План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация»




Скачать 128.55 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация»
Дата05.11.2012
Размер128.55 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме « Электролитическая диссоциация».





ФИО

Огурцова Ольга Витальевна



Место работы

МБОУ СОШ № 8 г. Кусы, Челябинской области



Должность

Учитель



Предмет

Химия



Класс

8



Тема и номер урока в теме

Электролитическая диссоциация. Урок №52.



Базовый учебник

О.С.Габриелян,учебник для ОУ «Химия-8.

М., «Дрофа», 2009г

.

  1. Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах.

  2. Задачи:

Обучающая: раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах

Развивающая - способствовать развитию: а) умений ставить перед собой задачи и добиваться их решения; б) навыков работы с текстом; в) творческих и аналитических способностей;

Воспитательная - создать условия для воспитания культуры общения, совместной работы по выполнению поставленной задачи, развивать речевые навыки, наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого.

  1. Основной метод: поисковая беседа.

  2. Тип урока: введение нового материала

12.Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

13.Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, прибор для демонстрации электропроводности, таблица растворимости.
14.Реактивы: хлорид натрия кристаллический, в растворе, сахар кристаллический, в растворе, дистиллированная вода.

15. Метапредметные связи на уроке: атом, строение атома, электрический ток в электролитах (физика).

16.Компетенции учащихся. Знать определение понятий: степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты, основные положения ТЭД; определение кислот, солей,оснований в свете ТЭД.

14.Структура и ход урока:

Этапы урока:


Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

I. Организационный момент.

1

Беседа с учащимися, тест

II. Актуализация знаний.

5




III. Демонстрационный эксперимент

10

Проведение демонстрационного эксперимента и его обсуждение

IV. Изучение нового материала

12

Сообщение учителя и использованием интерактивных моделей

V. Закрепление нового материала

10

Работа с тестами: третий лишний

VI. Обобщение знаний. Формирование умений и навыков.

6

Краткий опрос учащихся по новому материалу

VII. Домашнее задание

1

Комментарии учителя по домашнему заданию



Технологическая карта урока введения нового материала по теме

«ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ»




Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент




Определение целей и задач урока

Запись темы урока в рабочие тетради.

1

2

Актуализация

знаний

Слайд 2



Учитель предлагает вспомнить

определения ионной, ковалентной полярной и неполярной связи, типы кристаллических решеток. Далее проводится тест.

Тест. (слайд 2)

  1. Выберите вещество с ковалентной неполярной связью:

А) NaCl; б) О2; в) AlCl3; г) H2O

2. Выберите вещество с ионной связью:

А) BaCl2; б) Н2; в) Mg; г) СН4

3. Выберите вещество с ковалентной полярной связью:

А) KF; б) Br2; в)Na2S; г) NH3

4. Какой тип кристаллической решётки у воды:

А) ионная;

Б) атомная;

В) молекулярная;

Г) металлическая

5. Твёрдость, высокая температура плавления, хорошая растворимость в воде характерна для веществ с кристаллической решеткой:

А) ионной;

Б) атомной;

В) молекулярной;

Г) металлической

устно отвечают на поставленные вопросы


работают с заданиями теста в тетрадях, проводят самопроверку и оценивают свою работу.

5

3

Демонсрационный эксперимент



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_02.wmv






Химия- это наука о веществах и их превращениях и одним из условий протекания некоторых реакций является растворимость веществ в воде. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование физических свойств твердых веществ с ковалентной и ионной связями и их растворов.


Демонстрационный эксперимент «Электропроводность растворов и твердых веществ»)

Опыт 1. Электроды прибора для демонстрации электропроводности поочерёдно опускаем в :

    • кристаллический хлорид натрия

    • кристаллический сахар

    • дистиллированную воду

проверяем электропроводность данных веществ, подчёркивая, что вода как чистое вещество электрический ток не проводит.

То же самое делаем с растворами сахара и соли.

Опыт 2. Электроды опускаем в концентрированный раствор соли. Постепенно приливаем дистиллированную воду, наблюдая, как постепенно разгорается лампочка прибора.

Проведение демонстрационного эксперимента «Сравнение электропроводности воды и растворов соли и кислоты».


Отвечают на вопросы, делают выводы.



10

4

Изложение нового материала





строение молекулы воды (слайд 4)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_03.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4dd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm

?-Почему не проводят электрический ток твердые вещества и концентрированные растворы органических веществ?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните,

- что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц)

-А как появились заряженные частицы в растворе? (учащиеся делают свои предположения)

Раствор сахара электрический ток не проводит. Какими частицами образованы его молекулы? (атомами)

-Какой вид связи между атомами? (ковалентная).

-Почему молекулы воды не проводят электрический ток? (связь также ковалентная полярная)

-Вспомните, какие частицы образуют хлорид натрия? (ионы)

-Какой вид связи? (ионная)

-Что это за связь? (Связь между ионами за счёт электростатического притяжения)

НО МОЛЕКУЛА В ЦЕЛОМ ЭЛЕКТРОНЕЙТРАЛЬНА!!!

Почему появляется электропроводность?

Обратите внимание, что твердая соль электрический ток не проводит. Какой вывод можно сделать?.

-Почему?

Гипотеза- на ионную связь оказывают влияние молекулы воды

Вспомните, какое строение имеют молекулы воды? (слайд 4)

Н-О-Н связь ковалентная полярная. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода- положительный заряды (сслайд 5)

Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду ( слайд 6,7) Молекулы воды начинают ориентироваться вокруг ионов натрия и хлора соответствующими полюсами. Выводы учащиеся делают сами, опираясь на вопросы:

-Так почему же в твердом состоянии хлорид натрия не проводит ток?

Почему раствор хлорида натрия электропроводен?

Почему концентрированный раствор сахара диэлектрик?

Учащиеся делают выводы, заполняют третью часть таблицы.

Теперь, зная, что происходит с веществами с ионной связью при растворении, объясните результаты второго опыта (Чем больше молекул воды, тем лучше они «атакуют» растворяемое вещество и тем больше ионов появляется- лампочка разгорается сильнее.)

-Как вы думаете, какие еще условия помимо растворения разрушают ионную связь? (нагревание)

Вспомните, какое строение имеют молекулы воды? (слайд 4)

Н-О-Н связь ковалентная полярная. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода- положительный заряды (слайд 5)

Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду ( слайд 6,7)

Молекулы воды начинают ориентироваться вокруг ионов натрия и хлора соответствующими полюсами, разрушая ионные связи. Далее, молекулы воды тут же окружают освободившиеся ионы, не давая им вновь соединиться, образуя гидратантные «шубы». Появились заряженные частицы- появился электрический ток.

Теперь, зная, что происходит с веществами с ионной связью при растворении, объясните результаты второго опыта (Чем больше молекул воды, тем лучше они «атакуют» растворяемое вещество и тем больше ионов появляется- лампочка разгорается сильнее.)

-Как вы думаете, какие еще условия помимо растворения разрушают ионную связь? (нагревание).

Далее учитель формирует понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации;учит записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; говорит о роли С. Аррениуса.



Вывод: при растворении появляются заряженные частицы-ионы, т.е. ионная связь разрушается.


Выводы учащиеся делают сами, опираясь на вопросы:

-Так почему же в твердом состоянии хлорид натрия не проводит ток?

Почему раствор хлорида натрия электропроводен?

Почему концентрированный раствор сахара диэлектрик?

Учащиеся делают выводы, заполняют третью часть таблицы.


Записывают уравнения электролитической диссоциации в тетрадь

12

4

Закрепление нового

материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_04.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_36_01.swf

  1. Какой вклад в развитие теории электролитической диссоциации внес С. Аррениус.

  2. Какие вещества называются электролитами? Вещества, которые проводят электрический ток или вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток?

  3. Что называется сильными(слабыми) электролитами?

. 4.Составьте уравнения диссоциации для:

  1. фторида калия

  2. хлорида бария

  3. хлорида алюминия

  4. хлороводорода

  5. гидроксида натрия

  6. азотной кислоты



Ответ: сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации.

Ответ: вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток.


. выходят к доске по одному и выполняют задание


10

5

Обобщение знаний. Формирование умений и навыков




Задает вопрос: « Чему мы научились сегодня на уроке?»

Ученики формулируют определения основным понятиям урока и делают выводы.

6

7

Комментирование домашнего задания




Учитель проводит инструктаж домашнего задания: параграф 35, упр.2-5 (устно)

Творческое задание: составить кроссворд по теме урока.

Записывают домашнее задание в дневники.


1



Приложение к плану-конспекту урока

«Электролитическая диссоциация»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электропроводность растворов.  Прибор для определения электропроводности



Локальный автономный

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_02.wmv

2

Строение молекулы воды. Механизм электролитической диссоциации

Локальный автономный

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_03.swf

3

Электролиты, неэлектролиты

Локальный автономный

Интерактивный текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4dd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm

4

Степень электролитической диссоциации

Локальный автономный

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_04.swf


5

Уравнения электролитической диссоциации

Локальный автономный

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_36_01.swf

Похожие:

План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект урока «Электролитическая диссоциация»
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Урок №2. Электролитическая диссоциация
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconКонспект урока по теме «Электролитическая диссоциация»
Цель урока: Сформировать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», рассмотреть механизм электролитической диссоциации, роль воды в...
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconУрок-альманах на тему: «Электролитическая диссоциация»
Углубить знания учащихся по теме «Электролитическая диссоциация» на основе проведенных на уроке исследований и самостоятельному анализу...
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект урока. Электролитическая диссоциация
Мун Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Выползовская основная общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского...
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconМ: «Растворы. Растворимость веществ в воде», «Электролитическая диссоциация» 8 класс
Методическая разработка уроков по темам: «Растворы. Растворимость веществ в воде», «Электролитическая диссоциация» 8 класс
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект урока «Свержение монархии»
Тема и номер урока в теме: 1-ый урок в теме «Великая российская революция. 1917-1921гг.»
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект урока «Воздухоплавание»
Тема и номер урока в теме «Воздухоплавание» урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» №21
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект урока лесная промышленность
Тема и номер урока в теме: Лесная промышленность, 20 урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект урока
Тема и номер урока в теме «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов» №36
План-конспект урока по теме «Электролитическая диссоциация» iconПлан-конспект открытого урока по биологии в 8 классе
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница