Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды»




НазваниеМетодические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды»
страница1/8
Дата05.11.2012
Размер1.13 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО


ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра химии и методики обучения


ШТРЕМПЛЕР ГЕНРИХ ИВАНОВИЧ


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ


КУРС ЛЕКЦИЙ


(ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК)


Для студентов педагогических специальностей


ПРИЛОЖЕНИЯ К ЛЕКЦИЯМ


Саратов 2009


СОДЕРЖАНИЕ


1. Образец плана-конспекта урока.

2. Образец тематического плана.

3. Проблемное обучение в химии.

4. Примеры типов практических работ.

5. Методические указания к выполнению курсовых работ.

6. Методика решения экспериментальных задач.

7. Методика решения расчетных задач.

8. Профильное обучение. Элективные курсы.

9. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды».

10. Учебный эксперимент при изучении кислород- и азотсодержащих органических соединений.


1. План-конспект урока "Аммиак. Соли аммония"

(по учебнику О.С. Габриеляна, Химия, 9 кл.)


Цели образовательные:

- сформировать знания учащихся о строении, получении и химических свойствах аммиака;

- дать понятие об общих и особых свойствах солей аммония (разложение, каче­ственная реакция);

- закрепить умения писать уравнения реакций, характеризующие свойства аммиака и солей аммония;

- рассмотреть применение знаний по химии на практике; закрепить навыки наблюдения за ходом эксперимента.

Цели учебно-воспитывающие:

- воспитывать у учащихся внимательность на уроке;

- продолжать экологическое воспитание;

- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;

- показать учащимся ведущую роль теории в познании свойств веществ;

- показать учащимся взаимосвязь строения и свойств веществ.

Цели учебно-развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;

- развивать у учащихся идеи о познаваемости мира, умение говорить, рассуждать и делать выводы;

- развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации;

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия, оборудование и реактивы:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

-твердые NH4Cl, NaOH, Ca(OH)2, дихромат аммония, концентрированная НСl, растворы NaOH, (NH4)24, фенолфталеин, пробирки, штатив, спиртовка, кри­сталлизатор с водой, колба с пробкой и трубкой, фарфоровая чашка, предметный столик, керамическая пластинка и др.

План урока:

I. Организационный момент (1-2 мин)

II. Опрос-повторение (5-7 мин.)

III. Изучение нового материала (25-30 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения).

IV. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (3-5 мин.).

V. Домашнее задание, выставление оценок (1-2 мин.).

Содержание урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. Оглашает кратко цели и ход урока.


II. Опрос-повторение (5-7 мин.)

Учитель: Проведем проверку знаний, усвоенных вами на прошлых уроках: 3 ученика идут к доске; 10 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест (Карточки прилагаются).

Примеры дидактических карточек к уроку.

Карточка № 1. 1.Изобразите электронное строение атома азота и возможные степени окисления.

2.Составьте уравнения реакций азота с водородом, кислородом, металлами. Укажите условия их проведения.




Карточка № 2. Азот составляет примерно 25% массы воздуха. Какова масса азота в 5 л воздуха.




Карточка №3. Определите коэффициенты в уравнениях реакций, соответствующих следующим схемам, методом электронного баланса:

NH3 + О2 ® NO + H2O; NH3 + О2 ® N2 + H2O.




Карточка № 4. Какое удобрение и во сколько раз богаче азотом: NH4NO3 или (NH4)2СО3?


Вопросы для фронтальной проверки.

1. Опишите положение азота в периодической системе.

2. Какие степени окисления характерны для азота?

3. Приведите примеры соединений азота с разными степенями окисления.­

4. Какого вида химическая связь в молекуле азота N2?

5. Какие физические свойства характерны для азота?

6. Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен?

7. Расскажите о нахождении азота в природе.

8. Какова схема круговорота азота в природе?

9. Расскажите о двойственном названии элемента №7.

10. Кто и в каком году открыл азот?

После завершения фронтального опроса учитель собирает карточки у учащихся, работавших на местах; быстро проверяет задания, выполненные на доске, и выставляет по ним оценки.

III. Изучение нового материала (25-30 минут)

Ребята, важнейшим соединением азота, имеющим огромное практическое значение, является аммиак. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".

Запишите первый пункт плана нашего урока:

1) Строение молекулы аммиака.

Прежде всего, рассмотрим строение молекулы аммиака NH3. Как вы уже знаете, на внешнем энергетическом уровне атомы азота содержат пять электронов, из которых три электрона - неспаренные. Именно они и участ­вуют в формировании трех ковалентных связей с тремя атомами водорода

при образовании молекулы аммиака NH3.

Запишите схему в тетради (слайд):



Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотри­цательного атома азота, а так как молекула аммиака имеет форму треуголь­ной пирамиды (посмотрите в учебнике на рис. 28), то в результате смещения электрон­ных пар возникает диполь, то есть система с двумя полюсами.

2) Водородная связь

Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей. Вспомните, какая химическая связь называется водородной.

В ходе беседы уточняется, что водородная связь - это химическая связь между атомами водоро­да одной молекулы и атомами сильно электроотрицательных элементов (фто­ра, кислорода, азота), имеющих непоселенные электронные пары другой мо­лекулы. Это слабая связь - примерно в 15-20 раз слабее ковалентной. Однако, благодаря водородной связи некоторые низкомолекулярные вещества (то есть имеющие небольшую молекулярную массу) образуют ассоциаты, что приводит к повышению температур плавления и кипения веществ. Водородная связь образуется между молекулами воды, спиртов, фтороводорода, аммиака и др. веществ. Очень важную роль играет водородная связь в молекулах важнейших для живых существ соединений - белков и нуклеиновых кислот.

Между молекулами аммиака также образуются водородные связи, что можно изобразить схемой (слайд):



3) Получение и физические свойства аммиака

Как производят аммиак в промышленности вы уже знаете - синтезом из азота и водорода. В лаборатории аммиак получают действием гашеной из­вести или твердых щелочей на соли аммония, чаще всего на хлорид аммония. Запишите: Ca(ОН)2 + 2NH4Cl = CaCl2 + 2NН3­ + 2 Н2О.

Газ собирают в перевернутый кверху дном сосуд, а распознают или по запаху, или по посинению влажной лакмусовой бумажки, или по появлению белого дыма при внесении палочки, смоченной в концентрированном растворе соляной кислоты.

Учитель демонстрирует опыты по получению аммиака взаимодействием NH4Cl с NaOH в пробирке с газоотводной трубкой, собирает аммиак в пробирке вверх дном, демонстрирует его растворимость в воде и реакцию раствора с помощью фенолфталеина, сопровождая опыты объяснением и беседой с учащимися. После этого учитель уточняет физические свойства аммиака, главное записывает на доске, а ученики в тетрадях.

Аммиак - бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. Этот газ легко сжижается при обычном давлении и t = -33,4 оС, а при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много тепла, поэтому аммиак применяется в холодильных установках.

Аммиак очень хорошо растворяется в воде при 20 оС в 1 объеме ее рас­творяется около 700 объемов аммиака. Концентрированный водный раствор аммиака (25% по массе) называется гидратом аммиака, водным аммиаком или аммиачной водой, а используемый в медицине раствор аммиака известен под названием нашатырный спирт. Тот нашатырный спирт, который имеется в вашей до­машней аптечке, содержит 8-10% аммиака.

4) Химические свойства аммиака

Если к раствору аммиака прилить несколько капель фенолфталеина, то он окрасится в малиновый цвет, то есть покажет щелочную среду:

NH3 + H2O NH3×H2O NH4+ + ОН-

Наличием гидроксид-ионов ОН- и объясняется щелочная реакция вод­ных растворов аммиака. Если окрашенный фенолфталеином раствор аммиака подогреть, то окраска исчезнет. (Демонстрация). Как вы думаете почему?

Аммиак взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Это взаимодействие наглядно наблюдается в следующем опыте: если стеклянную палочку или стакан, смоченные раствором аммиака, поднести к другой палочке или стакану, смоченным раствором соляной кислоты, то появится гус­той белый дым. (Демонстрация!).

Вот и верь после этого поговорке, что дыма без огня не бывает:

NH3 + HCl = NH4Cl

И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат особый ион - ка­тион аммония NН4+, играющий роль катиона металла. Он получается в ре­зультате того, что атом азота имеет свободную (неподеленную) электронную пару, за счет которой и формируется еще одна ковалентная связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды.

Запишите механизм (слайд):




Такой механизм образования ковалентной связи, которая возникает не в результате обобществления непарных электродов, а благодаря свободной электронной паре, имеющейся у одного из атомов, называется донорно­акцепторным.

В данном случае, донором этой свободной электронной пары служит азот, акцептором – ион водорода кислоты или воды (протон).

Еще одно химическое свойство аммиака вы сможете прогнозировать, если обратите внимание на степень окисления в нем атомов азота, а именно -3. Конечно же, аммиак - сильный восстановитель, то есть его атомы могут только отдавать электроны, но не принимать их. Так, аммиак способен окисляться или. до свободного азота (без участия катализатора):

4NH3 + 3О2 = 2N2 + 6Н2О,

или до оксида азота (II) (в присутствии катализатора):

4NH3 + 5О2 = 4NO + 6Н2О

5) Применение аммиака

Аммиак и его соли широко используются в промышленности и техни­ке, в сельском хозяйстве, быту. Основные области применения показаны на рис. 31. Учитель проводит беседу, акцентируя внимание учащихся на те свойства аммиака, на которых основано применение этого вещества.

6) Физические свойства солей аммония

Катион аммония NН4+ играет роль катиона металла, и он образует с ки­слотными остатками соли: NН43 - нитрат аммония, или аммиачная селитра, (NH4)24 - сульфат аммония и т.д. (демонстрируются соли аммония). Все соли аммония - твердые кристаллические вещества, хорошо рас­творимые в воде. По ряду свойств они похожи на соли щелочных металлов, и в первую очередь на соли калия, так как радиусы ионов К+ и NН4+ приблизительно одинаковы.

­7) Химические свойства солей аммония

Соли аммония получают взаимодействием аммиака или его водного раствора с кислотами. Ученики составляют несколько уравнений реакций взаимодействия аммиака с различными кислотами (H2SO4, H3PO4, CH3COOН и т.д.) и записывают их на доске в тетради.

Соли аммония обладают всеми свойствами солей, обусловленными наличием кислотных остатков. Учитель совместно с учениками составляет уравнения реакций и демонстрирует их:

NH4Cl + AgNO3 = AgCl¯ + NH4NO3

(NH4)2СО3 + 2HCl = 2NH4Cl + H2O + CO2­

(NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4¯ + 2NH4Cl и т.д.

Кроме этого, соли аммония обладают специфическими свойствами (демонстрируются соответствующие реакции):

(NH4)2SO4 + 2KOH K2SO4 + 2H2O + 2NH3­

NH4Cl NH3­ + HCl­

Эти реакции могут служить для идентификации солей аммония, то есть, являются качественными реакциями на катион аммония.

В последней реакции образуется газообразный хлороводород, который улетучивается вместе с аммиаком, а при охлаждении вновь соединяется с ним, образуя соли, то есть при нагревании в пробирке сухой хлорид аммония как бы возгоняется, но на верхних холодных стенках пробирки снова появ­ляются белые кристаллики NH4Cl.

8) Применение солей аммония

Почти все соли аммония используют в качестве азотных удобрений. Растения способны усваивать азот только в связанном виде, то есть в виде ионов NH4+ или NО3-. Замечательный русский агрохимик Д.Н. Прянишников выяснил, что если у растения есть выбор, то оно предпочитает катионы аммония нитрат-аниону, поэтому использование солей аммония в качестве азотных удобрений особенно эффективно. Очень ценным азотным удобрени­ем является нитрат аммония NH4NO3. Хлорид аммония NH4Cl используют при паянии, так как эта соль очищает поверхность метал­ла от оксидов. NH4НСОЗ и (NH4)2CO3 применяют в кондитерском деле, так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным, например:

NH4HCО3 NH3­ + Н2О­ + СО2­

NH43 в смеси с порошком алюминия и угля используют в качестве взрывчатого вещества - аммонала, который широко применяется при разра­ботке горных пород.

IV. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (3-5 мин.)

Ответьте на вопросы:

1. Какую степень окисления проявляет азот в аммиаке?

2. Каковы физические свойства аммиака?

3. Что представляет собой водный раствор аммиака?

4. К каким процессам относят растворение аммиака в воде?

5. В качестве какого препарата раствор аммиака применятся в быту?

6. В чем особенности водородной связи?

7. Какое значение водородная связь имеет в химии и биологии?

8. Каков механизм образования донорно-акцепторной связи?

9. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в медицине, в холодильных установках?

10. Какую степень окисления имеет азот в хлориде аммония? В нитрате аммония?

V. Подведение итогов урока. Выставление (дополнительно) оценок.

Домашнее задание: § 24 упр.5; § 25, упр. 1-4.

Окончание урока, рефлексия, прощание с классом.


2. Тематический поурочный план темы «Аминокислоты. Белки»

(Учебник: Химия. 9 класс. О.С. Габриелян)

№№ Урока.

Тема урока

Цели и задачи урока

Основные понятия темы

Химический эксперимент, наглядность

Межпредмет-ные связи

Домашнее задание

1. Аминокислоты. Белки.

Дать представление об аминокислотах как амфотерных соединениях. На основе реакции поликонденсации познакомить учащихся с полипептидами – белками, рассмотреть их свойства и биологическую роль.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и роль.

Демонстрационные опыты:

1. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

2. Горение шерсти.

3. Цветные реакции белков.


Биология, история.

§ 38,

упр. 1-6


3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗ­ВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

(дополнительный материал для подготовки студентов к урокам химии во время педагогических практик и моделирования уроков на занятиях по методике обучения химии)

Чернобельская Г.М., профессор кафедры методики обучения химии Московского государственного педагогического университета


Сущность проблемного обучения и необходимость его вне­дрения

в современный учебный процесс

В условиях научно-технического прогресса требования к раз­вивающей функции обучения постоянно растут. Обществу нужны люди, умеющие творчески мыслить, решать поставленные перед ними задачи. Поэтому обучение не может ограничивать­ся передачей простой суммы знаний. Не менее важной задачей является формирование диалектического, системного мышле­ния школьника в процессе учения. Среди существующих мето­дических подходов наиболее отвечает этим задачам проблемное обучение.

Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следователь­но, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемно­го обучения, — определить, как и когда его использовать. Учащиеся же должны решать проблемы, которые ставит перед ними учитель. Главное при осуществлении проблемного обучения — проанализировать содержание, чтобы обнару­жить в нем проблемы, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу. В этом случае использование проблем­ного обучения приобретает свойство системности, что очень важно для развития мышления.

Например, идея зависимости свойств веществ от их состава является центральной проблемой, рассматриваемой в разных конкретных темах. Решение этой общей проблемы зависит от более частных. После изучения теории строения атома более общая проблема зависимости свойств элементов от строения их атомов может расчленяться в процессе решения на частные: почему сходны свойства у лития и натрия? Почему свойства элементов изменяются периодически? Почему, несмотря на нарушение последовательности возрастания относительных атомных масс, аргон и калий имеют соответственно порядко­вые номера 18 и 19, а не наоборот? Другими словами, на каж­дой ступени обучения свои проблемы, которые учащиеся ре­шают в зависимости от уровня подготовки по предмету и своего развития.

Способы выявления учебных проблем в химии

Учебные проблемы легко обнаруживаются при установлении связей между теориями и фактами, между теориями и понятиями, между отдельными понятиями и т. д. Так, например, проблема, почему одни вещества являются электро­литами, а другие — нет, возникает при установлении связи между теорией строения вещества и обнаруженным фактом различного поведения веществ в растворе, а проблема определе­ния оптимальных условий для производства аммиака — на основе закономерностей реакции его синтеза и возможностей производ­ственных аппаратов — при установлении связей между системами понятий о химической реакции и об основах химического произ­водства. Проблемы объяснения свойств веществ на основе их стро­ения и, наоборот, заключение о строении вещества на основе его свойств возникают при выявлении связей между теорией стро­ения вещества и системой понятий о веществе.

Таким образом, для того чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, а для того чтобы это сделать, нужно, прежде всего, вскрыть его структуру, т. е. выделить элементы содержания и связи между ними, а также внутрипредметные связи с предыдущими и последующими темами. Напри­мер, при изучении свойств аммиака вначале характеризуют строе­ние атомов элементов азота и водорода, строение молекулы аммиа­ка, определяют степени окисления атомов азота и водорода в ам­миаке, а затем химические свойства этого соединения.

Здесь решается несколько проблем. Даже на самом первом этапе урока при изучении состава аммиака можно не просто информативно сообщить, что его формула NH3, а связь между атомами полярная, а предложить учащимся обосновать со­став этого соединения, т. е. установить связь между составом соединения и строением образующих его атомов. Объяснить, например, какая существует зависимость между полярной связью в молекуле аммиака и его взаимодействием с водой и кислотами, предположить, исходя из степени окисления азо­та в аммиаке, поведение его в окислительно-восстановитель­ных реакциях, попытаться подобрать примеры таких реак­ций с участием аммиака.

Установив связь темы «Подгруппа азота» с темами «Галоге­ны» и «Подгруппа кислорода», базируясь на теоретической кон­цепции о сущности процесса диссоциации, объяснить, почему растворы соляной и сероводородной кислот имеют кислую ре­акцию, а аммиака — щелочную. Это создает условия для после­дующего обобщения сведений о летучих водородных соедине­ниях элементов разных групп периодической системы. Поста­новка проблемного вопроса о том, до какой максимальной положительной степени окисления может окисляться атом азота в составе аммиака, позволит осуществить перспективную внутрипредметную связь с материалом об азотной кислоте.

Таким образом, проблемное обучение практически возмож­но на любом этапе обучения, но по-разному реализуется в зависимости от химического содержания учебного материала и возрастных особенностей учащихся.

Признаки учебной проблемы следующие: наличие проблем­ной ситуации, готовность субъекта к поиску решения, воз­можность неоднозначного пути решения. Их можно считать условиями осуществления проблемного обучения.

Этапы осуществления проблемного обучения

Существуют следующие этапы осуществления проблемного подхода:

Первый этап. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему, так как при отсутствии необходимой подготовки они не могут присту­пить к решению. Например, если поставить перед учащи­мися VII класса вопрос, почему вещества, имеющие одина­ковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами, эта важнейшая химическая пробле­ма не вызовет потребности ее решать, так как их знаний пока недостаточно.

Второй этап. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный и сложный этап проблемного подхода, кото­рый характерен тем, что учащийся не может выполнить зада­чу, поставленную перед ним учителем, с помощью имеющих­ся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся обязан осознать причину этого затруднения. Однако проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к ее реше­нию, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет четко сфор­мулирована проблема.

Третий этап. Формулирование проблемы — это итог воз­никшей проблемной ситуации. Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Это познавательная задача, которую ставит перед учащимися учитель. Если учащиеся систематически вовлекаются в реше­ние проблем, они могут сформулировать проблему сами.

Четвертый этап. Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней: а) выдвижение гипотез; б) построение плана решения для проверки каждой гипотезы; в) подтверж­дение или опровержение гипотезы.

Пятый этап. Доказательство правильности избранного ре­шения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Способы создания проблемных ситуаций

Этап создания проблемной ситуации требует от учителя боль­шого мастерства. Поэтому не случайно методисты уделяют ему большое внимание.

В методике обучения химии способы создания проблемной ситуации сформулированы следующим образом. (Гаркунов В. П. Проблемность в обучении химии. — Химия в школе, 1971, № 4, с. 23.).

1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, кото­рые учащимся неизвестны и требуют для объяснения допол­нительной информации. Они побуждают к поиску новых зна­ний. Например, учитель демонстрирует аллотропные видоиз­менения элементов и требует объяснить, почему они возмож­ны или, например, учащиеся еще не знают, что хлорид аммо­ния может возгоняться, а им предлагают вопрос, как разде­лить смесь хлорида аммония и хлорида калия.

2. Использование противоречия между имеющимися зна­ниями и изучаемыми фактами, когда на основании извест­ных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, учитель задает вопрос: может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться про­зрачный раствор? Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а учитель показывает опыт с образованием гидрокарбоната кальция.

3. Объяснение фактов на основании известной теории. На­пример, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде — кислород? Учащиеся должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблица­ми: рядом напряжений металлов, рядом анионов, расположен­ных в порядке убывания способности к окислению, и сведения­ми об окислительно-восстановительной сущности электролиза.

4. С помощью известной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Например, будет ли уксусная кисло­та как кислота органическая проявлять общие свойства кис­лот? Учащиеся высказывают предположения, учитель ставит эксперимент, а затем дается теоретическое объяснение.

5. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, учитель предла­гает экспериментальную задачу: даны три пробирки с веще­ствами. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.

6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать учащимся подумать дома, ис­пользовать дополнительную литературу, справочники. Напри­мер, подобрать условия для определенной реакции, зная свой­ства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса.

7. Принцип историзма также создает условия для проблем­ного обучения. Например, поиск путем систематизации хи­мических элементов, приведший в конечном счете Д. И. Мен­делеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния ато­мов в молекулах органических веществ на основе электронно­го строения, также являются отражением вопросов, возни­кавших в истории развития органической химии.

При использовании проблемного подхода нужно помнить, что только тогда можно говорить о развитии мышления, ког­да проблемные ситуации используются регулярно, сменяя одна другую, т. е. характеризуются динамичностью.

Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует счи­тать такую, при которой проблему формулируют сами учащиеся.

Особенности использования проблемного обучения на уроке

Учитель при реализации проблемного обучения строит вза­имоотношения с классом так, чтобы учащиеся смогли про­явить инициативу, высказать предположения, иногда непра­вильные, но их во время дискуссии опровергнут другие уча­щиеся. Каждое предположение должно быть обоснованным. Следует отличать гипотезу от угадывания, не имеющего ниче­го общего с проблемным обучением.

Вопросы учителя должны обязательно носить проблемный характер. Если учитель выказывает свое предположение, то он его также обосновывает. Чтобы умело руководить дискус­сией и направлять ее в нужное русло, требуется серьезная теоретическая подготовка и глубокое знание предмета.

Не обязательно, чтобы на уроке использовались все этапы про­блемного обучения. В объяснение можно включать отдельные воп­росы проблемного характера. Например, при изучении электроли­за раствора хлорида натрия можно поставить вопрос, почему на катоде восстанавливается не ион натрия, а ион водорода, и предло­жить учащимся на основе электрохимического ряда напряжений объяснить причину этого явления. Если же вопрос требует только репродуктивного ответа, его проблемным считать нельзя.

Как и всякий методический подход, проблемное обучение имеет не только позитивные, но и негативные стороны.

Важной положительной стороной проблемного обучения является его развивающий характер. Изложение делается бо­лее доказательным и потому убедительным. Учащиеся мыс­лят творчески, диалектически, приучаются к поиску. Обуче­ние с использованием такого подхода более эмоционально, что способствует повышению интереса к учению, оказывает вос­питывающее воздействие, так как это формирует убеждения и в конечном счете мировоззрение, обеспечивает прочность знаний, так как знания, добытые путем самостоятельного по­иска, всегда удерживаются сознанием дольше полученных в готовом виде.

В результате осуществления проблемного подхода уча­щиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и поня­тиями. Проблемное обучение можно использовать и как способ диагностики интеллектуальных возможностей уча­щихся.

К недостаткам проблемного подхода следует отнести сла­бую управляемость мыслительным процессом. Однако в этом заключено и его преимущество, так как творческое мышле­ние требует свободы. Осуществление проблемного подхода требует гораздо больше времени.

ВЫВОД

Развитие учащихся в процессе обучения химии — это часть проблемы, стоящей перед школой, — пробле­мы формирования всесторонне развитой личности. Для осуществления развивающего обучения химии в школе имеются все необходимые предпосылки: в дидактике и психологии разработаны его теоретические основы, в методике химии указаны средства его реализации. За­дача методики — дать в руки учителя конкретные ре­комендации по реализации принципов развивающего обучения в курсе химии средней школы.

Развивающее обучение химии — одна из актуальных проблем современной методики. Средствами развития учащихся в обучении химии являются система содер­жания и активный характер учебного процесса, обес­печивающийся разными путями, в том числе проблем­ным обучением.

Проблемное обучение — важнейшее средство разви­тия учащихся. Методика проблемного обучения опре­деляется содержанием предмета и познавательными возможностями учащихся.

Проблемное обучение, как и учебный процесс в це­лом, обладает свойством системности. Проблемы могут быть поставлены при установлении связей между струк­турными элементами содержания, а также при исполь­зовании принципа историзма.

Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами. При проблемном обучении меняется методика ведения уро­ка учителем, который должен обладать умением вести дискуссию на уроке.


(Приложение к лекции № 5)

ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

(уЧЕБНИК "хИМИЯ" 8 КЛАСС. л.с. гУЗЕЙ, в.в. сОРОКИН, Р.П. СУРОВЦЕВА)


Практическое занятие 8. (По инструкции)

ПОЛУЧЕНИЕ соляной кис­лоты И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

На этом практическом занятии вам необходимо: 1) полу­чить раствор соляной кислоты и 2) изучить некоторые свой­ства соляной кислоты.

Оборудование. Лабораторный штатив, штатив с пробир­ками, пробка с газоотводной трубкой (изогнутой под углом), стакан с водой, спиртовка (горелка).

Вещества. Хлорид натрия (кристаллический), серная ки­слота (1:1 или 5 М), магний (стружка), оксид магния, раствор гидроксида кальция (известковая вода), 1% -й раствор нитрата серебра, фенолфталеин (раствор), лакмусовая бумажка.

Выполнение работы

Получение соляной кислоты. Соберите прибор для получения хлороводорода (рис. 14.9).

Закрепите пробирки в штативе так, как это показано на рисунке 14.9. При этом отрегулируйте положение наклон­ной пробирки относительно пламени спиртовки и положение газоотводной трубки в вертикальной пробирке. (Трубка не должна соприкасаться с водой!) После чего разберите при­бор.

Насыпьте в одну пробирку до 1/4 ее объема хлорид натрия, а в другую пробирку налейте воду до 1/3 ее объема. Затем осторожно прилейте к хлориду натрия столько серной кисло­ты, чтобы она лишь смочила вещество, но не выступала над его поверхностью. Сразу же закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирки в штативе.

Начинайте нагревать пробирку с хлоридом натрия и серной кислотой: сначала прогрейте всю пробирку, а затем ее нижнюю часть.

Следите за процессом выделения хлороводорода и рас­творением его в воде. Покачивайте слегка пробирку. Можно заметить, как от поверхности воды вниз опускаются струй­ки тяжелой жидкости. Объясните, с чем это связано.

Когда образование таких струек заметно уменьшится, выньте трубку из раствора и поставьте в штатив для проби­рок. Прекратите нагревание и замените пробирку с получен­ной соляной кислотой на пробирку с водой. Зачем?

Пробирку с соляной кислотой поставьте в штатив.

Изучение свойств соляной кислоты. Полученную в предыдущем опыте соляную кислоту испытай­те лакмусовой бумажкой (как изменится ее цвет?) и разлей­те жидкость поровну в четыре пробирки.

Пробирки разместите в штативе и в каждую из них до­бавьте: а) магний, б) оксид магния, в) раствор гидроксида кальция (предварительно добавив в его раствор одну-две капли фенолфталеина), г) раствор нитрата серебра (одну каплю). По­чему эту реакцию называют качественной? Внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в растворах.

Опишите проделанные вами опыты, используя рисунки, поясняющие их. Напишите уравнения соответствующих хи­мических реакций, сделайте вывод.


Практическое занятие № 9. (Без инструкции)

решение эксперимен­тальных ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ГАЛОГЕНЫ»

На практическом занятии вы должны: 1) провести хими­ческие реакции, характеризующие свойства соединений галогенов, 2) экспериментально осуществить цепочки превра­щений веществ, 3) распознать неизвестное вещество.

Оборудование. Штатив с пробирками.

Вещества. Магний (лента), цинк (гранулы), оксид маг­ния, оксид меди (II), оксид кальция, 10%-ные растворы гидроксида натрия, гидроксида калия, гидроксида кальция, соляной кислоты, 1%-ные растворы иодида калия, иодида натрия, нитрата серебра, склянки с растворами № 1 и № 2 (содержащими бромную и хлорную воду), № 3 и №4 (содер­жащими хлорную воду и раствор соляной кислоты), № 5, № 6 и № 7 (содержащими растворы иодида калия, бромида калия и хлорида калия), растворы лакмуса, фенолфталеина, крахмала; иодкрахмальная бумажка.

Выполнение работы

Вы получаете индивидуальное задание (по усмотрению учителя), составленное из следующих экспериментальных работ.

  1. Докажите экспериментально, что выданное вам для исследования вещество — соляная кислота.

  2. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения:

иод  иодид калия  иодид серебра

  1. В двух пробирках № 1 и № 2 находятся хлорная и йодная вода. Определите, где какое вещество находится.

  2. Докажите, что выданное вам вещество — иодид натрия.

  3. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: оксид меди (II)  хлорид меди (II)  хлорид серебра

6. В двух пробирках № 3 и № 4 находятся хлорная вода и соляная кислота. Определите, где какое вещество находится.

7. Проведите реакции, характеризующие химические свойства соляной кислоты.

8. Проведите реакции, с помощью которых можно осу­ществить следующие превращения:

оксид кальция  хлорид кальция  хлорид серебра

9. Распознайте растворы следующих веществ: иодид калия, бромид калия и хлорид калия, помещенные в склянки с номерами № 5, № 6 и № 7.


Составьте отчет о выполненной работе, в котором дайте подробные пояснения к проведенным опытам и напишите уравнения химических реакций.


5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ


Темы курсовых работ (рефератов)


  1. Методика изучения определенной темы по одному из действующих альтернативных учебников.

  2. Методика учебного эксперимента по определенной теме школьного учебника.

  3. Методика решения расчетных задач по химии.

  4. Методика решения экспериментальных задач по химии.

  5. Анализ программ и учебников по химии.

  6. Дидактические игры в обучении химии.

  7. Пропедевтические курсы по химии.

  8. Элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся.

  9. Элективные курсы профильной подготовки учащихся.

  10. Химические кружки.

  11. Новые информационные средства обучения химии.

  12. Новые дидактические средства обучения химии.

  13. Межпредметные связи в обучении химии.

  14. Организация внеклассной работы по химии.

  15. Экологическое образование и воспитание средствами школьного учебника химии.

  16. История методики обучения химии.

  17. Тестовые технологии в обучении химии.

  18. Приемы и методы проблемного обучения химии.

  19. Развитие умственной и мыслительной деятельности учащихся при обучении химии.

  20. Занимательность в обучении химии.

  21. Методика учета и контроля знаний, умений и навыков учащихся.

  22. Свободная тема.


В соответствии с рабочей программой темы рефератов (курсовых работ) студенты выбирают на первых практических занятиях. По данным индивидуальным темам студенты выполняют в течение трех семестров задания, определенные программой. В итоге формируется реферат или курсовая работа. Наиболее типичный план работы:

1. Название темы. (Методика изучения отдельной темы курса химии средней школы).

2. Современные представления химической науки по теме.

3. Место данной темы в курсе химии средней школы.

4. Значение темы:

- для формирования знаний и умений учащихся по химии;

- для воспитания учащихся;

- для развития учащихся.

5. Основные понятия темы. Терминологический словарь основных химических понятий темы.

6. Межпредметные и внутрикурсовые связи.

7. Тематический поурочный план.

8. Эксперимент (описание 8-15 опытов по теме).

9. Расчетные задачи (5 задач).

10. Конспект одного урока с использованием современных педагогических технологий, средств и приемов обучения.

11.Конспект внеклассного мероприятия по теме.

12. Контрольная (практическая) работа или иная форма итогового занятия по теме в школе.

14. Использованная литература (авторы, название работы, издательство, год, страницы).


Приложение к лекции 5.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМетодика решения экспериментальных задач по физике 2010год
Виды экспериментальных задач. Домашняя лабораторная работа как один из видов экспериментальной работы учащихся
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМетодика решения задач по теме: «газы. Газовые законы»
Это значит, что каждый ученик должен научиться использовать теоретические знания для решения практических задач
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconС. И. Кузнецов методика решения задач по кинематике
Методика решения задач по кинематике: учебное пособие / С. И. Кузнецов; Национальный исследовательский Томский политехнический университет....
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconТ. М. Кузьмина, моу пудинская сош, с. Пудино, Томская обл
Образовательная: подытожить знания учащихся по теме; закрепить навыки решения расчётных, качественных и экспериментальных задач по...
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМетодика решения задач и особенности оформления экзаменационных работ при решении задач С1, С3, С5

Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМетодика решения задач и особенности оформления экзаменационных работ при решении задач С1, С3, С5

Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconУчебное пособие по выполнению расчетно-проектировочных работ для студентов всех специальностей и форм обучения
В пособии даны краткие сведения из теории, необходимые для решения задач, и приводятся примеры решения задач, входящих в расчетно-проектировочные...
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы. Требования к оформлению. Содержание и последовательность решения задач
Метрология, стандартизация, сертификация. Методические указания к выполнению курсовой работы. Требования к оформлению. Содержание...
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы. Требования к оформлению. Содержание и последовательность решения задач
Метрология, стандартизация, сертификация. Методические указания к выполнению
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения экспериментальных задач. Методика решения расчетных задач. Профильное обучение. Элективные курсы. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды» iconМоу «Сумпосадская сош» Протокол №3 от 29 января 2010г. Публичный доклад
«Способы решения расчётных и экспериментальных задач по химии» (рук. Л. А. Слесарчук)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница