимые понятия и типы задач | Наглядные пособия и технические средства | Планируемые результаты урока | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Повторение курса неорганической химии – 1 час |
1(1) | Строение атома. Виды химической связи | 1 | 5-9 сентября | Самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя |
| Виды химической связи и схемы их образования. Неполярная и полярная связи, частичные заряды | Мультимедийная презентация | Уметь на примерах из неорганической химии объяснять причины образования соединений с различными видами связи, составлять электронные и структурные формулы веществ с различными видами связи, обозначать заряды веществ в случаях ковалентной полярной и ионной связей |
|
Введение в органическую химию – 6 часов |
1(2) | Возникновение и развитие органической химии. Органическая химия – химия соединений углерода. Органические вещества в природе и жизни человека | 1 | 5-9 сентября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися |
| Органическая химия. Органические вещества | Мультимедийная презентация | Понимать смысл термина «органическая химия», приводить примеры органических веществ. Знать названия некоторых органических веществ, имеющих значение в природе и жизни человека | Стартовый контроль |
2(3) | Строение органических веществ. Изомерия | 1 | 12-16 сентября | Объяснение учителя | Л. Моделирование молекул органических веществ | Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова и ее значение для развития науки. Химическое строение. Структурная формула. Углеродный скелет. Изомеры | Мультимедийная презентация | Знать, что такое химическое строение. Знать основные положения теории химического строения органических веществ и уметь выделять изомеры из предложенного перечня химических формул веществ, объяснять на примерах зависимость свойств веществ от их строения, составлять структурные формулы изомеров на простейших примерах |
|
3-4 (4-5) | Химическая связь в органических соединениях и способы ее разрыва | 2 | 12-16 сентября 19-23 сентября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися | Л. Моделирование молекулы метана | Электронные конфигурации атомов элементов малых периодов. Электронные конфигурации атома углерода в обычном и возбужденном состоянии. Представление о пространственном строении молекул и sp3-гибридизации на примере молекулы метана. Гомо- и гетеролитический разрыв ковалентной связи | Мультимедийная презентация | Уметь соствлять электронные конфигурации атомов элементов малых периодов. Понимать отличие обычного и возбужденного состояний электронов в атоме на примере углерода, объяснять тетраэдрическое строение молекулы метана, используя представление о гибридизации. Знать возможные способы разрыва ковалентной связи | Самостоятельная работа |
5(6) | Классификация органических веществ | 1 | 19-23 сентября | Объяснение учителя |
| Углеводороды, функциональные группы, признаки классификации органических веществ | Мультимедийная презентация | Понимать признаки классификации органических веществ (строение углеродного скелета, функциональные группы, молекулярная масса) |
|
6(7) | Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах | 1 | 26-30 сентября | Практическая работа № 1 |
|
|
|
|
|
Тема 2. Углеводороды – 18 часов |
1(8) | Алканы. Структура, физические свойства, номенклатура | 1 | 26-30 сентября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися | Л. Моделирование молекул углеводородов ряда метана | Насыщенные углеводороды. Гомология, гомологический ряд. Общая формула. Систематическая номенклатура. Линейные и разветвленные углеводороды | Мультимедийная презентация | Знать закономерность в отличии представителей гомологического ряда между собой. Уметь определять относительные молекулярные массы предельных углеводородов по их формулам и составлять молекулярные формулы по относительным атомным массам. Уметь называть по систематической номенклатуре. Уметь объяснять на простых примерах зависимость температур кипения углеводородов от относительной молекулярной массы и степени разветвления |
|
2(9) | Вывод молекулярной формулы вещества по данным элементного анализа и относительной плотности газообразного вещества | 1 | 3-7 октября | Объяснение учителя |
| Массовая доля элементов в веществе. Истинная формула. Простейшая формула. Относительная плотность газообразного вещества |
| Уметь определять молекулярную формулу углеводорода по его относительной плотности (или плотности) и массовой доле элементов в веществе |
|
3(10) | Химические свойства алканов | 1 | 3-7 октября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися | Видеоэксперимент. Д. Определение качественного состава метана по продуктам горения. Д Отношение предельных углеводородов к растворам перманганата калия, кислот, щелочек | Взаимодействие с галогенами, реакция нитрования (реакции замещения), с кислородом (горение). Хлорпроизводные алканов | Мультимедийная презентация. Видеофильм | Знать химические свойства алканов и уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих эти свойства. Уметь составлять формулы хлорзамещенных алканов и давать им названия |
|
4(11) | Решение задач на определение молекулярной формулы углеводородов по продуктам сгорания | 1 | 10-14 октября | Объяснение учителя |
| Истинная формула. Простейшая формула |
| Уметь определять молекулярную формулу вещества по данным о продуктам сгорания |
|
5(12) | Циклоалканы | 1 | 10-14 октября | Объяснение учителя |
|
| Мультимедийная презентация | Знать закономерность в отличии представителей гомологического ряда между собой. Знать химические свойства алканов и уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих эти свойства. Уметь называть по систематической номенклатуре. |
|
6(13) | Алкены. Строение. Номенклатура | 1 | 10-14 октября | Объяснение учителя | Л. Изготовление молекул этилена, бутена-1, бутена-2, 2-метилпропена | Непредельные углеводороды. Sp2-гибридизация. Двойная связь. σ- и π-связи. Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, геометрическая изомерия, межклассовая изомерия. Номенклатура алкенов | Мультимедийная презентация | Знать отличие по составу и строению углеводородов предельного и непредельного рядов. Уметь составлять структурные и электронные формулы алкенов, называть алкены по формулам. Знать виды изомерии, характерные для алкенов |
|
7(14) | Химические свойства алкенов | 1 | 17-21 октября | Объяснение учителя | Видеоэксперимент. Д. Горение этилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия | Реакции присоединения (водорода, галогенов, углеводородов и воды), правило Марковникова, качественные реакции (взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия), полимеризация | Мультимедийная презентация. Таблицы | Уметь характеризовать химические свойства алкенов, составлять уравнения реакций, давать названия происходящим реакциям и указывать их типы
|
|
8(15) | Применение и получение алкенов | 1 | 17-21 октября | Объяснение учителя |
| Крекинг, дегидрирование, дегидратация спиртов, применение алкенов (на примере этилена) для органического синтеза | Мультимедийная презентация. Таблицы | Уметь объяснять зависимость между свойствами и использованием алкенов, знать способы их получения |
|
9(16) | Получение этилена и опыты с ним | 1 | 24-28 октября |
| Практическая работа № 2 |
|
| Уметь собирать прибор для получения газов. Уметь проводить эксперимент, характеризующий способы получения и химические свойства этилена. Знать правила безопасной работы в лаборатории |
|
10(17) | Алкадиены | 1 | 24-28 октября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися |
| Строение, сопряженные двойные связи, химические свойства (галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризация, способы получения | Мультимедийная презентация.
| Уметь характеризовать химические свойства алкадиенов, составлять уравнения реакций, давать названия происходящим реакциям и указывать их типы, знать способы получения алкадиенов |
|
11(18) | Каучук как природный полимер непредельного характера. Резина | 1 | 7-11 ноября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися | Видеоэксперимент. Д. Отношение каучука и резины к органическим растворителям. Коллекция «Каучук» | Эластичность, каучук, резина, вулканизация, полимеризация диеновых углеводородов | Мультимедийная презентация | Уметь определять мономер, структурное звено каучука, объяснять свойство эластичности каучука в отличие от полиэтилена. Знать способы получения каучука и резины |
|
12(19) | Ацетилен | 1 | 7-11 ноября | Объяснение учителя. Беседа с учащимися | Видеоэксперимент. Д. Получение ацетилена карбидным способом, горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия | Кратные связи (тройные). Sp-гибридизация. Сходство с алкенами: реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов), качественные реакции (взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия). Взаимодействие с водой (реакция Кучерова). Получение ацетилена (карбидный метод, разложение метана) | Мультимедийная презентация | Уметь характеризовать химические свойства, применение и получение ацетилена |
|